Жанры русской народной песни

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: межпредметный интегрированный урок (музыка, окружающий мир, дополнительное образование). Класс 5. Дидактическая цель: • создать условия для применения знаний и умений в знакомой обстановке и новой ситуации; • создать условия для развития творческих способностей; воссоздающего воображения, образное мышление через проблемное изучение материала; • упорядочить знания учащихся о многообразии жанров русской народной песни; • найти характерные особенности, присущие отдельным жанрам народной песни. Содержательные цели урока: Образовательные: • способствовать развитию значимости традиционной русской песенной культуры; • продолжить формирование знаний о культурных традициях родной страны; • создание условий для применения знаний в изменённой обстановке и новой ситуации; • создание условий для развития исследовательских умений учащихся средствами элементов проектного обучения.
Иконка файла материала Жанры русской народной песни.doc
Жанры русской народной песни Тип урока: межпредметный интегрированный урок (музыка, окружающий мир,  дополнительное образование). Класс 5. Дидактическая цель:     создать условия для применения знаний и умений в знакомой обстановке и новой  ситуации; создать условия для развития творческих способностей; воссоздающего  воображения, образное мышление через проблемное изучение материала; упорядочить знания учащихся о многообразии жанров русской народной песни; найти характерные особенности, присущие отдельным жанрам народной песни. Содержательные цели урока: Образовательные:     способствовать развитию значимости традиционной русской песенной культуры; продолжить формирование знаний о культурных традициях родной страны; создание условий для применения знаний в изменённой обстановке и новой ситуации; создание условий для развития исследовательских умений учащихся  средствами элементов проектного обучения. Развивающие: развитие творческих способностей, внимания, усидчивости, логического  мышления, развитие вокальных навыков, слушательской и исполнительской культуры  учащихся, и умения анализировать полученную информацию. Воспитательные:   создание условий для воспитания эстетических вкусов и взглядов на основе  традиционной русской культуры, в том числе, русских традиций, патриотизма; способствовать воспитанию эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и  рефлексии у учащихся при восприятии художественного образа. Методы обучения:  Проблемное изложение, частично­поисковые (или эвристические).  Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная и  индивидуальная. Оформление кабинета (зала):  Для проведения урока необходимо свободное пространство.  Компьютер, проектор, экран, мультимедийное оборудование, фортепиано. В рамках  урока учащиеся в русских народных костюмах исполняют песни различных жанров. Ход урока 1. Организационный момент ­ Определить, насколько комфортно чувствуют себя ученики; ­ Поприветствовать друг друга (улыбкой); ­ С каким настроением пришли на урок;Целеполагание и мотивация: Формулирование учащимися темы урока. Слайд 1. Музыкальное приветствие. Учитель: Здравствуйте, ребята. Мы рады вас приветствовать. Сегодня у нас необычный  урок – в его проведении нам помогут участники фольклорного ансамбля “Грани” нашей  школы. Сегодня у нас нет парт, и много места для активной работы, движения, и, возможно,  даже, игр... Слайд 2. Учитель: Отгадайте загадку: Я ­ ваша подруга, я ­ ваша попутчица, В пути без меня ничего не получится. Со мною, друзья, всегда интересно. Узнали кто я? Ну, конечно, же... (...песня). Учитель: Определите сами тему сегодняшнего урока, о чем мы с вами сегодня будем  говорить? Дети: Песня, вокальная музыка. Учитель: А какая бывает песня? Дети: Композиторская, народная. Учитель: В чем отличие народной песни от композиторской? Ответы детей. Учитель: Посмотрите на костюмы наших артистов и скажите: песни какого народа будем мы  сегодня петь и изучать. Дети: Русского. Слайд 3. Мы с вами сегодня будем разговаривать о жанрах русской народной песни.  Давайте вспомним с вами, что такое Жанр (ответы учащихся) Жанр (от фр. genre — род) — общее понятие, отражающее наиболее существенные  свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных  особенностей произведения. Понятие жанр используется в искусстве: литературе,  живописи, музыке и т.д. Учитель: Когда люди начали петь? В каких случаях поет человек? Ответы детей. Слайд 4. Учитель: Песня с древних времен сопутствовала человеку буквально всю жизнь.  Какие самые первые в своей жизни песни слышит человек? Как называются песни, которые  мамы поют детям перед сном? Дети: Колыбельные. 1 ученик: Что такое колыбельные песни и зачем они нужны? Ответы детей: Это песни, которые поют перед сном мамы своим малышам, баюкая младенца  в зыбке, люльке, колыбели. Слушание колыбельной песни (“Баю­баю”) в записи. 