Тип урока: межпредметный интегрированный урок (музыка, окружающий мир, дополнительное образование). Класс 5.
Дидактическая цель:
• создать условия для применения знаний и умений в знакомой обстановке и новой ситуации;
• создать условия для развития творческих способностей; воссоздающего воображения, образное мышление через проблемное изучение материала;
• упорядочить знания учащихся о многообразии жанров русской народной песни;
• найти характерные особенности, присущие отдельным жанрам народной песни.
Содержательные цели урока:
Образовательные:
• способствовать развитию значимости традиционной русской песенной культуры;
• продолжить формирование знаний о культурных традициях родной страны;
• создание условий для применения знаний в изменённой обстановке и новой ситуации;
• создание условий для развития исследовательских умений учащихся средствами элементов проектного обучения.
Жанры русской народной песни
Тип урока: межпредметный интегрированный урок (музыка, окружающий мир,
дополнительное образование). Класс 5.
Дидактическая цель:
создать условия для применения знаний и умений в знакомой обстановке и новой
ситуации;
создать условия для развития творческих способностей; воссоздающего
воображения, образное мышление через проблемное изучение материала;
упорядочить знания учащихся о многообразии жанров русской народной песни;
найти характерные особенности, присущие отдельным жанрам народной песни.
Содержательные цели урока:
Образовательные:
способствовать развитию значимости традиционной русской песенной культуры;
продолжить формирование знаний о культурных традициях родной страны;
создание условий для применения знаний в изменённой обстановке и новой ситуации;
создание условий для развития исследовательских умений учащихся
средствами элементов проектного обучения.
Развивающие: развитие творческих способностей, внимания, усидчивости, логического
мышления, развитие вокальных навыков, слушательской и исполнительской культуры
учащихся, и умения анализировать полученную информацию.
Воспитательные:
создание условий для воспитания эстетических вкусов и взглядов на основе
традиционной русской культуры, в том числе, русских традиций, патриотизма;
способствовать воспитанию эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и
рефлексии у учащихся при восприятии художественного образа.
Методы обучения:
Проблемное изложение, частичнопоисковые (или эвристические).
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная и
индивидуальная.
Оформление кабинета (зала):
Для проведения урока необходимо свободное пространство.
Компьютер, проектор, экран, мультимедийное оборудование, фортепиано. В рамках
урока учащиеся в русских народных костюмах исполняют песни различных жанров.
Ход урока
1. Организационный момент
Определить, насколько комфортно чувствуют себя ученики;
Поприветствовать друг друга (улыбкой);
С каким настроением пришли на урок;Целеполагание и мотивация: Формулирование учащимися темы урока.
Слайд 1. Музыкальное приветствие.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Мы рады вас приветствовать. Сегодня у нас необычный
урок – в его проведении нам помогут участники фольклорного ансамбля “Грани” нашей
школы. Сегодня у нас нет парт, и много места для активной работы, движения, и, возможно,
даже, игр...
Слайд 2. Учитель: Отгадайте загадку:
Я ваша подруга, я ваша попутчица,
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья, всегда интересно.
Узнали кто я? Ну, конечно, же... (...песня).
Учитель: Определите сами тему сегодняшнего урока, о чем мы с вами сегодня будем
говорить?
Дети: Песня, вокальная музыка.
Учитель: А какая бывает песня?
Дети: Композиторская, народная.
Учитель: В чем отличие народной песни от композиторской?
Ответы детей.
Учитель: Посмотрите на костюмы наших артистов и скажите: песни какого народа будем мы
сегодня петь и изучать.
Дети: Русского.
Слайд 3. Мы с вами сегодня будем разговаривать о жанрах русской народной песни.
Давайте вспомним с вами, что такое Жанр (ответы учащихся)
Жанр (от фр. genre — род) — общее понятие, отражающее наиболее существенные
свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных
особенностей произведения. Понятие жанр используется в искусстве: литературе,
живописи, музыке и т.д.
Учитель: Когда люди начали петь? В каких случаях поет человек?
Ответы детей.
Слайд 4. Учитель: Песня с древних времен сопутствовала человеку буквально всю жизнь.
Какие самые первые в своей жизни песни слышит человек? Как называются песни, которые
мамы поют детям перед сном?
Дети: Колыбельные.
1 ученик: Что такое колыбельные песни и зачем они нужны?
Ответы детей: Это песни, которые поют перед сном мамы своим малышам, баюкая младенца
в зыбке, люльке, колыбели.
Слушание колыбельной песни (“Баюбаю”) в записи.
1 ученик: Мы, услышав песню, можем понять, что эта песня – колыбельная? Как мы
понимаем это?
Ответы детей.
1 ученик: Вспомните, какие вы знаете колыбельные песни.
Ответы детей.2 ученик: Пока ребенок подрастает, ему поют разные, часто забавные, песенки, припевки.
И, начиная разговаривать, он уже и сам поет песни. Что это за песни?
Ответы детей: Детские.
