Введение
Речь современного человека значительно отличается от речи его предшественников. Она более экспрессивная, эмоциональная, зачастую и ненормативная, к тому же загрязненная всевозможными жаргонными словами. Естественно, хочется понять, почему так разительно изменилась наша речь. Чтобы ответить на этот вопрос, я провела небольшое исследование.
27,4
38,6
46,9
Задачи:
изучить литературу о жаргонизмах;
проследить источники образования и причины использования жаргонизмов;
определить, какое место занимает ограниченная в употреблении лексика - жаргонизмы, сленг в речи учащихся;
провести исследование среди учащихся с целью выяснения употребления и восприятия сленговых выражений подростками;
составить словарь современного сленга, употребляемого подростками нашей школы.
Проблема
В современной России остро встал вопрос воспитания подрастающего поколения страны. Огромный поток ненормированной лексики, жаргонизмов, вливающихся в язык подрастающего поколения, ведёт к необратимым последствиям в языке, теряющем свою яркость, выразительность, самобытность. Общение относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности.
В России жаргоны существовали издавна.
На них говорили люди, принадлежавшие к какой-либо социальной группе и ставившие своей целью скрыть что-либо от окружающих, например, профессиональные секреты. К ним можно отнести лошадиных барышников, портных.
Ярким примером этому явлению будет жаргон коробейников-офеней. Отсюда и другое название жаргона – феня (болтать по фене).
Так как у них всегда были разные товары и деньги, на них частенько нападали разбойники. Офени и придумали своеобразный язык, который могли понимать только они сами, - арго.
Сферы употребления жаргонов
Сфер употребления жаргонов очень много. И каждая сфера употребления своеобразна, в каждой есть свои жаргонизмы, не употребляемые в других.
Основной принцип различения жаргонов – это профессиональная деятельность людей.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что основными сферами употребления жаргонизмов являются профессиональные объединения и социальные группы общества.
История развития школьного жаргона
Я пока учусь в школе и, поэтому, объектом моего исследования является школьный жаргон. Он, как выяснилось, является компонентом молодёжного жаргона - средства общения большого количества молодых людей в возрасте примерно 12 – 25 лет.
О школьном жаргоне до XIX века ничего не известно.
Первые изменения в молодежном жаргоне произошли в 20-тые годы XIX века, когда революция и гражданская война породили армию беспризорных, и речь учащихся- подростков и молодежи окрасилась множеством «блатных» словечек.
Вторая волна приходится на 50-е годы, когда на улицы и танцплощадки городов вышли "стиляги".
Появление третьей волны связано с периодом застоя, когда удушливая атмосфера общественной жизни 70-80-х породила разные неформальные молодежные движения.
Новым источником в 90-е годы стали компьютерный язык и, к сожалению, лексика наркоманов.
Для школьного жаргона характерна традиционность и устойчивость.
Язык подростков 21 века не всегда понятен их родителям и учителям.
Современные школьники считают жаргон неотъемлемой частью своего общения среди сверстников. Такие слова позволяют им само утверждаться, поддерживать хорошие отношения с друзьями, обмениваться информацией и узнавать новое.
Таким образом, развитие современного молодёжного жаргона крайне многогранно. Он показывает, как развивается общество на данном этапе. Конечно, к большому сожалению, в настоящее время он переполнен словами, не отвечающими никаким нормам русского языка.
Слова первой сферы (сферы школы) можно разделить на следующие группы:
Наименования учителей: физик-шизик, руссичка, химичка-истеричка и пр.
Наименования учебных предметов: физра, литра, инглиш, стори и т.д.
Наименования других реалий учебного процесса: шпора (шпаргалка), спалить, завалить и пр..
Слова, относящиеся к сфере быта можно разделить на несколько групп.
- Лексемы, называющие части тела: пакши, культяпки, грабли, клешни, крылья – руки, копыта- ноги.
-Лексемы, называющие одежду, обувь и аксессуары: потники – носки, кепарик- кепка, боты- ботинки
-Лексемы, называющие различную бытовую технику: комп - компьютер; клава - клавиатур
-Отдельно следует остановиться на жаргонизмах, называющих деньги: бабки, лаве, бабосики, манюшки.
Слова сферы оценки можно разделить на две группы: вокативы и собственно оценочная лексика.
Вокатив- особая форма имени, используемая для идентификации объекта, к которому ведётся обращение.
Обращения, такие как: чувак, браток, братуха- используются школьниками при общении друг с другом и потому употребляются наиболее часто.
Что касается собственно оценочной лексики, то необходимо отметить, что для нее характерно наличие лексем с ярко выраженной положительной либо отрицательной оценкой.
Отпадно, круто, супер, коронно, клево, потрясно, ништяк - положительная оценка; примато, фигово, пазарно, лево, муть, мура - отрицательная оценка.
Выводы
Таким образом, выдвигаемая гипотеза, о том, что среди подростков наблюдается высокий уровень жаргонизации речи – подтверждается. Современного школьника совсем без жаргона представить невозможно.
Жаргон был, есть и будет в школьной лексике. Его нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке.
Молодёжный жаргон это неотъемлемая часть нашей современной речи, которая негативно влияет на культуру речи и засоряет русский литературный язык. Конечно, плохо, если жаргон полностью заменяет человеку нормальную речь. Поэтому школьникам, по моему мнению, необходимо правильно выбирать языковые средства, адекватные конкретной ситуации общения, учитывать при этом кому предназначена речь.
Закончить выступление мне хочется словами великого русского писателя И.С. Тургенева, обращенными к молодым: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»
Список литературы
1. Береговая З. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания.- М.: 2006, № 3.
2. Вальтов Х., Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона. – М.: АСТ, 2005.
3. Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона. М.: Эксмо, 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.