Рабочие материалы к статье и обучающему семинару
Завуч: традиции и новации. Работа с документацией школы. Позиция начинающего специалиста (по итогам сбора современной информации).
Данная статья написана с главной целью — помочь администраторам (в первую очередь мы рассматриваем профессионального завуча) обеспечить перспективное развитие школы в системе отношений и социальных связей «Вуз-школа», «Вуз-Вуз». Статья призвана отдать дань уважения также поистине великому вовеки веков труду Учителя – наставника с заглавной буквы в самом высоком понимании этого выражения. Администрация школы и учителя обязаны создать малую группу профессионалов при подготовке к мероприятиям или большую креативную рабочую группу по разработке конференций, проектов. Сразу оговоримся: архисложно сформировать креативное независимое сообщество, если у администрации существует оглядка на одно направление в идеологии и необходимость слепо исполнять приказы вышестоящих инстанций. Поэтому рассчитываем, что наш интерес и миролюбивый настрой передаться опытным экономистам, менеджерам в образовании, будет полезна завучам, учителям. Компетентности, индивидуальный подход и аналитическая работа обеспечивают бесперебойную работу и блестящую организацию такого сложного организма, как школа. Поэтому современный завуч должен придерживаться двух целей: обеспечить профессиональный документооборот, состоящий из локальных актов, имеющих законную силу и программ, созданных для развития образовательного процесса и гарантировать сохранение нравственных устоев в школе. Для создания системы документов необходима слаженная работа с директором школы, по возможности, организация творческой рабочей группы. Данные материалы несвободны от проблем реферирования, предполагает высокий уровень самостоятельности в сборе своих собственных материалов. Позиция автора, согласно которой конкуренция в школе возможна при индивидуальном подходе, доброжелательном настрое, демократической политике, призвана настроить людей на создание рабочей команды, творческих групп. Вероятно данная работа при проверке по системе «Антиплагиат» вызовет ряд вопросов.
Формирование документальной базы работы школы для аккредитации и лицензирования — процесс, который занимает от одного до нескольких месяцев. Поэтому завуч должен знать, что талант составления документов (Устава, локальных актов школы) приходит с опытом или при обучении. Необходимо рано или поздно закончить курсы по специальности «Экономика образования», «Менеджмент образования» или «Муниципальное управление» (есть свои нюансы со сроками, возможностями прохождения курсов даже в соответствии с приказом № 761-н МО РФ).
Завуч обязан с высочайшим профессионализмом изучить следующие документы:
1. Федеральный закон об образовании Российской Федерации;
2. Региональный закон об образовании;
3. Федеральные государственные образовательные стандарты;
4. Номенклатура внутренних локальных актов школы;
5. Номенклатура дел школы.
Известно, что новый ФЗ № 273 об Образовании принят в 2012 году, а новый закон об образовании Санкт-Петербурга № 461 был утвержден в 2013 году. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга. Во многом существенные различия коснулись инновационных площадок и школьной формы.
ФГОСы 2010 года обусловили появления новых требований к построению образования. Появились понятия «универсальные учебные действия», единицы «знаний, умений, навыков» (ЗУН активно применялись в прошлом, остались традицией и сейчас), основные профессиональные компетенции.
Основной предмет данной статьи и ответственности завуча нормативные локальные акты.
Статья 30 ФЗ «Об образовании» определяет локальные акты организации
1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).
4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.
Статья 28 ФЗ «Об образовании» регламентирует создание локальных актов в соответствии с компетенцией образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;
4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;
5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;
6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;
7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
8) прием обучающихся в образовательную организацию;
9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;
10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях;
12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
14) обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся;
15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;
17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации;
18) установление требований к одежде обучающихся, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или законодательством субъектов Российской Федерации;
19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации;
20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;
21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет".
В заключении обобщим какие наиболее важные документы школы составляют «механику» работы современного завуча. Это: Устав школы, номенклатура локальных актов, номенклатура дел, инструкции, образовательные и рабочие программы, тематические планирования, договоры с Вузами и другими организациями. Выше были обозначены элементы дефиниций.
Понятие локального акта
Под локальными нормативными актами понимаются разрабатываемые и принимаемые органами управления организации (в нашем случае – образовательного учреждения) в соответствии с их компетенцией, определенной действующим законодательством Российской Федерации и учредительными документами работодателя, внутренние документы, устанавливающие нормы (правила) общего характера, предназначенные для регулирования управленческой, финансовой, хозяйственной, кадровой и иной функциональной деятельности организации.
В приложении к письму департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 №03-296 приведён примерный перечень локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
1. Устав образовательного учреждения.
2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.
3. Договор образовательного учреждения с учредителем.
4. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся.
5. Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений).
6. Положения о формах самоуправления образовательного учреждения.
7. Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей.
8. Положение о группе продленного дня ("школе полного дня").
9. Должностные инструкции работников образовательного учреждения.
10. Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей).
11. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения.
12. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг.
13. Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения.
Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, например:
14. Положение об учебном кабинете.
15. Положение об информационно-библиотечном центре.
16. Положение о культурно-досуговом центре.
17. Положение о физкультурно-оздоровительном центре.
18. Положение о работе с коррекционными классами.
19. Положение о работе с домашними детьми.
20. Положение о профсоюзной организации работников школы.
21. Гарантийное обязательство школы о защите интересов преподавательского состава без передачи дел в суд и органы управления образованием.
22. Положение педагогов о работе с коррекционными классами.
23. Положение о работе с домашними классами.
Отметим, что основными актами будут различные положения о самоуправлении и научной работе. Эти локальные акты обеспечивают лишь часть образовательного процесса. Законодатель не ограничивает организации в принятии иных локальных актов, которые обеспечат все направления деятельности субъектов образовательной среды.
Локальные акты, регулирующие трудовые отношения
Особую область отношений составляют отношения между работодателем и работниками. Для реализации прав работников, исполнения ими обязанностей, поддержания дисциплины в трудовом коллективе целесообразно разработать локальные акты.
