Живые участники круговорота веществ

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1. Ознакомить с основными «профессиями» живых организмов и их взаимной зависимостью. 2. Научить приводить примеры живых организмов разных профессий. Оборудование: иллюстрации с организмами разных «профессий», плакат «Живые участники круговорота веществ» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса». Нам сегодня предстоит подумать над очень важным проектом. Так как мы с вами живём в веке освоения космического пространства, то не за горами длительные путешествия к другим звёздным системам, вот давайте и подумаем над тем, чем оснастить космический корабль, чтобы путешествие было комфортным. Итак, что необходимо в первую очередь и почему? (Необходимы питательные вещества, вода, воздух.) – Каким образом можно обеспечить космонавтов этими веществами во время длительного путешествия? (Этими веществами их могут обеспечить живые организмы, например, растения можно выращивать во время путешествия, а потом их использовать в пищу.)
Иконка файла материала konsp_okr_3kl_ur7.doc
Окружающий мир (3­й класс) Урок 7.  Глава II. ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ Тема: Живые участники круговорота веществ Цели: 1. Ознакомить с основными «профессиями» живых организмов и их взаимной зависимостью. 2. Научить приводить примеры живых организмов разных профессий. Оборудование:  иллюстрации с организмами разных «профессий»,  плакат «Живые участники круговорота веществ» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3­го класса». Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы.  3  3 –  Нам сегодня предстоит подумать над очень важным проектом. Так как мы с вами   живём   в   веке   освоения   космического   пространства,   то   не   за   горами длительные путешествия к другим звёздным системам, вот давайте и подумаем над   тем,   чем   оснастить   космический   корабль,   чтобы   путешествие   было комфортным. Итак, что необходимо в первую очередь и почему? (Необходимы питательные вещества, вода, воздух.) –  Каким образом можно обеспечить космонавтов  этими веществами  во время длительного   путешествия?   (Этими   веществами   их   могут   обеспечить   живые организмы,   например,   растения   можно   выращивать   во   время   путешествия,   а   Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию   в   виде схемы. 3. Выявлять   сущность, особенности объектов. © ООО «Баласс», 2013потом их использовать в пищу.) – Какой в связи с этим у вас возникает вопрос? (Почему нужны живые организмы разных «профессий»?) – Откройте учебники на с. 30, давайте ответим на вопросы. – Какими знаниями мы уже обладаем и каких нам не хватает, чтобы ответить на вопрос урока? (Ответы целесообразно зафиксировать на доске.)  – Давайте составим план урока. Составляется план на основе вопросов, написанных на доске. План (примерный)  3 1. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. . Совместное  ΙΙ открытие знаний.  4  7  3  4  3 –  Мусорщики,   едоки,   кормильцы   в   экосистеме   существуют   сами   по   себе   и независимо друг от друга? А как? (Нет. Они существуют совместно.) – Чем они связаны? Как нам проверить наше предположение? (Они связаны друг с другом, помогают друг другу. Прочитать в литературе.) –  Давайте   проведём   исследование   для   определения   роли   живых   организмов. Работать будем в группах. Коммуникативные  УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  © ООО «Баласс», 2013Работа в учебнике. Задание для первой группы: – Что делают кормильцы? Приведите примеры, используя текст и рисунки на с. 31.   Как   можно   назвать   их   профессию,   если   они   производят   органические вещества? На что расходуются произведённые вещества? (Кормильцы – растения, поглощают   из   почвы   воду   и   соли,   а   из   воздуха   –   углекислый   газ.   На   свету производят   сложные   вещества.   Эти   вещества   служат   пищей   и   растениям,   и другим организмам, поэтому они выполняют роль производителей. Органические вещества   растения   используют   для   роста   и   постройки   своего   тела.   