Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация
Оценка 4.7

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Оценка 4.7
Разработки уроков +1
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
28.10.2019
Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация
Методические рекомендации содержат информацию по организации обучения детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста основам художественной лепки из пластилина. Есть теоретическая информация о пластилине как скульптурном материале, описание основных приёмов и способов лепки, а также практические рекомендации по оборудованию рабочего места, необходимым материалам и инструментам, перечень дидактических материалов и другая полезная тематическая информация для педагогов дополнительного образования.
Методические рекомендации.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества «Кировский» Студия лепки «Пластилиновый домик» Занятия по лепке в системе дополнительного образования Методическая рекомендация Автор­составитель: Хозяйкин Дмитрий Иванович, педагог дополнительного образования Новосибирск 2019 СОДЕРЖАНИЕ Введение ……………………………………………………………………………3 1. Пластилин: немного истории ………………………………………………….4 2. Оборудование рабочего места. Материалы и инструменты для лепки …...5 3. Виды лепки ……………………………………………………………………...7 4. Основные приёмы и способы лепки …………………………………………..7 5. Основные фигуры (базовые, производные, сложные) ………………………8 6. Основные принципы работы с цветом ………………………………………10 7. Дидактические материалы ……………………………………………………10 8. Материалы для оформления информационного стенда ……………………10 Рекомендуемая литература ………………………………………………………12 Приложения ……………………………………………………………………….13 2 Методические   рекомендации   содержат   теоретические   материалы   и практические рекомендации по подготовке и проведению занятий по лепке для детей   дошкольного,   младшего   и   среднего   школьного   возраста,   а   также информацию, которую можно применить при оформлении учебного кабинета. Издание   будет   полезно   воспитателям,   учителям   начальных   классов, педагогам дополнительного образования. Знакомство детей со скульптурой как с одним из самых древних видов искусства   и   обучение   их   основам   лепки,   работы   с   пластическими скульптурными материалами никогда не потеряет своей актуальности. Развитие детских способностей и дарований – одна из важнейших задач современного общества. Вовлечение детей в творческий процесс, знакомство их с разными художественными материалами, обучение основам лепки – значительный этап на пути решения поставленной задачи. Маленький ребёнок, подрастая, знакомится с   материалами   для   творчества,   и   едва   ли   не   первым   таким   материалом становится детский цветной пластилин.  Работа с пластилином – это один из первых шагов на пути формирования у ребёнка художественно­эстетического восприятия окружающего мира. Задача преподавателя ­ помочь юному художнику пройти этот путь с максимальным результатом, дать такие знания и умения, которые помогут ребёнку создавать удивительные   работы   и   получать   удовольствие   и   от   процесса   творческой деятельности. Занятия   художественной   лепкой   позволяют   решить   широкий   круг развивающих, образовательных и воспитательных задач. В творческом процессе дети овладевают особой техникой работы с пластичным материалом, знакомятся с   основами   плоскостного   и   объёмного   изображения   предметов,   научаются воспринимать мир как единое целое и в то же время видеть его составные части, детализировать и находить чёткую взаимосвязь между этими частями. Во время занятий   проявляются   таланты   и   реализуются   творческие   способности   детей, развиваются познавательный интерес, пространственное и образное мышление. Кроме   того,   занятия   способствуют   формированию   у   детей   особого, внимательного и уважительного, отношения к труду, так как требуют большой усидчивости и сосредоточенности. Ребёнок, вовлечённый в творческий процесс, учится   решать   поставленные   задачи,   идти   к   намеченной   цели   и   достигать результата.  3 Очень важно, чтобы занятия по предмету были построены по принципу постепенного   усложнения   учебного   материала.   