Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуали¬зация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Совершенствова¬ние навыка слогового анализа и синтеза. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Профилактика нарушений письменной речи. Автоматизация пра¬вильного произношения звука [р]. Совершенствование умения петь легко, естественным голосом с динамическими оттенками, не форсируя звук, делать логические ударения.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, пев¬ческого дыхания, зрительного внимания и восприятия, артикуля¬ционной и тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопо¬нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив¬ности, ответственности. Воспитание любви и бережного отноше¬ния к природе.
Занятие 3 Пресноводные рыбы (март 3 неделя)
Коррекционнообразовательные цели.
Активизация и актуализация
словаря по теме «Пресноводные рыбы». Совершенствование навыка слогового
анализа и синтеза. Совершенствование грамматического строя речи
(образование однокоренных слов). Профилактика нарушений письменной
Автоматизация правильного произношения
речи.
Совершенствование умения петь легко,
[р].
естественным голосом с
звука
динамическими оттенками, не форсируя звук, делать логические ударения.
Коррекционноразвивающие цели. Развитие связной речи, певческого
дыхания, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной и тонкой
моторики.
Коррекционновоспитательные цели. Формирование взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска, тетрадь №1 по числу детей, контейнер
с карандашами, предметные картинки с изображениями пресноводных рыб,
игразастежка «Ерши», магнитофон, кассета с записью музыкального
сопровождения, мяч, настольный бассейн с водой, бумажные рыбки по числу
детей.
Предварительная работа. Составление плана рассказа о пресноводной
рыбе на занятии по развитию речи. Изготовление рыбок в технике оригами на
занятии по конструированию.
Пение распевки «Ерш»
(ГавришеваЛ.
Б.,
НищеваН.
В.
Логопедическиераепевки.СП6.,ДЕТСГВОПРЕСС> 2005.) на музыкальном
занятии. Разучивание потешки «Ерши», работа над общими речевыми
навыками, автоматизация произношения звука [р] на индивидуальном занятии
с логопедом.
Ход занятия1. Организационный момент. [Совершенствование навыков слогового
анализа и синтеза. Объявление темы занятия.]
Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует при
ветствие, предлагает детям пройти к стульчикам, стоящим вокруг
стола.
Логопед. Сядет тот, кто вспомнит название пресноводной рыбы, в
котором только один слог. 1й ребенок. Сом. 2й ребенок. Леш.
Логопед. Теперь сядет тот, кто вспомнит название рыбы, состоящее из
двух слогов. 3й ребенок. Форель. 4й ребенок. Щука.
Логопед. Как вы уже догадались, сегодня мы продолжим разговор о
пресноводных рыбах, то есть о рыбах, которые живут в пресной воде: в реке,
озере, пруду.
2. Рассказы о пресноводных рыбах по заранее составленному плану.
[Развитие связной речи.]
Логопед помещает на магнитную доску предметные картинки с
изображениями пресноводных рыб.
Логопед. Давайте расскажем о пресноводных рыбах по плану, который
вы составили с Любовью Ивановной. Назовите рыбу, скажите, где она обитает,
чем питается. Опишите части тела рыбы.
1й ребенок. Я расскажу о щуке. Это пресноводная рыба. Она водится
в реках. Щука — хищница, питается другой рыбой. Щука довольно крупная
рыба. У нее длинная голова, длинное туловище, сильный хвост, большие
плавники и острые зубы.
Аналогично составляют рассказы все дети. Логопед предлагает
им выбрать лучшего рассказчика. Этот ребенок получает наклейку
или стикер.
3. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики. Профилактика
нарушений письменной речи.]Логопед убирает картинки с доски, раздает детям тетради,
ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед, Откройте тетради. Каких рыб нарисовал художник?
Дети. Это сом и щука.
Логопед. Обведите и раскрасьте ту рыбу, которая вам больше
нравится. Картинки вам помогут правильно выбрать карандаши. Смотрите,
как надо раскрашивать туловище рыбы, плавники, глаза.