Трудовое законодательство не содержит определения локальных нормативных актов. Однако, исходя из смысла ст. ст. 5, 8 ТК РФ, под ними понимаются внутренние нормативные документы организации. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ч.4 ст. 8 ТК РФ).
Локальные акты утверждаются работодателями (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в пределах их компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК РФ).
Такими актами регулируются отдельные виды правоотношений. В некоторых случаях необходимость утверждения локальных актов прямо предусмотрена Трудовым кодексом РФ. Например, согласно ст. 87 ТК РФ порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований Трудового кодекса РФ и иных федеральных законов. Перечисленные ниже локальные нормативные акты трудовым законодательством не предусмотрены. Их определяют коллектив и работодатель:
1. Правила внутреннего трудового распорядка
2. Положение о комиссии по трудовым спорам
3. Инструкция для молодого педагога,
4. Положение о педагогическом совете,
5. Порядок проведения собрания трудового коллектива,
6. Положение о заработной плате и премировании,
7. Правила (или порядок) предоставления отпусков, отгулов.
Основные документы, которые были описаны выше, составляют «механику» работы завуча. Традиционно это: устав школы, номенклатура локальных актов (группы локальных актов), номенклатура дел школы, инструкции, договоры с Вузами и со сторонними организациями, образовательные, рабочие программы, тематические планирования. Инструкция и договор приведены в приложениях. Они определяются ниже.
Локальным актом высшей юридической силы в организации следует признать ее устав. Устав является основополагающим документом любого образовательного учреждения, регулирующим организацию его деятельности. Устав часто называют конституцией или внутренним законом образовательного учреждения. Как отмечалось Устав регламентирует (значительно в более упрощенной форме, чем раньше) ФЗ «Об образовании» № 273 (ст. 25).
Номенклатура дел школы - это систематизированный список наименований дел, заводимых в учреждении с указанием сроков их хранения, и оформленных по установленной форме. Номенклатура дел служит для распределения и группировки исполненных документов в дела, для закрепления индексов дел, для установления сроков хранения дел, в качестве схемы построения справочной картотеки на исполненные документы и является учетным документом в архиве учреждения для дел временного хранения (до 10 лет включительно). В деле группируются документы одного делопроизводственного года. Исключение составляют переходящие дела (личные дела и личные карточки сотрудников, личные дела воспитанников, книги учета движения трудовых книжек, книги движения воспитанников), формирование которых за период нескольких лет вызывается необходимостью. Расположение документов внутри дела проводится, как правило, по хронологии.
При хронологическом порядке расположения документов постоянного срока хранения более ранние документы находятся в начале дела. Приказы и документы к ним группируются в дела в хронологической последовательности по порядковым номерам с относящимися к ним приложениями в пределах календарного года.
Документы заседаний педагогических советов группируются в одно дело: протоколы, решения и документы к ним (документы, содоклады, справки, информации и т.д.). Документы в личных делах сотрудников располагаются в следующем порядке: внутренняя опись документов, имеющихся в личном деле, заявление о приеме на работу, направление, анкета, листок по учету кадров, автобиография, копии документов об образовании, выписки из приказов о назначении, перемещении, увольнении, дополнения к личному листку по учету кадров по учету поощрений. Справки с места жительства, медицинские справки о состоянии здоровья и другие документы второстепенного значения группируются отдельно от личных дел.
Номенклатура локальных актов школы или система, классификация локальных актов—это распределение локальных актов по группам в соответствии с их предназначением. Структура и содержание локальных актов зависят от круга вопросов, в отношении которых необходимо принятие таких актов.
Условно структуру локальных актов можно разделить на следующие части:
- общие положения: перечень регулируемых вопросов; нормативные правовые акты, в соответствии с которыми локальный акт принимается; категории лиц, подпадающих под действие локального акта.
- основная часть: права и обязанности работника и работодателя, администрации, педагогического коллектива и обучающихся и их родителей; процедуры, не определенные законодательством; действия сторон, сроки, ответственность и пр.
- - заключительные положения: время вступления локального акта в силу, перечень локальных актов или отдельных положений, прекращающих действие с принятием нового акта.
- Локальные акты могут содержать приложения, касающиеся вопросов, отраженных в этих актах.
- При написании текста локального акта следует руководствоваться нормами «Унифицированной системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003» (утв. Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст).
Классификация или номенклатура локальных актов школы. По укрупненным направлениям деятельности школы правовое обеспечение управления общеобразовательным учреждением требует, как правило, принятия следующих локальных актов (см. классификации на сайтах):
1) Акты, определяющие правовой статус общеобразовательного учреждения, акты об органах самоуправления школы:
• Устав общеобразовательного учреждения;
• Положение о Совете общеобразовательного учреждения;
• Положение о Попечительском совете;
• Положение о Педагогическом совете.
2) Акты, определяющие статус структурных подразделений общеобразовательного учреждения и конкретизирующие права и обязанности участников образовательного процесса:
• Положения о структурных подразделениях;
• Правила внутреннего трудового распорядка;
• Штатное расписание;
• Должностные инструкции работников;
• Положение о порядке и условиях предоставления длительного отпуска за непрерывную педагогическую работу;
• Положение о приеме в общеобразовательное учреждение;
• Правила внутреннего распорядка для обучающихся;
• Положение о промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс;
• Положение об условиях обучения по индивидуальным учебным планам.
3) Акты, действие которых направлено на обеспечение здоровых и безопасных условий труда и учебы:
• Инструкции о мерах пожарной безопасности;
• Инструкции по безопасности для отдельных травмоопасных рабочих мест и учебных кабинетов (лабораторий, мастерских).
4) Акты, связанные с организацией и учебно-методическим обеспечением образовательного процесса:
• Положение о компоненте общеобразовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования;
• Список учебников из утвержденного федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе;
• Образовательные программы и учебные планы;
• Рабочие программы учебных курсов и дисциплин;
• Календарные учебные графики;
• Расписания занятий.
