План урока МХК в 9 классе
Знаменитые европейские замки.
Цель урока: познакомить учащихся с самыми знаменитыми произведениями архитектурного искусства Европы, приобщить их к красоте нашего мира и вызвать интерес к дальнейшему изучению памятников нашей планеты.
Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня нас с вами ждет увлекательная экскурсия в мир зодчества. Мы рассмотрим два десятка самых знаменитых европейских замков и окунемся в завораживающую атмосферу архитектуры разных эпох. Многие из вас путешествуют по миру и не осознают, сколько на самом деле интересных и необычных мест можно повидать.
Для начала запишите слова, значение которых понадобится нам сегодня:
План урока МХК в 9 классе
Знаменитые европейские замки.
Цель урока: познакомить учащихся с самыми знаменитыми произведениями
архитектурного искусства Европы, приобщить их к красоте нашего мира и вызвать
интерес к дальнейшему изучению памятников нашей планеты.
Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня нас с вами ждет увлекательная
экскурсия в мир зодчества. Мы рассмотрим два десятка самых знаменитых
европейских замков и окунемся в завораживающую атмосферу архитектуры разных
эпох. Многие из вас путешествуют по миру и не осознают, сколько на самом деле
интересных и необычных мест можно повидать.
Для начала запишите слова, значение которых понадобится нам сегодня:
1. Замок - здание (или комплекс зданий), сочетающее в себе жилые и
оборонительно-фортификационные задачи. В наиболее распространённом значении
слова — укреплённое жилище феодалов в средневековой Европе. Главными
функциями феодального замка с предместьями были:
- военная (центр военных операций, средство военного контроля над
округом),
административнополитическая (административный центр округа, место, где
концентрировалась политическая жизнь страны),
культурнохозяйственная (ремесленноторговый центр округа, место высшей элитарной и
народной культуры).
2. Готический стиль - период в развитии средневекового искусства на территории
Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XI - XII по XV—XVI века.
Для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и
колонны, богато украшенный фасад с резными деталями
(вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна.
Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
3. Псевдоготический стиль - предромантическое направление в русской
архитектуре екатерининской эпохи, основанное на вольном сочетании
элементов европейской готики и московского
барокко с гротескными привнесениями работавших в этом стиле архитекторов,
нередко насыщенными масонской символикой.
искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на
сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего
оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Итак, давайте начнем изучение наших замков. Слушайте внимательно, в конце
4. Витраж - произведение изобразительногодекоративного
урока состоится опрос.
Замок Варвик (Уорикский замок).
1.
Замок Варвик – это прекрасный живой пример средневекового замка. Расположен
он в городе с одноимённым названием на высоком берегу реки Эйвон, огибающей
замок с восточной стороны. Замок занимает первое место в списке культурно-
исторических мест и памятников Великобритании.
Первый норманнский замок был построен здесь на месте бывшего англо-
саксонского укрепления (burgh), по приказу Вильгельма Завоевателя. В 1088 году
замок и титул 1-го Графа Варвика был пожалован Генриху де Бомону. На несколько
столетий замок стал главным местом пребывания нескольких поколений Графов
Варвика. Долгое время он использовался в оборонных целях, пока в XVII веке не был
превращён семьёй Гревиль в загородную резиденцию.Как и все Норманнские замки, Варвик на протяжении столетий претерпел массу
изменений. Изначальная его структура из земли и дерева (motte and bailey), в XII веке
была устранена и начато строительство каменной крепости. В период Столетней
войны (1337 – 1453 годы) замок был полностью перестроен со стороны, обращённой к
городу. Этот замечательный образец военной архитектуры XIV века сохранился и до
наших дней.
Попасть в замок можно через надвратный донжон (gatehouse), в котором до сих пор
сохранилась старая опускная решётка. Главный донжон замка (keep) расположен в
центре северной стены и предназначался как для отражения нападений из вне, так и
для защиты от внутренних мятежей. Слева от него расположена Башня Кларенс, а
справа Медвежья Башня. Большинство жилых зданий, расположенных вдоль
восточной стены с видом на реку, которая вместе с толстыми внешними стенами
предоставило им достаточную защиту от мародеров. В XVII веке замок был
реконструирован и стал местом размещения великолепной коллекции мебели и
произведений искусства европейских мастеров того времени. Сегодня замок Варвик
арендуется Британской компанией Merlin Entertainments и является одним из самых
популярных туристических мет Великобритании.
