Конспект урока по чтению ( обучение грамоте ) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Журова (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Урок 17.docx
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и п е д а г о г а : создать условия для развития речи, мышления, памяти.
У р о к 17
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ О, о
Д а т а : 2 9 . 0 9 . 1 5
У р о к 17
Тема: Знакомство с буквой О,о
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и п е д а г о г а :
Образовательные:
1) организовать работу по ознакомлению с буквой О, о; научить устанавливать различие в произнесении гласных
и согласных звуков, различать гласные и согласные звуки, определять место звука [ о] в слове (начало, середина и
конец слова) и подбирать слова с этим звуком, объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука,
выполнять звукобуквенный анализ слова «полка»;
Развивающие:
2) создать условия для развития фонематического слуха и культуры произношения; познавательной активности
учащихся; умения следовать заданным вербальным инструкциям учителя; совершенствовать мыслительные
операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления; развивать психические процессы: память, мышление,
воображение, восприятие, внимание, речь, эмоции; мелкую моторику кистей рук; развивать умение грамотно,
логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать своё мнение; расширения кругозора и словарного
запаса;
Воспитательные:
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого
ребёнка; формирование качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности,
любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях; умения работать дружно и сообща.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: знают букву О, о; умеют выполнять звуковой анализ слова «полка», называть слова со звуком
[ о] в начале, середине и в конце слова (по рисункам), определять звуковые схемы слов «стол», «столик» без
проведения звукового анализа.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий –
УУД):
П о з н а в а т е л ь н ы е : логические – составление (по схеме) различных имён с изученными буквами;
воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.
Р е г у л я т и в н ы е :
принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и
товарищей; планировать своё действие.
К о м м у н и к а т и в н ы е : уметь формировать коммуникативноречевые действия, конструктивные способы
взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).
Личностные: высказывают своё мнение, оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения,
самостоятельность, инициативу, ответственность.
Оборудование: запись на доске, фишки разного цвета.
Х о д у р о к а
I. Самоопределение к деятельности.
А р т и к у л я ц и о н н а я г и м н а с т и к а .
– Жилбыл язычок в домикеротике. Дверигубы плотно закрыты. Вот так (показ учителем). Язычок спокойно
спит. К нему пришли гости – звуки. Начали они будить: «Ооо». (Губы округлены, произносится утрированный
звук [о], повторить 8–10 раз.)
1 – Рассмотрите иллюстрацию. (Показ иллюстрации.)
– Что на ней изображено? (Ответы учеников.)
«Кролик собрался перекусить, вдруг в дверь к нему постучали.
– Интересно, кто бы это мог быть? – подумал Кролик.
– Наверняка опять этот сладкоежка со своим другом.
Кролик приоткрыл дверь и посмотрел. Но увидел только большое серое ухо.
– Это определенно не медвежонок! – решил Кролик. – Большие серые уши
могут быть только у… Кролика. Но если там, за дверью, стоит Кролик, то кто же
тогда я?
Кролик широко распахнул дверь и увидел…»
– Ребята, подумайте: кто пришёл в гости к Кролику? (Ослик.)
– Ослик принёс Кролику и нам с вами новую букву.
II. Объявление темы и постановка учебной задачи.
– Сегодня мы продолжаем путешествие по «Букварю».
– Какую учебную задачу постараемся решить за время нашего путешествия? (Познакомимся с новой буквой и её
секретами.)
III. Открытие нового знания.
1. Выделение звука [ о] .
– Как вы думаете, какую букву любит ослик?
– Произнесите слово «ослик», интонационно выделяя звук [ о] . (Ооослик.)
– Определите его место в слове. (В начале слова.)
– Какой это звук? (Гласный.)
– Почему?
– Произнесите звук [о]. Звук [о] обозначается буквой о.
2. Знакомство с буквой.
– Ослик принёс Кролику букву о. Рассмотрите букву. На что похожа буква о? (На колесо, обруч, баранку, ноль
и т. п.)
3. Дифференцированная работа. Работа по учебнику.
1) Д л я ч и т а ю щ и х у ч а щ и х с я :
– Прочитайте двустишье А. Шибаева шёпотом.
2) Д л я н е ч и т а ю щ и х у ч а щ и х с я :
– Подчеркните в словах стихотворения буквы о.
– Сколько букв подчеркнули? (5.)
– Сколько букв «о» в первой строчке? (4.)
3) Д л я ч и т а ю щ и х у ч е н и к о в :
– Прочитайте двустишье А. Шибаева вслух.
– Прочитайте слова с буквой о. («Посмотри», «колесо».)
4. Звуковой анализ слова «полка».
У доски работают пятеро учащихся (по количеству букв в слове).