5) Акты, связанные с оплатой труда и финансово-хозяйственной деятельностью общеобразовательного учреждения:
• Положение об оплате труда и премировании работников;
• Положение о порядке предоставления дополнительных образовательных услуг;
• Положение о предпринимательской деятельности.
6) Акты, обеспечивающие правильное делопроизводство общеобразовательного учреждения:
• Номенклатура дел школы;
• Инструкция по делопроизводству.
Данный перечень не является исчерпывающим. Более того, многие из перечисленных актов не являются обязательными.
Приведенные акты отличаются не только по содержанию, но и по процедуре их принятия. Так, устав школы разрабатывается и принимается общеобразовательным учреждением, но утверждается его учредителем. Правила внутреннего трудового распорядка и ряд других локальных нормативных правовых актов принимаются с учетом мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников школы. Годовые календарные учебные графики разрабатываются и утверждаются по согласованию с органами местного самоуправления. Многие нормативные правовые локальные акты требуют регистрации в качестве дополнений к уставу школы. Подробнее о процедуре принятия (утверждения) конкретных локальных нормативных актов будет рассказано в практической части курса.
Должностная инструкция школы - это внутренний организационно-распорядительный документ, регламентирующий полномочия, ответственность и должностные обязанности работника на занимаемой должности в определенной организации.
Должностные инструкции разрабатываются руководителем или его заместителями для своих подчиненных и согласовываются с юристами (юридическим отделом). Должностная инструкция составляется в трех экземплярах на каждого работника: один экземпляр хранится в отделе кадров, второй - у руководителя отдела (подразделения), третий - у работника.
Договор о сотрудничестве школы с Вузом-это документ, регламентирующий повышение качество образования средней школы в соответствии нормами и требованиями Вуза, учитывает требования к интеграции и взаимодействию школы и Вуза. Договор имеет большое значение в профориентации и студенческой/школьной научной практике. При предлагаемой модели работы настоящему сотрудничеству уделяется главное внимание при повышения качества образования и разработки программ обучения.
Образовательная программа школы — согласно Федеральному закону № 273 года «Об образовании» комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени общего образования, высшего образования (по каждому направлению (специальности) и уровню) и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Высшие учебные заведения разрабатывают ООП в соответствии с ФГОС и обязаны ежегодно обновлять ее с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
Структура основной образовательной программы. ФГОС ступеней общего образования определяют следующую структуру основной образовательной программы:
пояснительная записка
планируемые результаты
учебный план
программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени общего образования
программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в учебный план
программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени общего образования
программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
программа коррекционной работы
система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы
план внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы
система условий реализации основной образовательной программы.
Основная образовательная программа направления подготовки (специальности) высшего профессионального образования разрабатывается по каждому направлению подготовки (специальности), уровню высшего профессионального образования, профилю (магистерской программе) с учетом формы обучения и включает в себя:
учебный план
рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся
программы учебной и производственной практик
календарный учебный график
методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.
Схожие требования предъявляются к рабочим программам, в которых компонент авторской работы ниже. Образовательные программы должны обеспечиваться литературой, убедительным учебно-методическим комплексом. Они должны предполагать использование новых технологий работы и внедрение в течение многих лет, способствование развитию организации. Аккредитация, повышение статуса происходит на основании качественных, актуальных программ.
Однако не только работа с документами дает возможности завучу изменить к лучшему жизнь школы. Своей высокой культурой, педагогическим талантом, убедительным образованием и научно-методической подготовкой, уникальными человеческими качествами: доброжелательностью, интеллигентностью, нравственностью, инициативностью, креативностью, он делает жизнь в коллективе, интересной, творческой, благожелательностью. Он — лидер после директора, советником которого он является, участвует в формировании антропологического потенциала современной школы, воспитании ответственного поколения, поднятия статуса педагогических кадров. Мы отстаиваем истину, которой уже больше 200 лет, школа состоит из цепи «школа=администрация=образование=человек». Анализируя данные элементы схемы строится концепция развития школы.
Человеческий потенциал – сложное понятие, по сути создаваемый годами очень эксклюзивный продукт, в связи с чем по-новому может быть оценена ситуация педагогики – не просто как одной из сфер профессионального мышления и деятельности, а как источника снятия ограничений на развитие.
Универсальные человеческие возможности (антропологемы) современного человеческого потенциала предполагают:
1. рефлексию и понимание
2. техники действий и коммуникаций
3. возможности интерпретации и мышления
4. способности самоопределения по отношению к культуре и социуму
5. целеполагание и социально-культурную персонификацию
6. способности организации, самоорганизации, организации знаниевых систем.
Нравственные установки и «человекосбережение» должны быть положены в основу инновационного развития школы завучем. Индивидуализм, гуманизм, профессиональную свободу, демократическое взаимодействие в коллективе, повышение мобильности и интеграционных процессов-то новое, что может дать современный завуч школе.
Заместитель директора школы должен в совершенстве владеть мастерством педагогического общения и в первую очередь быть виртуозным профессионалом в плане разрешения конфликтов. В последние годы Президент и профильные министры принимают распоряжения о финансировании новых специальностей конфликтология в ведущих вузах страны, а на местах «воз и ныне там». Средняя и высшая школа, на наш взгляд, не справляется с внутренними финансовыми и человеческими противоречиями, суды переполнены конфликтными заявлениями от директоров, завучей, родителей. Силами коллектива, подчас, такие «коллизии» (в частности, в которых оказался и автор), мирно не решаются. Профсоюзный комитет и представители интересов учителей в большинстве случаев занимают «ультроконформисткую позицию» по отношению к увольняющему работодателю и представителям органам власти, более высокой инстанции, чем школа (РОО, ИМЦ, Академия повышения квалификации педагогических работников (кадров)).