Ещё до Норманнского нашествия на месте нынешнего Варвика существовало
укреплённое поселение. Впервые в хрониках оно упоминается в 914 году, и служило
защитой от набегов викингов. Первую норманнскую деревянную крепость здесь
возвели по приказу Вильгельма Завоевателя в 1068 году. Хозяином крепости
Вильгельм Завоеватель назначил уроженца одной из известных норманнских семей
Генриха (Анри) де Бомонда. В 1088 году Генрих де Бомон стал 1 –ым Графом Варвика.
В 1119 году он основал на территории крепости церковь Всех Святых, но в 1127 году
по указу Епископа Вустера её перенесли из крепости, полагая, что замок не самое
безопасное для неё место. В 1153, жена Роже де Бомона, 2-ого Графа Варвика,
приняв на веру ложные сведения, что ее муж мертв, передала контроль над замком
вторгшейся армии Генриха Анжуйского, в последствие ставшего королём Генрихом II.
Согласно тексту английского исторического документа «Деяния Стефана» (Gesta
Regis Stephani), Роже де Бомон умирал, слушая печальное для себя известие о том,
что его супруга сдала замок. Впоследствии Генрих II возвратил замок под управление
графам Варвика, поскольку они выступили на стороне его матери императрицы
Матильды в гражданской войне 1135-54 годов.
Во времена правления короля Генриха II деревянную крепость заменили каменным
замком. Замок приобрёл новую форму Норманнской цитадели, где все основные
здания находились внутри главной стены. Во время восстания баронов 1773 – 74
годов, Граф Варвика остался верен королю Генриху II и замок использовался в
качестве хранилища провизии. До 1242 года замок, и прилегающие земли связывали
с семьёй де Бомон. Когда умер 6-ой Граф Варвика Томас де Бомон, замок и земли
перешли в собственность его сестры Леди Марджери, графине Варвика. За то время
пока она подыскивала подходящую кандидатуру для замужества, замок находился в
собственности короля Генриха III. Когда же в декабре 1242 года она вышла замуж за
Джона де Плессе, замок снова был возвращен ей.
Во время Второй Войны Баронов 1264-67 годов, Уильям Модит, 8-ой Граф Варвика,
не активно поддерживал Короля Генриха III. Замок был взят внезапной атакой сил
Симона де Монфора, 6-ого Графа Лестера, из замка Кенилворт (Kenilworth) в 1264
году. Стены вдоль северо-восточной стороны замка были повреждены так, чтобы они
стали бесполезными для сторонников короля.
Графа Модита и его жену держали в заключении в замке Кенилворт, пока за них не
был уплачен выкуп. После смерти Уильяма Модита в 1267, титул и замок перешли к
его племяннику Уильяму де Бошампу, 9-ому Графу Варвика. Семь поколений семьи де
Бошамп владели замком на протяжении 180 лет, и именно им приписывается
большинство дополнений к его архитектуре. В 1312 году в замке содержался в
2заключении 1-ый граф Корнуолла Пирс Гавестон , обвинённый 10-ым Графом Варвика
Гаем де Бошампом в краже королевской казны.
При Томаcе де Бошампе, 11-ом Графе, защита замка была ещё более увеличена. В
1330–60 на северной восточной стороне она была дополнена надвратным донжоном,
барбаканом, и башнями с обеих сторон восстановленной стены, названной Башней
Цезаря и Башней Гая. Шлюзовая Башня также датируется этим периодом. Башни
Цезаря и Гая являлись жилыми и были сооружены, скорее всего, по французскому
образцу.
В подвале Башни Цезаря находилась мрачная темница. Согласно местной легенде,
относящейся, по крайней мере, к 1644 году, в ней содержались узники, пленённые в
знаменитом сражении Столетней Войны Битвы при Пуатье в 1356 году. Поэтому
Башню Цезаря называют ещё и Башней Пуатье, возможно ещё и потому, что выкуп,
уплаченный за пленников, пошёл как раз на её строительство.
2.
