Знакомство старших дошкольников с часами.
Оценка 4.7

Знакомство старших дошкольников с часами.

Оценка 4.7
Лекции
docx
другое
03.10.2020
Знакомство старших дошкольников с часами.
• Познакомить детей с историей возникновения часов. • Расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни. • Расширять кругозор, обогащать словарь детей.
знакомство с часами.docx

 Цель: Знакомство старших дошкольников с часами.

Задачи:

·         Познакомить детей с историей возникновения часов.

·         Расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.

·         Расширять кругозор, обогащать словарь детей.

 

Одним из важных факторов, на основе которых складывается работа по формированию временных представлений является ознакомление дошкольников с часами, формирование знаний об эталоне времени. Для того, чтобы дошкольник мог понять, о какой временной длительности говорят ему, он должен знать меру времени на часах, то есть научиться пользоваться часами.

Изучение циферблата часов способствует развитию у ребенка математического мышления, который в результате подсознательного интереса привыкает к цифрам, и овладевает порядковым счетом на подсознательном уровне, достаточно легко усваивает технику сложения, увеличивая число на единицу.

Знакомство с часами мы начинаем с истории часов: Как-то раз человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Посмотрел человек как тень по кругу бегает и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Назывались они солнечными часами. (По И. Мельникову).

Солнечные часы придумали древние египтяне.

Послушайте стихотворение:

Есть и солнечные часы – всех часов предки!
Сейчас они редки.
Циферблат на земле лежит, а по небу солнышко бежит!
Они бывают на площадях, на лужайке, в саду – у солнышка на виду!
(Эльмира Котляр)

Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда.  В пасмурный, дождливый, хмурый день определить время трудно, потому что нет солнца.

Есть еще и живые часы: Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку”.  Крестьяне заметили, что первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище.  Помогал петушок договариваться и о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов».

Послушайте стихотворение «Петушок»

Кукареку-кукареку!
Звонко петушок поет.
Озарило солнце реку,
В небе облако плывет.
Просыпайтесь, звери, птицы!
Принимайтесь за дела.
На траве роса искрится,
Ночь июльская прошла.
Как будильник настоящий,
Разбудил нас петушок.
Распушил он хвост блестящий
И расправил гребешок.

Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест.

ЧАСЫ-ЦВЕТЫ

Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают.

Послушайте стихотворение об одуванчиках.

У реки — зеленый луг,
Одуванчики вокруг
Росами умылись,
Дружно приоткрылись.
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят:
"На часах ровно пять,
Можете еще поспать!"

Одуванчики — это часы луговые. А вот кувшинки — часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.

Так появились цветочные часы. Их изобрел шведский ученый Карл Линней. Он много лет наблюдал за растениями и выяснил когда раскрываются и закрываются цветки разных растений. Карл Линней посадил в своем саду цветочные часы. На круглой клумбе росли цикорий и шиповник, одуванчик и картофель, ноготки и многие другие. Карл Линней мог определить время, увидев, какие цветки раскрыты. Но ходят такие часы только в солнечную погоду. В пасмурную погоду цветы закрыты.

ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ

Современному миру так понравилась идея цветочных часов и во многих городах появились такие часы – цветы. Самые большие цветочные часы находятся в Москве на Поклонной горе. В диаметре циферблат достигает 10 метров, а минутная стрелка весит более 30 килограммов.

ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ

И придумал человек другие часы, более надежные. В высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Это были водяные часы.

 Они оказались неудобными, потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ

Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Часы переворачивают и счет времени продолжается. Эти часы назвали песочными. (По М. Ильину, Е. Сегал)

А бывают часы песочные – точные!
В них песчинки текут – секунды бегут!
Как песчинки собрались, холмиком улеглись
в колбочке из стекла, так и минутка истекла!
(Эльмира Котляр)

Песочные часы до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ 

Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.

Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок. (По И. Мельникову)

Механические часы изобрел в XVII веке ученый Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно нам служат.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЧАСЫ

На этом человек не остановился и придумал часы без стрелок. В таких часах на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой. Эти часы называются электронными и работают от электрической сети и на батарейках.

А есть и новые – электронные
часы неугомонные!
Только раз заведи,
заведешь – и год ходи!(Эльмира Котляр)

 А теперь давайте поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни.

Попробуйте рассказать о них. Где они находятся? Какая у них форма?

НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ 

Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.

Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень — на палец.

А еще есть часы – малютки!
Как сердечко бьется в грудке!
«Тики-таки, тики-таки» –
Круглые сутки.
(Эльмира Котляр)

КАРМАННЫЕ ЧАСЫ

Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.

ЧАСЫ-БУДИЛЬНИК

У вас дома наверняка есть часы-будильник.

Зачем нужны такие часы?

– Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.

НАСТОЛЬНЫЕ ЧАСЫ

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, — называются настольными.

НАСТЕННЫЕ ЧАСЫ

Часы, висящие на стене, — называют настенными.

А есть часы настенные –
Чинные, степенные!
Не убегают,
не отстают!
вовремя бьют!
Маятник: туда – сюда…
Сегодня, завтра и всегда!
(Эльмира Котляр)

НАПОЛЬНЫЕ ЧАСЫ

– Как вы думаете, где стоят напольные часы?

– Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем.

Есть часы,
На полу стоящие,
Басом говорящие:
«Бом! Бом! Бом!!» –
На весь дом.
(Эльмира Котляр)

ЧАСЫ С КУКУШКОЙ

– Какие часы "умеют куковать"?

– Часы с кукушкой! В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час.

Послушайте стихотворение "Часы с кукушкой".

Живет в резной избушке
Веселая кукушка.
Она кукует каждый час
И ранним утром будит нас:
"Ку-ку! Ку-ку!
Уж семь утра!
Ку-ку! Ку-ку!
Вставать пора!"
Живет кукушка не в лесах,
А в наших стареньких часах!

УЛИЧНЫЕ ЧАСЫ

На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров. Они называются уличные и башенные.

Эти уличные часы на столбе знакомы тебе
Они здесь очень нужны: стрелки – великаны издали видны!
(Эльмира Котляр)

ЧАСЫ-СКАЗКА

Часы-сказка висят на стене Центрального театра кукол в Москве. Как только стрелки замирают на цифре 12, золотой петух, сидящий на высоком шесте, важно поворачивается, расправляет крылья и на всю улицу кричит: "Ку-ка-ре-ку-у!" – приглашая людей на представление. Раздается звон колокольчиков, следует 12 размеренных ударов. Все ждут чуда. И чудо происходит.
Одна за другой раскрываются двери волшебных домиков, и появляются музыканты во главе с мишкой и начинают играть веселую музыку. Осел лихо ударяет по струнам балалайки, баран растягивает меха гармоники, звенят в лапах медведя тарелки. "Во саду ли, в огороде", – поют весело музыканты.
Отыграют музыканты и снова спрячутся в домики. (По И. Мельникову, Б. Радченко)

БАШЕННЫЕ ЧАСЫ

Во многих городах мира есть башни с красивыми старинными часами. Каждый час они отбивают время и играют какую-нибудь мелодию.

КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ

Самые знаменитые часы России — Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.

Так-же знакомство с часами мы начинаем, прочитав детям стихотворение или загадав загадку, например:

 

Кто, ворочая усами,

Раскомандовался нами?

Можно есть! Пора гулять!

Умываться и в кровать! (часы)

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе

Но висят часы на месте!

(В. Орлов)

 

Далее мы рассказываем о том, для чего нужны людям часы, зачем нужно человеку определять время. Рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций. Знакомим детей с циферблатом часов и стрелками: минутная, часовая, секундная; объясняя, что на часах маленькая стрелка показывает целый час тогда, когда минутная (длинная) стрелка стоит на двенадцати часах.