Педагогическое общение рассматривается как профессиональное общение субъекта и объекта в учебном процессе и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата (А.А. Леонтьев). Педагогическое общение можно рассматривать как «рапорт», т.е. установление близких межличностных отношений, основанных на высокой степени общности мыслей, интересов, чувств; установление доброжелательной, дружественной атмосферы между субъектом и объектом, максимально обеспечивающей эффективный процесс обучения и воспитания, интеллектуального и психического развития человека, сохраняющего индивидуальность и неповторимость личностных особенностей.
Рассматривая педагогическое общение, Я.А. Коменский видел в нем школу радости для детей и учителя. П.П. Блонский, А.В. Луначарский, С.Г. Шацкий (20-е годы) рассматривали коллективное сотрудничество как основу общения. А.С. Макаренко рассматривал общение учителя и учащихся как основанное на уважении и требовательности к воспитаннику. В.А. Сухомлинский педагогическое общение представлял как виртуозное владение словом как самым сильным источником воздействия на ум и сердце воспитанника. Он придавал особую важность сохранению детского доверия и уважения к слову учителя[1].
Педагогическое общение определяют его по-разному. Наиболее распространенный тип определений включает в себя понятие "обмена" или "передачи": передача информации от одного человека к другому, передача или сообщение мыслей и чувств, обмен мыслями и чувствами и так далее. Легко видеть: все эти определения даются, так сказать, с позиций говорящего индивида. Сознательно или бессознательно за исходную "клеточку" общения берутся два человека - говорящий и слушающий, и модель общения строится как те или иные процессы, происходящие между этими двумя людьми. При этом общение рассматривается как что-то, прибавляемое к индивидуальной деятельности, изменяющее ее, вносящее в нее элементы социальной обусловленности.
Общение - то, что обеспечивает коллективную деятельность. Но оно обеспечивает ее непрямо. Представим такую деятельность (скажем, уборку школьной территории на субботнике). Она только в том случае будет эффективной, если в ней будут четко распределены обязанности, поставлены конкретные задачи, если в самом процессе работы каждый участник субботника будет взаимодействовать с другими. Такое взаимодействие еще не общение, но оно невозможно без общения. Тот факт, что можно сначала сесть и пообщаться по поводу наилучшего взаимодействия, а потом его осуществить, как раз и показывает, что это не одно и то же: общение непосредственно обеспечивает взаимодействие, а уже это последнее - коллективную деятельность. Но и это еще не все. Ясно, конечно, что общение - при таком понимании - будет очень сильно зависеть от тех задач, которые оно призвано решать: оно будет выступать в различных социальных и социально-психологических функциях. Общение, направленное, скажем, на непосредственную координацию и организацию трудовой деятельности в коллективе, будет отличаться и по содержанию, и даже по форме от общения, направленного на социальный контроль за деятельностью индивида. Но и в том, и в другом случае будут какие-то универсальные черты, универсальные компоненты общения. Люди будут одинаково вступать в общение, поддерживать это общение, "выходить" из него, одинаково "передавать слово" собеседнику и т. д.
Таким образом, само общение тоже обслуживается процессами особого рода, не зависящими от его содержания и функции, процессами контакта. Итак, перед нами целая многоэтажная конструкция: деятельность - взаимодействие - общение -контакт. Социальность общения не только в том, что оно обслуживает коллективную деятельность. Гораздо важнее другое: общение в этом случае (да и в других) выражает или реализует общественные отношения.
Есть такие виды общения, где это особенно ясно заметно, так называемое социально ориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление). В этом случае лектор, докладчик всегда выступает как представитель общества (коллектива, социальной группы), и та задача, которую он решает, есть социальная задача. Он либо побуждает слушателей к непосредственной социальной активности, ибо объединяет их вокруг социально значимой идеи, формирует или изменяет их убеждения, систему ценностей, социальные установки и т. п., либо обеспечивает "фон" для такого социального воздействия, сообщая социально-значимую информацию, и т.д. В социально ориентированном общении непосредственно реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие. Можно сказать, что это своего рода процессы "саморегуляции" общества или какой-то его части.
Другой вид общения - групповое предметно ориентированное общение, общение, включенное в коллективный труд и непосредственно его обслуживающее, помогающее коллективу решить стоящую перед ним задачу. Здесь на первом месте производственные отношения. Задача, решаемая в предметно ориентированном общении тоже социальная; предмет и цель такого общения - организация коллективного взаимодействия в процессе труда.
Наконец, личностно ориентированное общение. Это и есть, собственно говоря, общение одного человека с другим, та самая исходная "клеточка", за которую держится большинство теоретиков общения. Но если посмотреть на нее "сверху", то легко увидеть, что такое общение может быть принципиально различным: это может быть деловое общение, нацеленное на какую-то совместную деятельность и, по сути, совпадающее с предметно ориентированным (диктальное общение), а может быть "выяснение отношений", не имеющее такой связи с деятельностью (модальное общение).
В настоящей статье показываются традиционные понятия, которыми должен владеть и уметь использовать как профессиональный рабочий инструмент, учитель—будущий завуч («какой солдат не мечтает стать генералом»).
Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения.
Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений со студентами преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им. Исследования показывают, что педагоги, акцентирующие собственное "Я", проявляют формализм в отношении к учащимся, поверхностную включаемость в ситуации обучения, авторитарность, подчеркивают собственное превосходство и навязывают свои способы поведения. У педагогов с центрацией на "другом" проявляется неосознанное подлаживание к учащимся, доходящее до самоуничижения.
У педагогов с центрацией "я-другой" выявлено устойчивое стремление строить общение на равных началах и развивать его в диалогической форме. Такое взаимодействие объективно способствует гуманизации отношений "преподаватель - студент" и всего обучения в целом.
Процесс общения преподавателя со студентами может складываться в двух крайних вариантах: 1) взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга и 2) разлад, отчужденность, неспособность понять и предугадывать поведение друг друга, появление конфликтов.
Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, "сенсорной остроте", установлению "раппорта" и умению учитывать репрезентативную систему собеседника, зависит от умения слушать, понимать студента, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.
