Конспект урока по чтению ( обучение грамоте ) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Журова (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Д а т а : 1 2 . 1 0 . 1 5
У р о к 24
Тема: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Е, е
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и п е д а г о г а :
Образовательные:
1) организовать работу по ознакомлению с буквой Е, е; научить выполнять звуковой анализ слов «лев»,
«белка»; анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие
заданной модели, находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа;
Развивающие:
2) создать условия для формирования умений слушать и корректно оценивать ответы одноклассников,
осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля; сравнивать построенную модель с образцом
для развития фонематического слуха;
Воспитательные:
3)
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого
ребёнка; формирование качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности,
любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях; умения работать дружно и
сообща, воспитания бережного и заботливого отношения к природе.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: знают букву Е, е; умеют выполнять звуковой анализ слов «лев», «белка», анализировать
предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели, находить и
исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий –
УУД):
П о з н а в а т е л ь н ы е : логические – соотнесение звуковых моделей со словаминазваниями картинок, схем с
гласными буквами со словами; построение звуковых цепочек.
Р е г у л я т и в н ы е :
принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и
товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от
собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
К о м м у н и к а т и в н ы е : уметь формировать коммуникативноречевые действия, конструктивные способы
взаимодействия с окружающими.
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным
мнением; уважают мнение других.
Оборудование: модели слов на доске, образец буква Е, е.
Х о д у р о к а
I. Организационное начало. Мотивация к деятельности.
Н а д о с к е представлены иллюстрации с изображением персонажей.
– Сказка начинается!
«Жилибыли Лев и Белка. Жили они в зоопарке. Работали Львом и Белкой. Днем было весело – приходили
учащиеся, а вечером Белка читала книги, а Лев рычал. Однажды Лев заболел. На него напала скука. Каждый день
одно и то же. Надоело!
Тогда Лев спросил Белку: «Почему тебе не скучно никогда?»
– Я читаю книги, – ответила Белка.
– Если твои книги помогут побороть скуку, – сказал Лев, – я их тоже почитаю».
– Сегодня Белка и Лев – гости нашего урока. Попробуем доказать Льву, что тот, кто много читает, скуки не
знает. Познакомимся с новой буквой.
II. Открытие нового знания.
1. Звуковой анализ слов «лев», «белка».
«– Смотри, – сказала Белка, – ты большой, а имя у тебя короткое. Я маленькая, а имя у меня длиннее.
Лев не поверил».
1– Докажем правоту Белки, выполнив звукобуквенный анализ слов «лев» и «белка».
Учитель обращает внимание: второй звук в слове «лев» («белка») – [э] – после мягкого согласного
обозначается буквой е.
– Замените фишку, обозначающую звук [э], буквой е.
«– Оказывается, в наших именах есть одинаковая буква? – удивился Лев».
2. Знакомство с новой буквой.
– Сегодня познакомимся с новой буквой – Е, е.
– Рассмотрите букву. На что похожа?
Р а б о т а п о з а к р е п л е н и ю зрительного образа (рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать»).
– Прочитайте пословицу, представленную на доске.
Кружится как б..лка в колесе.
– Чтобы решить, какая буква пропущена, измените слово «белка» и прочитайте другие слова.
– Вставьте букву а. Изменился ли предшествующий согласный звук? (Буква а пишется после твёрдых
согласных, поэтому надо поменять зелёную фишку на синюю.)
– Прочитайте получившееся слово. (Балка.)
– Вставьте букву у, подумайте: нужно ли при этом заменить предшествующую фишку? (Нет, так как перед
буквой у, как и перед буквой а, согласный звук читается твёрдо.)
– Прочитайте получившееся слово. (Булка.)
– Прочитайте все получившиеся новые слова. (Белка, балка, булка.)
– Какое из этих слов можно вставить в пословицу? Вставьте нужную букву.
– Когда так говорят: кружится как белка в колесе? (Когда человек суетится.)
– Белка предложила прочитать весёлое стихотворение «Путаница».
– Если случайно ошибиться всего лишь в одной букве в слове, то получится путаница.
Ученики читают стихотворение. На доске напечатаны слова: «бутон», «батон», «бидон», «питон»,
«бетон».
Начинает читать учитель. Слова, на которые он показывает указкой, читаются хором.
Вот – … бутон,
А вот – … батон,
Вот – … бидон,
А вот – … питон.
Ну а вот – … бетон.
В печке выпечен … батон,
А в петлицу вдет … бутон,
По траве ползёт … питон,
Молоко течёт в … бидон.
А на стройке есть … бетон.
Повтори и ты мне в тон:
Где … бутон,
А где … батон,
Где … бидон,
А где … питон.
Ну а где – … бетон.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю повторять:
В печке выпечен … бутон,
А в петлицу вдет … батон,
По траве ползёт … бидон,
Молоко течёт в … бетон,
А на стройке есть … питон.
Нет, не так!
Нет, не так!
Подскажите сами: как?
Разберитесь сами в том,
Где … бутон,
А где … батон,
Где … бидон,
А где … питон.
Ну, а где – … бетон.
– Льву очень понравилась игра с гласными. А что вы знаете об этих звуках и буквах? Назовите гласные буквы.
– Распределите их на группы. Какие группы получились и сколько таких групп? (После твёрдого согласного
звука пишутся буквы: а, о, у, э; после мягкого согласного звука пишутся буквы: я, ё, ю, е.)
Н. Матвеева
3. Работа по учебнику.
– Догадайтесь: где какое слово? Соедините схему и рисунок.
2– Лев соединил первую схему с рисунком «Пень», вторую – с рисунком «Мел», третью схему – с рисунком
«Клоун». Вы согласны? (Нет. Первая схема – слово «мел», вторая – «клоун», третья – «пень».)
4. Соотнесение рисунков со звукобуквенными схемами слов.
– Рассмотрите рисунки и звукобуквенные схемы под ними. Подходят ли схемы к рисункам? (Два варианта
ответа: 1) лев, тарелка, белка; булка, пенал, зебра; 2) лев, тарелка, зебра; булка, пенал, белка. Здесь возможно
и то и другое расположение рисунков, так как звукобуквенные модели слов «белка» и «зебра» одинаковые.)
– Лев пригласил Зебру в зоопарк. Но сначала попросил её выполнить звукобуквенный анализ в тетради «Я учусь
писать и читать».
С а м о с т о я т е л ь н о е в ы п о л н е н и е задания. Фронтальная п р о в е р к а .
III. Итог урока.
– Лев понял, что чтение и скука несовместимы. Какую книгу вы ему посоветуете прочитать? Почему?
3