Это   даёт   возможность качественно усваивать теоретическую базу и развивать  практические навыки. Также необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. Повысить заинтересованность   детей   в   процессе   и   результатах   их   творчества   помогает использование   наглядных   пособий,   других   дидактических   материалов.   Также важно научить детей общаться в коллективе, взаимодействовать друг с другом  в процессе   творческой   деятельности,   этому   способствует   коллективное творчество. Программа по обучению лепке призвана решать целый комплекс задач, среди   которых   можно   выделить   задачи   образовательного,   развивающего   и воспитательного характера. Предметные   задачи   имеют   целью   познакомить   ребят   с   предметом,   с основными   понятиями,   применяемыми   в   теории   и   на   практике,   чтобы   в результате     научить   их   грамотной,   вдумчивой   работе   со   скульптурными материалами. Решение   метапредметных   задач   способствует   расширению   общего кругозора   обучающихся,   выявлению   их   творческих   способностей,   развитию объёмно­пространственного мышления и сенсорного восприятия окружающего мира. Блок   воспитательных   задач   имеет   важное   значение   в   формировании личности   обучающегося.   Их   решение   имеет   целью     повысить   потребность   в саморазвитии,  помочь  формированию  эстетического   вкуса  юного  скульптора. Так   же   воспитываются   ответственное   отношение   ребёнка   к   своей   работе,   к результатам своего труда и труда своих товарищей.  Пластилин: немного истории Что же такое пластилин? Как   пишет   Википедия,   «пластил нии  (итал. plastilina,   от др.­ греч. πλαστός ­   лепной) ­   материал   для лепки.   Ранее   изготавливался   из очищенного   и   размельченного   порошка глины с   добавлением воска, животных жиров и других веществ, препятствующих высыханию. В настоящее время при производстве   пластилина  используют  также  высокомолекулярный  полиэтилен (ВМПЭ),   поливинилхлорид   (ПВХ),   каучуки   и   другие   высокотехнологичные материалы. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов   для   скульптурных   работ,   небольших моделей,   произведений   малых форм». В интернет­источниках и в печатных изданиях можно найти достаточно информации о создании пластилина. Она порой несколько  разнится, но всё же можно   выделить   основную   версию,   согласно   которой   возникновение   и 4 распространение пластилина как скульптурного материала произошло в конце XIX века.  Первый патент на изобретение пластилина был выдан немцу Францу Колбу в 1880 году. Пластическая масса называлась пластилином, и сегодня её можно найти под торговым названием «Мюнхенский художественный пластилин».  Второй патент на почти такой же состав в 1899 году получил англичанин Вильям Харбутт. Его изобретение носило название «пластицин», и именно с него начинается  официальный  отсчёт  истории развития пластилина  как  материала для лепки. Новый материал был гораздо удобнее   глины – он не высыхал так быстро,   был   нетоксичным   и   чрезвычайно   податливым.   Благодаря   своим отличным   качествам,   он   очень   быстро   получил   признание   и   стал   широко использоваться в качестве одного из основных скульптурных материалов. И сегодня пластилин любят не только дети. Его используют скульпторы в качестве   эскизного   материала   и   для   изготовления   мелкой   пластики.   Им пользуются дизайнеры (для создания, к примеру, моделей автомобилей). Его в качестве материала освоили мультипликаторы. Пластилин   был   и   остаётся   уникальным   материалом   для   творчества   и развития.   Чем   же   он   так   хорошо   и   почему   так   нравится   маленьким скульпторам? 1. Пластилин ­ это достаточно мягкий и податливый материал, который быстро   нагревается   от   тепла   человеческих   рук,   что   позволяет   заниматься лепкой даже с самыми маленькими детьми.  2.   Пластилин   имеет   разные   цвета.   Именно   разноцветность   делает   его особенно привлекательным для детей, ведь чем ярче и разнообразнее цветовая гамма, тем шире фантазия ребёнка и интереснее конечный результат. 