: Константин Михайлович Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». Война и дети.
Оценка 4.7

: Константин Михайлович Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». Война и дети.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
22.06.2023
: Константин Михайлович Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». Война и дети.
открытия новых знаний. Планируемый результат: сформировать образ мальчишки, условий жизни детей во время ВОВ. Цель: углубить знания учащихся об образе главного героя стихотворения.
Технологическая карта Симонов.docx

Технологическая карта

Урок литературы в 5 классе

Учитель: Калугина Анна Юрьевна

Тема урока: Константин Михайлович Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». Война и дети.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Планируемый результат: сформировать образ мальчишки, условий жизни детей во время ВОВ.

Цель: углубить знания учащихся об образе главного героя стихотворения.

Задачи:

Обучающие: дать представления  об условиях жизни детей во время ВОВ.

Развивающие: развивать навыки анализа текста, а также устную речь обучающихся.

Воспитательные: способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, коммуникативных качеств учащихся (сотрудничество, умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения).

Формируемые УУД:

Коммуникативные: умение сотрудничать в парах: слушать, аргументировать.

Регулятивные: умение понимать и принимать учебную задачу, умение оценивать качество и уровень усвоения учебного материала.

Личностные: формирование положительной мотивации к учению, осознание ценности русской литературы, стремление к самосовершенствованию, способность к самооценке.

№ п\п

 

 

Этапы урока

Цель и содержание учебного материала

Функции и виды деятельности учителя

Формы и виды деятельности учащихся

Планируемые результаты УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

Цель: выработать на личностно значимом уровне внутреннюю готовность к учебной деятельности

–Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: письменные принадлежности, учебник.

- Готовы к работе?

 

Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!)

Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности

(- надо!)

- устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!)

Ученики встали, настроились на работу, проверили наличие учебных предметов, поделились эмоциями.

Самоопределение к деятельности – (Л);

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.  

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

 

1.     Разминка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проверка ответов игры «Верите ли вы?»

 

 

Выявление места и причины затруднения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прослушивание стихотворения.

Работа с текстом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Включение в систему знаний и повторение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: освежить в памяти знания о ВОВ и подготовить обучающихся к восприятию нового материала

- Ребята, для начала мы с вами поиграем в игру «Верите ли вы?»

1. Верите ли вы, что мать бросила мальчика? (НЕТ, она погибла)

2. Верите ли вы, что мальчика вывезли из Бреста (ДА)

3. Верите ли вы, что мальчишку привез командир полка? (НЕТ, майор)

4. Верите ли вы, что  мальчишка во время сна прижимал к груди портрет матери? (НЕТ, «заснувшую игрушку»)

5. Верите ли вы, что солдаты шли навстречу мальчику из России? (ДА)

6. Верите ли вы, что тот, кто раз увидев мальчишку, никогда не сможет его забыть? (НЕТ, домой прийти не сможет до конца)

7. Верите ли вы, что  мальчику зачтутся эти страшные дни за 10ть лет? (ДА)

8. Верите ли вы, что лафет, когда нашли мальчика был исцарапан пулями? (ДА)

9. Верите ли вы, что отец мальчика пропал без вести? (НЕТ, был ранен)

10. Верите ли вы, что Симонов своим стихотворением раскрывает также тему: «Судьба детей во время войны»? (ДА)

 

- А сейчас мы с вами обсудим ваши ответы, поэтому делайте пометки в своих ответах. Количество неверных ответов вынесите на поля.

 

Цель: поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации

 

- Перепишите в тетрадь эпиграф к уроку, подумайте, на чем мы сегодня сделаем с вами акцент. (ВОЙНА И ДЕТИ)

 

- Теперь немного вы поработаете сообща, в паре. Ваша задача подумать, обсудить, договориться и написать ассоциации к слову «война». Не забывайте, что мы используем только нарицательные существительные.  (Прием «Послушать – сговориться - обсудить» + прием «Ассоциации»)

 

кроВь

    пОтери

 бо Й

  коНфликт

 ужАс

 

 

- Каждый из вас уже имеет некое представление в голове, что же такое война. Обратите внимание на ваши подобранные ассоциации, мы сегодня поговорим с вами о судьбе ребенка на войне.

