Знаки: форма и значение. Знаковые системы
Оценка 4.7

Знаки: форма и значение. Знаковые системы

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
информатика
8 кл
03.04.2020
Знаки: форма и значение. Знаковые системы
Цели: 1. активизировать знания по теме «Информация. Информационные процессы»; 2. рассказать учащимся о знаках, их формах и значении; 3. развивать у учащихся интерес к предмету и к работе на ПК; 4. воспитывать дисциплинированность, целеустремленность и трудолюбие. Тип урока: повторение пройденного материала; изучение нового материала.
Знаки форма и значение. Знаковые системы.doc

Урок 4. 8 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата: _____________

Тема урока: «Знаки: форма и значение. Знаковые системы»

Цели:

1.     активизировать знания по теме «Информация. Информационные процессы»;

2.     рассказать учащимся о знаках, их формах и значении;

3.     развивать у учащихся интерес к предмету и к работе на ПК;

4.     воспитывать дисциплинированность, целеустремленность и трудолюбие.

Тип урока: повторение пройденного материала; изучение нового материала. 
Ход урока:

1.     Организационный этап

Подготовка учащихся к уроку, проверка присутствующих на уроке.

2.     Проверка д\з

Тест по теме «Информация. Информационные процессы»

Смотри приложение

1 в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Объяснение нового материала

С древних времен знаки используются человеком для долговременного хранения информации и ее передачи на большие расстояния.
Форма знаков. В соответствии со способом восприятия знаки можно разделить на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые, причем в человеческом общении используются знаки первых трех типов.
К зрительным знакам, воспринимаемым с помощью зрения, относятся буквы и цифры, которые используются в письменной речи, знаки химических элементов, музыкальные ноты, дорожные знаки и т. д.
К слуховым знакам, воспринимаемым с помощью слуха, относятся звуки, которые используются в устной речи, а также звуковые сигналы, которые производятся с помощью звонка, колокола, свистка, гудка, сирены и т. д.
Для слепых разработана азбука Брайля, которая использует осязательный способ восприятия текстовой информации.
В коммуникации многих видов животных особую роль играют обонятельные знаки. Например, медведи и другие дикие животные помечают место обитания клочьями шерсти, сохраняющей запах, чтобы отпугнуть чужака и показать, что данная территория уже занята.
Для долговременного хранения знаки записываются на носители информации.
Сигналы 
Для передачи информации на большие расстояния используются знаки в форме сигналов. Всем известны световые сигналы светофора, звуковые сигналы школьного звонка оповещают о начале или конце урока, электрические сигналы передают информацию по телефонным и компьютерным сетям, электромагнитные волны передают сигналы радио и телевидения.
Значение знаков. Знаки отображают объекты окружающего мира или понятия, т. е. имеют определенное значение (смысл).
Знаки различаются по способу связи между их формой и значением. Иконические знаки позволяют догадаться об их смысле, так как они имеют форму, похожую на отображаемый объект. Примером таких знаков являются значки на Рабочем столе операционной системы компьютера, например значок Мой компьютер. Примером такого знака могут служить  первые иероглифы, возникшие на заре письменной речи.
Символами называются знаки, для которых связь между формой и значением устанавливается по общепринятому соглашению. Примером таких знаков являются символы химических элементов, отображающие атомы химических веществ, ноты, любые современные буквы или цифры и пр.
Если неизвестно соглашение о связи формы и значения символов, то ничего нельзя сказать о смысле информации, записанной такими знаками. Существуют найденные археологами и до сих пор нерасшифрованные тексты на древних языках, так как неизвестно значение знаков, которыми они записаны.
В современном мире широко используется шифрование, которое использует секретный ключ в качестве соглашения о связи формы символов с их значениями. Если секретный ключ неизвестен, то содержание передаваемого текста понять невозможно.
Один и тот же символ может иметь различное значение в разных знаковых системах. Например, знак «О» используется в качестве:

·         буквы «О» в русском алфавите;

·         буквы «О» [оu] в английском алфавите;

·         цифры 0 в системах счисления;

·         символа химического элемента «О»  (кислорода) в таблице Д. И. Менделеева.