Эдинбургский замок - древняя крепость на Замковой скале в
центре шотландской столицы — Эдинбурга. До недавнего времени находилась в
распоряжении британского министерства обороны. Замок открыт для посещения и
является главной туристической достопримечательностью Эдинбурга.
К нему ведёт главная улица старого Эдинбурга — так называемая Королевская миля, на другом
конце которой расположен Холирудский дворец.
Замок расположен на вершине Замковой скалы, потухшего вулкана, который был активен около
350 млн лет назад. Вершина скалы была заселена с позднего бронзового века, около 800 лет до н. э.
Первое упоминание укреплений называемых Дин Эйдин (Din Eidyn) или крепость Эйдина
(Stronghold of Eidyn) дается в валлийской эпической поэзии около 600 г. н. э. Первое определенное
указание на существование замка связано с правлением короля Давида I, который созывал собрания
знати и церковных служителей в замке начиная с 1139 года.
На протяжении всей своей истории крепость являлась своего рода «ключом к Шотландии».
Сооружённый первоначально ещё в период раннего средневековья, замок капитально перестроен в
начале XVII века и приспособлен для обороны с использованием крепостной артиллерии. Замок
производит впечатление абсолютно неприступной крепости. Три стороны крепости защищены
отвесными утесами, и доступ к замку был ограничен крутой дорогой на четвёртой (восточной)
стороне. К дороге можно пройти только через эспланаду — длинный и пустой, полностью
простреливаемый из крепости наклонный участок, где ежегодно проходит Королевский
эдинбургский парад военных оркестров.
Ранее с северной стороны замка располагалось достаточно крупное озеро НорЛох, защищавшее
подступы к замку и Старому городу с этой стороны. В конце XVIII века, при королях Ганноверской
династии, озеро было постепенно осушено в связи со строительством в Эдинбурге Нового города.
На территории замка стоит самое старое здание Эдинбурга (и едва ли не всей
Шотландии) — капелла Святой Маргариты, названная именем Маргариты Шотландской, но в
действительности построенная в начале XII века её сыном, королём Давидом. Также в
Эдинбургском замке хранятся Скунский камень и корона Шотландии.
На батарее Миллсмаунт установлена так называемая «Часовая пушка» (англ. One O'Clock
Gun) — артиллерийское орудие на стене, из которой ежедневно — кроме воскресений, Страстной
пятницы и Рождества — ровно в час дня производится выстрел.
3. Кронборг замок в Дании, рядом с городом Эльсинор на северовосточной оконечности
острова Зеландия. В этом месте ширина пролива Эресунн между Данией и Швецией составляет
всего 4 км, что придавало замку важное военностратегическое значение в течение долгого
3времени. 30 ноября 2000 года Кронборг был включен в списокобъектов всемирного
наследия ЮНЕСКО, как один из наиболее значимых замков эпохи Возрождения в Северной Европе
До появления нынешнего замка на его месте высилась крепость Кроген. Её возвел в 1420х
годах король Эрик Померанский. Крепость позволяла собирать пошлины с кораблей,
покидающих Балтийское море. Тогда она состояла лишь из нескольких зданий, обнесённых стеной.
Свое нынешнее название Кронборг получил в 1585 году, когда король Фредерик II перестроил
замок, сделав его одним из наиболее величественных европейских замков эпохи Возрождения.
25 сентября 1629 года Кронборг почти полностью сгорел, стоять осталась только часовня.
Внешний вид замка был восстановлен только к 1639 королём Кристианом IV, но интерьеры так и не
удалось воссоздать полностью.
В 1658 году замок Кронборг захвачен шведскими войсками под предводительством Карла
Густава Врангеля. Когда замок вновь вернулся во владение Дании, решено было существенно
укрепить наземные подступы к нему, поэтому в 168891 годах у замка возведен кронверк.
Кронборг с высоты птичьего полёта
Начиная с XVIII века королевская семья использовала замок всё реже и реже. С 1739 года до
середины XIX векаКронборг, наряду с военными функциями, выполняет роль тюрьмы.
Заключенные охранялись солдатами гарнизона и выполняли работы по фортификации. Некоторым
из них, осуждённым за незначительные преступления, разрешалось работать за пределами
крепостных стен. В настоящее время подземные казематы замка открыты для посещения
туристами.
