Занятие по ОДНКНР в 5 классе по теме "Православие" знакомит обучающихся с историей рождения и детства Иисуса Христа. В ходе занятия обучающиеся узнают о значении православной иконы. Во время просмотра видеоролика знакомятся с понятием "храм", значением куполов на православном храме.конспект занятия по ОДНКНР в 5 классе "Православие"
            
        
        
        
                    
                
                    Конспект урока по ОДНКНР 5 класс
Тема: Православие
Автор: учитель истории и ОСЭ 
Вдовкина Наталья ВикторовнаТема: Православие.
Цель: показать роль православной религии в истории и культуре России.
Задачи:
Предметные: описывать (на основе иллюстраций учебника, просмотра 
видеоролика, непосредственного наблюдения) культовые постройки; объяснять, 
что такое веротерпимость.
Метапредметные:  развивать мышление детей через анализ, обобщение, 
рассуждение, сравнение; обсуждать ситуации, касающиеся взаимоотношений 
между людьми, исповедующими разные религии.
Личностные:   учить   выстраивать   отношения   друг   с   другом   в   формате
общечеловеческих   нравственных   ценностей;   участвовать
 в   обсуждении
сообщений одноклассников.
Оборудование:  мультимедиа,   презентация,   аудиозапись   «Колокольный   звон»,
видеоролик   «Храм»   «Пастухи   узнают   о   рождении   Христа»,   «Детство
Христа»,сообщения учащихся.
1.Православный храм.
2.История Иисуса Христа.
3.Иконы в православном храме.
4.Монастыри.
I.Оргмомент.
 Прозвенел звонок,
План занятия:
Ход занятия:
Начался урок.
Стали ровно, тихо сели
На меня все посмотрели.
II.Актуализация ранее изученных знаний.
Игра «Верноневерно»
1.Тяжелые времена сплачивают народ.(В)
2.Государственный язык в Башкирии — башкирский.(Н)
3.Национальная одежда отражает традиции народа.(В)
4.Сближению народов способствует религиозная культура.(В)
5.Народы России исповедуют одну религию. (Н)
6.Православие, ислам, буддизм — традиционные религии. (В)
III.Изучение нового.  Разные  религии  исповедуют  народы  России, четыре  из  них  — православие,
ислам,   буддизм   —   традиционные   религии:   их   последователи   испокон   веков
живут   на   территории   нашей   страны.   Взаимоуважение   и   веротерпимость   —
основное условие сохранения мира и спокойствия в такой многонациональной и
многорелигиозной стране, какой является наша Россия.
 Послушайте аудиозапись и определите тему нашего урока.
Звучит аудиозапись «Колокольный звон»
 Где мы можем услышать подобную мелодию?
 В православном храме во время праздничного богослужения.
 Как же будет звучать тема нашего занятия?
 Православие.
Сегодня в Российской Федерации православие исповедуют большинство русских
верующих, а также марийцев, мордвы, коми, удмуртов, якутов, осетин.
 Работать на уроке мы будем по следующему плану:
Слайд 1
1.Православный храм.
2.История Иисуса Христа.
3.Иконы в православном храме.
4.Монастыри.
Слайд 2
1.Православный храм.
На уроке мы с вами совершим виртуальное путешествие в православный храм.
(Учащиеся рассматривают собор князя Игоря)
Для чего люди ходят в храм?
 Чтобы в молитвах обращаться к Богу.
(Записывают в тетрадь понятие православный храм)
 Для чего еще посещают храм?
 В храме совершаются обряды крещения и венчания, причастия.
Слайд 46
Просмотр видеоролика «Храм»
*Обсуждение просмотренного видеоролика:
 Сколько куполов украшает храмы?
 Какого цвета бывают купола?
2.История Иисуса Христа.
     Православные   люди   верят   в   Иисуса   Христа,   Сына   Божия.   Земную   жизнь
Иисуса Христа излагают четыре Евангелия.
Просмотр видеоролика «Пастухи узнают о рождении Иисуса Христа»,
«Детство Иисуса Христа»
 Как пастухи узнали о рождении Христа?
 Какие качества проявлял Иисус Христос с ранних лет?Слайд 7
 Чему учил Иисус Христос в своих притчах?
 В притчах говорилось о необходимость следовать правилам нравственности.
3.Иконы в православном храме.
Работа с текстом учебника стр.7374
4.Монастыри.
В чем различие картины от иконы?
Физминутка 
Слайд 89
Слайд 1011
Сообщения  учащихся:
Ферапонтов монастырь
ТроицеСергиева лавра
  Какое значение имело то, что монахи были грамотными людьми?
IV. Подведение итогов:
  О чем сегодня мы говорили на занятии?
 Что было для вас новым?
 Что на вас произвело впечатление?
 О чем вам хотелось бы поделиться дома из того, что вы сегодня узнали?
Учитель: Ребята, наш урок подошел к концу, и я хочу пожелать вам духовного 
роста и всего наилучшего. Спасибо за урок!!Ферапонтов монастырь
Приложение
 
 [1].Будучи выходцем из боярского 
Историческая значимость Ферапонтова монастыря, основанного в период расширения 
политического влияния Московского великого княжества, определяются его участием в 
узловых моментах эпохи становления Русского централизованного государства и тесно 
связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV—XVII 
веках.
 