Стили педагогического общения
Можно выделить шесть основных стилей руководства преподавателем учащихся:
- автократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом студентов, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;
- авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для студентов участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподаватель в соответствии со своими установками;
- демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений студентов, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;
- игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;
- попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой студентов либо идет на поводу их желаний;
- непоследовательный, алогичный стиль - преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со студентами, к появлению конфликтных ситуаций.
Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:
1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: "За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!" Причем в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.
2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.
3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение "учитель - ученики". Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.
4. Общение-устрашение - негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.
5. Общение-заигрывание - характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.
Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.
Модель I - "Сократ". Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.
Модель II - "Руководитель групповой дискуссии". Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.
Модель III - "Мастер". Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
Модель IV - "Генерал". Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.
Модель V - "Менеджер". Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
Модель VI - "Тренер". Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.
Модель VII - "Гид". Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны зара--нее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.
М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию, - выбор роли педагогом на основании собственных потребностей, а не потребностей учащихся.
Диалог и монолог в педагогическом общении
Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях. Условно их можно обозначить следующим образом:
• Модель диктаторская "Монблан" - преподаватель как бы отстранен от обучаемых студентов, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые студенты - лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению.
Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых студентов.
• Модель неконтактная ("Китайская стена") - близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия; непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым.
Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми студентами, а с их стороны - равнодушное отношение к преподавателю.
• Модель дифференцированного внимания ("Локатор") - основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров. В общении он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируется на настроение коллектива, концентрирует на них свое внимание. Одной из причин такой модели общения на занятиях может явиться неумение сочетать индивидуализацию обучения студентов с фронтальным подходом.
Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе преподаватель - коллектив студентов, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.
• Модель гипорефлексная ("Тетерев") - заключается в том, что преподаватель в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью как бы монологична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята. Даже в совместной трудовой деятельности такой преподаватель поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.
Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга, учебно-воспитательное воздействие представлено формально.
• Модель гиперрефлексная ("Гамлет") - противоположна по психологической канве предыдущей. Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых студентов, принимая их на свой счет. Такой преподаватель подобен обнаженному нерву.
Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность преподавателя, приводящая к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели поведения не исключено, что бразды правления окажутся в руках у студентов, а преподаватель займет ведомую позицию в отношениях.
• Модель негибкого реагирования ("Робот") - взаимоотношения преподавателя со студентами строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психическое состояние студентов, их возрастные и этнические особенности. Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели.
Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия.
• Модель авторитарная ("Я - сам") - учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на преподавателе. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Односторонняя активность преподавателя подавляет всякую личную инициативу со стороны обучаемых студентов, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная и общественная активность.
Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.
• Модель активного взаимодействия ("Союз") - преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.
Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивная.
Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является тип установки педагога. Под установкой имеется в виду готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации.
Наличие негативной установки преподавателя на того или другого студента можно определить по следующим признакам: преподаватель дает "плохому" студенту меньше времени на ответ, чем "хорошему"; не использует наводящие вопросы и подсказки, при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому студенту или отвечает сам; чаще порицает и меньше поощряет; не реагирует на удачное действие студента и не замечает его успехов; иногда вообще не работает с ним на занятии.
Соответственно о наличии позитивной установки можно судить по таким деталям: дольше ждет ответа на вопрос; при затруднении задает наводящие вопросы, поощряет улыбкой, взглядам; при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его; чаще обращается к студенту взглядом в ходе занятия и т. п. Специальные исследования показывают, что "плохие" студенты в четыре раза реже обращаются к педагогу, чем "хорошие"; они остро чувствуют необъективность педагога и болезненно переживают ее.
Реализуя свою установку по отношению к "хорошим" и "плохим" студентам, педагог без специального намерения оказывает, тем не менее, сильное влияние на студентов, как бы определяя программу их дальнейшего развития.
Наиболее эффективно решать педагогические задачи позволяет демократический стиль при котором преподаватель учитывает индивидуальные особенности студентов, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. Преподаватель, владеющий таким стилем, осознанно ставит задачи перед студентами, не проявляет негативных установок, объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах. По сути, этот стиль общения можно охарактеризовать как личностный. Выработать его может только человек, имеющий высокий уровень профессионального самоосознания, способный к постоянному самоанализу своего поведения и адекватной самооценке.
Средства повышения эффективности воздействия:
- "ПРИСПОСОБЛЕНИЯ" - система приемов (мимических, речевых, психологических): одобрение, совет, недовольство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, доверие, пожелание и пр. (до 160 видов);
- "ПРИСТРОЙКИ или ДОСТРОЙКИ" - приспособление своего тела, интонации и стиля общения к другому человеку для того, чтобы затем приспособить его поведение к целям педагога
- усиление воздействия через: повышение голоса в начале фразы по сравнению с предыдущей; смена способов словесного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; резкая смена способов общения.
В УСЛОВИЯХ ИМПРОВИЗАЦИИ (в следствии возникновения неожиданной ситуации) возможны разные типы поведения:
1) ЕСТЕСТВЕННЫЙ тип: плодотворные импровизационные действия не вызывают у педагога психологических и эмоциональных затруднений;
2) НАПРЯЖЕННО-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ тип: происходит мобилизация всех ресурсов личности на преодоление возникшей трудности;
3) ПРЕДНАМЕРЕННО-УКЛОНЧИВЫЙ тип: сознательное уклонение педагога от преодоления неожиданной педагогической ситуации ("не заметить");
4) НЕПРОИЗВОЛЬНО-ТОРМОЗНОЙ тип: растерянность и полная заторможенность действий педагога;
5) ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СРЫВ: педагог действует бесконтрольно, бессистемно, усугубляя конфликт, не умея управлять или скрывать свои чувства;
6) НЕАДЕКВАТНЫЙ тип: педагог скрывает свои чувства, но не способен их преобразовать в педагогически целесообразные переживания и действия.
Чтобы иметь возможность формировать целостную личность, надо иметь представление о современной науке педагогической антропологии.