Для обучения детей определению времени мы используем игру "Который час?", в ходе которой закрепляются знания о последовательности часового хода. Играя в эту игру, мы рассказываем, что стрелка на часах может находиться в одном и том же положении два раза, это будет означать, что первый раз часы будут показывать время в определенную часть суток, а второй раз - это уже будет другая часть суток. В качестве раздаточного материала используем макеты часов со стрелками и цифрами.

Нами используется игра "Почини часы", детям раздаются шаблоны часов без цифр (только метки для них), но со стрелками, где стрелки показывают на определенное время, которое ребенку нужно узнать, дорисовав цифры на циферблате. Нарисовав последовательно цифры дети определят время (с точностью до часа), причем у каждого ребенка будет разное время. В последующие дни мы организуем наблюдения за конкретной наполняемостью часа. С этой целью мы обращаем внимание на режимные моменты, во сколько мы завтракаем, начинаем заниматься, обедаем, ложимся на дневной сон. При ознакомлении детей с часами, особое внимание мы обращаем на движение стрелок, объясняя, что они движутся в одном направлении. Это способствует лучшему пониманию времени прошедшего, настоящего и будущего.

Знакомство детей с новой единицей времени - минутой мы начинаем с беседы о ее необходимости. Наглядно и удобно знакомить с этой единицей времени используя песочные часы, где дети могут наблюдать пересыпания песка в песочных часах в течение одной минуты. Мы предлагаем детям в течение одной минуты наклеить кружочки или вырезать их; сложить узоры из палочек. Когда проходит минута мы сравниваем, что успел сделать каждый за минуту, объясняя, как можно сделать все дети вместе, также в течение минуты можно похлопать в ладоши, попрыгать, что позволяет детям чувствовать её продолжительность.

 

Знакомство с делением циферблата на минуты начинаем с их рассматривания. Дети внимательно рассматривают деления, считают их количество между двумя соседними числами на циферблате (1 и 2) и определяют, на сколько делений передвинется минутная стрелка, когда она опишет целый круг, т. е. пройдет все шестьдесят делений.

Используя циферблат часов учим детей решать задачи с точностью до часа, до пяти минут, например: "Ежика пригласил в гости медвежонок в 3 часа, но еж живет далеко и его дорога занимает 2 часа хода. Во сколько нужно выйти из дома ежику, чтобы прийти в 3 часа к медвежонку и не опоздать?", или например такая задача: "Минутная стрелка проходит расстояние между соседними числами от 1 до 2 за пять минут. Сколько времени пройдет, если минутная стрелка пройдет до цифры 4?". Такие задачи, при решении которых дети делают обобщения имеют коррекционно-обучающее значение, так как позволяют понять и запомнить соотношение мер времени.

Таким образом, формирование временных представлений у старших дошкольников проводим с помощью различных моделей времени и сюжетных картинок. Обучение в ориентировке во времени мы проводим опираясь на личный опыт ребенка. Поэтому мы знакомим дошкольников с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность.

Умение регулировать и планировать свою деятельность является основой для развития таких качеств личности как собранность, организованность, точность. Эти качества будут необходимы ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.


 

Цель: Знакомство старших дошкольников с часами

Цель: Знакомство старших дошкольников с часами

Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды

Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды

На круглой клумбе росли цикорий и шиповник, одуванчик и картофель, ноготки и многие другие

На круглой клумбе росли цикорий и шиповник, одуванчик и картофель, ноготки и многие другие

Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить

Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, — называются настольными

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, — называются настольными

На городских улицах и площадях тоже есть часы

На городских улицах и площадях тоже есть часы

Далее мы рассказываем о том, для чего нужны людям часы, зачем нужно человеку определять время

Далее мы рассказываем о том, для чего нужны людям часы, зачем нужно человеку определять время

Знакомство с делением циферблата на минуты начинаем с их рассматривания

Знакомство с делением циферблата на минуты начинаем с их рассматривания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2020