Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.
Оценка 4.8

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
дефектология
Взрослым
05.04.2019
Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.
Данное пособие могут использовать в своей работе учителя-дефектологи. Оно помогает узнать информацию и дает советы: для чего нужна артикуляционная гимнастика, как использовать точечный массаж в коррекционной и лечебной гимнастики. Представлен комплекс артикуляционного массажа и нетрадиционные методы оздоровления и профилактики детского здоровья.
Методическое пособие для учителя-дефектолога..docx
Практический и теоретический материал Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.                                                                 Выполнила: Учитель­                                                                                      дефектолог,                                   Шуваева Н.Ф.                                                                           с. Озёрки Здоровьесберегающее   пространство   школы   –   это   совокупность   условий,   создаваемых   с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников. Неслышащие дети, помимо нарушений,   связанных   с   недостатком   слуха,   имеют   массу   различных   заболеваний   и отклонений от нормы ( нарушение зрения, осанки, задержка психического развития на фоне органического   поражения   головного   мозга   и   др.)   Поэтому,   одним   из   требований   при организации   учебного   процесса   в   коррекционной   школе   является   строгое   соблюдение охранительного педагогического режима и внедрение соответствующих технологий. В   специальной   (коррекционной)   школе,   где   обучаются   дети   с   нарушением   слуха, наряду   с   общеобразовательными   уроками,   существуют   и   специфические   формы организации   учебной   деятельности,   которые   отсутствуют   в   массовых   школах.   Это   – индивидуальное занятие по формированию произношения и развитию речевого слуха. В ряду здоровьесберегающих мероприятий, используемых на уроках развития речевого слуха и  формирования  произношения   с  глухими  и  слабослышащими  детьми,  можно  выделить несколько направлений и корригирующих видов гимнастики (пальчиковая, дыхательная, для профилактики близорукости, массаж, самомассаж, психогимнастика, нетрадиционные методы) Это, прежде всего, создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимся. Очень важно   создать   позитивный   психологический   настрой   в   начале   занятий.   В   качестве психогимнастики,  как  разновидности   психотерапии   и  аутотренинга   можно  использовать упражнения   на   расслабление   мышц,   кратковременного   отдыха,   релаксации.   Приёмы психогимнастики   поднимают   настроение,   повышают   жизненный   тонус   детей,   насыщают кровь кислородом. Повышению физической и умственной работоспособности способствует динамизация рабочей позы учащихся в процессе занятия. Известно, что большую часть урока школьники, как   правило,   проводят   сидя   за   столом,   в   условиях   обездвиженности   и   статического напряжения.   В   то   же   время   установлено,   что   даже   кратковременное   воздействие статически   напряженных   состояний   является   фактором,   угнетающим   нейродинамику   и регуляцию вегетативных функций организма. Поэтому особую актуальность приобретает расширение на уроке двигательной активности учащихся. Одним из путей решения этой проблемы может стать динамизация рабочей позы учащихся (сидя ­ стоя). Периодическая   смена   поз   учащихся   занимает   важное   место   и   в профилактике близорукости.   Известно,   что   нарушение   слуха   оказывает   отрицательное   влияние   на зрительное   внимание,   приводя   к   снижению   его   устойчивости.   Восприятие   информации происходит,  в  основном,   благодаря   двум   сенсорным   системам:   слуховой   и   зрительной. Отсутствие   или   недостаток   слуха   способствуют   более   напряженной   работе   зрительной системы и являются отягчающим фактором для ее функционирования, что приводит к снижению   зрительной   работоспособности   и   устойчивости   внимания.   Необходим специальный   постоянный   кантроль   за   дозированием   зрительных   нагрузок   и   состоянием зрения   неслышащих   детей.   Поэтому   специальные   упражнения   для   профилактики близорукости   проводятся   на   каждом   занятии.   Главная   цель   таких   упражнений   –   снять утомление,   расслабить   мышцы   глаз,   дать   отдых   глазам.   Необходимо   соблюдать   размер предъявляемого дидактического материала (сюжетные и предметные картинки, карточки с буквенным текстом, цифровой материал). Самые мелкие детали должны быть по высоте не менее 1 см., размер самых крупных изображений не должен превышать 2­3 см. Большое   значение   в  предупреждении   утомления   у   детей   на   занятиях   принадлежит физкультминуткам. Время проведения физкультминуток, можно варьировать, но в любом случае их следует проводить при первых признаках утомления детей. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают   достаточной   точности,   т.е.   формирование   речи   совершается   под   влиянием импульсов,   идущих   от   рук   (не   случайно   в   обучении   неслышащих   детей   применяется дактилология).  