Цели:
1. Ознакомить учеников с жизнью и бытом людей Московской Руси.
2. Способствовать формированию чувства уважения к своим предкам.
К этому уроку необходимо подобрать рисунки представителей разных общественных групп: великий государь, боярин, дворянин, стрелец, крестьянин, ремесленник, купец.
Какая техника и приспособления облегчают жизнь современному человеку? (Быстрый и удобный транспорт – самолёты, метро, автомобили и т.д., бытовая техника, глобальные информационные системы и многое другое.)
– Откуда всё это взялось? (Придумали и сделали люди.) В старину, во времена Московского государства, всё это было? (Не было.) Почему? (Возможно, люди были менее образованны, менее догадливы и т.п., чем современные.)
Окружающий мир (3й класс)
ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО
Урок 12.
РАЗДЕЛ III. ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. XIV–XVII ВЕКА.
Тема: ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
Цели:
Ознакомить учеников с жизнью и бытом людей Московской Руси.
Способствовать формированию чувства уважения к своим предкам.
К этому уроку необходимо подобрать рисунки представителей разных общественных групп: великий государь, боярин,
дворянин, стрелец, крестьянин, ремесленник, купец.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология
оценивания учебных
успехов
Ι
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной
проблемы.
4 1 3
– Какая техника и приспособления облегчают жизнь современному человеку?
(Быстрый и удобный транспорт – самолёты, метро, автомобили и т.д., бытовая
техника, глобальные информационные системы и многое другое.)
– Откуда всё это взялось? (Придумали и сделали люди.) В старину, во времена
Московского государства, всё это было? (Не было.) Почему? (Возможно, люди
были менее образованны, менее догадливы и т.п., чем современные.)
На доске появляется запись:
Люди Московского государства не похожи на нас.
– Посмотрите на с. 57 учебника. Вам знакомы эти пословицы и поговорки?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию
из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
© ООО «Баласс», 2013Объясните, о чём они. (Ученики объясняют.) Такие пословицы и поговорки
применяются сегодня? (Да.) Оказывается, все эти мудрые мысли дошли до нас со
времён Московской Руси. Их оставили нам в наследство наши очень далёкие
предки, но они сохранили свою ценность и в современном обществе. Что теперь
мы можем сказать о людях того времени? (Что они были мудрые, трудолюбивые,
ценили ум и знания и т.д.)
На доске появляется запись:
Люди Московского государства похожи на нас.
– Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? Какой возникает
вопрос?
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока:
Похожи или нет люди Московского государства на нас, современных
людей России?
Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно
обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
– Составим план урока.
План (примерный) 3
Учитель вместе с детьми составляет план на основе второго столбца
таблицы.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
Сравнить людей Московской Руси и современных можно с помощью таблицы,
куда будут кратко заноситься основные сведения. Учитель вместе с детьми
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные
УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать
других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными
задачами.
3. Оформлять свои
мысли в устной форме.
4. Умение работать в
паре и в группах.
© ООО «Баласс», 2013создают основу для таблицы:
– Мы говорим о Московском государстве. Что такое государство? (Механизм
управления обществом в какойлибо стране.) Что должно быть у каждой страны?
(Территория с границами.) Значит, начнём сравнение Московской Руси с
современной Россией с размера территории (записывает в первый столбец).
– Посмотрите на карту Московского государства на с. 53. Что обозначают
надписи красного цвета? (Из легенды карты видно, что это названия народов.)
Значит, нам надо сравнить, какие народы жили в XVI–XVII веках и какие живут
сейчас (записывает в первый столбец).
– Что необходимо людям для жизни и в старину, и сейчас? (Дома, одежда и т.д.)
Откуда люди это берут? (Делают сами, покупают.) Запишем в таблицу такие
основания для сравнения: дома, одежда, посуда; занятия и профессии;
достижения.
2 4 7 3 3
1. Работа в учебнике.
Организовать заполнение таблицы можно по группам. Задание группам
выдаётся на карточках:
1я группа.
– Рассмотрите карту на с. 53 учебника (в новом варианте учебника такой карты
нет) и ответьте на вопросы:
–
–
–
Какую территорию занимала Россия в XVI–XVII веках?
Какие народы жили в России того времени?
К каким морям Россия имела выходы?
Личностные
результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё
отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой
ситуацией.
. Совместное
ΙΙ
открытие знаний.
Поиск решения
проблемы.
© ООО «Баласс», 2013– Сравните карту России XVI–XVII веков с картой современной России (на с.
111):
–
–
– Сделайте выводы, кратко запишите или зарисуйте их таблицу в строки «Размер
территории» и «Народы».
Что осталось без изменений?
Что изменилось?
3. Формируем
мотивацию к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Чьими руками было сделано всё, что окружало людей того времени?
На рисунках на с. 54 рассмотрите, как выглядели дома, одежда, средства
2я группа.
–
передвижения людей периода Московского государства.
–
Сравните дома, одежду и другие предметы быта XVI–XVII веков с тем, что
окружает современного человека. Подумайте, где сейчас производится большая
часть вещей, которыми мы пользуемся?
Сделайте выводы, кратко запишите или зарисуйте их таблицу в строку «Дома,
одежда, транспорт».