Педагогическая антропология -- — система педагогических взглядов, основанная на данных наук, изучающих человека[2]. Это отрасль науки об образовании, целостное и системное знание о человеке как субъекте и объекте образования; интегративная наука, обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания и обучения. В этом значении П.а. стремится определить своё место в системе наук и, прежде всего в системе педагогического знания, обрести статус самостоятельной науки, обладающей специфическим объектом, предметом, целями, проблемами и методом их решения.
2. Основание педагогической теории и практики, методологическое ядро педагогических наук, которое вбирает в себя научные знания о человеке, полученные в процессе образования. В этом значении П.а. ориентирует педагогику на разработку и применение особого антропологического подхода. Антропологический подход предполагает соотнесение любого знания об образовательных явлениях и процессах со знаниями о природе человека, связывает получение педагогического знания методом, обеспечивающим интеграцию человека в педагогику, опирается на антропологическую аксиоматику, на основе которой строятся теория и методология проблем становления и развития личности. П.а. в первом и втором значениях часто присутствует в работах одних и тех же авторов в различных исследовательских контекстах.
Завуч обязан обладать следующими качествами:
1. доброжелательный настрой в любых жизненных ситуациях;
2. вера и убежденность в положительные человеческие качества;
3. осознанное понимание, что сложнейший педагогический поиск полон сложнейших ситуаций;
4. деловой настрой.
В настоящей статье показаны традиционные понятия, которыми учитель, будущий завуч (какой солдат не мечтает стать полковником или генералом»), должен владеть и уметь использовать как профессиональный рабочий инструмент. Это всего лишь постановка вопроса, проба для решений назревших социальных проблем в Университете и школе.
Автор, написав более 20 научных работ в том числе и ведущих изданиях, будучи разработчиком ряда учебно-методических материалов по проведению уроков специалистом, имеющим квалификационные свидетельства о высоком уровне мастерства как методиста, 10 лет работы в школе и 6 лет работы в ВУЗе, воспитал себе нервную систему насколько, что под обвинение в сухом формализме и скучном бюрократизме, тратит на подготовку детей к олимпиадам и выездам в 2 раза больше времени, чем традиционный авторитарный завуч или учитель. При этом он эмпирическими способами в очень мирном стиле нам удалось создать пути интеграции через активное взаимодействие школы и Вуза (оригинальная программа практики студентов в школе и в Вузе; семинары; круглые столы; практика студентов, конференции). Самая ведущая тема для современных разработок автора – организация межрайонной конференции «Северная перспектива» по социальным наукам на базе ИМЦ Петроградского и Приморского района). В ней можно продолжить формировать себя как молодой и настоящий ученый, учитель – тренер, профессионал и специалист-историк.
Высший пилотаж -– исследование пространства северных районов культурной столицы России. Первый подобный опыт был предпринят в Москве. Школьники стали более активными в социальном плане, профессорско-преподавательский состав, методическое и учительское сообщество получило незабываемый опыт образовательных выездов мероприятий.
Поощряется креативность, тщательно подготовленные работы по истории, обществознанию, краеведению, экономике. Главный результат: активное сотрудничество с Вузами, заграничными образовательными организациями.
Разработана хартия поведения на конференции, положение по научно-методической работе, которая по сути является рекомендательной инструкцией по ведению научной и проектной работы в школах северных районов. Предложение было принято ИМЦ Петроградского, Приморского районов, ввиду уникальности и актуальности идей, убедительной технической и опытно-экспериментальной подготовки. Автор проявляет умения в выстраивании коммуникаций, налаживанию контактов, объективное оценивание заслуг, создание модели кадровых ресурсов (специалистов с высокой квалификацией).
***
Проект, на основании которого автор начал карьеру завуча, основан на научных исследованиях А.В. Леонтовича. Представленные критерии помогут сформировать опытно-экспериментальную площадку школы. Школы должны ориентироваться на проектную и научную деятельность. В статье впервые сформулирована необходимость законодательного и морально-нравственного обоснования автономии высшей и средней школы.
Приложения.
Приложение 1.
1) Примерная должностная инструкция заместителя директора образовательного учреждения по научно-методической, учебно-методической работе.
( в свете требований ФГОС).
1. Общие положения.
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010г., в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, ФЗ «Об образовании» № 273 и иных нормативных актов, регулирующих трудовые отношения.
1.2. Заместитель директора ОУ по научно-методической, учебно-методической работе относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется с неё приказом директора образовательного учреждения, которому он непосредственно подчиняется в своей работе.
1.3. На должность заместителя директора по научно-методической, учебно-методической работе назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогически или руководящих должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
1.4. В своей деятельности заместитель руководителя школы по научно-методической, учебно-методической работе руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» и иными нормативно-правовыми актами в области образования, Конвенцией о правах ребенка, Уставом образовательного учреждения, правилами и нормами ораны труда и техники безопасности, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной инструкцией.
1.5. На период временного отсутствия заместителя директора по научно-методической, учебно-методической работе его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по учебно-воспитательной работе или педагога из числа наиболее опытных работников.
2. Функции.
2.1. Основными направлениями деятельности заместителя директора школы по научно-методической, учебно-методической работе являются:
- разработка и реализация проекта модернизации образовательной системы
школы в соответствии с ФГОС нового поколения;
- организация, руководство и контроль методической, проектно-исследовательской, экспериментальной и инновационной работы в школе;
- методическое руководство педагогическим коллективом;
- профессиональная подготовка и переподготовка педагогов;
- обобщение и диссеминация передового педагогического опыта.
2.2. Заместитель директора по научно-методической, учебно-методической работе должен знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
-законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
-федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
-Конвенцию о правах ребенка;
-достижения современной психолого-педагогической науки и практики;
-теорию и методы управления образовательными системами;
-современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
-методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися и их родителями (лицами, их замещающими);
-основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, электронными журналами и дневниками, мультимедийным оборудованием;
-гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различны уровней;
-основы менеджмента, управления персоналом;
-основы управления проектами;
-правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
-правила по охране труда и технике безопасности.
