Практическая работа №3.
Знакомство со средой программирования PascalABC.
Решение простых задач.
Цель работы: знакомство со средой программирования PascalABC.
Оборудование: персональный компьютер, программа PascalABC, методические указания по работе (в электронном виде находятся в папке «Методические указания» на рабочем столе компьютера), карты-задания
Содержание и последовательность выполнения практической работы:
1. Инструктаж по технике безопасности
2. Выполнение практического задания
Теория.
Язык программирования Паскаль был разработан Норбертом Виртом в 1971 году. Швейцарский профессор Норберт Вирт создал язык Паскаль как учебный язык структурного программирования.
Наибольший успех в распространении этого языка обеспечили персональные компьютеры. Фирма Borland International, Inc (США) разработала Систему программирования Турбо Паскаль для ПК. Турбо Паскаль – это не только язык и транслятор с него, но еще и операционная оболочка, обеспечивающая пользователю удобство работы. Турбо Паскаль вышел за рамки учебного предназначения и стал профессиональным языком.
По сути дела расхождения между алгоритмическим языком и языком Паскаль заключается в следующем: алгоритмический язык – русскоязычный, язык Паскаль – англоязычный. Синтаксис языка Паскаль определен строго и однозначно в отличие от сравнительно свободного синтаксиса алгоритмического языка.
Структура программы на языке Паскаль.
Программа состоит из заголовка программы, раздела описаний и раздела операторов. В конце программы ставится точка.
Program < имя программы>; – заголовок программы
Label
< раздел меток>;
Const < раздел констант>;
Type < раздел типов >; – раздел описаний
Var < раздел переменных >;
Procedure (Function) < раздел подпрограмм>;
Begin
действия; – раздел операторов
End.
Заголовок программы начинается со слова Program, за которым следует произвольное имя, придуманное программистом.
Раздел описаний может содержать не все пункты.
Раздел операторов имеется в любой программе и является основным. Начало и конец раздела операторов отмечаются словами Begin (начало) и End (конец). Все команды в разделе операторов отделяются друг от друга точкой с запятой. В конце программы обязательно ставится точка.
Описание переменных.
Раздел описания переменных начинается со слова Var, за которым следует список переменных. Тип переменной указывается после двоеточия.
VAR имя переменной:тип;
В языке Паскаль используются следующие типы переменных:
INTEGER – целый (значениями являются целые числа)
REAL – вещественный (значениями являются целые и дробные числа)
CHAR – символьный (значениями являются символы, например ‘+’, ‘e’)
STRING – строковый (значениями являются строки символов, например ‘+*/+*+’, ‘мама’)
BOOLEAN – логический (принимает значения TRUE – истина и FALSE – ложь)
Пр. Var a:integer;
b:real;
c:string;
Описание констант.
CONST название константы=значение;
Пр. Const n=10;
M=’+’;
Константа – переменная, которая не меняет свое значение во время выполнения программы.
Команда ввода.
READ(названия переменных); – курсор после ввода остается в той же строке.
или
READLN(названия переменных); – курсор после ввода переходит на следующую строку.
Пр. read(a,b);
readln(s,d);
Команда вывода.
WRITE(названия переменных или фраза); – курсор после вывода остается в той же строке.
или
WRITELN(названия переменных или фраза); – курсор после вывода переходит на следующую строку.
Если переменная вещественного типа, то при выводе указывают формат вывода.
название переменной:0:количество цифр после запятой
Пр. write(a,d);
writeln(‘сумма=’,s:0:2);
Арифметические операции в языке Паскаль.
|
Знак |
Выражение |
Типы операндов |
Типы результатов |
Операция |
|
+ |
А+В |
вещ., вещ. цел., цел. цел.,вещ. вещ.,цел. |
вещественный целый вещественный вещественный |
Сложение |
|
- |
А-В |
вещ., вещ. цел., цел. цел., вещ. вещ., цел. |
вещественный целый вещественный вещественный |
Вычитание |
|
* |
А*В |
вещ., вещ. цел., цел. цел., вещ. вещ., цел. |
вещественный целый вещественный вещественный |
Умножение |
|
/ |
А/В |
вещ., вещ. цел., цел. цел., вещ. вещ., цел. |
вещественный вещественный вещественный вещественный |
Вещественное деление |
|
div |
A div B |
цел., цел.
|
целый |
Целое деление |
|
mod |
A mod B |
цел., цел.
|
целый |
Остаток от целого деления. |
Стандартные функции языка Паскаль.
|
Обращение |
Тип аргумента |
Тип результата |
Функция |
|
Pi |
---- |
вещественный |
Число П. = 3,141592 |
|
Abs (x) |
цел., вещ. |
цел., вещ. |
Модуль аргумента х |
|
Sqr(x) |
I,R |
I,R |
Квадрат х |
|
Sqrt(x) |
I,R |
R |
Корень квадрат. из х |
|
Sin(x) |
вещ. |
вещественный |
Синус х в радианах |
|
Cos(x) |
вещ. |
вещественный |
Косинус х ( в радиа-нах) |
|
Exp(x) |
цел., вещ. |
вещественный |
Ex- экспонента |
|
Ln (x) |
цел., вещ. |
вещественный |
Натуральный логарифм х |
В языке Паскаль
нет стандартной операции возведение в степень, поэтому при возведении в
вещественную степень пользуются формулой:
.