Поэтому  систематические   упражнения  по   тренировке   движений   пальцев являются   мощным   средством   повышения   работоспособности   головного   мозга.   Уровень развития   речи   у   детей   находится   в   прямой   зависимости   от   степени   развития   тонких движений   пальцев   рук.   Кроме   того, пальчиковая   гимнастика развивает   мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Благодаря ей укрепляются мышцы кистей рук, развивается координация движений, устанавливается взаимодействие между полушариями головного мозга. Пальчиковая гимнастика может сопровождаться стихами (если позволяет речевой   уровень   ребёнка).   Стихи   помогают   ребёнку   слышать   рифму,   ударение,   делить слова на слоги, развивают чувства ритма. Обязательным компонентом в работе над произношением неслышащих детей является артикуляционная   гимнастика.   Артикуляционные   упражнения   подготавливают   речевой аппарат   ребёнка   к   постановке   звуков.   Регулярное   выполнение   артикуляционной гимнастики помогает: улучшить кровоснабжение и подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу; увеличить амплитуду движений; подготовить речевой аппарат к правильному произношению звуков. Артикуляционный  массаж проводится в процессе  коррекционной  работы с детьми, страдающими нарушениями речи, наряду с артикуляционной гимнастикой. Этот вид работу необходим для нормализации функционального состояния высшей нервной деятельности ребёнка. Используются приёмы поглаживания, точечной вибрации, разминание. При этом улучшаются   обменные   процессы,   повышается   работоспособность   мышц.   Массируются мышцы   шеи,   затылка,   плечевого   пояса,   груди.   С   помощью   шпателя   и   логопедических зондов   проводится   массаж   языка.   Он   помогает   усилить   сократительную   функцию отдельных групп мышц, кровоснабжение, активизировать нервные импульсы. Усвоение   экономного,   длительного   выдоха,   характерно   для   правильной   речи, представляет   огромную   трудность   для   неслышащих   детей.   Это   связано   с   неумением управлять дыхательными мышцами движением голосовых связок. Постановка правильного речевого дыхания достигается в результате длительной кропотливой работы и специальных упражнений.   Цель   этих   упражнений:   научить   детей   делать   умеренно   глубокий   вдох   с последующим   достаточно   сильным   и  длительным,  экономичным   выдохом,  формировать умение слитно, на одном выдохе произносить слоги, слова, предложения, научить дышать через   нос,   глубоко,   ровно,   ритмично.   Для   достижения   этих   целей   используются   такие упражнения, как сдувание ватных комочков, задувание свечи и т.д. Таким   образом,   использование   здоровьесберегающих   технологий   обучения   в коррекционной школе позволит сохранить уровень здоровья детей с нарушением слуха  и повысить эффективность учебного процесса. Для чего нужна артикуляционная гимнастика Звуки   речи   образуются   в   результате   сложного   комплекса   движений артикуляционных органов ­ кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из­за   ее   отсутствия.   Мы   правильно   произносим   различные   звуки,   как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной   работе   органов   артикуляционного   аппарата.   Таким образом, произношение звуков речи ­ это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно­мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти   движения   диффузными   звуками   (бормотание,   лепет).   Такие   движения   и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов   речи   в   естественных   условиях   жизни.   сила   и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.   Точность, Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи ­ язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе:   жевательных,   глотательных,   мимических.   Процесс   голосообразования происходит   при   участии   органов   дыхания   (гортань,   трахея,   бронхи,   легкие, диафрагма,   межреберные   мышцы).   Таким   образом,   говоря   о   специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.              Артикуляционная   гимнастика   является   основой   формирования   речевых звуков ­ фонем ­ и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза;   она   включает   упражнения   для   тренировки   подвижности   органов артикуляционного   аппарата,   отработки   определенных   положений   губ,   языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель   артикуляционной   гимнастики   ­   выработка   полноценных   движений   и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом.  Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где  находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас  артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через  зрительное восприятие обрести этот  автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза  даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему:  «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте  терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ Точечный массаж (акупрессура) – один из древнейших и простейших применяемых народами Востока способов профилактики и лечения болезней. Мудрые целители Востока обратили внимание, что у человека на теле существуют особые точки. Эти жизненные точки связаны со всеми внутренними органами человека, нарушенную функцию которых можно восстановить, действуя на эти точки. В результате происходило и улучшение общего состояние больного. Акупрессура является разделом акупунктуры, или чжень-цзю- терапии. Этот метод существовал задолго до появления медикаментозной терапии. Способ дошел до нас из глубины веков, распространившись во многих странах Востока. В настоящее время он все активнее изучается и применяется учеными-медиками во многих странах мира. В настоящее время издается много книг, посвященных акупунктуре. В различных странах мира появляется все больше врачей, практикующих метод чжень-цзю-терапии, причем они не только овладевают методом в его классической форме, но и осмысливают его в свете современной науки. В результате этого достижения древней и современной науки соединяются, образуя единую систему. Отталкиваясь от старинных приемов иглоукалывания и прижигания, современные врачи создали ряд новых форм воздействия на точки. Это введение в биологически активные точки лекарственных препаратов с помощью игл и путем электрофореза, электроакупунктура, воздействие на точки инфракрасными, ультрафиолетовыми и лазерными лучами, поверхностное иглоукалывание многоигольчатыми молоточками, аурикулотерапия и т. д. Перечисленные формы – результат дальнейшего развития и обогащения современной наукой этой древнейшей отрасли медицины. Но все эти методы должны выполняться только в условиях медицинских учреждений врачом, владеющим навыками чжень-цзю- терапии. В повседневной жизни удобно и безопасно применять технику пальцевого точечного массажа. Она проста и доступна практически каждому. Конечно же акупрессура не является панацеей ото всех бед и должна применяться в комплексе с другими различными методами лечения той или иной патологии. Также стоит обратить особое внимание на то, что, как и любой метод, акупрессура имеет противопоказания. К ним можно отнести: 1) наличие опухолей (злокачественного или доброкачественного 2) туберкулез; 3) язва желудка и двенадцатиперстной кишки (в стадии характера); обострения); 4) тяжелая сопутствующая соматическая патология; 5) болезни крови; 6) лихорадка; 7) беременность; 8) менструация; 9) состояние алкогольного опьянения. Точечный массаж не применяется для лечения пожилых людей и маленьких детей в возрасте до 1 года. Во время всего курса акупрессуры рекомендуется отказаться от употребления кофе, крепкого чая, спиртных напитков, острых и соленых блюд. У   детей,   подростков   и   взрослых   с   тяжелыми   нарушениями   речи (заикание, дизартрия,   ринолалия,   афазия,   нарушения   голоса)отмечаются,   как правило, сочетанные нарушения, одновременное и взаимосвязанное ограничение функций ряда систем организма. Речевая патология нередко сочетается у них с неврологической   симптоматикой,   с   различными   отклонениями   психической деятельности,   Поэтому положительного   коррекционного   эффекта   можно   добиться   только   при интеграции   медицинских   и   педагогических   методик   в   комплексной   системе реабилитации лиц со сложной речевой патологией.   с   нарушениями   коммуникативного   поведения. В   частности,   доказано,   что   целенаправленное   дозированное   воздействие методами   точечного   массажа   и   аурикулоэлектропунктуры   на   биологически активные   точки   организма   человека   благоприятно   влияет   на   его   общее состояние, на органы и системы, связанные с речевой функцией; способствует преодолению   артикуляторных,   дыхательных   и   голосовых   расстройств; восстановлению   нарушенной   нервной   регуляции   речи;   позволяет   значительно сократить   сроки   коррекции   тяжелых   нарушений   речи   у   детей,   подростков   и взрослых, что способствует процессу их социализации. Точечный массаж (точечное надавливание по Чжу Лянь, пальцевый чжень), или прессация — это воздействие на точки акупунктуры (ТА) пальцем (пальцами). Простота   выполнения   точечного   массажа   и   его   эффективность   способствуют метода. широкому распространению этого       Сущность точечного массажа сводится к механическому раздражению небольших участков (2—10 мм) поверхности кожи, которые названы биологически активными точками   (БАТ),   так   как   в   них   размещается   большое   количество   нервных окончаний. На сегодня учеными и специалистами описано около 700 БАТ, из них наиболее часто используются 140—150. Техника   точечного   массажа   включает   различные   приемы:      растирание, поглаживание, давление (надавливание), вибрацию, захватывание и др. Техника   ­ поглаживание выполняется   подушечкой   большого   (или   среднего) пальца с вращательными движениями. Применяют в основном в области головы, лица,   в   конце   всей   процедуры.   кроме   того,   рук   и,   шеи, Техника ­ растирание выполняется подушечкой большого или среднего пальца по часовой   стрелке.   