Перемены, новые мысли и действия, психологические и другие трудности современной жизни требуют от человека всех его резервов для адаптации в динамичных условиях и не просто выжить, а и победить.
Преобладающим фоном жизненного настроения часто является уныние, разочарование и переутомление. Отношение к жизни – это системообразующий
фактор, его здоровья. Мы обладаем бесценными механизмами: мозгом - чтобы мыслить; глазами – чтобы видеть прекрасное; слухом – чтобы слышать. Мы можем творить и двигаться, любить и быть любимыми, получать удовольствие от каждого шага и минуты.
Часто бывает так, что пока человек работает, он находится подПеремены, новые мысли и действия, психологические и другие трудности современной жизни требуют от человека всех его резервов для адаптации в динамичных условиях и не просто выжить, а и победить.
Преобладающим фоном жизненного настроения часто является уныние, разочарование и переутомление. Отношение к жизни – это системообразующий
фактор, его здоровья. Мы обладаем бесценными механизмами: мозгом - чтобы мыслить; глазами – чтобы видеть прекрасное; слухом – чтобы слышать. Мы можем творить и двигаться, любить и быть любимыми, получать удовольствие от каждого шага и минуты.
Часто бывает так, что пока человек работает, он находится под
Здоровьесберегающие технологии.
Введение психопаузы
в образовательный процесс.
Перемены, новые мысли и действия, психологические и другие трудности
современной жизни требуют от человека всех его резервов для адаптации в
динамичных условиях и не просто выжить, а и победить.
Преобладающим фоном жизненного настроения часто является уныние,
разочарование и переутомление. Отношение к жизни – это системообразующий
фактор, его здоровья. Мы обладаем бесценными механизмами: мозгом чтобы
мыслить; глазами – чтобы видеть прекрасное; слухом – чтобы слышать. Мы
можем творить и двигаться, любить и быть любимыми, получать удовольствие
от каждого шага и минуты.Часто бывает так, что пока человек работает, он находится под влиянием
спрессованного времени и ритма, он не замечает, как не заметно истощаются его
жизненные силы.
Психическое и физическое здоровье тесно взаимосвязаны. Существует много
различных специальных способов мышечной разрядки отрицательных эмоций.
Стабилизация, релаксация и регуляция психической деятельности через
приёмы психогимнастики составляет необходимый элемент «культуры
здоровья». Учитель и ученик должны чутко реагировать на собственное
психологическое состояние: от диагностики, осознания до коррекции.
Психогимнастика примыкает к психологопедагогическим и
психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение
психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств, развитие
лучшего понимания себя и других, снятие психологического напряжения,
создание возможностей для самовыражения.
Введение психопаузы в образовательный процесс считаю необходимым.
Для профилактики гиподинамии, снятия эмоционального и интеллектуального
напряжения рекомендуются упражнения, связанные с периодическим
напряжением и расслаблением мышц и вестибулярного аппарата. Количество
упражнений 8, они рассчитаны на определённую продолжительность, количество
поворотов, адаптированных для трёх звеньев: начальное, среднее и старшее
(сюда входят и учителя).
Продуктивность умственного труда зависит от биологических ритмов:
суточных, сезонных, годовых. Отмечается определённая ритмичность в
проявлении физической, эмоциональной, интеллектуальной активности
человека. Цикл физических функций – 23 дня, эмоциональных – 28 дней,
интеллектуальных – 33 дня. В каждом цикле есть положительный и
отрицательный периоды, иногда критические ( переход от положительного к
отрицательному) совпадают у физической, интеллектуальной и эмоциональной
функций. Цикл суточный 90100 минут, независимо от состояния активации, но
спад работоспособности мышц сердца около 13 часов дня и 21 часа вечером.
Пик активности примерно к 11 и 16 часам, а спад с 13.00 – до 14.00: снижается
активность памяти, внимания, увеличивается число ошибок, снижается
мышечная сила.
Биологические ритмы зависят от многих причин: внутренних
(наследственность), внешних – времени суток, температуры, влажности,
социальных факторов, индивидуальности. Предлагаю следующие правила
проведения психопаузы:
1. Этапы дня:
1й. Обучение и проведение психогимнастики из 8 упражнений.