Логопед ставит картинки с изображениями щуки и сома на доску.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу и награждает
их наклейками на тетради.
4. Игра с мячом «Семейка слов». [Совершенствование грамматического
строя речи (образование однокоренных слов).]
Логопед приглашает детей выйти на ковер и берет в руки мяч.
Логопед. Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к
слову рыба. Как можно назвать маленькую рыбу?
1й ребенок. Рыбка.
Логопед. Как еще?
2й ребенок. Рыбешка.
Логопед. Как называют человека, который ловит рыбу?
3й ребенок. Рыболов.
Логопед. А еще как?
4й ребенок. Рыбак.
Логопед. Что делает рыбак?
1й ребенок. Рыбачит.
Логопед. Куда ходит рыбак?
2й ребенок. На рыбалку.
Логопед. Какой суп варят из рыбы?
3й ребенок. Рыбный.Логопед. Как можно назвать большую рыбу?
4й ребенок. Рыбина.
Л о г о п е д . Отлично! Вы меня удивили, подобрав столько слов из одной
семейки. Я могу гордиться вами. Логопед убирает мяч.
5. Пальчиковая гимнастика «Рыбка» (повторение. См.: Занятие 1. Тема
«Пресноводные рыбы»). [Развитие тонкой моторики. Координация речи с
движением.]
Логопед предлагает детям встать в круг и выполнить уже зна
комое упражнение.
6. Упражнение «Веселые рыбки». [Воспитание направленной воздушной
струи.]
Логопед приглашает детей к большому столу, на котором стоит
бассейн с водой (на такой высоте, чтобы детям не пришлось накло
няться). Рядом со столом в корзинке лежат бумажные рыбки.
Л о г о п е д . Возьмите своих рыбок, опустите их в бассейн. Давайте
поможем им отправиться в плавание, научим их плавать. Наберите воздуха
через нос, а потом подуйте на рыбку, вытянув губы трубочкой. Не надувайте
щеки. Не поднимайте плечи.
Рыбки должны находиться на уровне рта детей. Логопед позво
ляет детям сделать упражнение 3—5 раз, для того чтобы не спро
воцировать головокружение.
7. Пение песенки «Ерш».
[Совершенствование умения петь легко,
естественным голосом, с динамическими оттенками, не форсируя звук, делать
логические ударения.]
Логопед предлагает детям вытащить рыбок из бассейна и поло
жить их в ведерко. Он приглашает детей выйти на ковер.
Л о г о п е д . Давайте споем песенку про ерша. Старайтесь петь красиво,
правильно произносить все звуки.Логопед включает магнитофон.
Д е т и .
Ерш колючий, конопатый,
Некрасивый и горбатый.
Но ушица без ерша
Вряд ли будет хороша.
Логопед выключает магнитофон.
8. Рассказывание потешки «Ерши». [Развитие общих речевых навыков.
Автоматизация произношения звука [р].]
Л о г о п е д . А теперь давайте расскажем потешку про ершей.
Посмотрим, кто сделает это лучше всех. Нужно говорить четко,
выразительно, правильно произносить звуки. Сначала расскажем потешку все
вместе, а потом по очереди.
Д е т и .
На реке камыши,
Расплескались там ерши.
Круг постарше, круг — помладше,
Круг совсем малыши.
Дети по очереди рассказывают потешку, а потом определяют
победителя.
9. Играсоревнование «Ерши». [Развитие общих речевых навыков, тонкой
моторики, ловкости.]
Логопед предлагает детям сесть на ковер потурецки и ставит на
ковер контейнер с матерчатыми рыбками. На голове каждой рыбки
пришита пуговица, а на хвосте сделана петелька.
Л о г о п е д . Сейчас я разобью вас на две команды. Каждая команда
должна собрать свой круг ершей, пристегивая их друг к другу. Посмотрим,
чей круг будет больше.Логопед разбивает детей на две команды и считает до трех. Дети
выполняют задание, а потом определяю победителя.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям рассказать о том, чем они занима
лись.