Цель урока. Познакомить учащихся с особенностями бумагопластики, возможностями ее применения в создании объемных творческих работ.
Ход урока. Развернутая беседа и демонстрация подготовленных наглядных материалов. Учитель рассказывает учащимся о способе работы с бумагой и применении бумагопластики в декоративном искусстве.
Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, экспозиция репродукций. Работы учащихся и педагогов. Демонстрация материалов (различных видов бумаги и картона, разнофактурной бумаги) и инструментов для работы.
«Бумагопластика даёт безграничные возможности для творческого самовыражения от декоративного назначения до высоко духовных замыслов»
Б.Г. Гагарин
Изготовление объемных поделок из бумаги получило название техники бумажной пластики. Бумагопластика – более сложный способ работы с бумагой. Особенность бумагопластики заключается в том, что поделки имеют объёмный вид. Из бумаги создаются различные двухмерные и трехмерные формы.
Занятие бумагопластикой в школе
Цель урока. Познакомить учащихся с особенностями бумагопластики, возможностями ее
применения в создании объемных творческих работ.
Ход урока. Развернутая беседа и демонстрация подготовленных наглядных материалов.
Учитель рассказывает учащимся о способе работы с бумагой и применении бумагопластики в
декоративном искусстве.
Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, экспозиция репродукций.
Работы учащихся и педагогов. Демонстрация материалов (различных видов бумаги и
картона, разнофактурной бумаги) и инструментов для работы.
«Бумагопластика даёт безграничные возможности для творческого самовыражения от
декоративного назначения до высоко духовных замыслов»
Б.Г. Гагарин
Изготовление объемных поделок из бумаги получило название техники бумажной пластики.
Бумагопластика – более сложный способ работы с бумагой. Особенность бумагопластики
заключается в том, что поделки имеют объёмный вид. Из бумаги создаются различные
двухмерные и трехмерные формы.
Конечно, сам материал бумага не может претендовать на «долгую жизнь», как дерево,
металл, пластмасса. Но красоту и изящество бумаги, ни каким материалом заменить нельзя.
У бумагопластики свой «язык», свой стиль, свои особенности.
Бумага – конструктивный, пластический материал, развивающий творчество и фантазию,
пространственное воображение и дизайнерское мышление. В бумагопластике, при его
скромной материальнотехнической основе и за кротчайшее время можно создавать
объемные вещи, изделия, поделки, образные композиции. На каждом из этапов создания
произведения творческий процесс не только не исчезает, но и усиливается. Работа,
ведущаяся от эскиза, до готового изделия сопровождается постоянным поиском не просто
образного языка, но и методов решения и представления той или иной задумки. Каждая
новая работа несет в себе процесс поиска новых форм и его исполнения. Кроме того работы,
выполненные в технике «Бумагопластика» несут в себе обилие межпредметных связей:
рисунок, живопись, скульптура, декоративно прикладное искусство, геометрия, черчение.
На начальном этапе необходимо научиться видеть в бумаге не просто плоское отображение,
а возможность создания из нее объемных форм. Начальная подготовка включает в себя
работу с бумагой, ножницами, клеем, как повторение, создание подобного, на основе того,
что показывает преподаватель. Это могут быть фигуры животных на основе простых форм –
цилиндр, конус, скручивание и подкручивание полос бумаги. Постепенно в работу
подключается момент творчества – создание своих образов на основе увиденного. Немного
позже включается работа с резаком – это выполнение разрезов, многосторонних подрезов,
для фигурного восприятия форм. Создание первой творческой работы:простые фигуры животных, людей, кукол, деревьев, зданий. Постепенно работа
усложняется в образном и техническом исполнении. Это могут быть характерные
изображения животных, людей в костюмах разных времен и народов. Композиции со
зданиями, образы городов и деревень. Различные виды цветов, создание из них букетов и
цветочных композиций. Для того, что бы создать любой из образов, необходимо не просто
знать, а очень хорошо знать определенную тему. Ее нужно увидеть не просто в объеме,
через какие то предметы, а представить, подключить весь синтез воображения и
впечатлений для раскрытия темы. В каком цвете представлен, например «город», «леди и
джентльмены» или «праздничный букет», какие предметы соответствуют символу и образу
той или иной темы, и как соединить все это в единую, правильно выстроенную композицию.Здесь необходимо подключить все свои умения и знания о рисунке, о ритме, об основах
композиции. И как все это передать в таком неожиданном материале, как бумага.
Эта сложная поисковая работа ведется в различных направлениях данной темы. И
результат получается всегда неожиданным и очень интересным. Ведь невозможно научить
всему творческому процессу. Можно лишь дать направление, показать основные моменты,
основы бумагопластики, а все остальное, необходимо додумать, дофантазировать,
изобрести. И этот творческий процесс бесконечен. Ведь каждая работа – это чтото новое,
неизведанное, создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это
индивидуальные психологические особенности, которые не зависят от умственных
способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, в особом видении мира,
своей точке зрения на окружающую действительность.
При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем удивительнее творческие
решения и способы их применения в реализации своих замыслов, чем большей
оригинальностью характеризуется творческий результат.Бумагопластика один из необходимых разделов, декоративного искусства для детей.
Обучаясь бумагопластике, можно с легкостью овладеть различными видами вырезания,
изучить коллаж, при включении в него элементов объема, что позволяет совершенствовать и
углубить навыки работы с бумагой, развивает творческие способности, помогает
пространственно мыслить, работать с формой в том или ином ее виде. Это, безусловно,
может потребоваться в ряде профессий, например: дизайнера, архитектора, где
необходимы знания о геометрических телах, фигурах, работа с чертежами, изучение
пространственных научных дисциплин.