2 ученик: Да, их много, это и:
Ответы детей (потешки, пестушки, прибаутки, небылицы)
Слайд 5. 2 ученик: Их задача – потешать, развлекать, и, в то же время, развивать ребенка.
Появляются новые слова, персонажи песен, действия и т.д.
Слушание детской песни в исполнении участников ансамбля “Грани”: “Ай, качи”
2 ученик: Что вы услышали: несложная мелодия, веселая песня, текст, доступный для
ребенка, смысл песни – это небылица, такого не бывает. Мы можем догадаться, что эта
песня предназначена именно для детей?
Ответы детей.
3 ученик: Дети росли, становились юношами и девушками. По вечерам они гуляли, пели,
водили...
ответы детей: Хороводы.
3 ученик: Песня, сопровождающая хоровод, называется:
Oтветы детей: Хороводная.
Слайд 6. Учитель: А какую хороводную песню мы с вами пели?
Ответы детей (“Во поле береза стояла”)
Учитель: Мы с вами только начали учить песню, давайте вспомним первый куплет и
продолжим песню дальше.
Слайд 7. Весь класс поет песню “Во поле береза стояла”
Учитель: А теперь мы попросим наших артистов показать, как же водили хороводы
Ведущие показывают, как водить хоровод.
4 ученик: А теперь, честной народ, собирайся в хоровод! В нашем хороводе будут меняться
фигуры, так что внимательно следите за подсказками ведущих.
Исполняется песня “Во поле береза стояла” с вождением хоровода.
(Дети рассаживаются на свои места)
4 ученик: Как, услышав песню, мы можем догадаться, что она хороводная?
Ответы детей: Под такую песню удобно ходить, идти шагом.
4 ученик: Но не только медленные хороводы водили, но и пели веселые песни, более
быстрые песни, под которые хотелось пуститься в пляс. Как мы назовем такие песни?
Ответы детей: Плясовые.
Слайд 8. Слушаем плясовую народную песню (“Ах, вы, сени”) в записи
4 ученик: их можно отличить от хороводных. Какие есть отличия? В чем они состоят?
Ответы детей.
5 ученик: Очень любили и дети, и молодежь песниигры. Вспомним такую песню, где вы шли
стенка на стенку.
Проводится игра с классом “Бояре, а мы к вам пришли”.5 ученик: Мы с вами обыграли сюжет песни. Такие песни по жанру...
Ответы детей. Игровые.
Слайд 9. 5 ученик: А знаете ли вы еще русские народные игровые песни?
Ответы детей.
6 ученик: Существовали и специальные песни для служивых людей. Сейчас мы послушаем
такую песню, назовите ее жанр.
Звучит песня “Солдатушки, бравы ребятушки” в исполнении ансамбля “Грани”
Ответы детей. Солдатская песня.
Слайд 10. 6 ученик: Что отличает такие песни, какие действия хочется под них выполнять,
какой характер у такой музыки?
Ответы детей.
Слайд 11. 7 ученик: Люди, живущие не в городах, а в деревне, зависели от времен года,
ведь они все выращивали урожай. Для них был важен весь календарный год. Многие
народные песни – календарные по жанру – это те песни, которые сопровождали времена
года, переходы из одного времени года в другой и конкретные календарные праздники.
Слушание заклички весны (“Нам весну гукать”) в записи.
7 ученик: к какому времени года отнесем мы эту песню?
Ответы детей.
7 ученик: Это была календарная песня закличка весны, звонкая, зычная песня,
призывающая солнце, тепло, весну, пробуждение природы.
Слайды 1218. Учитель: Сейчас мы с вами создадим жанровое дерево. Посмотрите на
символ нашей родной природы – стройную березку. Вот она, русская красавица. Посмотрите,
на ее ветвях нет листьев! В процессе изучения с многообразием народной музыки мы
познакомились с жанрами русской песни. Чем больше жанров вы сейчас назовете, тем
больше листиков появится на веточках березы. А помогут нам в этом сами песни...
Проводится музыкальная викторина: в записях звучат разножанровые русские
народные песни, учащиеся определяют жанр песни, и на березке появляются
листики с названиями жанров (плясовые, детские, хороводные, колыбельные, игровые,
календарные, солдатские)
Учителя: Как называлась тема нашего занятия? О чем мы с вами сегодня говорили на
уроке? (ответы учащихся)
Что вам запомнилось больше всего? (ответы учащихся)
Что понравилось? (ответы учащихся)
О чем вы еще хотели бы узнать? (ответы учащихся)
Что вы сегодня создали в процессе занятия?
Ответы учеников: Создали жанровое дерево.
Учитель: Мы не полностью с вами сегодня нарисовали наше дерево. Русская песенная
культура очень богата и разнообразна. Есть еще много жанров русской народной песни.
Любой человекпатриот своей страны должен иметь представление о ней и гордиться своей
национальной культурой.
Слайд 19. Учитель: mi>Домашним заданием для вас будет продолжить заполнять
жанровое дерево, вписав в него не названные сегодня жанры русской народной песни.Слайд 20.