3. Должностные обязанности. Заместитель директора по научно-методической, учебно-методической работе выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Организует текущее и перспективное планирование методической, проектно-исследовательской, инновационной и экспериментальной деятельности образовательного учреждения.
3.2. Участвует в проектировании и введении в действие организационного механизма управления реализацией проекта модернизации образовательной системы школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
3.3. Организует и координирует деятельность по созданию программно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС и законодательства в области образования.
3.4. Анализирует соответствие используемых образовательных технологий новым ФГОС и определяет необходимые изменения.
3.5. Обеспечивает использование и совершенствование методов организации образовательного процесса и современных образовательных технологий, в том числе дистанционных.
3.6. Руководит работой по изучению, обобщению и внедрению в педагогический процесс передового педагогического опыта; курирует вопросы публикации передового педагогического опыта, имеющегося в образовательном учреждении.
3.7. Координирует и контролирует деятельность школьных методических объединений учителей или предметных кафедр.
3.8. Руководит работой методического совета образовательного учреждения.
3.9. Организует и координирует работу временных творческих групп учителей по различным направлениям проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности с учетом возможностей образовательного учреждения.
3.10. Создает и постоянная корректирует банк данных по вопросам методической, проектно-исследовательской, инновационной и экспериментальной деятельности ОУ.
3.11. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении ФГОС, в освоении и разработке рабочих и инновационных программ и технологий.
3.12. Организует работу по повышению квалификации и профессионального мастерства педагогов посредством аттестации, участия в работе городских семинаров и мастер-классов.
3.13. Отвечает за организацию и проведение школьного этапа всероссийской олимпиады школьников, предоставляет отчетные материалы в оргкомитет муниципального этапа.
3.14. Организует работу школьного научного общества обучающихся; проведение предметных декад; осуществляет координацию работы с высокомотивированными и одаренными детьми.
3.15. Контролирует качество образовательного процесса на экспериментальных площадках.
3.16. Организует проведение школьных этапов конкурсов профессионального мастерства педагогов.
3.17. Осуществляет работу с молодыми специалистами и педагогами, вновь прибывшими в педагогический коллектив.
3.18. Участвует в формировании и функционировании общешкольной информационной системы, работает с электронными журналами.
3.19. Координирует взаимодействие педагогов образовательного учреждения с региональными и муниципальными методическими службами, представителями педагогической науки, другими сетевыми партнерами.
3.20. Организует просветительскую работу для родителей (лиц, их замещающих).
3.21. Обеспечивает своевременное составление, утверждение, представление отчетной документации.
3.22. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса и управления образовательным учреждением в пределах своей компетенции.
3.23. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
3.24. Осуществляет систематический контроль за качество работы кружков, факультативов, спецкусов, элективных курсов, консультаций, предметных кружков.
3.25. Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, участвует в комплектовании школы, принимает меры по сохранению контингента обучающися.
3.26. Курирует работу учителей гуманитарных предметов.
3.27. Руководит деятельностью заведующей библиотекой по комплектованию фондов библиотеки.
4. Права.
Заместитель директора по научно-методической, учебно-методической работе имеет право:
4.1. Исполнять обязанности директора школы в период его временного отсутствия. Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством и труде и Уставом школы на основании приказа директора образовательного учреждения или приказа руководителя органа управления образованием, если соответствующий приказ не может быть издан по объективным причинам.
4.2. Принимать участие в разработке образовательной политики и стратегии школы, в создании соответствующих стратегически документов, в разработке проекта введения ФГОС нового поколения.
4.3. Самостоятельно избирать формы и методы работы с педагогическим коллективом, планировать работу, исходя из общего плана работы и педагогической целесообразности.
4.4. Участвовать в разработке любых управленческих решений, касающихся вопросов образовательной деятельности и методической работы образовательного учреждения, участвовать в работе органов самоуправления образовательного учреждения, в том числе Совета по введению ФГОС нового поколения.
4.5. Давать распоряжения педагогам и сотрудникам школы в пределах своей компетенции, осуществлять взаимодействие с руководителями структурных подразделений образовательного учреждения, получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.6. Вносить предложения по совершенствованию образовательной деятельности и методической работы в школе, о поощрения, моральном и материальном стимулировании участников методического процесса, повышении их квалификации.
4.7. Повышать собственный квалификационный уровень.
4.8. Защищать профессиональную честь и достоинство.
5. Ответственность.
Заместитель директора по научно-методической, учебно-методической работе несет ответственность:
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава школы и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений школы и иных локальных нормативны актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного взыскания может быть применено освобождение от занимаемой должности.
5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение любого аморального поступка в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, ораны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей в порядке и пределах, установленных трудовым и гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности.
Заместитель директора по научно-методической, учебно-методической работе
6.1.Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному
исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.
6.2.Самостоятельно планирует свою деятельность на каждый учебный год и
каждую учебную четверть. План работы утверждается директором школы не
позднее пяти дней с начала планируемого периода.
6.3.Предоставляет директору школы письменный анализ за истекший год.
6.4. Получает от директора школы информацию нормативно-правового и
организационно-методического характера, знакомится под расписку с
соответствующими документами.
6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, водящим в его
компетенцию, с педагогическими работниками, заместителями директора,
Советом по введению ФГОС нового поколения.
6.6. Осуществляет связь с Муниципальным методическим центром и другими
организациями, ведущими методическую работу с педагогами и
руководителями образовательных учреждений.
6.7. Передает директору информацию, полученную на совещаниях и семинарах,
непосредственно после её получения.
С инструкцией ознакомлен _________________(подпись)
«_____»___________201_г.
Приложение к должностной инструкции
заместителя директора по научно-методической,
учебно-методической работе.
У заместителя директора школы по научно-методической, учебно-методической работе должна быть следующая документация:
1. Внешняя нормативно-правовая база (Закон РФ «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, ФГОС нового поколения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, приказы и другие распорядительные документы органов управления образованием всех уровней).
