Цели:
коррекционно-образовательные:
— учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука Ш с опорой на различные виды контроля;
— формировать навыки словообразования;
— формировать адъективный словарь;
коррекционно-развивающие:
— развивать у детей дыхание и голос;
— развивать мимические мышцы;
— автоматизировать звук Ш в слогах, словах, предложениях и тексте;
— развивать звуко-буквенный анализ и синтез;
— развивать внимание и память;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей наблюдательность;
— воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование:картинки с изображением различных видов транспорта и предметные картинки, в названии которых есть звук Ш, схемы предложений, тетради, карандаши, разрезные азбуки.
Занятие 41. Звук и буква Ш
Цели:
коррекционнообразовательные:
—учить детей давать акустикоартикуляционную характеристику звука Ш
с опорой на различные виды контроля;
— формировать навыки словообразования;
— формировать
коррекционноразвивающие:
— развивать у детей дыхание и голос;
адъективный
словарь;
— развивать мимические мышцы;
—автоматизировать звук Ш в слогах, словах, предложениях и тексте;
— развивать звукобуквенный анализ и синтез;
— развивать
коррекционновоспитательная:
— воспитывать у детей наблюдательность;
внимание
и
память;
— воспитывать
у
детей
самоконтроль
за
речью.
Оборудование:картинки с изображением различных видов транспорта и
предметные картинки, в названии которых есть звук Ш, схемы предложений,
тетради, карандаши, разрезные азбуки.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто вспомнит картинки, в названии которых звук Ш находится в
начале слова.
//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по
развитию дыхания и голоса.
1.
2.
3.
Общее расслабление (см. занятие 40).
Развитие общей моторики (см. занятие 40).
Развитие мелкой моторики (см. занятие 40).4.
5.
6.
7.
Массаж лица (см. занятие 40).
Развитие мимических мышц (см. занятие 40).
Развитие артикуляционной моторики (см. занятие 40).
Работа по развитию дыхания и голоса (см. занятие 40).
///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1.Объявление темы.
Сегодня мы с вами продолжим знакомство со звуком и буквой Ш.
2.Акустикоартикуляционный
образ
звука.
Характеристика звука. Почему звук Ш согласный? Почему глухой? Какой
отличительный признак звука Ш? (Всегда твердый.)
3.Развитие фонематического слуха. Игра «Веселый поезд».
Перед детьми поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут
игрушечные пассажиры,каждый в своем вагоне. В первом те, в названии
которых заданный звук находится в начале слова, во втором — в середине
слова, в третьем — в конце.
4.Соотнесение звука с буквой.
Посмотри на букву Ш — Буква очень хороша, Потому что из нее
Можно делать Е и Ё. Дети выполняют действия с буквой Ш, вырезан
ной из плотного картона.
5.Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
Правило: в слоге ШИ слышим Ы, а пишем И.
— Игра
Ка...(ша)
Ча...(ша)
Кры...(ша)
«Договори
слово».
кало...(ши)
малы...(ши)
камы...(ши)
Гру... (ша) каранда...(ши)
— Игра «Слово заблудилось». Логопед просит детей исправить ошибки.
С
другом
мы
играли
в...
чашки
Пили чай из белой...шашки.Модница
надула...
шубы,
Не подходят ей все ... губы.
Вылезла
из
норки...шишка,
На нее упала... мышка.
— Игра «Пирамида». Слова: шапка, шина, шут.
— Составление предложения со словами шина, машина к предложенной
схеме:
I________________(У машины шина.)
— Печать предложения в тетрадях.
— Звонко, громко повтори.
Мышонку
Шептала:
Шумишь,
мама
шуршишь,
мышка,
«Шалунишка!
болтаешь!
Ты маме шить мешаешь!»
IV. Физкультминутка.
Наивысший
Нам
покажет
пилотаж
экипаж.
Со
звуком
ууу
дети
выполняют
наклоны
влево
В
Детям
поднебесье
самолет
крылышком махнет.
и вправо с вытянутыми в
стороны руками — 5—7 раз
Отдохнуло
Что же, примемся за дело.
наше
тело,
в каждую сторону.
V. Упражнения по развитию лексикограмматической стороны речи.
— Отгадывание
предметов
по
названиям
их
частей.
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы. — Грузовик.
Крылья, кабина, хвост, мотор. — Самолет. Палуба, каюта, якорь,
корма, нос. — Корабль. Вагоны, купе, электровоз. — Поезд.
— На доске картинки с изображением различных видов транспорта и
сюжетные картины с изображением автомагистрали, моря, железнойдороги
и неба. Логопед спрашивает у детей: «Какие виды транспорта вы знаете?»
Дети соотносят предметные картинки с сюжетными и объясняют:
«Машина движется по дороге — это наземный транспорт. Поезд
движется по железной дороге — это железнодорожный транспорт.
Корабль передвигается по воде — это водный транспорт» и т.д.
(грузовик, автобус, самосвал, трамвай, лодка, катер, вертолет,
аэроплан).
VI. Итог
занятия
и
оценка
деятельности
детей.
О каком звуке мы сегодня говорили? Дайте емухарактеристику.
Какие виды транспорта вы знаете?
VII. Домашнее задание.