Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
Оценка 4.8

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
психологическая работа +2
Взрослым
08.10.2018
Здоровьесберегающие технологии в  коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
Здоровье  основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного со¬става, грамматического строя, связного высказывания – это цель логопедиче¬ской работы.
Статья-здоровьесберегающие технологии.doc
Здоровьесберегающие технологии в  коррекционно­развивающей работе учителя­логопеда Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Развитие   речи   –   её   звуковой   стороны,   словарного   состава,   грамматического   строя, связного высказывания – это цель логопедической работы.  Здоровьесберегающие   технологии это   специально   организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.      быструю   истощаемость. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одна из   важнейших   задач   стоящих   перед   логопедом.   Многие   дети   имеют   повышенную утомляемость,   Здоровьесберегающие   технологии   в логопедической работе позволяют улучшить   результативность коррекционной работы, разнообразить   приемы   и   методы   логопедического   воздействия   и   способствовать оздоровлению детей. Задачи: 1. Повысить результативность воспитательно­образовательного процесса; 2. Сохранить и укрепить здоровье воспитанников; 3.Стимулировать   работоспособность,   способствовать   восстановлению   сил,   снятия напряжения; 4.Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье; 5. Пропагандировать здоровый образ жизни. На логопедических занятиях используются следующие здоровьесберегающие технологии: Дыхательная гимнастика Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение  экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь. Параллельно с этим логопедом решается и ряд оздоровительных задач, таких как:  ­ насыщение организма кислородом  ­ улучшение обменных процессов  ­ нормализация  психо­эмоционального состояния   ­ повышение иммунитета  Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровых приемов, стихотворных форм, атрибутами. Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает   положительный   эмоциональный   фон,   обеспечивая   плавный   переход   к коррекционному процессу.   Артикуляционная  гимнастика                                                                             Артикуляционная (логопедическая)  гимнастика  – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.   При   отборе   материала   надо   соблюдать   определенную   последовательность, идти   от   простых   упражнений   к   более   сложным.   Проводить   их   надо   эмоционально   в игровой форме, например, «Сказка о Веселом Язычке», «Храбрый комар». Выполнение артикуляционных  упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.                                                                        Цель артикуляционной гимнастики ­ выработка полноценных движений и определенных положений   органов   артикуляционного   аппарата,   необходимых   для   правильного произношения звуков.                                                           Артикуляционная гимнастика способствует:  чёткому   произношению   звуков   речи,   что   увеличивает   скорость   чтения, а также его качество (правильность и выразительность) снятию эмоционального напряжения, созданию положительного настроя на урок   формированию навыков самоконтроля.   Развитие тонкой моторики рук. (Пальчиковая гимнастика) Мелкая моторика и  уровень речевого развития  находятся в прямой зависимости друг   от   друга,   Следовательно,   целенаправленная   работа   по   развитию   моторики   рук, напрямую   влияет  на  речевое  развитие,  облегчая  ребенку  процесс   коррекции  речевых нарушений.   В   зависимости   от   поставленной   цели   применяются   расслабляющие, статические   и   динамические   упражнения.   Что   немаловажно,   не   только   на логопедических   занятиях,   но   и   в   самостоятельной   деятельности   эти   упражнения, подготавливает руку к письму, помогает снять напряжение особенно после длительной нагрузки, развивает ручную умелость.  На логопедических занятиях достаточно широкий спектр применения пальчиковых и   ручных   игр.   Это   наиболее   удобный   вид   заданий   на   этапе   автоматизации звукопроизношения,   позволяющий   разнообразить   работу,   сделать   ее   интересной   для ребенка,     избежать   излишнего   напряжения,   сохранив   интерес   к   коррекционному процессу. При   работе   над   просодической   стороной   речи,   диалогической   формой   связной   речи, целесообразно   применение   небольших   пальчиковых   игрушек,   которые   создают положительный эмоциональный фон, способствуют снятию напряженности на занятии, стимулируют   речевую   активность,   внося   в   занятие   элементы   театрализованной деятельности. Многие   авторы   отмечают   взаимозависимость   речевой   и   моторной   деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела,   совместные   движения   руки   и   артикуляционного   аппарата,   если   они   пластичны, раскрепощены   и   свободны,   помогают   активизировать   естественное   распределение биоэнергии   в   организме.   Это   оказывает   чрезвычайно   благотворное   влияние   на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей   со   сниженными   и   нарушенными   кинестетическими   ощущениями,   так   как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.   Педагог   может   самостоятельно   подобрать   движение   руки   под   любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это  cделает. Необходимо привлечь  внимание  каждого ребенка  к  одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их  ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.  