2. Внутренняя нормативно-правовая база (Устав ОУ; Образовательная программа; Программа развития; план-график введения ФГОС в образовательном учреждении; Правила внутреннего трудового распорядка; функциональные обязанности работников школы по категориям; Положения, регламентирующие образовательную и методическую работу школы; приказы директора образовательного учреждения).
3. Планы работы Управления образования, Муниципального методического центра, планы-проспекты курсов при ИПКиПРО УР.
4. Учебный план ОУ, рабочие программы учителей, соответствующие новым ФГОС.
5. План работы заместителя директора по научно-методической, учебно-методической работе на текущий учебный год; планы методической работы и внутришкольного контроля в ОУ; планы работы школьных методических объединений (предметных кафедр); план работы НОУ, ШМУ, заседаний методического совета.
6. Графики повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников школы.
7. Аналитические материалы.
8. Методические разработки, рекомендации, материалы к педсоветам, семинарам и другим методическим мероприятиям.
9. Расписания и графики работы структурных подразделений ОУ.
Заместитель директора по УМР должен иметь доступ всегда к любому участнику учебного процесса без ограничений. Он имеет право направлять учителей и учащихся на конференции, семинары, олимпиады для повышения качества образования.
Приложение 2.
Согласовано к подписанию:
________________________________________________________________________________
Договор о сотрудничестве
№ _________
г.Санкт-Петербург
«___» __________ 20__ г.
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования Центр повышения квалификации специалистов Петроградского района Санкт-Петербурга "Информационно-методический центр", ГБОУ ДППО ЦПКС "Информационно-методический центр" Приморского района Санкт-Петербурга с одной стороны и ________________________________________________ в лице ________________________________________, действующего в соответствии с _______________________, именуемое в дальнейшем РГПУ.
1. Предмет договора
Настоящий договор регулирует отношения, возникающие в связи с необходимостью объединения усилий по подготовке образовательных кадров и обучению исследованиям учащимся северных районов Санкт-Петербурга. Договор способствует ранней профориентации учащихся, сокращению сроков и уменьшению затрат на получение образования следующего уровня, он обеспечивает непрерывность образовательного процесса и взаимосвязь программ различных уровней образования.
Важным предметом договора является участие в профориентационной олимпиаде в рамках межрайонной конференции «Северная перспектива». Победители олимпиады имеют решающие преимущества при поступлении в Вуз (бесплатные подготовительные курсы).
2. Обязанности сторон
2.1. «ИМЦ»:
2.1.1. Ведет рекламно-информационную деятельность среди учащихся и сотрудников школ. направленную на привлечение их в РГПУ.
2.1.2. Определяет критерии конкурсного отбора и вступительных испытаний учащихся или сотрудников РГПУ, школ, определяет критерии оценивания работы семинаров, конференции «Северная перспектива»;
2.1.3. Курирует научную, образовательную и воспитательную работу в рамках конференции и семинаров, способствует динамичному развитию школы и обменивается опытом с Вузами;
2.2. «РГПУ»:
2.2.1. Ведет среди своих учащихся и сотрудников рекламно-информационную деятельность, направленную на привлечение их к работе школы и ИМЦ.
2.2.2. Предоставляет возможность проведения выездных дней открытых дверей, встреч представителей РГПУ с учащимися и сотрудниками школ, ИМЦ
2.2.3. Оказывает содействие в формировании учебных групп для семинаров и предоставляет площадку для них;
2.2.3 Организует практику студентов в школах-участницах семинаров и конференции
2.2.4. Организует преподавание технологий обучения европейским методам исследования.
______________ __________________ _____________________
2.2.4. Принимает участие в разработке совместных учебно-методических программ.
2.2.4. Принимает участие во взаимно-оговоренных социологических исследованиях.
3. Финансовые отношения
Финансовые отношения определяются сторонами в соответствии с дополнительными соглашениями, являющимися неотъемлемой формой настоящего договора.
4. Ответственность сторон
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами своих обязательств, предусмотренных настоящим договором, предполагаемая виновная сторона несёт ответственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
5. Изменение и (или) дополнение условий договора
5.1. Вопросы, не урегулированные настоящим Договором, а также разногласия и споры, возникающие в ходе его исполнения, разрешаются в соответствии с действующим законодательством.
5.2. Расторжение настоящего договора возможно в порядке и в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Сторона, получившая письменное предложение другой стороны о прекращении, расторжении или дополнении настоящего договора, обязана направить ответ не позднее чем через 15 дней со дня фактического получения соответствующего предложения (требования).
6. Срок действия договора
6.1. Договор вступает в силу с момента заключения его сторонами и действует бессрочно.
7. Юридические адреса сторон
Университет»:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный университет сервиса и экономики»
191015; Санкт-Петербург,
ул. Кавалергардская, д. 7.
тел. 680-08-61
тел. факс 568 43 66
ИНН 7811081109
КПП 784201001
т/с 40501810300002000001
БИК 044030001
УФК по г. Санкт-Петербургу
(ОФК 13,
ФГБОУ ВПО «СПбГУСЭ»,
л/с 03721А29760)
ГРКЦ ГУ Банка России по
г. Санкт-Петербургу
ОКПО 33189662
ОКАТО 40298564000
Проректор по ДП
/____________/ С.М.Костенко
«Учреждение»
_______________________________
_______________________________
______________________________________________________________
_______________________________
______________________________
ул. ____________________________
тел. ___________________________
ИНН __________________________
КПП ___________________________
р/с ____________________________
л/с ____________________________
БИК ___________________________
КБК ___________________________
ОКАТО ________________________
Директор «Учреждения»
/___________/ ___________________
.
Скачано с www.znanio.ru
[1] http://paidagogos.com/?p=55. Просмотр: 15.09.13, 00:03.
[2] Менеджмент в управлении школой: краткий словарь терминов и понятий. - Уфа, 2004. С. 43
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.