Цели:
1. Ознакомить с основными «профессиями» живых организмов и их взаимной зависимостью.
2. Научить приводить примеры живых организмов разных профессий.
Оборудование: иллюстрации с организмами разных «профессий», плакат «Живые участники круговорота веществ» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».
Нам сегодня предстоит подумать над очень важным проектом. Так как мы с вами живём в веке освоения космического пространства, то не за горами длительные путешествия к другим звёздным системам, вот давайте и подумаем над тем, чем оснастить космический корабль, чтобы путешествие было комфортным. Итак, что необходимо в первую очередь и почему? (Необходимы питательные вещества, вода, воздух.)
– Каким образом можно обеспечить космонавтов этими веществами во время длительного путешествия? (Этими веществами их могут обеспечить живые организмы, например, растения можно выращивать во время путешествия, а потом их использовать в пищу.)
Окружающий мир (3й класс)
Урок 7.
Глава II. ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ
Тема: Живые участники круговорота веществ
Цели:
1. Ознакомить с основными «профессиями» живых организмов и их взаимной зависимостью.
2. Научить приводить примеры живых организмов разных профессий.
Оборудование: иллюстрации с организмами разных «профессий», плакат «Живые участники круговорота веществ» из
комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3го класса».
Формирование УУД
и технология
оценивания учебных
успехов
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной
проблемы.
3 3
– Нам сегодня предстоит подумать над очень важным проектом. Так как мы с
вами живём в веке освоения космического пространства, то не за горами
длительные путешествия к другим звёздным системам, вот давайте и подумаем
над тем, чем оснастить космический корабль, чтобы путешествие было
комфортным. Итак, что необходимо в первую очередь и почему? (Необходимы
питательные вещества, вода, воздух.)
– Каким образом можно обеспечить космонавтов этими веществами во время
длительного путешествия? (Этими веществами их могут обеспечить живые
организмы, например, растения можно выращивать во время путешествия, а
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем,
иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
© ООО «Баласс», 2013потом их использовать в пищу.)
– Какой в связи с этим у вас возникает вопрос? (Почему нужны живые организмы
разных «профессий»?)
– Откройте учебники на с. 30, давайте ответим на вопросы.
– Какими знаниями мы уже обладаем и каких нам не хватает, чтобы ответить на
вопрос урока? (Ответы целесообразно зафиксировать на доске.)
– Давайте составим план урока.
Составляется план на основе вопросов, написанных на доске.
План (примерный) 3
1.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
. Совместное
ΙΙ
открытие знаний.
4 7 3 4 3
– Мусорщики, едоки, кормильцы в экосистеме существуют сами по себе и
независимо друг от друга? А как? (Нет. Они существуют совместно.)
– Чем они связаны? Как нам проверить наше предположение? (Они связаны друг с
другом, помогают друг другу. Прочитать в литературе.)
– Давайте проведём исследование для определения роли живых организмов.
Работать будем в группах.
Коммуникативные
УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать
других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
© ООО «Баласс», 2013Работа в учебнике.
Задание для первой группы:
– Что делают кормильцы? Приведите примеры, используя текст и рисунки на с.
31. Как можно назвать их профессию, если они производят органические
вещества? На что расходуются произведённые вещества? (Кормильцы – растения,
поглощают из почвы воду и соли, а из воздуха – углекислый газ. На свету
производят сложные вещества. Эти вещества служат пищей и растениям, и
другим организмам, поэтому они выполняют роль производителей. Органические
вещества растения используют для роста и постройки своего тела. Ещё они
выделяют кислород.)
Задание для второй группы:
– Что делают едоки? Приведите примеры, используя текст и рисунки на с. 31–32.
Как можно назвать их профессию, если они получают вещества, поедая растения
или животных? Что происходит с веществами? (Едоки – животные, получают
вещества, поедая растения и животных. Поэтому они выполняют роль
потребителей. Они возвращают растениям углекислый газ.)
Задание для третьей группы:
– Что делают мусорщики? Приведите примеры, используя текст и рисунки на с.
32. (Мусорщики – разные живые организмы, питаются только умершими живыми
поставленными задачами.
3. Оформлять свои
мысли в устной форме.
4. Умение работать в
паре и в группах.
Личностные
результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё
отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию
к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
© ООО «Баласс», 2013организмами.)
– Как производители, потребители и разрушители связаны? Давайте проверим по
учебнику на с. 33. (Производители создают для всех питательные вещества и
кислород, потребители возвращают растениям углекислый газ, разрушители
превращают умершие организмы в вещества, которые используют растения.)
– Продолжи: чтобы было, если бы исчезли…?
– Можем ли мы ответить на проблемный вопрос? Как? Используйте рисунок на с.
33. (Производители, потребители и разрушители вместе поддерживают жизнь на
Земле, т.к. их связывает круговорот веществ.)
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
ΙΙΙ
.
Самостоятельное
применение
знаний.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
2 1 4
1. Работа в учебнике.
– Ответьте на вопросы на с. 33.
– Выполни любые два задания из рабочей тетради.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии
с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
© ООО «Баласс», 2013– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
ТОУУ
2. Написание проверочной работы № 3
Возможные ответы на задания проверочной работы № 3:
Вариант 1. 1) Необходимый уровень. Ошибочная фраза: Все вещества находятся
в почве и не участвуют в круговороте. Повышенный уровень. Стрелка от берёзы к
гусенице, от неё к синице, от всех этих организмов стрелки идут к мёртвым
организмам, от мёртвых организмов к микробам, от последних – к питательным
веществам почвы, а от них – к берёзе. Если бы исчезли растения, не смогли бы
жить все остальные живые организмы. Если бы исчезли микробы, никто не
разрушал бы мёртвых растений и животных. Максимальный уровень. Около
пшеницы подпись «производители» или «кормильцы»; около кузнечика –
«потребители» или «едоки»; около микробов – «разрушители» или «мусорщики».
В качестве контроля в расположении стрелок можно посмотреть на рисунок в
задании 3 в варианте 2. От производителей отходят стрелки «кислород» к
потребителям и микробам (последнее не обязательно должно быть в ответах),
стрелки «органические вещества» – к потребителям, а далее к разрушителям.
Стрелка «углекислый газ» отходит от потребителей и разрушителей и направлена
к производителям (последнее не обязательно должно быть в ответах). Стрелка
«минеральные вещества» идёт от микробов к растениям.
© ООО «Баласс», 2013Вариант 2. 1) Необходимый уровень. Наиболее верное и правильное определение
круговорота – цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним
и тем же веществом. Повышенный
уровень. Стрелка от ели к белке, от неё к
ястребу, от всех этих организмов стрелки идут к мёртвым организмам, от
мёртвых организмов к микробам, от последних – к питательным веществам
почвы, а от них – к ели. Если бы исчезли растения, не смогли бы жить все
остальные живые организмы. Если бы исчезли птицы, гусеницы, никто не
поедал бы размножившиеся растения.
Максимальный уровень. В левом
верхнем углу нужно поместить белку и подписать «потребители» или «едоки», в
правом верхнем углу – ель и подписать «производители» или «кормильцы», внизу
поместить микробов и подписать «разрушители» или «мусорщики».
Чтение текста темы 7. Выполнение заданий из рабочей тетради на выбор из
предложенных учителем.
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
– Почему живые организмы не могут жить друг без друга?
VΙ . Домашнее
задание.
V. Итог урока.
© ООО «Баласс», 2013© ООО «Баласс», 2013