3. Пластилин отлично сохраняет форму, поэтому изделия из него хорошо хранятся и могут долго радовать и своего создателя, и его близких. 4.   Пластилин   не   высыхает   на   воздухе.   Это   ценнейшее   качество     даёт возможность юному скульптору с течением времени продолжать работать над своим   произведением   ­   переделывать   полностью   или   же   дополнять   новыми деталями. 5.   Пластилин   способствует   гармоничному   развитию   ­   и   это,   пожалуй, главное качество, благодаря которому он по праву занимает одно из ведущих мест в системе творческого воспитания ребёнка. Дети не просто учатся работать с   материалом   –   с   его   помощью   они   развивают   способность   видеть   красоту, чувствовать   взаимосвязи   и   гармонию   окружающего   мира,   фантазировать   и своими   руками   воплощать   фантазии   в   жизнь.   Всё   это   даёт   прекрасную возможность творческого развития, которое так необходимо каждому ребёнку. Оборудование рабочего места.  Материалы и инструменты для лепки 5 Для занятий лепкой в кабинете для каждого обучающегося должно быть оборудовано индивидуальное рабочее место. Место предусматривает наличие стола для лепки с горизонтальной рабочей  поверхностью. Обязательно наличие хорошего освещения, источник света должен располагаться так, чтобы тень от обучающегося   не   закрывала   рабочую   поверхность.   На   столе   должна   быть дощечка для лепки и свободное место, на котором обучающийся располагает рабочие  инструменты  и  необходимые  основные и дополнительные  материалы (пластилин, стеки, альбом,  картон, ножницы, карандаши, стиральную резинку). У каждого обучающегося также должна быть салфетки для рук и для обработки рабочих инструментов. Рабочее   место   преподавателя   должно   располагаться   так,   чтобы   все обучающиеся видели его со своих рабочих мест.  Каждый обучающийся на занятии по лепке должен иметь необходимый набор материалов и инструментов. 1.   Пластилин   –   основной   рабочий   материал.   В   зависимости   от     темы занятия используют детский цветной или мягкий скульптурный пластилин. В наборе   должно   быть   от   8   до   12­ти   цветов,   отдельно   нужно   иметь дополнительный кусок пластилина белого цвета. 2. Дощечка для лепки должна быть размером не менее формата А4, может быть   как   заводского,   При самостоятельном   изготовлении   необходимо   соблюдать   требования   к   размеру дощечки и качеству её поверхности. Поверхность должна быть ровной, гладкой, по   цвету   желательно   однотонной   и   неяркой,   чтобы   не   отвлекать   внимание обучающегося от его работы.   так   и   самостоятельного   изготовления. 3.   Скульптурные   стеки.   На   первых   занятиях   это   могут   быть   обычные пластиковые стеки, идущие в наборе с пластилином, но по мере продвижения обучения   необходимо   приобрести   профессиональные   стеки.   Я   рекомендую обучающимся набор деревянных стеков определённых форм и размеров, длина которых   должна   быть   порядка   15   см,   чтобы   ребёнку   было   удобно   и   легко использовать такие стеки в работе. Дополнительно к деревянным стекам можно иметь   металлический   шпатель   (стоматологический   пломбир),   который   очень помогает в процессе декорирования изделий (приложение 1). 4. Цветной картон – необходимый материал для работы над скульптурным произведением, используется в качестве подложки, как основа для объёмных и плоскостных композиций. Обучающемуся необходимо иметь набор картонных листов   разных   цветов.   Общее   требование:   картон   должен   быть   не   тонким   и плотным.  5.   Альбомные   листы   белого   цвета   ­   для   выполнения   обучающимися эскизов своих будущих работ. 6. Простой карандаш, стиральная резинка – для выполнения эскизов.    7.   Ножницы   –   для   обрезки   картона   до   размеров,   необходимых   для создания тематической композиции. 6 8.   Другие   дополнительные   материалы   и   инструменты   в   соответствии   с программой обучения (например, деревянные  бруски, зубочистки, проволока, клей, кусачки, отвёртки, шурупы для изготовления каркаса и т.п.). 