Собор Рождества    Богородицы и шатровая церковь. Вид с востока.
Монастырь был основан в 1398 году святым Ферапонтом
рода Поскочиных, Ферапонт постригся в монахи в московском Симонове монастыре, пришёл 
на Север вместе со своим другом и сподвижником святым Кириллом Белозерским, но не 
остался с ним на Сиверском озере, основав в 15 км от КириллоБелозерского монастыря свою
обитель. Так же как и Кирилл, Ферапонт недолго оставался в одиночестве. Число иноков 
росло, они строили себе кельи, в 1409 году возвели деревянную церковь Рождества 
Богоматери, а немного позже — трапезную[2]:156. Благодаря деятельности ученика Кирилла 
Белозерского преп. Мартиниана Белозерского, по просьбе братии ставшего игуменом 
монастыря[3], Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность. Наряду с Кирилло
Белозерским монастырём он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих 
представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван 
IV и другие), из его стен на рубеже XV—XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, 
активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и 
Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ 
Суздальский Ферапонт.
В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет 
церковной власти в государстве (митрополит СпиридонСавва, патриарх Никон). Здесь 
работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, 
иконописец Дионисий. Пострижеником монастыря был преподобный Кассиан Грек, 
прибывший в Россию в составе свиты Софии Палеолог.
Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуютсохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего 
Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. 
Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, 
Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и 
других. Здесь же упоминаются епископы Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, 
Новгородские.
С обретением мощей преп. Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание
к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов.
Ферапонтов монастырь был богатейшим вотчинником Белозерья. Ему в начале XVII в. 
принадлежали несколько сёл, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.
Ансамбль   Ферапонтова   монастыря   уникален   по   красоте,   подлинности,   согласованности
архитектурных   деталей   разных   столетий,   объединяющих   его   в   единое   целое.   Идея
ансамбля — раскрытие в архитектурных и живописных образах темы Боговоплощения.
Особую значимость для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. 
Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями 
с 6 августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося 
представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV—XVI веков
оо
ео
ао
ТроицеСергиева Лавра
оо
ео
 
  (в   церковной   литературе   обычно  СвятоТр ицкая   С ргиева
Тр ицеС ргиева   л вра
Л враао
) — крупнейший мужской монастырь  Русской православной церкви  с многовековой
историей. Расположен в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончурее.
Имеет   статус  ставропигиального
 [1].   Крупнейший   центр   образовательной   и   издательской
деятельности   Русской   православной   церкви[2].   Место   нахождения  Московской   духовной
академии.   В  СвятоТроицком  соборе   лавры   находятся  мощи  основателя   монастыря,
преподобного Сергия Радонежского.
Датой основания СвятоТроицкой пустыни принято считать поселение преподобного Сергия 
Радонежского на холме Маковец (70 км к северовостоку от Москвы) в 1337 году
 [3]. После 
нескольких лет одинокого подвижничества преподобного Сергия, на Маковец пришли новые 
насельники и пустынь превратилась в особножительный монастырь. Ряд историков считает, 
что это произошло в начале 1340х годов[3], а более точно в 1342 году
 [4]. Спустя 1015 лет 
(по другим исследованиям 2030 лет[4]) в монастыре Сергием был введен общежительный 
устав.
 
 
Современная жизнь обители
Братия Лавры насчитывает около 200 монахов[107]. В их числе духовник Лавры архимандрит
Кирилл (Павлов).
Наместник Лавры — с 30 ноября 1988 года Феогност (Гузиков), ныне архиепископ Сергиево
Посадский, викарий Московской епархии, назначенный Указом священноархимандрита 
Лавры Патриарха Пимена (Извекова) и сменивший архимандрита Алексия (Кутепова). 
Согласно Уставу Русской православной церкви, священноархимандритом ТроицеСергиевой 
Лавры является Патриарх Московский и всея Руси.[108]
Коллегиальный орган управления — Духовный собор Лавры (с 1897).
В монастыре также действует православное издательство (Патриарший издательско
полиграфический центр СвятоТроицкой Сергиевой Лавры) и паломнический центр,регулярно проводятся экскурсии для посетителей.