Пр. ![]()
Если y – целое значение, то степень вычисляется через умножение, например: х3= х*х*х; большие степени следует вычислять умножением в цикле.
Давайте рассмотрим, как будет выглядеть на Паскале алгоритм, описывающий деление обыкновенных дробей:
алг деление дробей Program Division;
цел а, b, c, d, m, n Var a,b,c,d,m,n: integer;
нач Begin
ввод (а, b, c, d); Readln (a,b,c,d);
M: =a*d; M: =a*d;
N: = c*d; N: = c*d;
вывод (m, n); Writeln (m,n);
кон End.
Примеры задач.
1. Даны стороны прямоугольника. Найти периметр и площадь.
Program prim;
Var a,b,p,s: real;
Begin
writeln(‘введите стороны прямоугольника’);
readln (a,b);
p:=(a+b)*2;
s:=a*b;
writeln(‘периметр=’,p:0:2);
writeln (‘площадь=’,s:0:2);
End.
2. Даны 2 числа. Найти их сумму и разность.
Program chisla;
Var a,b,p,s: real;
Begin
writeln(‘введите 2 числа’);
readln (a,b);
p:=a-b;
s:=a+b;
writeln(‘разность=’,p:0:2);
writeln (‘сумма=’,s:0:2);
End.
3. Даны 3 числа. Найти сумму их кубов.
Program chisla;
Var a,b,c,s: real;
Begin
writeln(‘введите 3 числа’);
readln (a,b,с);
s:=a*sqr(a)+b*sqr(b)+c*sqr(c);
writeln(‘сумма кубов=’,s:0:2);
End.
4.
Дано целое число x. Вычислить
,
,
,
, ![]()
Program chisla;
Var x:integer;
y,z,k,m,n: real;
Begin
writeln(‘введите целое число x’);
readln (x);
y:=sin(3*x+8); z:=ln(y);
k:=(sqr(x)+13)/exp(2*x);
m:=sqrt(x+y-z);
n:=x*sqr(x)-abs(k-2);
writeln(‘y=’,y:0:2,‘ z=’,z:0:2, ‘ k=’,k:0:2);
writeln (‘m=’,m:0:2, ‘ n=’,n:0:2);
End.
Работа в среде программирования PascalABC.
1. Запуск среды программирования PascalABC:
a) выбрать папку “Мой компьютер”;
b) выбрать диск С;
c) выбрать папку “Langs”;
d) выбрать папку “PABC”;
e) выбрать файл “PascalABC”.
2. Выполнение программы:
a) в меню выбрать пункт “Программа”;
b) выбрать пункт “Выполнить”.
3. Очистка окна вывода:
a) в меню выбрать пункт “Вид”;
b) выбрать пункт “Очистить вывод”.
4. Сохранение программы:
a) в меню выбрать пункт “Файл”;
b) выбрать пункт “Сохранить как”;
c) выбрать нужный диск, папку, указать название файла;
d) выбрать команду “Сохранить”.
5. Создание нового файла:
a) в меню выбрать пункт “Файл”;
b) выбрать пункт “Новый”.
6. Вывод из среды программирования:
a) в меню выбрать пункт “Файл”;
b) выбрать пункт “Выход”.
Задания.
Студенты решают задачи на компьютерах по вариантам с помощью среды программирования PascalABC.
Карточка №1
1. Даны целые числа a, b, c. Вычислить их сумму и произведение.
2. Даны стороны прямоугольника. Найти периметр и площадь прямоугольника.
3.
Вычислить значение функции
.
4.
Вычислить значение функции
.
Карточка №2
1. Даны действительные числа x, y. Вычислить их разность и частное.
2. Дана сторона квадрата. Найти периметр, площадь и диагональ квадрата.
3.
Вычислить значение функции
.
4.
Вычислить значение функции
.
Карточка №3
1. Даны действительные числа c, d. Вычислить их полусумму и произведение.
2. Дан радиус окружности. Найти диаметр и длину окружности, площадь круга.
3.
Вычислить значение функции
.
4.
Вычислить значение функции
.
Карточка №4
1. Даны целые числа a и b. Найти сумму их квадратов.
2. Даны стороны треугольника. Найти периметр и площадь треугольника.
3.
Вычислить значение функции
.
4.
Вычислить значение функции
.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.