Цели: 1
коррекционно-образовательные:
— дать детям понятие о букве Я;
— формировать навыки словоизменения глаголов;
коррекционно-развивающие:
— координировать речь с движениями;
— уточнять и расширять словарь детей;
— учить дифференцировать носовой и ротовой выдох;
— развивать звонкость голоса;
— развивать мимические мышцы;
— развивать фонематический слух;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей трудолюбие, формировать элементарные навыки ухода за цветами.
Оборудование:предметные картинки с изображением комнатных цветов или живые цветы, картинки с буквой Я, карандаши, тетради, зеркала,
наборы для составления схем, разрезные азбуки.
Занятие 39. Буква Я
Цели:
1
коррекционнообразовательные:
— дать детям понятие о букве Я;
— формировать навыки словоизменения глаголов;
коррекционноразвивающие:
— координировать речь с движениями;
— уточнять и расширять словарь детей;
— учить дифференцировать носовой и ротовой выдох;
— развивать звонкость голоса;
— развивать мимические мышцы;
— развивать фонематический слух;
коррекционновоспитательная:
— воспитывать у детей трудолюбие, формировать элементарные навыки
ухода за цветами.
Оборудование:предметные картинки с изображением комнатных цветов или
живые цветы, картинки с буквой Я, карандаши, тетради, зеркала,
наборы для составления схем, разрезные азбуки.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет профессии военных.
//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по
развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление. Движения по тексту.
Утром солнышко встает, И цветам тепло дает.
Одолела вас дремота, Шевельнуться неохота.
Раз, два, три, четыре, пять Нужно дружно всем вставать2. Развитие общей моторики.
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит —
Лепестки колышет.
Такие настоящие, веселые,
живые,
3.Развитие мелкой моторики.
Исходная позиция: стоя,
руки сложены на груди.
Руки разводят в стороны.
Плавные движения руками.
Кружатся на месте.
Братцы, братцы, где вы были?
Ладони прижимают друг
Вместе по воду ходили.
Для чего нужна водица?
Чтоб цветочку дать напиться.
4. Массаж лица:
— поглаживающие движения по массажным линиям (солнышко «ласкает»
к другу.
Пальчики расходятся.
Обратное действие.
цветы);
— постукивающие движения (капельки воды стучат по листочкам);
— поглаживающие движения (водичка с листочков скатывается на землю).
5.Развитие мимических мышц
Просыпается утром Яна, а на окне
распустился цветок!
А рядом еще несколько
нераспустившихся
Но к вечеру цветок поблек и опал.
1.Развитие артикуляционной моторики.
Радость.
Восхищение.
Огорчение.
Упражнения:
— для челюсти: боковые движения челюстью —«обезьянки»
Обезьянки прибежали, И дразнить хозяйку стали:
Вправовлево, вправовлево, Вправовлево, взадвперед,
А потом наоборот.
— для губ: губы «трубочкой», «бубликом», «улыбка»;
— для языка: язык«маляр» (гладим нёбо)Красить комнату пора, Пригласили маляра.
Красит, красит потолок, Будет очень хорошо.
7.Работа по развитию дыхания и голоса.
— «Сирень». Понюхаем цветущую сирень: вдох через нос — выдох через
нос; вдох через нос — выдох через рот.
— Голосовые упражнения: протяжно произнося звук А, спеть куплет
любой песни о цветах.
///.
Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1.
Объявление темы.
Логопед спрашивает детей: «Какое слово мы чаще всего произносим, когда
говорим о себе?»(Я.) — и сообщает, что сегодня они познакомятся с
буквой Я.
2.
Знакомство с буквой.
Всем на свете буква ЯДоложить готова:
А вы знаете, кто Я? Вы не знаете, кто Я? —
буква, Слог,И слово! (А. Шибаев)
Отыскивание буквы Я в разрезных азбуках, составление из частей (части
буквы у каждого ребенка на столе).
3.
Закрепление знаний о букве на материале слогов,
слов, предложений и текстов.
— Игра «Наоборот».
Ба — бя па — пява — вя ка — кяГа — гя фа — фяма — мя за — зя
— Буква Я пишется после мягкх согласных звуков. Какие еще буквы
пишутся после них?
— Звуковой анализ слов типа: мясо, дядя. После анализа дети составляют
данные слова из букв разрезной азбуки, печатают в тетрадях.
— Печать предложения: «Дядя ест мясо».
IV. Физкультминутка.Мы фиалочки, фиалки,
В горшочке мы растем.
Нас любят не напрасно,
Мы красочно цветем.
Дети сидят на корточках
Медленно поднимаются, руки
тянут вверх.
Ходят по кругу, взявшись
за руки.
Упражнения по развитию лексикограмматческой стороны речи.
V.
— «Угадай что это?» Стебель, лист, цветок, черенок. — Цветок.
— «Четвертый лишний» (по картинкам). Кактус, герань, незабудка,
фикус. Почему незабудка лишняя?
— Игра «А вчера?» Ответьте на вопросы по образцу. Катя поливает
кактус. А вчера? — Катя поливала кактус.
Ваня подкармливает герань. А вчера? Света пересаживает фикус. А
вчера?
Ира рыхлит землю вокруг фиалки. А вчера? Азалия стоит на
подоконнике. А вчера? И т.д.
VI. Итог занятия и оценка деятельности детей.
С какой буквой мы сегодня познакомились? После каких согласных
пишется буква Я?
Назовите комнатные растения, которые вы знаете.
VII. Домашнее задание.