Обязательно на занятии присутствует физминутка. Основные задачи физминутки – это:     снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.  В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом,   естественно   и   ненавязчиво   воспитывается   поведение   детей,   развивается мышечная   активность,   корригируются   недостатки   речи,   активизируется   имеющийся словарный запас.  Гимнастика для глаз Комплекс   упражнений   направленных   на   профилактику   нарушений   зрения,   позволяет снять напряжение и расслабить мышцы глаз,  укрепляет мышцы глаз. Они также: ­развивают концентрацию внимания   ­обеспечивают межполушарное взаимодействие ­развивают навыки волевой регуляции и умение управлять движениями ­улучшает аккомодацию  Такие   упражнения   как   “Бегающие   огоньки”,   “Солнечные   зайчики”   и   др.   во   время выполнения   письменных   заданий,   после   длительной   зрительной   нагрузки   являются хорошей   паузой   для   отдыха,   способствуют   снижению   напряжения   на   мышцы   глаз, развивают   зрительное   внимание.   В   сочетании   с   заданиями   на   пространственную ориентировку («Куда приведет дорожка» и т. п.) способствуют решению еще одной очень важной задачи  развитию оптико­пространственных представлений.  Кинезеологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия Любая   психическая   функция   осуществляется   совместной   работой   двух полушарий, каждая из которых вносит в построение психических процессов свой личный вклад.   Координация   и   взаимодействие   полушарий   головного   мозга   является необходимым условием успешности любой деятельности. (Б.Г. Ананьев) Данный вид упражнений направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия,   развитие   точности   движения   пальцев   и   способность   переключения   с одного движения на другое («Кулак­ребро­ладонь», «Ухо­нос», «Колечко», «Лягушка», «Замок» и др.).  Они одинаково хорошо подходят как для работы с детьми­логопатами, так и с детьми без речевых нарушений, так как решают ряд важнейших задач: ­развитие специализации полушарий головного мозга; ­синхронизация полушарий головного мозга; ­развитие мышления, памяти, внимания; ­развитие способности к произвольному контролю; ­снятие психо­эмоционального напряжения; Применительно   к   логопедической   работе,   этот   вид   упражнений   целесообразно использовать для активизации внимания вначале занятия, во время смены деятельности, как   и   динамические   паузы   или   в   конце   занятия,   для   снятия   напряжения   и   помощи ребенку в переключении на другой вид деятельности.  Самомассаж. Су­Джок терапия В логопедической работе все большую популярность получают новые   лечебно­ оздоровительные   приемы,   которые   обладают   достаточно   высокой   эффективностью, безопасны и просты в применении, а так же успешно дополняют работу по коррекции речи.  По концепции микроакупунктурных систем организма,   на коже ушных раковин, ладоней и подошв, представлены все части тела и органы, дисфункция которых приводит к   нарушению   чувствительности   соответствующих   зон   на   коже.   Массаж   этих   зон позволяет   «разбудить»   заторможенные   и   затормозить   возбужденные   биологически активные точки, что заметно отражается на общем состоянии ребенка. Стимуляция высокоактивных акупунктурных точек расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, колючие валики, орехи   и   др.   При   стимуляция   рецепторов   в   мышцах   возникают   импульсы,   которые достигают   коры   головного   мозга,   тонизируют   ЦНС   в   результате   чего   повышается регулирующая роль в ЦНС в отношении работы всех систем и органов. Сочетание таких упражнений как самомассаж, су­джок терапия, с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико­грамматических категорий, позволяет   значительно   повысить   эффективность   коррекционно­логопедического воздействия, повышая физическую и умственную работоспособность.  Система воздействия на область ушных раковин, путем легкого массажа (надавливания, растирания,   поглаживания)   оказывает   общеукрепляющее   воздействие,     улучшает кровообращение,   стимулирует   деятельность   нервных   центров,   повышает   тонус, активизирует внимание.  Наиболее эффективно использовать эти упражнения в утреннее время, предваряя логопедическое занятие.              Оздоровительные технологии в образовательном процессе внедряются в условиях здоровьесберегающей   и   здоровьеразвивающей   среды,   обеспечивающей   благоприятную гигиеническую,   психологическую   и   педагогическую   обстановку.   Только   комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития и социальной адаптации.   Применение   в   работе   здоровьесберегающих   технологий     повышают результативность   образовательного   процесса,   формирует   у   педагогов   и   родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формируют мотивацию на здоровый образ жизни. Правильная организация обучения на логопедических занятиях даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость  у учащихся, а также помогает детям  осознать важность   сохранения   здоровья.   Работа   учителя­логопеда   должна   помочь   каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка.

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Здоровьесберегающие технологии в  коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Здоровьесберегающие технологии в  коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Здоровьесберегающие технологии в  коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Здоровьесберегающие технологии в  коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2018