Самой известной узницей замка Кронборг стала КаролинаМатильда Уэльская, сестра Георга III и
жена Кристиана VII, она пробыла в заключении три месяца с 17 января по 30 апреля 1772 года.
С 1785 по 1924 год Кронборг полностью находился под управлением датских военных. Однако
последний солдат покинул крепость лишь в 1991 году, когда был расформирован эльсинорский
гарнизон, просуществовавший с 1425 года.
Кронборг и два датских принца
Замок Кронборг также широко известен под именем «Эльсинор», как место действия пьесы
«Гамлет» Уильяма Шекспира. Впервые пьеса была поставлена в самом замке лишь в 1816 году к
200летию со дня смерти драматурга, а роли в постановке исполняли солдаты гарнизона. С тех пор
пьеса о самом знаменитом датском принце исполняется в замке регулярно.
Другой легендарный датский принц, Хольгер Датский, согласно преданию, дремлет гдето в
глубине подвалов замка Кронборг и готов проснуться в любой момент, когда Дании будет угрожать
опасность, чтобы защитить родную землю от врага.
4В настоящее время замок Кронборг является крупным туристическим центром Дании. Ежегодно
его посещают около 200 тысяч человек. Для туристов открыты укрепления замка, многочисленные
комнаты и залы, королевские покои, подземные казематы, часовня. В 2010 году также открылся
для посещения Пороховой дом.
С 1915 года в замке был размещён Датский морской музей, представляющий историю датского
флота со времён Возрождения до наших дней. В 2013 году музей переместили в новые помещения,
выстроенные поблизости на основе одного из сухих доков. Автором проекта стало архитектурное
бюро BIG, на открытии присутствовала королева Дании Маргрете II.
4. Замок Глубока (чеш. Zámek Hluboká) — замок в Южной Чехии, построенный в
псевдоготическом стиле. Находится в г.ГлубоканадВлтавой в 140 км к югу от Праги.
Замок был основан в середине XIII века дворянином Чехом из Будеёвиц на скале высотой 83
метра над рекой Влтавойнедалеко от местечка Подгради и выстроен в готическом стиле. Его
первоначальное название — замок Фрауенберг. Позднее он неоднократно перестраивался,
приобретая то ренессансные, то барочные черты. За первые 400 лет существования (XIII—XVII
век) замок сменил 26 хозяев.
Замок в готическом стиле был возведён в конце XV века Вилемом II из Пернштейна. Позже замок
перешёл в собственность короля Фердинанда I Габсбургского, который в 1562 году продал
его панам из Градца. В 1571—1587 годах
Адам II из Градца (1549—1596) провел обширную
реконструкцию замка в ренессансном стиле, которой руководил итальянец Бальтазаре Маджи.
Кроме Маджи в реконструкции принимали участие итальянские архитекторы Винченцо Вогарелли
и Доменико Бенедетто Комета.
В 1660 году замок стал собственностью рода Шварценбергов. Именно с этой фамилией связан
современный облик замка. В XIX веке замок подвергся значительной реконструкции в
стиле неоготики. В качестве образца для перестройки замка послужил Виндзорский замок,
архитектором проекта реконструкции является венский архитектор Франтишек Бера. Идея
создания «Чешского Виндзора», как неофициально именуется замок, принадлежала одной из
владелиц замка — герцогине Элеоноре Шварценберг. Шварценберги владели замком вплоть
до 1945 года.
В 1947 году замок Глубока был национализирован и с тех пор является государственным музеем.
Комплекс замка включает 140 комнат, 11 башен, 2 внутренних двора, застеклённую оранжерею,
конюшни. Стены замка и внутри, и снаружи украшены охотничьими трофеями его прежних
владельцев. Кроме того, в комнатах замка можно увидеть рыцарские доспехи семьи
Шварценбергов. В замке представлена мебель XVIII—XIX веков, коллекция голландской
живописи XVI—XVII веков, исторического оружия, фарфора, фаянса и стекла (начиная с 1604
года), а также старинных гобеленов. Интерьеры замка обставлены в стиле позднего периода
английского ренессанса. Потолки в помещениях замка, двери, рамы для картин украшены искусной
резьбой по дереву.
Вокруг замка разбит английский парк площадью 190 гектаров с редкими видами деревьев и
системой прудов.