3я группа (к заданию следует приложить: 1. Лист с незаполненной схемой в
виде треугольника, разделённого по высоте на две части. Верхняя часть
подписана «Знатные», нижняя – «Незнатные». 2. Рисунки на карточках:
великий государь, боярин, дворянин, стрелец, крестьянин, ремесленник, купец).
– Прочитайте текст на с. 52–56 от слов «В Московском государстве большинство
людей жило в деревнях и селах» до слов «был на Красной площади и книжный
ряд». С помощью текста и иллюстраций к нему подберите названия к рисункам на
карточках.
Поместите рисунки в схемутреугольник, распределяя на «знатных» и
© ООО «Баласс», 2013«незнатных».
Сравните занятия и профессии людей Московского государства с занятиями и
профессиями людей современной России:
–
–
могло быть в Московской Руси.
– Сделайте выводы, кратко запишите или зарисуйте их таблицу в строку «Занятия
и профессии людей».
Все ли занятия и профессии сохранились до наших времен?
Перечислите несколько современных занятий и профессий, которых не
О каких достижениях и изобретениях людей периода Московского
4я группа.
– Прочитайте текст на с. 55–56 учебника – от слов «Самым большим городом…»
до слов «…географические карты». Внимательно рассмотрите рисунки к тексту.
Выполните задания:
–
государства можно рассказать, пользуясь текстом и рисунками?
–
Предположите, какими техническими приспособлениями воспользовались
бы современные люди для выполнения той же работы, что делали люди
Московского государства?
Сделайте выводы о достижениях и возможностях людей Московского
государства и людей современной России. Кратко запишите или зарисуйте их
таблицу в строку «Достижения».
После подготовки представители групп отчитываются по заданиям. Если группам
окажется не под силу сформулировать выводы для таблицы, то это делается с
помощью всего класса и учителя.
К концу урока должно получиться примерно следующее:
© ООО «Баласс», 2013Россия XVI–XVII веков
Россия начала XXI века
и её жители
и её жители
Размер территории
По сравнению с
Размер территории
Древней Русью
территория увеличилась в
несколько раз.
почти не изменился.
Отделилась небольшая
территория на юго
западе, добавилась на
Дальнем Востоке, есть
выходы к Чёрному и
Балтийскому морям.
Народы
Россию населялои
Множество народов
множество народов.
продолжает жить на
территории России.
Дома,
одежда,
Предметы быта
Сейчас многое
транспорт
изготавливались вручную
– самими крестьянами,
ремесленниками. Дома и
одежда знатных и
незнатных людей сильно
отличались.
изготавливается на
фабриках и заводах. Дома
и одежда изменились.
Деления на знатных и
незнатных сейчас нет, все
люди могут купить или
© ООО «Баласс», 2013
Великий государь,
бояре, дворяне
стрельцы,
крестьяне
ремесленники,
купцы.Занятия и
профессии людей
Достижения
построить то, что им
подходит.
Многие профессии
и занятия исчезли, но
появилось и много новых.
Деления на знатных и
незнатных сейчас не
существует.
Можно отметить
Современные люди
сложные постройки,
изготовление пушек,
книгопечатание, умение
составлять карты.
Возможностей было
немного (низкий уровень
науки и техники), а
достижения значительные.
совершают множество
открытий, добиваются
значительных успехов, но
и возможностей сегодня
гораздо больше
(компьютеры,
космические технологии и
т.д.).
Содержание таблицы может быть несколько иным, поскольку дети могут не
заметить какието детали или заметить чтото другое. Важно, чтобы в
колонке «Россия начала XXI века и её жители» просматривались как
сходство, так и различия в жизни людей разных эпох.
© ООО «Баласс», 2013ΙΙΙ
.
Самостоятельное
применение
знаний.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
2 1 4 1 4 6
Работа в группах.
– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня
выяснить? (Похожи или нет люди Московского государства на нас, современных
людей России?)
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой
вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к
выводу, что во времена Московского государства уровень науки и техники был
гораздо ниже современного, но это не мешало людям добиваться
значительных результатов во всех сферах жизнедеятельности. Современное
общество во многом отличается от прежнего, но в людях попрежнему
ценятся мудрость, трудолюбие, преданность и другие достоинства.
Работа в учебнике.
– Откройте учебники. Выберите любой вопрос после текста, обсудите ответ в
парах.
Учитель спрашивает несколько пар. Если остались неохваченные вопросы,
учитель может задать их на дом.
Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на
основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии
с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
© ООО «Баласс», 2013– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
ТОУУ
Работа в рабочей тетради.
Выполнение задания № 1, 2 Н (самостоятельно) задание № 1, 2 П (работа в
парах).
Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
VΙ . Домашнее
задание.
Рабочая тетрадь. Задание № 4.
Творческое задание:
1. Сам или с помощью старших вспомни строчки из песен, стихотворений, в
которых говорится о Москве, Кремле. На альбомных листах запиши эти строки и
сделай изображения того, о чём поётся в
© ООО «Баласс», 2013V. Итог урока.
песне, рассказывается в стихотворении.
2. Постарайся найти альбомы и открытки с видами Москвы. Узнай, что на них
изображено.
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы чтонибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
– Что нового узнали?
– Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?
К СВЕДЕНИЮ УЧИТЕЛЯ
Схемутреугольник «Занятия и профессии людей» после урока необходимо перерисовать на большой лист (название
не писать): эта схема будет использована в дальнейшем.
© ООО «Баласс», 2013© ООО «Баласс», 2013