9. Чистое полотенце и салфетки для рук, салфетки для очищения стеков. При работе со скульптурными материалами и инструментами необходимо соблюдать технику безопасности. Запрещается пробовать пластилин  на вкус, закладывать  его в рот, нос, уши,  а  также   класть   в   рот   испачканные   пластилином   пальцы   и   тереть   глаза грязными руками. После   окончания   работы   необходимо   убрать   своё   рабочее   место   и тщательно вымыть руки. Необходимо   соблюдать   осторожность   при   работе,   особенно   с   колюще­ режущими   инструментами.   Категорически   запрещается   использовать инструменты   не   по   их   прямому   назначению   (например,   для   игры).   Хранить инструменты необходимо в специальной коробке для хранения. Различают предметную, сюжетную, декоративную и комплексную лепку. Предметная   лепка   –   это   вылепливание   отдельных   предметов   (фигур, Виды лепки конкретных изображений). Сюжетная   лепка   –   логическое   продолжение   предметной   лепки, представляет   собой   сюжетную   композицию,   в   которой   все   предметы взаимосвязаны и находятся в определённом взаимодействии.  Декоративная   лепка   предполагает   создание   предметов   на   тему декоративно­прикладного   искусства   (посуда,   декоративные   пласты,  народные игрушки), а также само декорирование изделий. Комплексная   лепка   –   это   комбинация   разных   способов   лепки   с   целью решения поставленных художественных задач. Основные приёмы и способы лепки Основные приёмы лепки (приложение 2). Раскатывание – кусочек пластилина необходимо зажать между ладонями или   между   ладонью   и   рабочей   поверхностью   и   придать   ему   форму   жгута прямолинейными движениями кистей рук.  Скатывание  –  кусочек  пластилина  необходимо  зажать  между ладонями или   между   ладонью   и   рабочей   поверхностью   и   придать   ему   шарообразную форму круговыми движениями кистей рук. 7 Заглаживание  – применяется для создания плавных переходов от одной детали   к   другой,   а   также   для   создания   гладких   поверхностей,   выполняется пальцами рук или стеками. Прищипывание  – соединёнными пальцами руки нужно захватить немного пластилина и немного вытянуть его, придавая нужную форму. Оттягивание – необходимо захватить кусочек пластилина пальцами руки и оттягивать его, формируя новый элемент или деталь.  Вдавливание  – это приём для передачи небольших углублений, изгибов поверхности,   выполняется   нажимом   пальцев   рук,   стеков   или   других дополнительных инструментов. Сплющивание – шарообразный кусочек пластилина необходимо пальцами рук сдавливать, пока он не приобретёт форму лепёшки. Разминание – кусочек пластилина разминают ладонями или пальцами рук до состояния лепёшки. Размазывание  –   кусочек   пластилина   нужно   пальцами   рук   размазать   по подготовленной основе. Разрезание  –   скульптурными   стеками   брусок   пластилина   разрезают   на отдельные кусочки. Соединение  –   детали   изделия   нужно   прижать   одну   к   другой,   затем аккуратно придавить и загладить места их соединения. Основные способы лепки. Наиболее   часто   применяемые   способы   лепки   из   пластилина   – конструктивный, пластичный, комбинированный, рельефный. Конструктивный   способ   предполагает   создание   образа   из   отдельных частей (как из деталей конструктора).   Пластический   или   скульптурный   способ   представляет   собой   создание изделия из целого куска пластилина, когда с помощью различных приёмов лепки (оттягивание,   прищипывание   и   т.п.)   из   него   формируют   все   мелкие   детали изделия. Комбинированный   способ   –   это   сочетание   конструктивного   и пластического способов лепки. Рельефный способ представляет собой создание объёмных изображений и композиций на плоскости. 8 Основные фигуры (базовые, производные, сложные) Базовые фигуры (приложение 3). Шар  –   создаётся   с   помощью   приёма   «скатывание»,   может   быть использована   при   лепке   как   основа   для   создания   головы,   туловища,   глаз   и других соответствующих по форме деталей изделия. Жгут  –   создаётся   с   помощью   приёма   «раскатывание»   из   кусочка пластилина до необходимой толщины, может быть использован для обозначения лап, хвоста и других частей тела животного, а также как элемент декорирования изделий. Лепёшка – создаётся с помощью приёмов «сплющивание» и «разминание», широко используется в лепке как основа для сложных композиций, а также как элемент декорирования поверхностей или же для создания отдельных частей композиции (например, листья, цветы и т.