5. Замок Бран — замок в Румынии, в живописном местечке Бран в 30 км от Брашова, на
границе Мунтении иТрансильвании.
Замок был построен в конце XIV века местными жителями своими силами и за собственные
средства, за что они были освобождены от уплаты налогов в казну государства в течение
нескольких веков. В 1622—1625 гг. были достроены две защитные башни.
5Возведенный на вершине скалы и имеющий необычную трапециевидную форму, замок Бран
служил стратегической оборонной крепостью. Он имеет 4 уровня, которые соединяются лестницей.
Залы и коридоры замка составляют загадочный лабиринт.
Во внутреннем дворике есть колодец, который ведет, по преданию, к подземным помещениям.
Внутренний двор
Крест в саду замка
Замок Бран имел много хозяев на своем веку. Сначала он принадлежал господарю Мирче
Старому, а затем жителям Брашова и Габсбургской Империи. Согласно легенде, здесь ночевал
известный воевода Влад ЦепешДракула во время своих походов, а местность, окружающая замок
Бран, была излюбленным местом охоты господаря Цепеша. По одной из версий, его пытали в
подземельях замка турецкие враги. И, наверное, поэтому замок Бран также называют замком
Дракулы.
После 1918 года, одновременно с провозглашением Великой Румынии, жители
Брашова, предки которых воздвигли этот замок, подарили его королеве Марии в знак
своей любви и преданности, после чего замок Бран стал королевской резиденцией.
В настоящее время замок принадлежит его законному владельцу, потомку румынских королей,
внуку королевы Марии, Доминику Габсбургу (в 2006 году, согласно новому закону Румынии о
возвращении территорий прежним владельцам). После передачи замка владельцу, вся мебель была
6вывезена в музеи Бухареста. И Доминику Габсбургу пришлось заново воссоздавать убранство
замка, покупая различные антикварные предметы.
Местечко Бран славится также своими сырами, рецепт приготовления которых держится в тайне
и передается от одного поколения к другому.
На местном рынке можно приобрести вязаные вещи из натуральной шерсти, а также сувениры,
большинство из которых обыгрывает образ Дракулы.
6. Алькáсар в Сегóвии — дворец и крепость испанских королей в исторической части
города Сеговия (провинцияКастилия и Леон, Испания). Расположен на скале, находящейся на
месте слияния рек Эресма и Кламорес, близ гор Гуадаррама (часть Центральной Кордильеры). Это
положение на скале делает его одним из самых красивых и узнаваемых
дворцов Испании. Алькасар изначально строился как крепость, но успел побывать королевским
дворцом, государственной тюрьмой, королевской артиллерийской академией.
Алькасар Сеговии, как и другие Алькасары, возник как арабская крепость. Хотя первое
упоминание о Алькасаре датируется 1120 годом (к тому времени прошло уже 32 года, как
католики изгнали мавров из Сеговии), археологические раскопки, проведенные в конце XX века
указывают, что на месте Алькасара существовало военное укрепление ещё в древнеримские
времена. Эта версия подтверждается существованием другой важной достопримечательности
города, построенной ещё римлянами — акведуком Сеговии. Первоначальное название замка
неизвестно, в документе 1122 года он именуется просто «крепость на холме у Эресмы». Но уже в
1155 году, он уже упоминается как Алькасар. От этого периода сохранилась галерея на северной
стороне и Большой зал, к которому с двух сторон примыкают королевские покои, оформленные в
испаномавританском духе.
Как выглядел Алькасар до времен правления короля Альфонсо VIII неизвестно, но исторические
документы говорят о том, что на этом месте была маленькая деревянная крепость. Альфонсо VIII и
его жена Элеонора Английская сделали эту крепость своей официально резиденцией. После этого
на месте деревянной крепости началось строительство каменного замка.
Алькасар в Сеговии в Средние века служил одной из любимых резиденций королей Кастилии и
ключевой оборонительной крепостью королевства. В 1474 году Алькасар в Сеговии сыграл важную
роль в воцарении Изабеллы I Католической и дальнейшей истории Испании. 12 декабря новость о
смерти короля Энрике IV достигла Сеговии и Изабелла немедленно укрылась за стенами крепости.