 

 

- Для начала прослушаем выразительное чтение этого стихотворения. И перейдем к вашему красивому чтению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: включить новый способ действий в систему знаний,  при этом  повторить и закрепить  раннее изученные способы  подготовки к изучению следующих тем.

- Давайте подведём итог нашего урока и составим синквейн на жизнь мальчика. (самостоятельная работа)

 

´  1. Жизнь

´  2. Страшная, беспощадная

´  3. Страдает, теряет, видит (ужасы войны)

´  4. Мальчик потерял маму

´  5. Война

                                                     

- Молодцы! Но вас ждет еще одно задание («Прием 3-2-1»)

(самостоятельная работа)

 

´  3 – напишите 3 главных момента из стихотворения, на ваш взгляд

´  2 – выпишите 2 прилагательных, которые автор использует для описания героя

´  1 – постарайтесь задать1 вопрос к главному герою

- Хорошо. И последнее. Подумайте и ответьте на вопрос: «Какое чувство у вас вызывает мальчишку?» (жалость, сочувствие, боль, тревогу). Попытайтесь объяснить. 2-3 предложения

(Прием «Конэрс»)

(самостоятельная работа)

 

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и задает вопросы на материала.

 

Организует подготовку к изучению нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель выступает в роли организатора.

После ответов детей уточняет цель и тему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель выступает в роли организатора.

Следит за временем урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует выполнение заданий, в которых новый способ действий связан с ранее изученными.

Организует тренинг ЗУНов,  раннее сформированных  доведением их до автоматизма.

Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания.

 

Оценивают свои результаты в освоении нового способа  действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдвигают гипотезы решения задачи.

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться)

Предлагают и согласовывают тему урока.

 

Ведут записи в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают с текстом.

Пытаются решить причину затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания.

 

Оценивают свои результаты в освоении нового способа  действия

- Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение) -П;

-осознанные и произвольные речевые высказывания – К;

-волевая саморегуляция в затруднении – Р;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К;

-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К  .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоопределение – Л;

Смыслообразование –Л;

Мыслительные операции – П;

Самостоятельное выделение и формирование цели-Р;

 

Выдвигают гипотезы и обосновывают их—П;

Развитие монологической речи -К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мыслительные операции – П;

-поиск и выделение необходимой информации- П.

Установление причинно – следственных связей –П

 

 

 

 

 

 

 

Все  познавательные УУД +  контроль, коррекция, оценка –Р,

 формирование критического и творческого мышления,

6

Домашнее задание

- Ребята, что вам нужно сделать дома?

Постарайтесь создать ментальную карту на наше стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете», включив в нее рисунок.

Инструктаж

Определяет домашнее задание  для самостоятельной работы  с элементами выбора и творчества.

Определение задания

Планирование, прогнозирование –Р

Оценивание трудности выполнения –Л.

7

Рефлексия учебной деятельности

 

1.Обмен

мнениями

 

2.Оценивание деятельности

 

 

Цель: оценка учащимися собственной  учебной деятельности , осознание  методов построения и границ применения  нового способа действий

 

- А теперь давайте поделимся впечатлениями от сегодняшнего урока.

Я понял….

Я узнал…..и т.д.

Что можно было сделать по-другому?

- Ребята, в чём вы испытали затруднение?

- Что у нас получилось лучше всего?

- А теперь я вам предлагаю подумать немножко и оценить свою работу на уроке.

-  Кто получил 5? Почему? 4. Почему?

- Спасибо за работу!

 

 

Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности.

Какова была цель урока? Достиг ли урок цели?  Что нового узнали?

Соотносят цель и результат учебной деятельности

Фиксируют степень соответствия.

Намечают цели дальнейшей деятельности.

Рефлексия способов и условий действий – П;

Контроль и оценка способов своей деятельности -Р;

Самооценка на основе критерий успешности-Л;

Адекватное понимание успешности или неуспешности;

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;

Планирование успешного сотрудничества - К

Следование моральным нормам и этическим требованиям - Л

 


 

Технологическая карта Урок литературы в 5 классе

Технологическая карта Урок литературы в 5 классе

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии 1

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии 1

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии 1

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии 1

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии 1

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии 1

Цель : освежить в памяти знания о

Цель : освежить в памяти знания о

Рефлексия учебной деятельности 1

Рефлексия учебной деятельности 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2023