Ещё   они выделяют кислород.) Задание для второй группы: – Что делают едоки? Приведите примеры, используя текст и рисунки на с. 31–32. Как можно назвать их профессию, если они получают вещества, поедая растения или  животных?  Что происходит  с  веществами? (Едоки –  животные,  получают вещества,   поедая   растения   и   животных.   Поэтому   они   выполняют   роль потребителей. Они возвращают растениям углекислый газ.) Задание для третьей группы: – Что делают мусорщики? Приведите примеры, используя текст и рисунки на с. 32. (Мусорщики – разные живые организмы, питаются только умершими живыми поставленными задачами. 3. Оформлять свои  мысли в устной форме. 4. Умение работать в  паре и в группах. Личностные  результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности.   © ООО «Баласс», 2013организмами.) – Как производители, потребители и разрушители связаны? Давайте проверим по учебнику   на  с. 33. (Производители   создают   для  всех   питательные  вещества   и кислород,   потребители   возвращают   растениям   углекислый   газ,   разрушители превращают умершие организмы в вещества, которые используют растения.) – Продолжи: чтобы было, если бы исчезли…? – Можем ли мы ответить на проблемный вопрос? Как? Используйте рисунок на с. 33. (Производители, потребители и разрушители вместе поддерживают жизнь на Земле, т.к. их связывает круговорот веществ.) – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание?  2   1  4   1. Работа в учебнике. – Ответьте на вопросы на с. 33. – Выполни любые два задания из рабочей тетради. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии  с поставленной задачей. 3. Прогнозировать © ООО «Баласс», 2013– Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.   предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. ТОУУ 2. Написание проверочной работы № 3 Возможные ответы на задания проверочной работы № 3: Вариант 1. 1) Необходимый уровень. Ошибочная фраза: Все вещества находятся в почве и не участвуют в круговороте. Повышенный уровень. Стрелка от берёзы к гусенице,  от   неё  к   синице,  от   всех   этих  организмов   стрелки   идут  к   мёртвым организмам, от мёртвых организмов к микробам, от последних – к питательным веществам почвы, а от них – к берёзе. Если бы исчезли растения, не смогли бы жить  все   остальные   живые   организмы.  Если   бы   исчезли   микробы,  никто   не разрушал бы  мёртвых растений и животных.  Максимальный уровень. Около пшеницы   подпись   «производители»   или   «кормильцы»;   около   кузнечика   – «потребители» или «едоки»; около микробов – «разрушители» или «мусорщики». В качестве контроля в расположении стрелок можно посмотреть на рисунок в задании   3   в   варианте   2.   От   производителей   отходят   стрелки   «кислород»   к потребителям и микробам (последнее не обязательно должно быть в ответах), стрелки «органические вещества» – к потребителям, а   далее к разрушителям. Стрелка «углекислый газ» отходит от потребителей и разрушителей и направлена к производителям (последнее не обязательно должно быть в ответах). Стрелка «минеральные вещества» идёт от микробов к растениям. © ООО «Баласс», 2013Вариант 2. 1) Необходимый уровень. Наиболее верное и правильное определение круговорота – цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом.  Повышенный    уровень.  Стрелка от ели к белке, от неё к ястребу,   от   всех   этих   организмов   стрелки   идут   к   мёртвым   организмам,   от мёртвых   организмов   к   микробам,   от   последних   –   к   питательным   веществам почвы,   а  от   них   –  к   ели.   Если   бы   исчезли   растения,   не   смогли   бы   жить  все остальные   живые   организмы.   Если   бы   исчезли   птицы,   гусеницы,  никто   не поедал   бы   размножившиеся   растения.  Максимальный   уровень.   В   левом верхнем углу нужно поместить белку и подписать «потребители» или «едоки», в правом верхнем углу – ель и подписать «производители» или «кормильцы», внизу поместить микробов и подписать «разрушители» или «мусорщики». Чтение   текста   темы   7.   Выполнение   заданий   из   рабочей   тетради   на   выбор   из предложенных учителем. – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? – Почему живые организмы не могут жить друг без друга? VΙ . Домашнее  задание. V. Итог урока. © ООО «Баласс», 2013© ООО «Баласс», 2013