Получив поддержку от городского правительства она немедленно короновалась в Алькасаре
королевойКастилии и Леона. Алькасар стал также местом, где она вышла замуж за Фердинанда,
короля Арагона.
Филипп II венчался здесь со своей четвертой супругой Анной Австрийской. В это время здание
Алькасара было перестроено. Филлип II приказал покрыть крепостные башни замка коническими
кровлями из графитного сланца. Алькасар стал похожим на замки Центральной Европы. Но вскоре
королевский двор переехал в Мадрид и Алькасар Сеговии на два века стал государственной
тюрьмой. Лишь в 1762 году король Карл III основал в здании Алькасара Королевскую
Артиллерийскую школу. Почти 100 лет она существовала в Алькасаре, пока в 1862 году в здании не
произошёл большой пожар, с обрушением крыши и интерьеров. Реставрация Алькасара началась в
1882 году и ,когда к 1896 году строительные работы были завершены, король Альфонсо XIII и
королеварегентша Мария Кристина передали Алькасар в ведение Военному Министерству,
предназначая его исключительно для Корпуса Артиллерии. В 1898 году верхние этажи здания
передаются Главному военному архиву, который находится здесь по настоящее время. В 1951 году
с целью обеспечить сохранность здания создается Патронат Алькасара, а в 1953 году Алькасар был
превращен в музей.
В настоящее время Алькасар остается одним из самых посещаемых туристами мест Испании и
является одной из трех главных достопримечательностей Сеговии (наряду с акведуком и собором).
7Во дворце открыт музей, в котором выставлены мебель, интерьеры, коллекция оружия, в
Королевском зале собраны все портреты королей Кастилии от легендарного Пелайо до Филлипа II
(при котором резиденция королей переехала в Мадрид).
В настоящее время в Алькасаре открыты для просмотра 11 залов и самая высокая башня —
башня Хуана Второго.
Зал старого дворца
Зал, который известен также как Зал с венецианскими витражами, был построен во
времена Альфонсо VIII. В нём сохраняются двойные оконные проёмы, через которые проникал свет
в помещение, так как стена, в которой они находятся, была стеной старого дворца. Цоколи
мавританского стиля, находящиеся между окон, происходят от одного из домов XIII века
ближайшего района Лас Канонигас. Оформление зала дополняет коллекция доспехов немецкого
стиля XV века.
Каминный зал
Относится к перестройкам Алькасара во времена Филлипа второго. Мебель в зале — XVI века.
На стенах висят портреты королей Испании Филлипа II и Филлипа III ишпалера фламандской
работы XVI века на тему помолвки Богоматери и одно редкое изображение: вид Алькасара до
реформы его кровель и вид на старый собор, который находился на месте нынешнего
сквера Алькасара.
Тронный зал
Один из самых интересных залов Алькасара. Портал входа из Каминного зала в Тронный зал
сохранил оригинальное оформление в мавританском стиле. Восьмигранный потолок зала повторяет
сгоревший в пожаре оригинал 1456 года. Под ним находится широкий фриз из резного стука,
который сохранился несмотря на пожар.
Тронные кресла под балдахином с гербом Католических королей и их девиз «танто монта» были
созданы в начале XX века для визитов короля Альфонсо XIII и королевы Виктории Евгении по
случаю столетнего юбилея восстания в Мадриде 2 мая 1808 года.
На стенах — портреты Католических королей, которые составляют часть серии королевских
портретов, заказанных королевой Изабеллой II. Портрет Изабеллы написан художником Мадрасо,
а Фердинанда — художником Монтаньесом.
Зал Галеры
Зал получил такое название изза своего старинного потолка, выполненного из наборного дерева.
Потолок имеет форму перевернутого корпуса корабля. Зал был построен в 1412 году по указанию
регентши Каталины Ланкастерской в годы несовершеннолетия её сына — короля Хуана II.
Фриз — резьба по дереву мавританского стиля мудехар, по нему идут два ряда надписей:
верхняя — это молитва, нижняя — данные о строительстве этого зала.
В окнах находятся два витража, один из которых изображает Энрике II со сценами смерти Педро
I и Хуана I, другой — Энрике III и его семью.
На одной из стен висит картина с изображением сцены коронации королевы Изабеллы
Католической, как королевы Кастилии и Леона, на площади Майор в Сеговии.