п.).  Производные фигуры (приложение 4). На основе базовых можно выполнить ряд производных фигур, которые помогают значительно расширить художественные возможности в изображении лепных произведений.   Капля – это фигура на основе шара, которую получают его прокатыванием между   ладонями   или   между   ладонью   и   рабочей   поверхностью,   усиливая давление с одной стороны. Можно использовать при создании туловища, головы, крыльев и т.п. деталей.  Конус – производное шара. Чтобы получить конус, сначала нужно сделать каплю,   затем   сделать   плоской   её   широкую   часть,   прижав   её   к   рабочей поверхности. Конус может быть использован для создания таких деталей как голова, нос, ножка гриба и т.п. Веретено – ещё одно производное шара. Принцип получения такой же, как при   создании   капли,   но   наиболее   сильное   давление   нужно   прикладывать   по концам   фигуры   с   обеих   сторон,   а   на   её   середину   давить   слабее,   чтобы   она осталась толще концов. Можно использовать при выполнении различных деталей головы и туловища, при создании пейзажных композиций (трава, кустарники и т.п.), лепного декора. Спираль – производное жгута. С одной стороны жгут можно заострить и начать сворачивание в спираль. Чем длиннее жгут, тем больше витков будет у спирали.   Спираль   можно   использовать   для   создания   раковины   улитки,   усов растений, солнца, луны и т.п. деталей и образов. Также спираль – это один из часто применяемых элементов лепного декора. Сложные фигуры (приложение 5). Сложная   спираль  –   фигура   выполняется   из   двух   жгутов,   аккуратно   и плотно   перекрученных   между   собой.   Для   придания   особой   декоративности можно использовать контрастные цвета. Сложную спираль часто применяют как 9 яркий декоративный элемент, а также для создания таких деталей, как рога, раковина улитки, стебель растения и т.п. Коса  –   фигура,   изготавливаемая   определённым   переплетением   трёх жгутов. При её создании можно использовать жгуты как одного, так и разных цветов. Коса может быть использована при создании таких деталей, как волосы, элементы растений, декор.  Рулет  – выполняется на основе лепёшек. Для придания декоративности лучше   использовать   лепёшки   ярких   контрастных   цветов.   В   рулет   можно завернуть 2, 3 или более лепёшек в зависимости от задуманной работы. Лепёшки накладывают одну на другую, сворачивают в рулет, дают около 10 минут на остывание, затем стеком аккуратно нарезают на ломтики необходимой толщины. Используют для создания элементов пейзажа, деталей оперения птиц и т.п., а также в качестве лепного декора.  Основные принципы работы с цветом Палитра смешивания кусочков цветного пластилина схожа с таковой при смешивании   красок.   В   работе   с   цветным   пластилином   обучающиеся   могут пользоваться такой палитрой как памяткой (приложение 3). Не рекомендуется смешивать в один кусок больше 2­3­х цветов, это может негативно отразиться на чистоте получаемого цвета и его яркости. Перемешивание   даёт   возможность   получить   сложные   и   интересные оттенки   цвета.   Добавление   чёрного   цвета   может   придать   конечному   цвету больше   насыщенности.   Добавление   белого   цвета   даёт   эффект   разбеливания, помогает получать пастельные тона. Дидактические материалы В работе педагога на занятиях по обучению лепке большое значение имеет использование различных дидактических материалов. 1.   Наглядные   пособия:   тематические   фотографии,   репродукции   к каждому занятию. Состав тематических подборок в пределах задания может обновляться, изменяться на  усмотрение преподавателя. 2.   Природные   материалы,   используемые   в   качестве   натуры   для   лепки (листья трав, кустарников, деревьев – простой и сложной форм, симметричные и асимметричные, разных цветов). 