Знаковые системы 
Знаковые системы являются наборами знаков определенного типа. С некоторыми знаковыми системами вы хорошо знакомы и постоянно ими пользуетесь (языки и системы счисления), с другими познакомитесь в этом разделе.
Каждая знаковая система строится на основе определенного алфавита (набора знаков) и правил выполнения операций над знаками. 
Естественные языки. Человек широко использует для представления информации знаковые системы, которые называются языками. Естественные языки начали формироваться еще в древнейшие времена в целях обеспечения обмена информацией между людьми. В настоящее время существуют сотни естественных языков (русский, английский, китайский и др.).
В устной речи, которая используется как средство коммуникации при непосредственном общении людей, в качестве знаков языка используются различные звуки (фонемы).
В основе письменной речи лежит алфавит, т. е. набор знаков (букв), которые человек различает по их начертанию. В большинстве современных языков буквы соответствуют определенным звукам устной речи. Алфавит русского языка называется кириллицей и содержит 33 знака, английский язык использует латиницу и содержит 26 знаков.
На основе алфавита по правилам грамматики образуются основные объекты языка - слова. Правила, согласно которым из слов данного языка строятся предложения, называются синтаксисом. Необходимо отметить, что в естественных языках грамматика и синтаксис языка формулируются с помощью большого количества правил, из которых существуют исключения, так как такие правила складывались исторически.
Формальные языки. В процессе развития науки были разработаны формальные языки (системы счисления, алгебра, языки программирования и др.), основное отличие которых от естественных языков состоит в существовании строгих правил грамматики и синтаксиса.
Например, десятичную систему счисления можно рассматривать как формальный язык, имеющий алфавит (цифры) и позволяющий не только именовать и записывать объекты (числа), но и выполнять над ними арифметические операции по строго определенным правилам.
Существуют формальные языки, в которых в качестве знаков используют не буквы и цифры, а другие символы, например музыкальные ноты, изображения элементов электрических или логических схем, дорожные знаки, точки и тире (код азбуки Морзе).
Физическая реализация знаков в естественных и формальных языках может быть различной. Например, текст и числа могут быть напечатаны на бумаге, высвечены на экране монитора компьютера, записаны на магнитном или оптическом диске.
Генетический алфавит. Генетический алфавит является «азбукой», на которой строится единая система хранения и передачи наследственной информации живыми организмами.
Как слова в языках образуются из букв, так и гены состоят из знаков генетического алфавита. В процессе эволюции от простейших организмов до человека количество генов постоянно возрастало, так как было необходимо закодировать все более сложное строение и функциональные возможности живых организмов.
Генетическая информация хранится в клетках живых организмов в специальных молекулах. Эти молекулы состоят из двух длинных скрученных друг с другом в спираль цепей, построенных из четырех различных молекулярных фрагментов. Фрагменты образуют генетический алфавит и обычно обозначаются латинскими прописными буквами {A, G, С, Т}.
Двоичная знаковая система. В процессах хранения, обработки и передачи информации в компьютере используется двоичная знаковая система, алфавит которой состоит всего из двух знаков {0, 1}. Физически знаки реализуются в форме электрических импульсов (нет импульса - 0, есть импульс - 1), состояний ячеек оперативной памяти и участков поверхностей носителей информации (одно состояние - 0, другое состояние - 1).
Примеры:

·        дверь открыта (1) – закрыта (0);

·        кран открыт (1) – закрыт (0);

·        лампочка включена (1) – выключена (0);

·        участок магнитного диска намагничен (1) – не намагничен (0);

·        в ячейке оперативной памяти есть импульс (1) – нет импульса.

Именно двоичная знаковая система используется в компьютере, так как он различает только два состояния своих элементов: есть импульс (1) – нет импульса (0).

4.     Закрепление полученных знаний

Вопросы для повторения

         В каком виде может быть представлена информация?

          Что такое алфавит знаковой системы? Приведите примеры алфавитов известных вам систем.

Ответы:

1)      Формы представления информации: текст, графика, звук, число.

2)      Алфавит – это набор знаков. Алфавит- это полный набор символов, используемый для кодирования.

Практическая работа - Нарисовать свои знаки и придумать им значения в Paint.

5.     Подведение итогов урока. Д/з


Урок 4. 8 класс Учитель: Брух

Урок 4. 8 класс Учитель: Брух

Мой компьютер . Примером такого знака могут служить первые иероглифы, возникшие на заре письменной речи

Мой компьютер . Примером такого знака могут служить первые иероглифы, возникшие на заре письменной речи

Существуют формальные языки, в которых в качестве знаков используют не буквы и цифры, а другие символы, например музыкальные ноты, изображения элементов электрических или логических схем,…

Существуют формальные языки, в которых в качестве знаков используют не буквы и цифры, а другие символы, например музыкальные ноты, изображения элементов электрических или логических схем,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2020