1 ученик: Мы, услышав песню, можем понять, что эта песня – колыбельная? Как мы  понимаем это? Ответы детей. 1 ученик: Вспомните, какие вы знаете колыбельные песни. Ответы детей.2 ученик: Пока ребенок подрастает, ему поют разные, часто забавные, песенки, припевки.  И, начиная разговаривать, он уже и сам поет песни. Что это за песни? Ответы детей: Детские. 2 ученик: Да, их много, это и: Ответы детей (потешки, пестушки, прибаутки, небылицы) Слайд 5. 2 ученик: Их задача – потешать, развлекать, и, в то же время, развивать ребенка.  Появляются новые слова, персонажи песен, действия и т.д. Слушание детской песни в исполнении участников ансамбля “Грани”: “Ай, качи” 2 ученик: Что вы услышали: несложная мелодия, веселая песня, текст, доступный для  ребенка, смысл песни – это небылица, такого не бывает. Мы можем догадаться, что эта  песня предназначена именно для детей? Ответы детей. 3 ученик: Дети росли, становились юношами и девушками. По вечерам они гуляли, пели,  водили... ответы детей: Хороводы. 3 ученик: Песня, сопровождающая хоровод, называется: Oтветы детей: Хороводная. Слайд 6. Учитель: А какую хороводную песню мы с вами пели? Ответы детей (“Во поле береза стояла”) Учитель: Мы с вами только начали учить песню, давайте вспомним первый куплет и  продолжим песню дальше. Слайд 7. Весь класс поет песню “Во поле береза стояла” Учитель: А теперь мы попросим наших артистов показать, как же водили хороводы Ведущие показывают, как водить хоровод. 4 ученик: А теперь, честной народ, собирайся в хоровод! В нашем хороводе будут меняться  фигуры, так что внимательно следите за подсказками ведущих. Исполняется песня “Во поле береза стояла” с вождением хоровода. (Дети рассаживаются на свои места) 4 ученик: Как, услышав песню, мы можем догадаться, что она хороводная? Ответы детей: Под такую песню удобно ходить, идти шагом. 4 ученик: Но не только медленные хороводы водили, но и пели веселые песни, более  быстрые песни, под которые хотелось пуститься в пляс. Как мы назовем такие песни? Ответы детей: Плясовые. Слайд 8. Слушаем плясовую народную песню (“Ах, вы, сени”) в записи 4 ученик: их можно отличить от хороводных. Какие есть отличия? В чем они состоят? Ответы детей. 5 ученик: Очень любили и дети, и молодежь песни­игры. Вспомним такую песню, где вы шли  стенка на стенку. Проводится игра с классом “Бояре, а мы к вам пришли”.5 ученик: Мы с вами обыграли сюжет песни. Такие песни по жанру... Ответы детей. Игровые. Слайд 9. 5 ученик: А знаете ли вы еще русские народные игровые песни? Ответы детей. 6 ученик: Существовали и специальные песни для служивых людей. Сейчас мы послушаем  такую песню, назовите ее жанр. Звучит песня “Солдатушки, бравы ребятушки” в исполнении ансамбля “Грани” Ответы детей. Солдатская песня. Слайд 10. 6 ученик: Что отличает такие песни, какие действия хочется под них выполнять,  какой характер у такой музыки? Ответы детей. Слайд 11. 7 ученик: Люди, живущие не в городах, а в деревне, зависели от времен года,  ведь они все выращивали урожай. Для них был важен весь календарный год. Многие  народные песни – календарные по жанру – это те песни, которые сопровождали времена  года, переходы из одного времени года в другой и конкретные календарные праздники. Слушание заклички весны (“Нам весну гукать”) в записи. 7 ученик: к какому времени года отнесем мы эту песню? Ответы детей. 7 ученик: Это была календарная песня ­ закличка весны, звонкая, зычная песня,  призывающая солнце, тепло, весну, пробуждение природы. Слайды 12­18. Учитель: Сейчас мы с вами создадим жанровое дерево. Посмотрите на  символ нашей родной природы – стройную березку. Вот она, русская красавица. Посмотрите, на ее ветвях нет листьев! В процессе изучения с многообразием народной музыки мы  познакомились с жанрами русской песни. Чем больше жанров вы сейчас назовете, тем  больше листиков появится на веточках березы. А помогут нам в этом сами песни... Проводится музыкальная викторина: в записях звучат разножанровые русские  народные песни, учащиеся определяют жанр песни, и на березке появляются  листики с названиями жанров (плясовые, детские, хороводные, колыбельные, игровые,  календарные, солдатские) Учителя: Как называлась тема нашего занятия? О чем мы с вами сегодня говорили на  уроке? (ответы учащихся)  Что вам запомнилось больше всего? (ответы учащихся)  Что понравилось? (ответы учащихся)  О чем вы еще хотели бы узнать? (ответы учащихся)  Что вы сегодня создали в процессе занятия? Ответы учеников: Создали жанровое дерево. Учитель: Мы не полностью с вами сегодня нарисовали наше дерево. Русская песенная  культура очень богата и разнообразна. Есть еще много жанров русской народной песни.  Любой человек­патриот своей страны должен иметь представление о ней и гордиться своей  национальной культурой. Слайд 19. Учитель: mi>Домашним заданием для вас будет продолжить заполнять  жанровое дерево, вписав в него не названные сегодня жанры русской народной песни.Слайд 20.

Посмотрите также