Зал Шишек
Зал получил своё название изза своего потолка, украшенного 392 фигурами шишек ручной
работы. Оригинален фриз с элементами готики и мудехара, создан в 1452 году. Стены обтянуты
8камкой и украшены двумя шпалерами фламандской работы XV и XVI веков. Среди мебели
выделяется бюро XVII века.
Королевский зал
В Средние века это был самый важный зал Алькасара. На фризе представлены короли Астурии,
Леона и Кастилии, начиная от легендарного Пелайо. Нумерация королей отвечает системе,
принятой при Филлипе II.
Картины, которые украшают стены зала, это «Завоевание Кадиса» художника Е. Вехарано и
портреты Филлипа II, копия с оригинала Тициана, и королев Анны Австрийской (супруги Филлипа
II) и Изабеллы Бурбон (супруги Филлипа IV).
Зал Шнура
Получил своё название от Францисканского шнура, который украшает стены зала, и который, в
соответствии с легендой, был изображен по указу Альфонсо X Мудрого в знак покаяния за свою
чрезмерную гордыню.
Согласно преданиям, король Альфонсо както раз сказал: "Если бы Бог при создании мира
посоветовался со мной, то он вышел бы лучше!". Стоящий неподалёку монах воскликнул королю:
"Ваше величество, Вы богохульствуете!..". На следующий день в Алькасаре произошёл пожар.
Потрясённый король посетил келью монаха и горячо раскаялся. В знак этого события король
приказал обустроить Зал Шнура в Алькасаре.
Стены зала украшает шпалера, где представлена битва при Арсиле, доска с «Благовещением» XVI
века и другие доски с изображениями святых.
Зал оружия
Зал Оружия находится под сторожевой башней и хранит коллекцию оружия разных эпох, среди
которой выделяется охотничий арбалет с инкрустациями, очень похожий на тот, который
держит Карл V на картине Лукаса Кранаха.
За маленькой дверью — замечательным образцом искусства ковки Сеговии, находится небольшое
помещение со старым прессом для чеканки монеты первых Бурбонов, и два
любопытных сундука для хранения ценностей.
Часовня
В Часовне Алькасара венчался Филипп II с Анной Австрийской. На стенах часовни можно
увидеть картину Бартоломе Кардучо 1600 года "Поклонение волхвов", которую удалось спасти во
время разрушительного пожара 1862 года
7. КастельдельМонте (итал. Castel del Monte — «замок на горе») — замок на юге Италии, в 16
км от города Андрия, в месте под названием «Terra di Bari». Выдающееся сооружение времён
императора Фридриха II Гогенштауфена, Кастель дель Монте считается одним из самых известных
средневековых замков в мире.
КастельдельМонте был сооружён в период с 1240 по 1250 год. Архитектор неизвестен
(возможно, в разработке замысла принимал участие сам Фридрих). Первоначально
назывался castrum Sancta Maria de Monte по имени монастыря (МариядельМонте), который был
расположен на том же месте. В современном сооружении не сохранилось никаких следов
первоначального монастыря, как не сохранились и исторические описания его формы и интерьера.
Полагают, что отделочные работы в замке не были доведены до конца.
9Архитектурные особенности
КастельдельМонте представляет собой правильный восьмиугольник. На углах замка
находятся башни также выстроенные в виде восьмиугольников. Длина каждой стороны основного
восьмиугольника — 16,5 м, а стороны восьмиугольников башен — порядка 3,1 м. Высота стен —
25 м, высота башен — 26 м. Конструкция замка имеет следующую особенность — две стороны
башни состыкованы с одной из сторон основного восьмиугольника. Главный вход замка направлен
на восток.
КастельдельМонте часто называют известнейшим замком мира, однако это сооружение не
является замком в точном значении этого слова. У него отсутствуют ров, вал и подъёмный мост.
Нет также помещений для припасов, конюшен, отдельной кухни. Необычен вход в замок, который
выполнен как портал готического храма. Функциональное назначение замка загадочно. Ранее
предполагалось, что он был задуман как охотничья резиденция императора, однако внутренние
помещения были, по мнению некоторых исследователей, слишком богато украшены и обставлены
для «охотничьего домика».