Причем   растирания   используется   самостоятельно   и,   как точечного   массажа. правило,   после   всех   приемов     других Техника   ­ разминание (надавливание)   выполняется   кончиком   большого   пальца или двумя большими пальцами (на симметричных точках), а также средним или указательным пальнем. При атом производят круговые вращательные движения пальцем   ­   вначале   медленно   и   слабо,   постепенно   усиливая   давление   до появления чувства распирания в месте воздействия массажа, затем ослабляют надавливание   и   т.   д.   Захватывание   («щипок»)   выполняется   тремя   пальцами правой кисти (указательным, большим и средним). В месте расположения БАТ захватывают кожу в складку и разминают сдавливают ее. Движение выполняют быстро, отрывисто 3­4 раза. Техника ­ «укол» выполняется кончиком указательного ил и большого пальца в темпе. быстром   Техника ­ вибрация выполняется большим или средним пальнем. Колебательные движения делать быстро, не отрывая палец от массируемой точки. Этот  прием можно применять с отягощением, когда на массирующую кисть накладывается другая для усиления давления (на больших мышцах). Примерный комплекс точечного массажа Через   20–30   минут   после   комплексного   сеанса   рекомендуется   проведение логопедического занятия по формированию звуков. В   книге   Е.А.   2003 г.,   хорошо проиллюстрированы   все   приемы   логопедического   массажа   (даны   фото).   Указаны   Дьяковой   «Логопедический   массаж», методические   рекомендации   к   проведению   расслабляющего   и   укрепляющего   массажа. Кроме   того   представлены   различные   комплексы   точечного   массажа   в   биологически активных точках (БАТ). Представлены   9   комплексов   точечного   массажа,   целью   которых   является нормализация различных функций: Комплекс   БАТ   1.   Цель:   нормализация   мыши   артикуляционной   мускулатуры. Воздействие на точки: 35, (см. ниже рисунок № 10, 11 точки локального действия) 32, 30, 33, 17. Комплекс   БАТ   2.   Цель:   улучшение   носового   дыхания,   профилактика   голосовых нарушений. Воздействие на точки: 39, 16, 15, 35. Комплекс БАТ 3. Цель: нормализация тонуса голосового аппарата. Воздействие на точки: 28, 29. Комплекс   БАТ   4.   Цель:   нормализация   тонуса   мышц   корня   языка   и   гортани. Воздействие на точки: 29, 22. Рис. 10. Точки локального действия. Комплекс   БАТ   5.   Цель:   нормализация   мышечного   тонуса   нижней   челюсти. Воздействие на точки: 34, 20, 36. Комплекс БАТ 6. Цель: нормализация мышц шеи. Воздействие на точки: 23, 24, 25, 26. Рис. 11. Точки локального действия. Рис. 12. Комплекс БАТ 7. Цель: нормализация ритма дыхания. Воздействие Hsa точки: А, Б, В (рис. 12). Комплекс БАТ 8. Цель: снятие напряжения с мышц голосового аппарата. Воздействие на точки: А – на ногах, Б – на руках (рис. 13, 14). Рис. 13. Массажные комплексы артикуляционного аппарата, помогающие коррекции сложных речевых нарушений. В  процессе логопедической практики стало очевидно, что детям со значительными  речевыми расстройствами (алалия, стертая дизартрия; дислалия, обусловленная  укороченной подъязычной уздечкой и др.) для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Возникла необходимость освоения  логопедического массажа. В настоящее время для коррекции речевых нарушений на своих  занятиях логопед использует различные виды логомассажа. Проводится массаж лица, шеи,  языка и рук детей с тяжелыми дефектами речи. Основные виды логопедического массажа:  Классический ручной массаж. Лечебный классический массаж – применяется без учета рефлекторного воздействия и  проводится вблизи от поврежденного участка тела или непосредственно на нем. Основные  приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и  вибрация. Для выполнения данных приемов при массаже языка логопеды часто используют зубные  щетки с мягкой щетиной, шпатели, соски и др.  Точечный массаж. Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют  расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны)  соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции.  Аппаратный массаж. Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.  Зондовый массаж (по методу Новиковой Е.В.). Новикова Е.В. создала свой комплект зондов и разработала особый массаж языка, губ,  щек, скул, мягкого неба с их помощью. Цель зондового массажа – нормализация речевой  моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно  воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и  восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.  Благодаря своим достоинствам методика получила патент и внесена в международный  реестр комплиментарной медицины. Благодаря книгам Новиковой Е.В., стало возможным и применение зондового массажа.  Конечно, настоящий зондовый массаж, который длится полчаса, и пациент находится в  положении лежа, практически невозможен в условиях образовательного учреждения. Но  отдельные его приемы можно эффективно использовать в работе с детьми с речевыми  нарушениями.  Самомассаж. Определение массажа вытекает из его названия. Массаж ребенок делает себе сам. Это  может быть как массаж лица руками, так и, например, массаж языка с помощью зубов  (артикуляционной упражнение “Причешем язычок”, когда ребенок с силой проталкивает  язык через сомкнутые зубы). Логопедический массаж. Детям со значительными речевыми расстройствами (алалия, дизартрия, дислалия,  обусловленная укороченной подъязычной уздечкой и др.) для коррекции  звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики.  