2й. Обучение и проведение психопаузы из специализированных комплексов –
упражнений : « мышление», « внимание», «мотивация», «память», « эмоции», «
общение» и т. д..3й. Индивидуализированное использование релаксационных методик:
адекватно состоянию, ситуации и задач учебного дня и деятельности.
2. Этап. Время и продолжительность ( какая смена и какой урок).
3. Этап. Обучение приёмам психогимнастики проводятся по двум
направлениям: педагоги – для себя и для учащихся; учащиеся – для себя и
инструкторы.
4. Этап. Упражнения выполняются:
начальное звено 45 поворотов;
среднее звено 6 7 поворотов;
старшее звено 8 10 поворотов.
Каждый приём выполняется примерно 1 минуту, одно упражнение 24 секунды,
между ними интервал 5 секунд.
Снять напряжение и утомление при повышенной учебной и психической
нагрузке особенно необходимо и для учащихся , и для педагогов.
Психотерапевтическая зарядка психогимнастика.
1. «Перекрёстные шаги» локотьколено с наклоном туловища.
2. «Ленивая восьмёрка» сложить кисти рук ладонями друг к другу, вытянув
руки вперёд. Глядя на кончики пальцев с наклоном туловища выполнять руками
восьмёрку.
Результат: отдых и тренировка вестибулярного аппарата, мышц спины,
эмоциональное расслабление, офтальмотерапия.
3. «Сова» наклон головы вперёд со вздохом «ух», при этом руки положить на
плечи. Для старших: медленные повороты головы влево, вправо, вперёд и назад.
4. «Ленивая кошка» стоя руки на поясе, по диагонали одновременно
вытягивать руку вперёд, а ногу назад.
Результат: расслабление мышц спины, рук, ног и затылочной части головы.
Воздействие на энергетические меридианы и вестибулярный аппарат.
5. «Парусник» стоя или сидя, мысленно, с открытыми или закрытыми глазами
нарисовать парусник( можно солнце, бабочку, облако и т. д.). Вдохнуть и
медленно выдохнуть на парусник. Повторить это 45 раз.
Результат: тренировка органов дыхания и самовнушения.
6. « Думающий колпак» пальцы рук положить на голову и медленно круговыми
движениями делать массаж, при этом растирая мочки ушей и слегка их
поддёргивая.
Результат: воздействие на энергетические точки с активацией биологически
активных веществ головного мозга и активацией интеллектуальной
деятельности.
« Семейка медвежат».
1. «Куда пошла мама?» стрельба глазами влево, вправо, вдаль, вперёд.
2. «Игра с шишками» на напряжение и расслабление мышц рук. Медвежата с
силой сжимают в кулаках шишки прижав их к груди, а затем их кидают.
3. «Защита от пчёл» поочерёдные перекрёстные шаги и движения рук.4. «Жарко, холодно» на напряжение и расслабление мышц туловища.
Медвежата замёрзли – руки крест на крест на плечах, стало тепло –
распрямились, руки опустили.
5. «Тёплый шарфик» на расслабление мышц шеи. Наклоны головы влево и
вправо, вперёд и назад.
6. «Пчёлка мешает спать» пчёлка садится на нос, медвежата жмурят глазки и
дуют на нос.
7. «Чай с мёдом» рисуем на потолке воображаемой кисточкой чашку чая. Чай
горячий, дуем на чай делая наклоны головы вверх и вниз.
Психопауза.
«Пограничники».
1. «В наряд» маршировка ногами и руками.
2. «Часы» наклоны головы влево и вправо.
3. «Внимание» руки лежат на плечах у впереди стоящего. Первый учащийся
поднимает вверх правую руку, за ним по очереди поднимают все. Затем левую
руку, потом опускают в таком же порядке.
4. «В дозоре» руки на поясе, выполняются приседания.
5. «Хлопок» руки на поясе, поворот с прыжком влево и вправо.
6. «Стрельба глазами» движения зрачками влево и вправо, зажмурить глаза на
три секунды, затем открыть их.
7. «На границе спокойно» смотреть сначала на дальний предмет, затем на
ближний находящийся на парте.
8. «Пограничный флаг» мысленно прорисовываем в воздухе флаг сначала
левой рукой, потом правой.
Таким образом, используя психогимнастику и психопаузу в учебном
процессе будет проявляться положительная психологическая динамика
учащихся и прогрессировать оздоровительный процесс в эмоциональном и
физическом плане.