Занятие 42. Звуки С — Ш (подготовительная группа)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: коррекционно-образовательные: — учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Ш, С с опорой на раз- личные виды контроля; — формировать номинативный словарь; коррекционно-развивающие: — автоматизировать нижнедиафрагмальноедыхание; — дифференцировать звуки Ш — С в слогах, словах, предложениях; — развивать мыслительную деятельность; — развивать фонематический слух и восприятие; — учить координировать речь и движения; коррекционно-воспитательная: — формировать у детей навыки правильного поведения на дороге. Оборудование:предметные картинки со звуками Ш, С и с изображениями различных видов транспорта, пособие к игре «Слоговой магазин», наборы для составления схем, карандаши, тетради, зеркала, схема предложения.
Иконка файла материала Занятие 42.doc
Занятие 42. Звуки С — Ш Цели: коррекционно­образовательные: — учить детей давать акустико­артикуляционную характеристику звуков Ш, С с опорой на раз­ личные виды контроля; — формировать   номинативный   словарь; коррекционно­развивающие: —автоматизировать нижнедиафрагмальноедыхание; —дифференцировать звуки Ш — С в слогах, словах, предложениях; — развивать мыслительную деятельность; — развивать фонематический слух и восприятие; — учить   координировать   речь   и   движения; коррекционно­воспитательная: — формировать у детей навыки правильного поведения на дороге. Оборудование:предметные   картинки   со   звуками   Ш,   С   и   с   изображениями различных видов транспорта, пособие к игре «Слоговой магазин», наборы для составления схем, карандаши, тетради, зеркала, схема предложения. /.       Организационный момент. Ход занятия Сядет тот, кто назовет части грузовика, корабля, самолета. //.         Развитие   обшей,   мелкой   и   артикуляционной   моторики.   Работа   по развитию дыханияи голоса, 1.Общее расслабление (см. занятие 40). 2.Развитие общей моторики (см. занятие 40). 3.Развитие мелкой моторики (см. занятие 40). 4.Массаж лица (см. занятие 40). 5.Развитие мимических мышц (см. занятие 40). 6.Развитие артикуляционной моторики.Упражнения: — для челюсти: «обезьянки» (движения челюстьюправо­влево); — для губ: «рупор»; «улыбка»; — для языка: «почистим» нижние зубки; «чашечка». 7.Работа по развитию дыхания и голоса. — «Шар». Мы   в   магазин   ходили, И шарик там купили. Будем шарик надувать, Будем шариком играть. Раздувайся, наш шар, Раздувайся, большой. И не лопайся. А он лопнул.  Воздух выходит: Ш­Ш­Ш­Ш. —   Голосовые   упражнения:   произнесение   предложения   «На   дороге шумит машина» с изменением силы голоса.       Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте. ///.   1. Объявление темы. Как   шумит   лес? Эти два звука мы будем учиться сегодня различать.  (Ш­ш­ш­ш.)Как   работает   насос?  (С­с­с­с.) 2. Акустико­артикуляционный образ звуков. Сравнительная характеристика звуков С, Ш. Звук   Ш   —   губы   вытянуты   вперед,   рупором;   кончик   языка   поднят   за верхние зубы; боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам; язык принимает форму чашечки; по середине языка идет теплая, широкая, плавная струя воздуха.Звук С — губы в улыбке; кончик языка упирается в нижние передние зубы; боковые   края   языка   плотно   прижимаются   к   верхним   коренным   зубам; по середине языка идет сильная холодная струя воздуха (если струя воздуха не кажется холодной, для сравнения произносим звук X). Звук Ш — согласный, всегда твердый, глухой , шипящий. Звук С — согласный, твердый, глухой, свистящий. 3.Развитие   фонематического   слуха. На звук Ш — хлопаем. На звук С — топаем. 4.Связь звуков и букв. На что похожа буква Ш? А буква С? Дети печатают буквы в тетрадях без демонстрации образцов. 5.Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах. — «Скажи Игра     наоборот». Ша— со Шо — со Шу — су са со су       — — —       ша шо шу сы — ши Ши — сы — Детям предлагаются карточки, разделенные посередине горизонтальной чертой.   Верхняя   половина   карточки   заполняется   картинками,   названии которых есть звук С, а нижняя — в названии которых есть звук Ш. — Звуковой   анализ   слов:  санки,   шапка,  с   выкладыванием   графической слов схемы. Печатанье     в тетрадях. — Деление слов на слоги: игра «Слоговой магазин». — Составление предложения со словами машина, автобус по схеме: Игра «Слово заблудилось».В   поле   землю   я   ...пасу, На лугах коров... пашу! Сладко   спит   в   берлоге   ...   миска, На столе с салатом... мишка! IV. Физкультминутка. «Самолет». Самолет построим сами, Движения   Понесемся   над   лесами, Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме. (А. Барто)   имитирующие Руки   в   стороны, молотком. один круг. Садятся на свои места. руками, работу   бегут V.     Упражнения   по   развитию   лексико­грамматической   стороны   речи. Игра «Кто чем управляет?» На доске картинки с изображением различных видов транспорта. Логопед показывает   картинку   и   задает   вопрос:   «Кто   управляет   автобусом?» (самолетом и т.д.) Автобусом управляет водитель. Грузовиком управляет шофер. Поездом управляет машинист. Вертолетом управляет вертолетчик. Самолетом управляет летчик. Кораблем — капитан. Мотоциклом — мотоциклист. Велосипедом — велосипедист. Ракетой — космонавт. VI. Итог     занятия   и   опенка   деятельности  детей. Дайте   характеристику   звукам   Ш,   С.   Выделите   ихотличительные особенности. О людях каких профессий мы сегодня говорили?VII. Домашнее задание.К занятию 42 (альбом 2, с. 31—32). VII/. Материал для закрепления вне занятий(тетрадь 2, с. 22; февраль, 4 неделя). Фонетические игры. 1. ­ Демонстрируются картинки: змея (звук Ш) ивода,  вытекающая из крана (звук С). Дети должны  подбирать слова с соответствующими звуками  на попеременно демонстрируемые картинки. ­ Игра «Скажи наоборот». Логопед произносит слоги различной структуры и бросает мячребенку. Ребенок ловит мяч и бросает егообратно, заменяя звук   в   слоге:   со   —  ша,   аса   — аша, ас ­аши т.д. ­ Звуковой анализ слов типа сани, шуба. Составление их схем. ­ Игра «Слоговой магазин». Слова со звуками СиШ. ­ Работа в тетрадях. Лексико­грамматические игры. 2. ­ Составить   описательную   загадку   о   каком­либо   виде   транспорта   (по выбору). ­ Игра «Подбери признак». Машина (какая?) — самолет (какой?) — .... — Игра «Почему так называются?» (образование сложных слов). Самолет (сам летает),вездеход, паровоз, пароход, самосвал, самокат. — Игра «Подбери предмет к признаку». Старый..., новый..., маленькая..., мощный...,   длинный...,   грузовой...,   трехколесный...,   быстроходный..., летящий.... — Подобрать   синонимы   к   словам:  ехать,   мчаться,   нестись,   гнать, тащиться, передвигаться. — Подобрать   антонимы   к   словам:  взлет   —   посадка,   взлетать   — приезжать — приплыть — ... . — Составить предложение из слов. Машина, мост, ехать, под.

Посмотрите также