Цели:
коррекционно-образовательные:
• учить детей давать характеристику звуков Ж, 3 в сравнительном плане;
• формировать словарь прилагательных;
коррекционно-развиваюишие;
• учить дифференцирован, туки Ж 3 в слогах, словах и предложениях;
• развивать дыхание и голос;
• расширять словарь по теме «Вес на»;
• учить координирован, речи и движениями;
• развивать фонематические процессы;
коррекционно-воспитательная:
• воспитывать отзывчивость, чувство сопережи¬вания;
• воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование: картинки, в названии которых при¬сутствуют звуки Ж, 3, сюжетная картина «Весна»,
разрезные азбуки, тетради, карандаши, наборы для составления схем, зеркала.
Занятие 44. Звуки Ж — 3
Цели:
коррекционнообразовательные:
учить детей давать характеристику звуков Ж, 3 в сравнительном плане;
формировать словарь прилагательных;
коррекционноразвиваюишие;
учить дифференцирован, туки Ж 3 в слогах, словах и предложениях;
развивать дыхание и голос;
расширять словарь по теме «Вес на»;
учить координирован, речи и движениями;
развивать фонематические процессы;
коррекционновоспитательная:
воспитывать отзывчивость, чувство сопереживания;
воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование: картинки, в названии которых присутствуют звуки Ж, 3,
сюжетная картина «Весна»,
разрезные азбуки, тетради, карандаши, наборы для составления схем, зеркала.
/ Организационный момент.
Ход занятия
Сядет тот, кто назовет слова со звуком Ж.
II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над
развитием дыхания и голоса.
1. Общее расслабление.
Дождик льет на улице — Мне нельзя
гулять.
И решил я капельки На стекле
Дети сидят на стульях в
расслабленной позе.
Руками имитируют восхождение по
считать. Капельки, капельки! Три,
четыре, пять...
Капельки, капельки, Я устал считать.
(Э. Богданова)
ступенькам.
Тихонько кладут руки на стол.2. Развитие общей моторики.
Весна, весна красная! Приди,
Дети идут по кругу, взявшись за
весна, с радостью,
руки.
С радостью, с радостью, С
великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
(Русская песенка)
Идут по кругу в обратную сторону.
Останавливаются, поднимают руки
вверх, встают на носочки.
Приседают, опускают руки.
Взявшись за руки, бегут по кругу.
3. Развитие мелкой моторики. «Живая цепочка».
Набухла речка,
набухла почка,
Живая в небе
плывет цепочка.
В рассветной сини
курлычет стая,
Весну и лето соединяя.
4. Массаж лица.
Соединяют мизинчики, безымянные
пальчики.
Соединяют средние пальцы.
Соединяют указательные пальцы.
Соединяют большие пальцы.
Светит ярко весеннее солнышко и ласкает
Поглаживание.
нам лицо.
Но ветерок еще холодный!
Постукивание подушечками пальцев.
А всетаки солнышко сильнее!
Поглаживание.
5. Развитие мимических мышц.
Нахмурить брови; закрыть правый глаз, затем левый; надуть щеки.
6.Развитие артикуляционной моторики.Упражнения:
для челюсти: удерживать рот открытым под счет до десяти;
для губ: одновременно поднять верхнюю губу наверх и опустить
нижнюю (видны нижние и верхние зубы), удержать под счет;
для языка: «чашечка»; «чистим зубки» (нижние); «лопаточка» — подуть
на пушинку.
7./ Работа по развитию дыхания и голоса.
«Трубач». Исходное положение: стоя, кисти рук сжаты в трубу, подняты
вверх — вдох, на медленном выдохе произносить в трубу: «пффф», по
окончании вдох. Повторить три раза.
Голосовые упражнения: развитие силы голоса. Произнесение предложения
«Зайца ужалила пчела» с изменением силы голоса.
///. Упражнения по развитию произношенияи обучению грамоте.
Объявление темы.
Как жужжит жук? (Жжжж.) Как звенит комарик? (Зззз.) Эти два звука мы
будем учиться различать.
Акустикоартикуляционный образ звуков.
Сравнительная характеристика звуков.
Звук Ж — губы рупором; кончик языка поднят за верхние зубы; боковые края
языка прижаты к верхним коренным зубам; язык принимает форму чашечки;
голосовые связки работают; по середине языка идет теплая воздушная струя.
Звук Ж — согласный, твердый, звонкий, шипящий.
Звук 3 — губы в улыбке; кончик языка упирается в нижние зубы; боковые
края прижимаются к верхним коренным зубам; голосовые связки работают,
посередине языка идет сильная холодная струя.
Звук 3 — согласный, твердый, звонкий, свистящий.
Развитие фонематического слуха.
На звук Ж — хлопаем. На звук 3 — топаем.
Связь звуков и букв.Найти буквы Ж и 3 в разрезных азбуках (без образца). Напечатать в тетрадях.
Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
Игра «Наоборот».
жо — зоажа — аза ужу — узу за — жаижи — изыозо — ожо и т.д.
Дети называют предметные картинки, выставленные на доске. Деля слова на
слоги.
Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру
(количество слогов). Затем в нескольких словах выделить ударные слоги.
Звуковой анализ слов коза, кимтиыкладыванием графической схемы.
Работа над деформированной фразой.
( составление предложения по схеме:
IV Физкультминутка.
Это что за зайка, Скачет на лужайке? Исключительно для нас, Он подпрыгнул
восемь раз. Восемь легких прыжков на носках.
V, Упражнения по развитию лексикограмматической стороны речи. Работа
над деформированной фразой.
Солнце, жарче, греет. Деревья, на, почки, появляются. Окном, за, тает, снег.
Солнце, на, тают, сосульки. Капель, звенит, веселая.
О каком времени года говорится в этих предложениях? Назовите весенние
месяцы.
Придумайте как можно больше слов, отвечающих на вопросы какой? какая?
какое? какие? на тему «Весна».
Снег (какой?) — рыхлый, темный, ноздреватый.
Солнце (какое?) — яркое, теплое... Небо (какое?) — ... Сосульки (какие?)
— ... Ручей (какой?) — ... Листочки (какие?) — ...
Итог занятия и оценка работы детей.
Какие звуки мы сегодня учились различать?
Дайте характеристику этим звукам.Назовите весенние месяцы.
Домашнее задание.
К занятию 44 (альбом 3, с. 2—3).
Материал для закрепления вне занятий1
(тетрадь 3, с. 2; март, 1 неделя).
Фонетические игры.
Игра «Скажи наоборот». Произносить слоги различной структуры и бросать
мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и бросает его обратно, изменяя звук в слоге:
за — жа, аза — ажа, ажа — аза и т.д.
Демонстрируются картинки: жук (звук Ж) и комар (звук 3). Дети должны
подбирать слова с соответствующими звуками на попеременно
демонстрируемые картинки.
Звуковой анализ слов типа жаба, зонт. Составление их схем.
Игра «Слоговой магазин». Слова со звуками 3, Ж.
Работа в тетрадях.
Лексикограмматические игры.
Образование существительных множественного числа именительного и родим
льного падежей. Например: лужа — лужи — луж.
Ручей — ... снег — ... проталина —
Образование существительных с уменьшительноласкательными суффиксами.
Например: ручей — ручеек, дерево — ... и т.д. Согласование прилагательных
с существительными в роде и числе. Подобрать эпитеты к словам: солнце,
небо, погода, снег, деревья, ручей, туча.
Подобрать антонимы к словам: тепло — ... , дождливо — ..., пасмурно — ...,
длинный — ..., сухой — ... и т.д.
— Составить 5—6 предложений с предлогами и определить первое
1