Конспект урока по чтению ( обучение грамоте ) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Журова (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Урок 15.docx
Д а т а : 2 4 . 0 9 . 1 5
У р о к 15
Тема:
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Я, я
Ц ел и д е я т е л ь н о с т и п е д а г ог а : ознакомить с гласным звуком [а], обозначенным буквой Я; научить
акцентированно произносить гласные звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов, выполнять звуковой
анализ слов «мяч», «пять», моделировать звуковой состав слова (отражать в модели качественные характеристики
звуков, используя фишки разного цвета); обеспечить условия для развития фонематического слуха и воспитания
культуры учебного труда.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: знают буквы Я, я; умеют выполнять звуковой анализ слов «мяч», «пять», осуществлять выбор
слов со звуком [ а] в начале, середине, конце слова, моделировать звуковой состав слова (отражать в модели
качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета).
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий –
УУД):
П о з н а в а т е л ь н ы е : логические – построение рассуждений о значении понятий «верхняя (средняя, нижняя)
строка», «левый (правый) столбец» (рисунки в учебнике); воспроизведение по памяти информации, необходимой
для решения учебной задачи.
Р е г у л я т и в н ы е : принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и
товарищей; планировать своё действие.
К о м м у н и к а т и в н ы е : уметь формировать коммуникативноречевые действия, конструктивные способы
взаимодействия с окружающими.
Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои
взаимоотношения с их учётом.
I. Организационный момент.
Х о д у р о к а
Учись читать! Учись читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто сумеет сам читать,
Совсем не знает скуки.
II. Введение в тему урока.
– Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? (Ааа.)
– Обратите внимание на форму открытого рта.
– Обратите внимание на то, что звук [а] можно пропеть и что ветерок (воздух), выходящий при этом изо рта,
незаметен.
– Отгадайте з а г а д к и :
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
– Произнесите первый звук в слове «арбуз».
Так приятен он на вкус!
И зовут его… (арбуз).
Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
(Мак.)
– Произнесите второй звук в слове «мак».
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют.
(Рябина.)
1 – Произнесите последний звук в слове «рябина».
III. Объявление темы и постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке познакомимся со звуком [а] и буквой Я, я.
IV. Открытие новых знаний.
1. Звуковой анализ слов «Анюта», «луна» и др.
1. Звуковой анализ слов мяч, пять, дыня. Знакомство с буквой Я (я)
Задания:
1) «прочитать» слово мяч, ведя указкой по схеме звукового состава слова;
2) произнести слово мяч так, чтобы отчётливо был слы иен первый звук; назвать этот звук; объяснить, какой
это звук и какой фишкой нужно обозначить звук [м’]; назвать его твёр хпо пару;
3) произнести слово мяч так, чтобы отчётливо был слышен второй звук ([м’ач’]); назвать этот звук ([а]);
4)
объяснить, какой это звук;
запомнить важное правило русского языка: звук [а] посте мягких согласных никогда не обозначается буквой а,
после мягких согласных звук [а] обозначается буквой я; познакомиться с буквой; поставить во вторую клеточку
строчную букву я;
5) произнести слово мяч так, чтобы отчётливо был слышен третий звук, назвать этот звук; обозначить мягкий соглас
ный звук [ч’] фишкой зелёного цвета;
6) провести звуковой анализ слов пять, дыня самостоятельно, обозначить звук [а] после мягких согласных буквой я
7) сравнить количество звуков в словах мяч и пять определить, в каком слове звуков больше: дыня или мяч, пять
или дыня\ назвать другие слова, в которых столько же звуков, сколько в слове пять.
Учителю необходимо обратить внимание учеников на произнесение второго звука в слове мяч. Вполне
возможно, чт® ктото из детей, знающих буквы и умеющих читать, на вопрос о втором звуке даст ответ я. Учитель
ещё раз читает слово мяч с долгим интонационным выделением звука [а] и добиваете* верного ответа: второй
звук [а].
Ввести правило написания буквы я учитель может следующим образом: «Если в слове звук [а] находится сразу
после мягкого согласного звука (педагог показывает указкой на моделе слова первую зелёную фишку), он никогда
не обозначается буквой а. Мы слышим звук [а], но после мягкого согласного обозначаем его буквой я». Учитель
показывает букву, затем раздаёт буквы я детям, они рассматривают их и ставят после зелёной фишки. При работе
с третьим звуком учитель объясняет что звук [ч’] всегда мягкий и у него нет твёрдой пары (педагог и дети
обозначают звук [ч’] зелёной фишкой).
Дватри ученика повторяют правило написания буквы я «Слышим звук [а], но после мягких согласных пишем
я».
Для детей, которые быстро и правильно справляются с работой, предлагаются задания для самостоятельной
работы звуковой анализ слов пять, дыня. Выбор букв а или я они обосновывают самостоятельно. Со всем
классом достаточно сделать полный звуковой анализ слова пять. Учтите, что читающие дети могут сказать, что
под цифрой 5 стоит неправильная схема на конце есть мягкий знак. Обязательно вызовите к доске именно такого
ребёнка, проведите звуковой анализ, ученик пусть сам убедиться, что последний звук в слове пять — мягкий
согласный, и мы обозначаем его зелёной фишкой.
2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
3. Разгадай кроссворд.
IV. Итог урока.
2
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Я, я
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Я, я
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.