1 й у ч е н и к . Ппполка – первый звук [п], твёрдый согласный. Обозначу синей фишкой. Мягкая пара – [п’].
2 й у ч е н и к . Поооолка – второй звук [о], это гласный звук. Обозначу красной фишкой.
П р а в и л о : после твёрдого согласного звук [о] обозначается буквой о.
– Замените фишку на букву, которую она обозначает.
Синяя фишка
а
Зелёная фишка
Синяя фишка
я
о
2 3 й у ч е н и к . Полллка – третий звук [л], это твёрдый согласный, обозначу синей фишкой. Мягкая пара – звук
[л’].
4 й у ч е н и к . Полккка – четвёртый звук [к], это твёрдый согласный, обозначу синей фишкой. Мягкая пара –
звук [к’].
5 й у ч е н и к . Полкаааа – пятый звук [а], это гласный звук, обозначу буквой а, так как в слове он стоит после
твёрдого согласного звука.
5. Подбор слов со звуком [о], расположенным в начале, середине и в конце слова. Игра «Где в словах звук
[о]?» (по схемам).
– Рассмотрите картинки. Все предметы художник расположил в два столбца. Определите, какой столбец левый,
а какой правый. Покажите сначала правый столбец. Теперь левый.
– Назовите каждый предмет, расположенный в левом столбце, двигаясь сверху вниз.
– Назовите каждый предмет, двигаясь снизу вверх.
– Что обозначают схемы в самом низу?
– Определите, какие слова соответствуют первой схеме? (Ослик.)
– Назовите другие слова, которые бы начинались на букву о.
– Определите, какие слова соответствуют второй схеме. (Зонт, торт, бочка, лимон.)
– Назовите другие слова, в которых буква о стоит в середине слова.
– Определите, какие слова соответствуют третьей схеме? (Яйцо.)
– Назовите слова, которые заканчивались бы на букву о.
6. Работа по учебнику.
– Как вы думаете, как зовут девочку? (Каждый вариант имени, который предлагают учащиеся,
анализируется с опорой на схему слова.)
– Ослик взял с полки свою любимую книгу. Рассмотрите обложку этой книги. (Показ обложки.)
– Кто знаком с героями этой повести? Вспомните имена главных героинь.
– Одну девочку зовут Оля. А другую – Яло.
– Как вы думаете, соответствует ли слово «Яло» предложенной схеме?
– Расскажите, что вы знаете о букве я. (В начале слова обозначает два звука.)
– Сравните количество клеточек в схеме и количество звуков в слове.
(Количество звуков в слове 4, а клеточек в схеме только 3. Значит, слово «Яло» не соответствует данной
схеме звукового состава.)
7. Дифференцированная работа.
1я г р у п п а .
– Определите, какая схема соответствует слову «стол», а какая – слову «столик». Докажите ответ (выполните
звуковой анализ слов).
2я г р у п п а .
– Определите, какое слово длиннее: «стол» или «столик».
3 – Какое слово короче? В каком случае говорят «стол», а в каком «столик»?
Коллективная п р о в е р к а р а б о т ы .
8. Работа по тетради «Я учусь писать и читать».
1. З а к р е п л е н и е зрительного образа буквы о: з а д а н и е «Закрась».
– Что получилось? (Рисунок «Ослик».)
2. Т р е н и р о в к а в обозначении звука [о] буквами.
З а д а н и е «Проведи звуковой анализ, гласные звуки обозначь буквами». Слова кот, слон, хобот, хвост.
IV. Первичное закрепление.
1. Игра «Слоговой аукцион».
– Закончите слова:
ок£££ (окунь)
о££ (осы, Оля)
2. Конкурс «Знаток загадок».
– Отгадайте з а г а д к у :
Сер, но не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь.
осе££ (осень)
об££££ (облако)
(Ослик.)
– Вспомните загадки, отгадки в которых начинаются на о.
Те, с кем рядом я жужжала,
Помнят – у меня есть жало
И на брюшке полоса,
Потому что я... (оса).
Они лёгкие, как вата,
По небу плывут кудато,
Держат путь издалека
Каравеллы... (облака).
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком – а не лает,
Без зубов – а кусает.
(Огонь.)
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какой звук обозначает буква о? (После твёрдого согласного звука буква о обозначает звук [о].)
Он рогат и благороден,
Он мечтает о свободе.
Бьёт копытом целый день
За решёткою... (олень).
На июньской грядке
Всё у нас в порядке!
Строем, словно молодцы,
Зеленеют... (огурцы).
Лес разделся,
Неба просинь,
Это время года – ... (осень).
4
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ О, о
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ О, о
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ О, о
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ О, о
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.