Знакомство с уравнениями.
Урок изучения нового материала.
Цели обучения: 1)познакомить детей с понятиями «уравнение», «корень уравнения», «решение уравнений»;
2)показать запись простых уравнений;
3)научить решать уравнения, используя взаимосвязь арифметических действий;
4)совершенствовать умения работать по алгоритму, использовать инструктаж.
Ход урока.
1.Мотивация учебной деятельности.
- Великая страна математики готова раскрыть ещё одну свою тайну. Тайну, которая поможет вам ещё глубже узнать законы этой Страны знаний, сделать свои открытия. Внимательность и любознательность поможет сделать вас настоящими знатоками. Ну что, за дело?
-У нас всегда должна быть цель, к чему мы стремимся.
- Прочитайте, как бы вы продолжили это предложение?
Если не лениться… (можно многого добиться)
2.Подготовка к изучению нового материала через актуализацию опорных знаний и фиксирование затруднений.
- Посмотрите на записи, что можете о них сказать?
300 + 400 > 500 480 + 20 = 500 440 – 300 < 350 + 150
510 + 190 = 800 50 + a = 95
(-Здесь есть равенства и неравенства.
-В последнем неравенстве сравнивают два выражения.
-Есть выражения, суммы, разности.
-Есть записи верные и неверные.
-В одном равенстве вместо числа буква.)
- Распределите в две группы: равенства и неравенства.
- Неверное равенство измените, чтобы получилось верное равенство.
-Выделите на слайде неверное равенство.
-Измените самостоятельно одно слагаемое, чтобы получилось верное равенство.
-Сверьте со своим соседом, одинаковые ли у вас решения.
- У кого получились разные решения?
Объясните, как выполнили задание.
Найдите ещё способы решения вместе.
Сравните с образцом.
Все ли записи теперь верные?
3. Открытие новых знаний.
-Про какую запись мы не можем сказать верная она или неверная?
50 + a = 95
Что в этой записи вам знакомо?
(Это равенство, слева сумма, справа число.)
-Чем эта запись для вас необычна?
(Вместо числа на месте второго слагаемого стоит буква.)
-Ваша наблюдательность и умение работать с числами и числовыми выражениями приблизила нас к новому открытию.
Знаете, как называется эта запись?
Значит, нам предстоит узнать:
Как называются равенства с буквами
Как их решать.
Приходится ли нам в жизни решать уравнения.
- Посмотрите на следующие записи
x + 220 – 40 = 110
990 – c + 500 = 300 + 190
y + 220 = 650
-Что у них общего с нашим равенством?
( Это равенства, вместо чисел есть буква.)
-Название таких записей образуется от слова «равно». Уравнение.
-Как понимаете смысл слова «уравнение»?
( Нужно что-то уравнять, сделать равным.)
Что нужно уравнять?
(Левую и правую часть.)
-Как вы думаете, что прячется за буквой?
(Неизвестное число.)
-Объясните, что такое уравнение.
( Уравнение – это равенство, в котором есть неизвестное число.) Повторяют хором и индивидуально.
4. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения
-Кто из вас теперь может распознать уравнение и найти его среди других записей?
Найдите уравнение среди записей.
1.Выполнение задания № 458.
– Какие математические записи можно назвать уравнениями? Как называются другие записи?
Уравнения: 2 · x + 3 · 4 = 84
532 · а = 2128
(y – 3) · 5 – 875 = 210
x = 15 · 17
Равенства: 8000 + 60 = 8060
Неравенства: x + 15 > 7
Выражения: (x + 20) – 4
467 + 3008
1200 – x + 387
x + (30 + 45)
– На какие существенные признаки вы ориентировались, чтобы выделить уравнения? (Это равенство с неизвестным числом.)
-Вспомните какую 1-ю задачу вы поставили в начале урока.
-Можно ли утверждать, что мы справились первой задачей урока?
(Да, мы узнали, что такое уравнение.)
-Как же нам можно уравнять левую и правую части уравнения?
(Вместо буквы подставить подходящее число, то есть решить его)
2.Выполнение задания № 459 с.140
– Решить уравнение – значит, найти такое число, которое нужно записать вместо буквы, чтобы получить верное числовое равенство. Это число называют корнем уравнения.
– Объясните, как рассуждали Миша и Маша, решая уравнения.
а) x – 12 = 78.
Учащиеся отвечают на вопрос. Учитель дополняет их рассуждения:
– При решении уравнения сначала выделяется неизвестное число, затем в обобщенном виде излагается способ действия (правило нахождения неизвестного компонента) и затем выполняются вычисления.
x – 12 = 78. Здесь неизвестно уменьшаемое. Чтобы найти уменьшаемое, нужно к значению разности прибавить вычитаемое: x = 78 + 12. Выполняем вычисления: x = 90. Затем проверяем. Вместо x в уравнение записывается число 90, находится значение выражения: 90 – 12 = 78. Если получается верное равенство, значит, уравнение решено правильно. Можно выполнить такую запись: 90 = 90, то есть левая часть уравнения равна правой.
– Какое уравнение решено неправильно?
– Запишите верное решение уравнения с объяснением.
с + 12 = 102
с = 102 – 12
с = 90
90 = 90
-Итак, что же называется корнем уравнения?
ФИЗМИНУТКА
5.Закрепление пройденного материала.
1. Выполнение задания № 460 с. 140
– Выберите уравнения, которые имеют одинаковые корни.
(а, в, г)
– Проверьте свои ответы, решив уравнения.
Учащиеся с объяснением у доски решают уравнения.( Три отметки)
2. Коллективная работа (задание на доске).
– Выберите уравнения, которые соответствуют данной схеме, и решите их.
а) 6 + x = 18
б) 6 · x = 18
в) 18 – x = 6
г) x – 6 = 18
д) 6 – x = 18
е) 18: x = 6
Связь с жизнью.
-Приходится ли нам в жизни решать уравнения?
Приведите примеры.
Например, весы. Магазин. Задачи.
6.Обобщение усвоенного и включение его в систему знаний.
-Составьте уравнения, используя имеющиеся у вас карточки.
У 1 варианта числа и буквы, у 2 варианта - знаки.
20 30 50 70 х + - =
- Почему не можете выполнить задание?
В парах составьте уравнение и решите их. Помните, как правильно работать в парах.
(учащиеся записывают свои варианты на доске)
20 + х = 50 30 + х = 50 20 + х = 70 50 + х = 70
50 – х = 20 50 – х = 30 70 – х = 20 70 – х = 50
7.Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Какое открытие мы сегодня совершили?
Узнали, что такое уравнения,
Научились их решать способом подбора
Привели примеры из жизни.
-Поднимите зелёную карточку те, у кого были трудности, но он с ними справился самостоятельно.
Жёлтую – кому с трудностями помогли справиться друзья.
Красную – кто не совсем понял материал, и ему нужна помощь.
Выскажите свои впечатления полученные на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.