Здоровьесберегающие технологии. Введение психопаузы в образовательный процесс.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Перемены, новые мысли и действия, психологические и другие трудности современной жизни требуют от человека всех его резервов для адаптации в динамичных условиях и не просто выжить, а и победить. Преобладающим фоном жизненного настроения часто является уныние, разочарование и переутомление. Отношение к жизни – это системообразующий фактор, его здоровья. Мы обладаем бесценными механизмами: мозгом - чтобы мыслить; глазами – чтобы видеть прекрасное; слухом – чтобы слышать. Мы можем творить и двигаться, любить и быть любимыми, получать удовольствие от каждого шага и минуты. Часто бывает так, что пока человек работает, он находится подПеремены, новые мысли и действия, психологические и другие трудности современной жизни требуют от человека всех его резервов для адаптации в динамичных условиях и не просто выжить, а и победить. Преобладающим фоном жизненного настроения часто является уныние, разочарование и переутомление. Отношение к жизни – это системообразующий фактор, его здоровья. Мы обладаем бесценными механизмами: мозгом - чтобы мыслить; глазами – чтобы видеть прекрасное; слухом – чтобы слышать. Мы можем творить и двигаться, любить и быть любимыми, получать удовольствие от каждого шага и минуты. Часто бывает так, что пока человек работает, он находится под
Иконка файла материала zdorovesberegayushchie_tehnologii._vvedenie_psihopauzy_v_obrazovatelnyy_process..doc
Здоровьесберегающие       технологии. Введение  психопаузы   в  образовательный  процесс. Перемены, новые мысли и действия, психологические и другие трудности  современной жизни требуют от человека всех его резервов для адаптации в  динамичных условиях и не просто выжить, а и победить.      Преобладающим фоном жизненного настроения часто является уныние,  разочарование и переутомление. Отношение к жизни – это системообразующий  фактор, его здоровья. Мы обладаем бесценными механизмами: мозгом ­ чтобы  мыслить; глазами – чтобы видеть прекрасное; слухом – чтобы  слышать. Мы  можем творить и двигаться, любить и быть любимыми, получать удовольствие  от каждого шага и минуты.Часто бывает так, что пока человек работает, он находится под влиянием  спрессованного времени и ритма, он не замечает, как не заметно истощаются его жизненные силы.       Психическое и физическое здоровье тесно взаимосвязаны. Существует много различных специальных способов мышечной разрядки отрицательных эмоций.  Стабилизация, релаксация и регуляция психической  деятельности  через  приёмы психогимнастики составляет необходимый элемент «культуры  здоровья». Учитель и ученик должны чутко реагировать на собственное  психологическое  состояние: от диагностики, осознания до коррекции.        Психогимнастика примыкает к психолого­педагогическим  и  психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психологического напряжения,  создание возможностей для самовыражения.        Введение психопаузы в образовательный процесс считаю необходимым.  Для профилактики гиподинамии, снятия эмоционального и интеллектуального  напряжения рекомендуются упражнения, связанные с периодическим   напряжением и расслаблением мышц и вестибулярного аппарата. Количество  упражнений 8, они рассчитаны на определённую продолжительность, количество поворотов, адаптированных для трёх звеньев: начальное, среднее и старшее  (сюда входят и учителя).        Продуктивность умственного труда зависит от биологических ритмов:  суточных, сезонных, годовых. Отмечается определённая ритмичность в  проявлении физической, эмоциональной, интеллектуальной активности  человека. Цикл физических функций – 23 дня, эмоциональных – 28 дней,  интеллектуальных – 33 дня. В каждом цикле есть положительный и  отрицательный периоды, иногда критические ( переход от положительного к  отрицательному) совпадают у физической, интеллектуальной и эмоциональной  функций. Цикл суточный 90­100 минут, независимо от состояния активации, но  спад работоспособности мышц сердца около 13 часов дня и 21 часа вечером.  Пик активности примерно к 11 и 16 часам, а спад с 13.00 – до 14.00: снижается  активность памяти, внимания, увеличивается число ошибок, снижается  мышечная сила.      