КастельдельМонте — двухэтажное сооружение с плоской крышей. Снаружи здание
представляет собой правильный восьмиугольник со стороной 16,5 м. На каждом углу находится
также восьмиугольная башня. Точно на половине высоты по всему периметру проходит небольшой
карниз, разделяющий этажи. Второй карниз, отделяющий цоколь здания, проходит на высоте
примерно 2 м. Внутренний двор также представляет собой правильный восьмиугольник. Высота
стен от поверхности внутреннего двора — 20,5 м, угловые башни лишь немного выше.
Портал главного входа обращён строго на восток. На противоположной, западной стене
находится второй вход. Здание построено из отшлифованного известняка, колонны, обрамления
окон и порталы — мраморные. На каждой стороне внешней стены имеются два окна —
одноарочное на первом и двухарочное на втором этаже. Лишь одно окно второго этажа —
северное — имеет три арки.
Внутренние помещения представляют собой 16 правильных трапеций, по восемь на каждом этаже.
В угловых башенках находятся гардеробы, туалеты и винтовые лестницы. Интересно, что лестницы
закручиваются не вправо, как это целесообразно для обороны, а влево, следуя за природой,
например, панцирь улитки. Во внутренний двор ведут три портала на первом этаже, кроме того, на
втором этаже есть также три двери, ведшие на ныне отсутствующий кольцевой деревянный балкон.
Кроме того, в стенах двора расположены и другие маленькие окна, так что свет приникает в каждое
помещение, как через внешнюю, так и через внутреннюю стену.
Хотя все помещения, как первого, так и второго этажа имеют одинаковую форму, они
отличаются друг от друга расположением дверей. Два зала первого этажа соединяются с внешним
миром через восточный и западный портал, но не имеют выходов во внутренний двор, а
соединяются с другими залами. Кроме проходных залов, имеющих 23 двери, есть т. н. концевые, в
которых лишь одна дверь. Таких залов 4 — по два на каждом этаже. Каждый из последних имеет
камин и проход в туалет, расположенный в смежной башне. Туалеты хорошо проветривались через
шлицы в стенах и промывались водой из баков, расположенных на крыше. Один из конечных залов
второго этажа принято назвать тронным. Его окно выходит на восток и расположено над главным
порталом. В нём отсутствуют камин и туалет.
«Астрономическая» гипотеза
В каждое помещение второго этажа прямой солнечный свет проникает два раза в сутки круглый
год, для помещений первого этажа это справедливо только летом. Таким образом, верхняя часть
сооружения представляет собой гигантские солнечные часы. Два дня в году — на летний и зимний
солнцеворот свет равномерно распределяется между всеми помещениями первого этажа как
пространственно, так и по времени. Таким образом, первый этаж может служить как календарь, а
всё здание рассматриваться как своеобразный астрономический прибор.
10Рецепция
По модели КастельдельМонте было выстроено величественное и таинственное здание
Библиотеки в фильме Имя розы.
Памятник Всемирного наследия Юнеско.
Итак, мы с вами прослушали истории нескольких замков. Теперь вы должны разгадать кроссворд.
Вы узнаете название еще одного замка, информацию о котором вы прочитаете самостоятельно и
расскажете на след уроке.
Кроссворд
р
г
к
а
л
ь
м
а
р
р
р
у
к
о
н
г
о
в
б
а
н
с
н
и
о
с
т
к
б
к
к
а
е
и
о
а
р
й
в
г
л
р
у
а
ь
б
б
к
а
с
т
е
л
ь
д
д
е
и
л
н
Э
1. Шведский замок, или замок «Эльсинор», как место действия пьесы «Гамлет» У. Шекспира.
2.
Средневековый замок в Англии, который расположен в городе с одноименным названием на
берегу реки Эйвон.
3.
4.
5.
6.
7.
Чешский замок, выполненный в псевдоготическом стиле.
Замок с 11ю залами и высокой башней – башней Хуана Второго.
Замок, представляющий собой правильный восьмиугольник.
Считается, что в этом замке во время походом ночевал Влад Дракула
Замок в Шотландии с самой древней постройкой – капеллой Святая Маргарита.
Информация про замки, точнее, список, откуда брала http://www.momondo.ru/blog/
%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%8B%D0%B5%D0%B8%D0%BD
%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5
%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA
%D0%B8%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%BA%D0%B8/
1112