Здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии в работе с особыми детьми в ДОО
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!
Известно, что первично, при неправильном развитии ОДА нарушается моторика, как общая, так и мелкая. Эти моторные отклонения отражаются на общем развитии ребенка.
Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушения осанки, искривления позвоночника, плоскостопие, задержку развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
В настоящее время в нашей группе используем следующие здоровьесберегающие технологии:
-технологии сохранения и стимулирования здоровья;
-технологии обучения здоровому образу жизни;
-коррекционные технологии.
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности педагогов, становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
Чтобы сделать процесс формирования тонких движений руки систематичным, более привлекательным для детей, заинтересовать их, вызвать желание еще и еще манипулировать кистью и пальцами мы использовали оригами, тестопластику, пластилинографию, игры со шнуровками и другие.
Сегодня я хотела бы познакомить вас с одной из технологий сохранения и стимулирования здоровья – Ниткография.
Ниткография – выкладывание, рисование, письмо с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов. Понятие «ниткография» имеет два смысловых корня: «нитка» - подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, «графия» - создавать, изображать образ предмета.
Данная технология заключает в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально – эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций, а так же эти упражнения могут быть использованы в качестве развития связной речи, лексической стороны речи. Выполняя под руководством педагога игровые задания, ребёнок знакомится с геометрическими фигурами, со способами схематичного изображения предметов, форм и учится их различать не только на глаз, но и через моторную память рук.
Для дошкольников это, прежде всего игра со «сказочными» разноцветными ниточками, которая доставляет огромное удовольствие. Для педагога это большие возможности для разнообразия содержания занятий при определении системы коррекционной работы.
На первых занятиях все игровые задания дети выполняли в медленном темпе. Я следила за точностью изображения предметов с помощью разноцветных нитей. Постепенно дети учатся сочетать речь с движениями рук в процессе изображения предметов и форм. Далее, по мере накопления детьми опыта, задания усложнялись. Последующая форма проведения упражнений предполагает изображение серии предметов и «рисование» нитками целых сказок. Основной целью таких приемов является развитие связной речи и обогащение словарного запаса детей.
Игровые задания и упражнения с помощью ниткографии использовала как часть занятий – и фронтальных, и индивидуальных.
Работая с мягкой и пушистой нитью, дети успокаивались, у них появлялся интерес к рисованию. Работа требует усидчивости, кропотливости. У детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити.
Работа с нитью позволяет решать сразу несколько дидактических задач:
• совершенствовать зрительное восприятие детей;
• развивать зрительно-моторную координацию;
• формировать плавность, ритмичность и точность движений;
• подготавливать руку ребенка к письму.
А теперь мы с вами рассмотрим на примере наших детей, какими техниками ниткографии мы их можем заинтересовать:
1)Ниткопись - это разновидность ниткографии. Рисование окрашенной нитью (удобнее всего гуашью). Она многократно и витиевато изгибается — в результате получается изящное и часто фантастическое изображение. Разновидность техники, с которой начинается знакомство малышей с изобразительными возможностями ниток.
• шерстяные нитки (чем более ворсистой она будет, тем замысловатее получится изображение);
• краска (гуашь или акварель);
• лист плотной бумаги (акварельные листы подходят идеально, но можно и обычные).
• кисть, стаканчик с водой
• салфетки влажные
• ваша фантазия
Сгибаем лист пополам. Добавляем краску в воду,берем кусок нитки и кладем в стакан, или сразу в гуашь.Помогаем кисточкой или руками!
Дети с большим интересом и усердием занимаются тем, что дома им часто не доступно.
2)Аппликация нитками, как разновидность ниткописи, вместо цельных ниток используются кусочки, то есть нити нарезаются небольшими отрезками, которыми засыпается пространство рисунка. Такой способ считается более удобным в работе с детьми помладше. К тому же он не требует много времени на выполнение задания. Это интересно!
На рисунок наносим клей и сыплем кусочки нитки, прижимая их пальчиками!
И результатом их творчества становятся интересные работы.
3)Это выкладывание с помощью толстой нити, либо шнура изображений различных предметов.
На начальных этапах работы с детьми, используем бархатную бумагу, шерстяные нитки или шерстяные шнурочки. И по образцу или заданию воспитателя ребенок выкладывает контур предмета. В младших группах это могут быть несложные контуры: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, волны и т.д. Когда ребенок освоил этапы этой техники, то можно приступать к более сложному, где нитка уже приклеивается к основе. В результате получается необычная фактурная картина, даже если выбираются несложные образы. Изображение может быть контурным или же объекты полностью «заштриховываются» пряжей (начинаем практиковать с детьми старших групп).
По образцу ребенок выкладывает на своем фактурном листе бумаги (бархатная бумага) нитку в виде круга, волны, овала!
Нитка уже приклеивается к основе, нарисованными на ней несложными узорами, линиями и др.
Необходимо помнить, что, развивая руку ребенка, мы не только тренируем мышцы, но и развиваем способность к наблюдению, сравнению, творческому воображению. Воспитываем усидчивость, терпение, аккуратность, точность, настойчивость, что так немаловажно для детей. А также я считаю, что внедрение в практику работы данного приёма здоровьесберегающих технологий, позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное - сохраняет здоровье детей.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.