Занятие по логике. Тема: Форма. Квадрат

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познакомить детей с геометрической фигурой квадрат. Задачи: Обучающие: Способствовать освоению детьми умения узнавать геометрические фигуры, сравнивать их, классифицировать и обобщать независимо от цвета и величины. Развивающие: Развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей; тренировать у детей внимание, память, восприятие. Побуждать детей к называнию предметов и их признаков.
Иконка файла материала конспект контрольного занятия .Квадрат.docx
Занятие по логике. Тема: Форма. Квадрат Познакомить детей с геометрической фигурой Цель: квадрат. Задачи: Обучающие: Способствовать освоению детьми умения узнавать геометрические фигуры, сравнивать их, классифицировать и обобщать независимо от цвета и величины. Развивающие: Развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей; тренировать у детей внимание, память, восприятие. Побуждать детей к называнию предметов и их признаков. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Воспитательные: Формировать у детей первоначальный интерес к познанию. Развивать у детей внимание, мыслительные операции. Воспитывать отзывчивость, желание помогать. Методические приемы: Организационная игра. Игровой (использование сюрпризных моментов). Наглядный (использование иллюстрации). Словесный указание, (напоминание, индивидуальные ответы детей). Поощрение детей. Анализ занятия. Оборудование: Демонстрационный материал: картинки гномиков, ёлочек, геометрические фигуры разного размера, цвета, формы, счетные палочки. Раздаточный материал: счетные палочки. вопросы, Ход занятия: Придумано кем – то просто и мудро, Организационная игра: При встрече здороваться: «Доброе утро!» «Доброе утро» солнцу и птицам, «Доброе утро» всем ребятишкам.-Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости. Давайте им тоже пожелаем доброго утра. -На какое занятие вы пришли? (Логика) -Что мы делаем на логике? (Учимся думать) Повторение пройденного. Ну что же, начнём думать? Отгадайте загадку: Маленький, бородатый, в колпачке с лопатой. (Гном) Почему про гнома? Потому что гномики пригласили нас к себе в гости. Но, чтобы добраться до них, мы должны выполнить задания. Вы, ребята, готовы отправиться к гномикам? Тогда пошли! По веселой по дорожке Зашагали наши ножки, В лес скорее мы пойдем И друзей с собой возьмем. Задание №1 Отгадай загадки и запомни, про что они были. В шкурке жёлтой, Кислый он, Называется ….(лимон). С хозяином дружит, Дом сторожит, Живёт под крылечком, А хвост колечком. (Собака) Вот стальная птица В небеса стремиться, А ведёт её пилот. Что за птица? (Самолёт) На грядочке зелёные, А в баночке солёные. (Огурцы) Голодна - мычит, Сыта - жуёт, Малым ребяткам Молоко даёт. (Корова) Он твердит одно: га-га!Кто обидел? Где? Когда? Никого я не боюсь! Ну, конечно, это…(гусь). В воде не тонет, Пинают – не стонет, Ударят – не плачет. Упадёт-поскачет. (Мяч) -Про что были загадки? (дети вспоминают, про что были загадки) А вот и отгадки! (Показать картинки с отгадками, среди которых лишняя картинка). -Про что загадки не было? -Про ежа! -А вы знаете загадку про ежа? Он какой? (колючий, с иголками) Значит, в загадке про ежа должно говориться про иголки: Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной, Иголок очень много, А нитки ни одной! Задание №2 «Назови одним словом» (Обобщение). Задание №3 Помоги почтальону Печкину отнести письма геометрическим фигурам. (в конвертиках рисунки с предметами круглой и треугольной формы) У Печкина велосипед уже старенький и он не успевает развезти всем письма.А вот и лес, в котором живут гномики. И теремок их за ёлками виден. Чтобы зайти оказаться в лесу, нужно открыть замок. Пальчиковая игра Цель: развитие мелкой моторики рук. Перед лесом висит замок.Кто его открыть бы мог. Постучали, покрутили, Потянули и открыли. Наконец-то мы добрались до гномиков. Гномики целыми днями трудятся, собирают драгоценные камни, приносят домой и складывают их в определённом порядке. Давайте мы с вами определим по каким признакам гномики разложили камушки. 1-й гномик разложил…(по цвету) 2-й гномик разложил…(по форме) 3-й гномик разложил…(по величине) Изучение нового. А вот 4-й гномик маленький, он что-то не правильно сделал. Найдите ошибку. Верно, в его коробочке лишняя фигура: 3 фигуры одинаковые, это треугольники, у них по 3 угла, а у четвёртой углов больше. Давайте посчитаем: 4 угла, значит эта фигура- четырёхугольник. Посмотрите, какой он красивый: все стороны и углы у него равные. Такой четырёхугольник называется КВАДРАТ. Закрепление пройденного -Какие предметы похожи на квадрат? Презентация «Что бывает квадратным» -Перед вами лежат счетные палочки. Достаньте 4 палочки одного цвета и сложите квадрат. Молодцы. Физминутка. Саша Черный «Гном» Кто живёт под потолком? Гном! У него есть борода? Да! И манишка и жилет? Нет! Как встаёт он по утрам? Сам! Кто с ним утром кофе пьёт? Кот! И давно он там живёт? Год!