Коррекционно-образовательные цели. Актуализация словаря по теме «Весна». Формирование целостного впечатления об изобра¬женном на картине «Грачи прилетели». Совершенствование грам¬матического строя речи. Совершенствование навыка звукового анализа (определение места звука в слове). Автоматизация пра¬вильного произношения звука [р] в предложении. Совершенство¬вание навыка составления и чтения слов.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фо¬нематических представлений, мышления, артикуляционной мо¬торики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование доброже¬лательности, самостоятельности, инициативности, ответствен¬ности. Развитие чувства справедливости. Воспитание бережного отношения к природе.
Занятие 3 Весна. Автоматизация звука Р
Коррекционнообразовательные цели. Актуализация словаря по теме
«Весна». Формирование целостного впечатления об изображенном на картине
«Грачи прилетели». Совершенствование грамматического строя речи.
Совершенствование навыка звукового анализа (определение места звука в
слове). Автоматизация правильного произношения звука [р] в предложении.
Совершенствование навыка составления и чтения слов.
Коррекционноразвивающие цели.
Развитие связной речи,
фо
нематических представлений, мышления, артикуляционной моторики.
Коррекционновоспитательные цели.
Формирование доброже
лательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Развитие
чувства справедливости. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование.
Магнитная доска, мольберт, альбом «Знакомим с
пейзажной живописью» (Знакомим с пейзажной живописью. — СПб.,
ДЕТСТВОПРЕСС, 2006.), плоскостные изображения перелетных птиц и
деревьев, карточки со слогами, «светофорчики» и пластмассовые утята по
числу детей.
Предварительная работа. Наблюдение за перелетными птицами во время
прогулки, уточнение понятия перелетные птицы, расширение словаря по
теме «Перелетные птицы». Наблюдение за весенним небом. Проведение
опытов со снегом в уголке
экспериментирования, расширение словаря прилагательных при ответе
на вопрос «Какой снег?»
Разучивание упражнения «Гуси возвращаются».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Чтение логопедом стихотворения Е.
Стюарт «Весна». Развитие речевого слуха. Объявление темы занятия.]Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие.
Дети занимают места около стульчиков, стоящих полукругом перед
мольбертом.
Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о весне. Послушайте
стихотворение о весне. Сядет тот, кто запомнит хотя бы одну примету весны
из этого стихотворения.
Весна пришла по снежному, По влажному ковру. Рассыпала
подснежники, Посеяла траву. Барсучьи семьи к сроку Из норок подняла.
Березового соку Ребятам раздала. В берлогу заглянула: — А ну вставай,
медведь! — На веточку дохнула — Пора зазеленеть! Теперь веснакрасавица
Зовет со всех концов Гусей, стрижей и аистов, Кукушек и скворцов.
Дети называют по одной примете весны и садятся. Логопед
предлагает им перечислить не названные приметы.
2. Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» и беседа
по ней. [Формирование целостного впечатления об изображенном на картине.
Развитие диалогической речи. Уточнение и активизация словаря по теме
«Весна».]
Логопед помещает на мольберт репродукцию картину «Грачи
прилетели».
Логопед. В стихотворении говорится:
«Теперь веснакрасавица Зовет со всех концов Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов».
Кто это такие? Как мы называем их?
Дети. Это перелетные птицы.
Логопед. Что вы знаете о перелетных птицах?
1й ребенок. Они улетают в теплые края осенью, а возвращаются к нам
весной.2й ребенок. Они прилетают и начинают строить гнезда, выводят
птенцов.
Логопед. Верно. Каких перелетных птиц вы видите на картине русского
художника Алексея Кондратьевича Саврасова?
3й ребенок. Это грачи.
Логопед. Что делают грачи?
4й ребенок. Они строят гнезда на березах и собираются выводить
птенцов.
Логопед. Перечислите все, что делают грачи.
1 й р е б е н о к. Летают, кричат.
2й ребенок. Строят гнезда.
3й ребенок. Носят в клювах веточки и травинки.
4й ребенок. Один грач ходит по снегу и ищет веточки.
Логопед. Верно. В грачином поселении кипит работа. Шумные грачи
строят гнезда и громко кричат: «Кра! Кра!» Они первыми вернулись к нам из
теплых стран и принесли весну на крыльях. Какие приметы весны вы видите
на картине?
Логопед организует беседу. Если ответы детей недостаточно
развернуты, он сам делает более развернутые умозаключения.
1й р е б е н о к. Небо серое, покрыто облаками, но среди облаков видны
голубые просветы.
2й ребенок. Через них пробиваются солнечные лучи
3й ребенок. Снег тает. Он стал мокрым, рыхлым, грязным.
4й ребенок. Побежали ручьи, и среди деревьев стоит вода.
Логопед. Молодцы. Вы очень хорошо рассказали об изображенном на
картине.
Логопед убирает картину с мольберта и приглашает детей за
стол.3. Упражнение «Выбери картинки».
[Совершенствование навыка
слогового анализа слов.]
Логопед раскладывает на столе картинки с изображениями
перелетных птиц, а на магнитной доске закрепляет три плоскостных
изображения деревьев.
Логопед. На березу или рядом с ней вы поместите тех птиц, в
названиях которых по одному слогу. На дуб или рядом с ним вы поместите
тех птиц, в названиях которых по два слога. На вербу или рядом с ней вы
поместите тех птиц, в названиях которых по три слога.
Дети выполняют задание.
Логопед. Какие птицы на березе и рядом с ней?