Биологические ритмы зависят от многих причин: внутренних  (наследственность), внешних – времени суток, температуры, влажности,  социальных факторов, индивидуальности. Предлагаю следующие правила  проведения психопаузы: 1. Этапы дня:  1­й.  Обучение и проведение психогимнастики из 8 упражнений. 2­й.   Обучение и проведение психопаузы из специализированных комплексов –  упражнений : « мышление», « внимание», «мотивация», «память», « эмоции», «  общение» и т. д..3­й.  Индивидуализированное использование релаксационных методик:  адекватно состоянию, ситуации и задач учебного дня и деятельности. 2. Этап.  Время и продолжительность ( какая смена и какой урок). 3.  Этап. Обучение приёмам психогимнастики проводятся по двум  направлениям: педагоги – для себя и для учащихся; учащиеся – для себя и  инструкторы. 4.  Этап. Упражнения выполняются:  начальное звено 4­5 поворотов; среднее звено 6 ­7 поворотов; старшее звено 8 ­10 поворотов. Каждый приём выполняется примерно 1 минуту, одно упражнение 2­4 секунды,  между ними интервал 5 секунд. Снять напряжение и утомление при повышенной учебной и психической  нагрузке особенно необходимо и для учащихся , и для педагогов.                Психотерапевтическая  зарядка ­ психогимнастика. 1. «Перекрёстные шаги» ­ локоть­колено с наклоном туловища. 2. «Ленивая восьмёрка» ­ сложить кисти рук ладонями друг к другу, вытянув  руки вперёд. Глядя на кончики пальцев с наклоном туловища выполнять руками  восьмёрку.  Результат: отдых и тренировка вестибулярного аппарата, мышц спины,  эмоциональное расслабление, офтальмотерапия. 3. «Сова» ­ наклон головы вперёд со вздохом «ух», при этом руки положить на  плечи. Для старших: медленные повороты головы влево, вправо, вперёд и назад. 4. «Ленивая кошка» ­ стоя руки на поясе, по диагонали одновременно  вытягивать руку вперёд, а ногу назад. Результат: расслабление мышц спины, рук, ног и затылочной части головы.  Воздействие на энергетические меридианы и вестибулярный аппарат. 5. «Парусник» ­ стоя или сидя, мысленно, с открытыми или закрытыми глазами  нарисовать парусник( можно солнце, бабочку, облако и т. д.). Вдохнуть и  медленно выдохнуть на парусник. Повторить это 4­5 раз. Результат: тренировка органов дыхания и самовнушения. 6. « Думающий колпак» ­ пальцы рук положить на голову и медленно круговыми движениями делать массаж, при этом растирая мочки ушей и слегка их  поддёргивая. Результат: воздействие на энергетические точки с активацией биологически­ активных веществ головного мозга и активацией интеллектуальной  деятельности.                                          « Семейка  медвежат». 1. «Куда пошла мама?» ­ стрельба глазами влево, вправо, вдаль, вперёд. 2. «Игра с шишками» ­ на напряжение  и расслабление мышц рук. Медвежата с  силой сжимают в кулаках шишки прижав их к груди, а затем их кидают. 3. «Защита от пчёл» ­ поочерёдные перекрёстные шаги и движения рук.4. «Жарко, холодно» ­ на напряжение и расслабление мышц туловища.  Медвежата замёрзли – руки крест на крест  на плечах, стало тепло –  распрямились, руки опустили. 5. «Тёплый шарфик» ­ на расслабление мышц шеи. Наклоны головы  влево и  вправо, вперёд и назад. 6. «Пчёлка мешает спать» ­ пчёлка садится на нос, медвежата жмурят глазки и  дуют на нос. 7. «Чай с мёдом» ­ рисуем на потолке воображаемой кисточкой чашку чая. Чай  горячий, дуем на чай делая наклоны головы вверх и вниз.                                                    Психопауза.                                                «Пограничники». 1. «В наряд» ­ маршировка ногами и руками. 2. «Часы» ­ наклоны головы влево и вправо. 3. «Внимание» ­ руки лежат на плечах у впереди стоящего. Первый учащийся  поднимает вверх правую руку, за ним по очереди поднимают все. Затем левую  руку, потом опускают в таком же порядке. 4. «В дозоре» ­ руки на поясе, выполняются приседания. 5. «Хлопок» ­ руки на поясе, поворот с прыжком влево и вправо. 6. «Стрельба глазами» ­ движения зрачками влево и вправо, зажмурить глаза на  три секунды, затем открыть их. 7. «На границе спокойно» ­ смотреть сначала на дальний предмет, затем на  ближний находящийся на парте. 8. «Пограничный флаг» ­ мысленно прорисовываем в воздухе флаг сначала  левой рукой, потом правой.       Таким образом, используя психогимнастику и психопаузу в учебном  процессе будет проявляться  положительная психологическая динамика  учащихся и прогрессировать оздоровительный процесс в эмоциональном и  физическом плане.