3. Предметный скульптурный фонд, включающий в себя: ­ фигурки разных животных для лепки с натуры;  10 ­ муляжи овощей, фруктов; ­ предметы быта, кухонной утвари для составления натюрмортов; ­ отрезы тканей разного состава, фактуры и цветности; ­ тематические работы, выполненные педагогом в качестве демонстрационного материала; ­   тематические   работы   обучающихся,   выбранные   педагогом   для   наполнения скульптурного фонда.   4. Карточки обучающие, с рисунками/фотографиями  основных приёмов лепки. Материалы для оформления информационного стенда Кабинет   для   проведения   занятий   лепкой   необходимо   оборудовать настенным  стендом,  на котором будет размещаться  актуальная тематическая информация по текущим моментам обучения (например, наглядные пособия для освоения конкретной темы занятия), а также общая постоянная информация. В качестве последней можно разместить памятки для обучающихся о правилах поведения на занятиях, подготовке и уборке своего рабочего места и т.п. Пример памятки о правилах поведения в кабинете лепки   Соблюдай   тишину   во   время   занятий,   шум   отвлекает   твоих   товарищей,  Уважительно и вежливо общайся с педагогом и своими товарищами.  На перемене в кабинете не бегай и не прыгай, чтобы случайно не сломать ● педагога и тебя самого. ● ● свою работу или работу товарища. ● лежать на твоём рабочем месте. ●   Следи   за   своими   материалами   и   инструментами,   они   должны   аккуратно  Соблюдай технику безопасности при работе с материалом и инструментами. Не бери пластилин в рот.  Не три глаза грязными руками.  Вымой руки после работы с пластилином.  Не играй с инструментами – это опасно!  Бережно и с уважением относись к своему труду и труду своего товарища. ●   Пример памятки о правилах подготовки рабочего места перед занятием  Подготовь и положи на своё рабочее место все необходимые для занятия  Проверь, есть ли на твоём рабочем месте дощечка для лепки и коробка для  Заранее подготовь салфетки для рук так, чтобы во время работы их можно ● материалы и инструменты. ● инструментов. ● было легко доставать. 11 Убери свою работу с рабочего места на место для готовых работ.  Тщательно собери весь пластилин с рабочей поверхности стола и с пола.  Почисти стеком стол и дощечку для лепки, а также пол (если на нём остался Пример памятки о правилах уборки рабочего места после занятия   ● ● ● размазанный пластилин). ● ● Рабочее место должно остаться пустым и чистым. ●  Стол, стул и все рабочие инструменты тщательно протри салфеткой.  Все материалы и инструменты после занятия убери со своего рабочего места.  Тщательно вымой руки и вытри их салфеткой для рук. Рекомендуемая литература 1. Аркин Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. – М.: «Искусство»,      1990. – 399 с.: ил.  2. Боголюбов Н. С. Скульптура на занятиях в школьном кружке для учителя. –      2­е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1986. ­ 128 с.: ил. 3. Воронова О. П. Искусство скульптуры. – М.: Знание, 1981. – 112 с.: ил. 4. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми      дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2000. – 120 с.: ил.   5. Николаева А. В. Пластилиновый счёт. ­ Ростов­на­Дону: Феникс, 2015. – 78     с.: ил.  6. Поверин А. И. Гончарное дело: Энциклопедия. – М.: ХОББИТЕКА, 2016. –     160 с.: ил. 7. Сергей  Коненков. Избранные произведения: Альбом. / Авт.­сост. О. В.     Мамонтова. ­ М.: Советский художник, 1983. – 160 с.: ил. 8. Скульптура в пленэре: Альбом / Авт.­сост. Н. М. Бабурина. – М.: Изобраз.     искусство, 1980. – 127 с.: ил. 12 9. Степан Дмитриевич Эрьзя: Альбом / Авт.­сост. М. Н. Баранова. – Саранск:     Мордовское книжное издательство, 1987. ­ 240 с.: ил. 10. Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Уроки лепки из пластилина. – Ростов­на­      Дону: Феникс, 2012. – 223 с.: ил. 11. Шепелев А. М. Лепка в доме и квартире. Справ. пособ. – М.: Стройиздат,      1992. – 408 с.: ил.   Приложение 1 13 Приложение 2                                                                               14 15 Приложение 3 Шар Жгут Лепёшка 16 Приложение 4 Капля      Конус Веретено 17 Спираль Приложение 5 Сложная спираль Коса 18 Приложение 6 Рулет 19

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация

Занятия по лепке в системе дополнительного образования. Методическая рекомендация
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2019