Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников.
Каждое учебное заведение помимо решения общепедагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИ
Е ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Подготовила:
учитель английского языка
МОУ «Основная общеобразовательная школа №3»
г.Ртищево Саратовской области
Куликова Олеся Александровна
Обучение - самый значимый фактор по
продолжительности и по силе воздействия на
здоровье школьников.
Каждое учебное заведение помимо решения
общепедагогических задач должно соотносить
учебную нагрузку и методы преподавания с
возрастными и индивидуальными особенностями
детей, содействовать охране и укреплению
здоровья. Внедрение в учебный процесс
здоровьесберегающих технологий позволяет
добиться положительных изменений в состоянии
здоровья школьников.
Английский язык в средней школе -
серьёзный и сложный предмет. На уроках
учащимся приходится много запоминать,
говорить, писать, читать, слушать и
анализировать информацию, поэтому, учитель
должен уделять особое внимание
здоровьесберегающим технологиям.
Смена видов работ:
•самостоятельная работа,
•чтение, письмо,
•слушание, ответы на вопросы,
• работа с учебником (устно и письменно),
•творческие задания,
•“мозговой штурм”.
Способствуют развитию мыслительных операций,
памяти и одновременно отдыху учеников.
Н
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ
ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ СНИЖАЕТ
НАГРУЗКУ УЧАЩИХСЯ ПО
ДОМАШНЕЙ РАБОТЕ;
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ
СПОСОБСТВУЮТ ПОВЫШЕНИЮ
ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.
РАЗЛИЧНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ С
ВЫБОРОМ ОТВЕТА, С ОТКРЫТЫМ
ОТВЕТОМ; ЗАДАНИЯ НА
ПЕРЕГРУППИРОВКУ; НА
РАСПОЗНАВАНИЕ И ПОИСК
ОШИБОК, ПОЗВОЛЯЕТ ИЗБЕЖАТЬ
МОНОТОННОСТИ НА УРОКЕ
На каждом уроке в любом классе необходимо в течение
урока проводить физкультминутки, игровые паузы
(драматизация диалогов, текстовых отрывков),
зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную
разгрузку.
На уроках практикуются зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев
при письме.
These are mother's forks and knives ( пальцы обеих рук с крещены)
This is mother's table ( изображаем столик )
This is mother's looking glass ( изображаем зеркальце прихорашивающуюся маму)
This is baby ' s cradle . (колыбелька для ребенка)
Зарядки для глаз.
oLook left, right
oLook up, look down
oLook around.
oLook at your nose
oLook at that rose
oClose your eyes
oOpen, wink and smile.
o Your eyes are happy again.
Но одним из самых важных
здоровьесберегающих
действий- это создание у детей
положительной эмоциональной
настроенности на уроке.
Положительные эмоции
способны полностью снимать
последствия отрицательных
воздействий на организм
школьника. Учитель должен
стремиться вызывать
положительное отношение к
предмету.
Доброжелательный тон
педагога – важный момент
здоровьесберегающих
технологий.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ РАЦИОНАЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
№
Фактор урока
Уровни гигиенической рациональности урока
1
2
4
5
6
Рациональный
Плотность урока
Не менее 60% и не
более 7580%
Недостаточно
рациональный
Нерациональный
8590%
Более 90%
Число видов учебной
деятельности
47
23
12
Частота чередования
различных видов
учебной деятельности
Смена не позже
чем через 710
мин.
Смена через 11
15 мин.
Более 15 мин.
Число видов
преподавания
Не менее 3
2
1
Чередование видов
преподавания
Не позже чем
через 1015 минут
Через 1520
минут
Не чередуются
№
8
9
10
11
12
Факторы
урока
уровни гигиенической рациональности
урока
Место и длительность
применение ТСО
В соответствии с
гигиеническими
нормами
Чередование позы
Физкультминутки
Поза чередуется в
соответствии с
видом работы.
Учитель
наблюдает за посадкой
учащихся
Две за урок,
состоящие из 35
повторений каждого
Психологический
климат
Преобладают
положительные
эмоции
Наличие
эмоциональных
разрядок (число)
В соответствии с
гигиеническими
нормами
(23)
С частичным
соблюдением
гигиенических
норм
Имеются случаи
несоответствия
позы виду работы.
Учитель иногда
контролирует посадку
учащихся.
1 физкульт
минутка за урок с
недостаточной
продолжительню
Имеются случаи
отрицательных
эмоций. Урок
эмоционально
индифферентный
С частичным
соблюдением
гигиенических
норм
В произвольной
форме
Частые
несоответствия
позы виду работы
Отсутствуют
Преобладают
отрицательные
эмоции
В произвольной
форме
КАК ПОМОЧЬ СЕБЕ ПРИ СТРЕССЕ?
Кандидат медицинских наук В.И. Дедловская
(г. Жуковск Московская область)
-не взвинчивать себя. Не нужно, как делают многие, вновь и вновь
мысленно «прокручивать» стрессовую ситуацию. Не «грызть своё
сердце», как говорили древние;
-проанализировать факты и убедить себя, что ситуация могла бы
быть и хуже. Постарайтесь извлечь даже пользу из данной
ситуации;
-постараться улыбаться в трудную минуту;
-следить за голосом, стараться говорить спокойно. Дыхание также
нужно успокоить;
-приказывать себе: «Не думай об этом, это нужно забыть!»;
-переключить своё внимание на какое -нибудь любимое занятие;
-не бездействовать, заняться физическим трудом или
упражнениями.
Литература
1. Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие
технологии в образовании. АПКРО, 2002
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. ВАКО,
2004
3. Колисник И.И. Рациональная организация учебного
процесса. Саратов, 2004
4. Смирнов А. К. Здоровьесберегающие образовательные
5.
технологии в современной школе. М., АПКРО, 2002.
Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Н.И.
Дереклеева, Москва 2004
6. Методика комплексной оценки и организация системной
работы по сохранению и укреплению здоровья школьников.
Москва, издательский дом «Новый учебник» 2003