Необходим логопедический массаж. Взяв за основу систему массажа Архиповой Е.Ф. для  детей с детским церебральным параличом и знания, полученные на курсах обычного  лечебного массажа, я подготовила подробный материал, как для специалистов, педагогов,  так и для родителей имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи. Что значительно  облегчит коррекцию звукопроизношения и позволит добиться определенных результатов. В настоящее время для коррекции речевых нарушений на своих занятиях использую  различные виды логомассажа. Знакомлю родителей с методикой и техникой  логопедического массажа, для дальнейшего проведения массажа в домашних условиях.   Роль логопедического массажа Логопедический массаж ~ активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого  аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник,  способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального  состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями. Массаж используется при дизартрии (имеются нарушения тонуса мышц), в том числе и ее  стертые формы, заикании, а также нарушения голоса. Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Массаж  улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо­и кровообращение. А  следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная  терапия тканей). Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по  артериям, ускоряют отток венозной кожи. Массаж оказывает рефлекторное воздействие на  всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов. Существенно  изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь  повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции,  работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки.  Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус  при спастичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной  мускулатуры. Это помогает формированию и осуществлению активных произвольных,  координированных движений органов артикуляции. Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При легком, медленном  поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей. Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на  организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечных системах,  играющих основную роль в речедвигательном процессе. Основными задачами логопедического массажа являются: ­ нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях —  уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры:  спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезии); ­ активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была  недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования  новых групп мышц, до этого бездействующих); ­ стимуляция проприоцептивных ощущений; ­ подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений  органов артикуляции; ­ уменьшение гиперсаливации; ­ укрепление глоточного рефлекса; ­ афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития  при задержке формирования речи). Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные заболевания (в  том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит. С  большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами),  особенно, если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него “синеет” носогубной  “треугольник” или отмечается тремор подбородка. Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно  массаж рекомендуется проводить циклами по 10­15­20 сеансов, желательно каждый день  или через день. После перерыва на 1­2 месяца цикл можно повторить. При определенных  обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его  проведение в течение более длительного времени, но реже. Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от возраста ребенка,  тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т. д. Начальная  длительность первых сеансов составляет от 1­2 до 5­6 минут, а конечная — от 15 до 20  минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном  — 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте — 25 минут. Положение тела при логопедическом массаже Перед началом сеанса массажа тело ребенка необходимо привести в правильное  положение. Правильная поза способствует нормализации мышечного тонуса (обычно —  расслаблению), делает более свободным дыхание. При логопедическом массаже наиболее оптимальны следующие положения: ­ в положении лежа на спине под шею ребенка подкладывается небольшой валик,  позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; руки вытянуты вдоль  тела; ноги при этом лежат свободно или несколько согнуты в коленях (под колени ребенка  также можно положить валик); ­ ребенок — в положении полусидя в кресле с высоким подголовником; ­ ребенок — в положении полусидя в откидывающемся детском стульчике или сидячей  коляске. Основные виды логопедического массажа: Классический ручной массаж. Лечебный классический массаж – применяется без учета рефлекторного воздействия и  проводится вблизи от поврежденного участка тела или непосредственно на нем. Основные  приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и  вибрация. Для выполнения данных приемов при массаже языка логопеды часто используют зубные  щетки с мягкой щетиной, шпатели, соски и др. Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют  расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны)  соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции. Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов. Зондовый массаж (по методу Новиковой Е.В.). Самомассаж. Определение массажа вытекает из его названия. Массаж ребенок делает себе сам. Это  может быть как массаж лица руками, так и, например, массаж языка с помощью зубов  (артикуляционной упражнение “Причешем язычок”, когда ребенок с силой проталкивает  язык через сомкнутые зубы). Рекомендации для выполнения логопедического массажа. 1. Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры. Применяется в случае повышения тонуса (спастичности) в речевых мышцах (в лицевой,  губной, язычной мускулатуре). Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств  общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания  ребенка и последующего развития речи. Важно: Ребенку придать положения, в которых патологические тонические рефлексы  проявлялись бы минимально или не проявились вовсе. Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы). Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо  добиться расслабления этих мышц. Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад: а) одной рукой поддерживать шею ребенка сзади, другой производить круговые движения  головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки; б) медленными, плавными движениями поворачиваем голову ребенка в одну и в другую  сторону, покачиваем вперед (3­5 раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.  Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием  мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от  периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка  прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5­8 раз. Расслабление лицевой мускулатуры:  поглаживание от середины лба к вискам;  поглаживание от бровей к волосистой части головы;  поглаживание от линии лба вокруг глаз;  поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;  поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;  поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;  легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;  надавливающий массаж лица от корней волос вниз. Расслабление губной мускулатуры:  поглаживание верхней губы от углов рта к центру;  поглаживание нижней губы от углов рта к центру;  поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);  поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);  поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;  точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);  легкое постукивание губ пальцами. При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводим с  гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществлять большее число  массажных движений. 2.Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры. Осуществляется при гипотонии мышц с целью укрепления мышечного тонуса. Приемы: Энергичные и быстрые движения. Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой  мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4­5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8­10 раз. Укрепление лицевой мускулатуры:  поглаживание лба от середины к вискам;  поглаживание лба от бровей к волосам;  поглаживание бровей;  поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;  поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;  сжимание подбородка ритмичными движениями;  разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);  перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);  пощипывание щек. Укрепление губной мускулатуры:  поглаживание от середины верхней губы к углам;  поглаживание от середины нижней губы к углам;  поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;  пощипывание губ;  легкое покалывание губ. 3.Массаж язычной мускулатуры. Массаж выполнять лёжа до еды или через 1.5­ 2 часа после еды в течение 5 минут. Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне  десны. Это усиливает слюнотечение, поэтому после 2­4 ослабляющихся движений ребенку  надо дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой  стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями. Небо массируется пальцем по средней линии, начиная спереди с легкого приподнимания  мягкого неба. Это движение повторяется 10­15 раз. Во время массажа ребенок может  произносить гласные А и Э. Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса.  При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд. Массаж для расслабления мышц языка: ­ точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд,  вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью; ­ вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (15 секунд). Движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные, язык при этом держать  пальцами одной руки, а пальцами другой выполнять массажные движения. Они должны  быть направлены: *От середины языка к его кончику и обратно. *От центра языка влево и вправо (“ёлочка”),

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2019