На как его зовут? Скрут! Он капризничает, да? Никогда! Игра «Волшебники» Дети превращают(дорисовывают)квадраты в какие-либо предметы. Пора возвращаться. По веселой по дорожке, Зашагали наши ножки, Мы домой теперь пойдем, И друзей с собой возьмем. А вот почтальону Печкину Шарик решил подарить новый велосипед. Сам его сделал! (картинка велосипеда с квадратными колёсами) Дети обсуждают, что с такими колёсами велосипед не сможет катиться. Тогда мы ему подарим вот такой велосипед! (картинки велосипеда) Итоги занятия. Спасибо гномику, благодаря ему мы узнали новую фигуру- квадрат.Маленький гномик подарил нам на прощание коробочку с разноцветными камушками. Посмотрите, на что это похоже? (на светофор) Для чего нужен светофор? На какой свет нельзя переходить дорогу? На какой можно?Мы шагаем, мы шагаем! Выше ножки поднимаем! Через камушки и кочки, Через ямки и пенечки! . По веселой по дорожке, Зашагали наши ножки, В лес скорее мы пойдем, И друзей с собой возьмем. Мы шагаем друг за другом Лесом и зелёным лугом, Крылья пёстрые мелькают, В поле бабочки летают.2015       Интегрирование образовательных областей:  « Познание», « Коммуникация», « Музыка».   Виды деятельности детей: познавательно – исследовательская, социально – коммуникативная,  музыкально – хореографическая.   Цели:  1. Развитие логического мышления детей: формирование, и совершенствование навыков  группирования, сравнения объектов по форме и величине, противопоставления, чередования  элементов множества, закрепление знаний о числах – соседях, геометрических фигурах, умения  находить пропущенное число, ориентироваться в пространстве. 2. Развитие внимания, самостоятельности мышления, коммуникативных навыков, умения  употреблять в речи антонимы, понимать значение предлогов, включаться в общую игру, работать  в группе и индивидуально. 3. Воспитывать целеустремлённость, любознательность, активность, взаимовыручку.Планируемые результаты: Развитие и совершенствование универсальных учебных навыков  дошкольников, логического мышления, закрепление и уточнение знаний о цифрах и  геометрических фигурах, ориентировки в пространстве, воспитание активности,  любознательности, познавательного интереса.   Материалы и оборудование: мяч, картонные цветные геометрические фигуры в виде человечков,  предметы бытовые в форме круга, треугольника, прямоугольника, овала, квадрата, карточки для  индивидуальной работы                  ( используются в игре « Найди лишний предмет», карта  сказочная географическая, фигуры на магнитах для игры « Продолжи бусы»                              ( чередование предметов разной формы и одного цвета, чередование предметов одной формы и  разного цвета, чередование предметов разной формы и разного цвета), карточки для  индивидуальной работы с числами – соседями ( два соседа известны, а число по середине  ребёнок должен найти), макет замка, две качели из конструктора, макет фонтана, ракушки,   морские камушки, фигурки животных, 6 ключей из бумаги разного размера, сундук с кладом, соки на каждого ребёнка, конфеты.    СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ:                    Вводная часть: ­ Ребята, у нас на занятии сегодня гости. Поздоровайтесь с ними.    Посмотрите, что случилось с нашей группой! Она превратилась в       волшебные острова. А в  этом сказочном конверте карта нашего путешествия. Мы отправляемся в плаванье по океану  Логики за волшебным кладом. Готовы в дорогу?   Пункт 1 « Остров вредин» ­  На этом острове особые люди – большие вредины: что им не скажешь, всё    перевернут  наоборот. Именно у них первый ключ от нашего клада. Чтобы его выиграть, следует отвечать на  мои фразы наоборот. Игра с мячом « Вредности» Дети стоят в круг, воспитатель в центре круга бросает им поочерёдно мяч с фразами, задача  дошкольника заменить фразу или слово на противоположное. Сложность задания варьируется в зависимости от уровня умственного развития ребёнка.  Например: ­ Здравствуйте! ( До свидания) ­ Наш корабль большой ( маленький) ­ Я открою дверь ( я закрою дверь) ­ Я построю дом ( я разрушу дом) ­ Добрый ( злой)­ Верх ( низ) ­ Сегодня холодно ( сегодня жарко) ­ Будем ссориться ( будем дружить) ­ Я сделаю здесь беспорядок ( я наведу здесь порядок) ­ Белый ( чёрный) ­ Зима ( лето) ­ Мы забираем ключ от клада ( мы отдаём ключ от клада)   ( жители острова отдают воспитателю ключ)  ­ Ура! Мы победили! Вот он, первый волшебный ключ! Как нам попрощаться с жителями острова  Вредин? Как будет « спасибо» и « до свидания» наоборот? ­ Пожалуйста, здравствуйте! ( делают прощальный жест рукой) На ключе нарисованы геометрические фигуры, значит, впереди Остров геометрических фигур и  новая игра!       