Дети. Грач, стриж, гусь.
Логопед. Какие птицы на дубе и рядом с ним?
Дети. Скворец, аист, утка.
Логопед. Какие птицы на вербе?
Дети. Ласточка, кукушка, соловей.
Логопед. Отлично! Вы правильно разместили птиц, разделив их
названия на слоги.
4.
Упражнение «Составь предложение».
[Совершенствование
грамматического строя речи.]
Логопед предлагает детям продолжить работу, убирает лишние
изображения птиц, а остальные размещает так, чтобы дети могли
составить предложения с разными предлогами.
Логопед. А теперь расскажите мне, что делают птицы.
1 й р е б е н о к. Гусь стоит под березой.
2й ребенок. Скворец летает над дубом.
3й ребенок. Кукушка сидит на ветке вербы.
4й ребенок. Утка стоит между дубом и вербой.Логопед. Великолепно! Вы просто молодцы!
Логопед убирает плоскостные изображения.
5. Подвижное упражнение «Гуси возвращаются*. [Координация речи с
движением, развитие творческого воображения.]
Гагага, гагага, Дома стаяли
снега. Гагага, гагага. Облетаем
облака. Выше! Ниже!
Вижу! Вижу!
Вот знакомая река! Над
просторами долин Развернись,
гусиный клин! — Мы вернулись!
Мы вернулись!
Бегут по кругу, взмахивая руками, как
крыльями.
Меняют направление движения.
На бегу поднимаются на носочки,
вновь опускаются.
На бегу поднимаются на носочки,
вновь опускаются.
Вновь бегут на
носочках. Меняют направление движения.
Останавливаются, встают лицом в круг,
Мы родной земли коснулись!
А. Машутис
6. Отгадывание загадок. [Развитие речевого слуха, мышления, связной
машут воображаемыми крыльями
Приседают.
речи.]
Логопед предлагает детям сесть на ковер потурецки.
Логопед. Отгадайте мои загадки о перелетных птицах и объясните, как
вы это сделали.
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик над окном
Из травы и глины.
1 й р е б е н о к. Это ласточка. Она прилетает к нам весной из теплых
стран. Свое гнездо она лепит из глины.
Логопед. Верно. А вот и вторая загадка.
Кто без нот и без свирелиЛучше всех заводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?
2й ребенок. Соловей! Он поет лучше всех. У него нежный голос.
Логопед. Очень хорошо. Слушайте третью загадку.
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его...
3й ребенок. Скворец. Скворечники часто устанавливают на шестах. А
еще скворцы — хорошие певцы.
Логопед. Правильно. И наконец, последняя загадка.
Черный, проворный,
Кричит: «Крак!»
Червякам враг.
4й ребенок. Это грач. Он черный, кричит: «Крак!» Он питается
червями.
Логопед. Замечательно. Вы не только отгадали мои загадки, но и дали
правильные объяснения.
7. Игра «Грачи». [Автоматизация правильного произношения звука [р] в
предложении.]
Логопед вновь приглашает детей за стол, помещает на магнит
ную доску плоскостное изображение вербы, кладет на стол плос
костные изображения летающих грачей, грачихи в гнезде, летящего
грача с червяком в клюве, грача, сидящего на ветке.
Логопед. Я хочу проверить, как вы умеете произносить звук [р].
Возьмите изображения птиц, найдите для них место на вербе или рядом с ней,
составьте предложения.
1 й р е б е н о к. Грач и грачиха кружатся над вербой.2й ребенок. Грачиха сидит в гнезде на вербе.
3й ребенок, Грач несет грачихе червя.
4й ребенок. Другой грач сидит на вербе.
Логопед. Чудесно! Вы составили красивые предложения и правильно
произносили звук [р].
8.
Упражнение «Веселые утята».
[Развитие фонематических
представлений (определение места звука на фоне слова).]
Логопед убирает плоскостные изображения, раздает детям
«светофорчики» и пластмассовых уточек.
Логопед. А сейчас давайте поиграем с уточками, которые тоже
вернулись к нам из теплых стран. Они помогут нам определять место звука
[ш] в словах. Если вы услышите этот звук в начале слова, уточка будет гулять
на красной полянке. Если звук [ш] будет в середине слова, уточка будет
гулять на желтой полянке. Если звук [ш] будет в конце слова, то уточка будет
гулять на зеленой полянке. Слушайте внимательно. Перышко, камыш, шум,
шумный, солнышко, малыш, шуметь.
Дети отмечают место звука в слове уточкой на «светофорчике».
Логопед оценивает их работу.
9.
Упражнение «Составь и прочитай». [Совершенствование навыка
составления и чтения слов с буквой Ш.]
Логопед помещает на магнитную доску плоскостные изображе
ния птиц и около клюва каждой птицы — карточку со слогом.
Логопед. Прочитайте слоги, которые принесли нам птицы.
Дети. Ба, шу, ши, у, ша, ка, ка, шал.
Логопед. Попробуйте составить из этих слогов слова и прочитать их.
Дети все вместе составляют слова, а потом читают их. В про
цессе работы логопед убирает с доски изображения птиц.
Дети. Шуба, уши, каша, шапка.Логопед. Молодцы! Вы отлично выполнили мое последнее задание.
Птицы вами тоже довольны. Не зря они принесли вам слоги.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед убирает карточки со слогами с доски и предлагает детям
вспомнить, чем он занимались, в какие игры играли, что им
понравилось делать. Затем логопед оценивает деятельность каждого
ребенка на занятии.