Пункт 2  «Остров геометрических фигур». (подходят к столу с большими картонными геометрическими фигурами, сделанными в  виде  человечков, на соседнем столе предметы разных форм)   ­ Что здесь случилось? ( подносит фигуру к уху). Всё понятно: фигуры – мамы потеряли своих  деток. Их дети – это обычные предметы такой же формы.   Игра с геометрическими фигурами Поможем мамам – фигурам найти своих детей? Для этого нужно разложить предметы к фигурам  такой же формы. Дети раскладывают: К кругу – диск, круглую салфетку, круглое блюдо. К прямоугольнику­ тетрадь, линейку, картину, открытку. К треугольнику – косынку, аппликацию « узор на треугольнике», треугольную линейку,  инструмент угольник. К квадрату – бумажную салфетку, коробку от диска, квадратный блокнот.К овалу – овальное зеркальце, блюдо.   ­ Геометрические фигуры довольны, назовём их всех по именам и попрощаемся. Дети: « До свидания, ( воспитатель показывает, дети называют) круг, прямоугольник,  треугольник, квадрат и овал». ­ А вот и ключ с подсказкой. Впереди логический остров.   Пункт 3 « Логический остров» ­ Недавно на остров налетел шторм, и все группы предметов перепутались. Жители логического  острова пытались навести порядок, но некоторые предметы заблудились и оказались не в своих  группах. Поможем навести порядок на острове? Игра « Найди лишний предмет» Дети занимают места за столами. Перед каждым ребёнком лежит карточка с изображением пяти предметов, один из которых не соответствует группе. Задача ребёнка найти и закрыть красным  квадратом лишний предмет. Карточки разной сложности в зависимости от уровня умственного  развития детей, ни одна группа предметов не повторяется. Пример карточки: « корова, лошадь,  медведь, свинья, собака» ( ребёнок должен закрыть медведя).   ­ Все выполнили задание, а ключ нам не дают. Поищем и исправим ошибки.     ( дети исправляют неправильно выполненные задания, помогая слабым товарищам) ­ Нам дали ключ в виде скрипичного. Значит, нас встречает Музыкальный остров.   Пункт 4 Музыкальный остров ( физминутка) Под весёлую музыку по показу воспитателя дети выполняют аэробику ( 3 мин.) ­ А вот и ключ! Какой красивый, весь в бусинках! Это подсказка: впереди остров ювелиров.   Пункт 5 « Остров ювелиров» Дети, вы знаете, кто такие ювелиры? Это мастера. Которые делают драгоценные украшения.  Сегодня им нужна наша помощь. Игра на чередование « Продолжи бусы» На магнитной доске начерчены 3 линии. На магнитах на линиях начаты бусы. Задача детей продолжить бусы, соблюдая чередование.Линия 1: треугольник, круг, овал одного цвета – чередование по форме. Линия 2: круги разного цвета 4 бусины – чередование по цвету. Линия 3 круги и треугольники разного цвета ( 4 элемента) – по цвету и форме.   Вот и новый ключ, на что он похож? Значит, впереди остров пропавших цифр.   Пункт 6 « Остров пропавших цифр» На столах разложены карточки с числами – соседями. По середине карточки пусто. Задача детей найти и вставить в кармашек пропущенную цифру. Сложность карточек разная.   ­ Молодцы, ребята, Ключ наш! На что он похож? На Замок? Впереди острив Сказочного замка!  Вперёд, к новому приключению!   Пункт 7 « Остров Сказочного замка» ( На большом столе макет замка, внутри него дворик с качелями и фонтаном, рядом фигурки  животных) ­ Чтобы заработать последний ключ, нам надо правильно разместить животных в сказочном  дворике.       Игра « Размести предметы» 1. Посади медведя на качели справа от фонтана. 2. Зайца – на качели слева. 3. Волка поставь перед фонтаном. 4. Белку нужно разместить между медведем и зайцем. 5. Ежа спрячьте за фонтаном 6 Розовые ракушки положите внутрь фонтана, а морские камушки снаружи фонтана. 7 Лису посадите в центр площадки. ­ А ключ ­ то был спрятан под фонтаном! Значит, и это задание мы выполнили правильно! Все  ключи на месте. Чтобы найти клад, следует разместить ключи в порядке убывания.Игра « Выложи предметы в порядке убывания» Дети выкладывают ключи от большего к меньшему.   ­ Готово. А вот и записка­ подсказка. Читать? Путешественникам слава и за знания почёт! Получите приз по праву! У гостей сундук вас ждёт!   Клад у наших гостей? Помогите найти его, дорогие гости! Гости находят под стульями сундук с  соком и сладостями. Дети открывают клад. ­ Вот так клад! Проголодались в путешествии, дети? Морской воздух пошёл нам на пользу. Самое  время заняться кладом! Попрощаемся с нашими гостями. ­ До свидания!