Выступление на районной учительской конференции
Тема: Реализация межпредметных связей в процессе обучения в начальной школе.
Учитель первой квалификационной категории : Своровская Р. Н.
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка. Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения изучаемых предметов. Новые требования, предъявляемые ФГОС образовательными стандартами второго поколения ,заставляют учителя строить обучение таким образом, чтобы у ребенка складывалось не фрагментарное представление о мире, а общая картина мира, в котором все взаимосвязано. Все в мире цепью связано нетленной. Все включено в один круговорот: Сорвешь цветок, А где-то во Вселенной В тот миг звезда взорвется и умрет… Л. Куклин (поэт) Межпредметные связи – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Проблема: Низкий уровень межнаучных связей в учебном процессе. Отсюда, снижение качества обучения, развития логического мышления и творческих способностей. Форма проведения межпредметных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов уроков благотворно влияет на развитие познавательных др. интересов учащихся. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Межпредметные связи являются основой интеграции. Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Чем это интересно? С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Так, например, окружающий мир объединяет 7 областей знаний, математика - 3 и т.д. Следовательно, объективно заложенные внутрипредметные связи между различными областями могли бы способствовать и естественному установлению межпредметных связей с целью интеграции знаний при рассмотрении определенных объектов, явлений, процессов. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний. Как известно, метод обучения грамоте, созданный К.Д. Ушинским посредством интеграции письма и чтения, оказался столь хорош, что в основе своей используется и поныне. В программе «Школа России» интеграция чтения и письма заложена в основу, урок обучения грамоте проводится парой, на протяжении которой письмо и чтение чередуются и дополняют друг друга. Но, кроме этих близких областей знаний, на уроках обучения грамоте в 1 классе интегрируются и материалы ИЗО, окружающему миру, истории. Литературное чтение как предмет включает помимо литературных текстов материалы по истории, природоведению; возможно интегрирование с русским языком, ИЗО и технологией. Окружающий мир включает сведения из географии, биологии, ботаники, астрономии, физики, экологии, ОБЖ. Можно интегрировать с: краеведением, ОБЖ, историей, ИЗО, музыкой, технологией, литературным чтением. Межпредметные связи позволяют: - научить ребёнка самостоятельно добывать знания; - развивать интерес к учению; - повышать его интеллектуальный уровень. В начальных классах эти уроки имеют свои особенности и носят обобщающий характер, т.е. "немного обо всём". Дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления. По мере обучения они получают всё новые и новые знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся. |
Математика содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы. Возможно сочетание с историей, окружающим миром, с технологией, чтением. Межпредметная связь математики и литературного чтения |
1.В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Иван-царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван-царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаем это, выполнив первое задание.
Расположите числа в порядке возрастания и переверните их.
2 |
|
4 |
|
7 |
|
9 |
|
10 |
к |
о |
щ |
е |
И |
2.Игра «Вспомни сказку» 2 команды
Составить из букв название сказки «ПАКЕР», «ОКОКЛБО»
- Расположитесь друг за другом по сюжету сказки
(Дед, бабка ,внучка, Жучка, кошка, мышка)
(Бабушка, дедушка, медведь, волк, заяц, лиса)
2.Исторические сведения, вводимые в урок, являются особым стимулом развития интереса к математике. Таких уроков ученики ждут с нетерпением.
История линейки
— Знаете ли вы, что в 1989 году у линейки
был юбилей. Ей исполнилось 200 лет. Однако линейкой пользовались и в более ранние времена. В Средневековье, например, немецкие монахи для разметки линий на листках пергамента (так называлась бумага) пользовались тонкими свинцовыми пластинками. А в ряде
стран Европы, в том числе и в
Древней Руси, для этих
целей применялись железные прутья. Их называли
шильцами. В разных странах люди измеряли одно и то же расстояние по-разному. Это было очень неудобно.
Наконец, во Франции в 1789 году
решено было ввести единую
систему мер. В Париже изготовили
платиновые линейки с деления
ми, которые стали образцами мерок для всего мира. По их образцу изготовили деревянные линейки. В Россию линейка
попала после войны 1812 года в
качестве военного трофея.
3. Так, на уроке математики изучается тема “Симметрия тел”. На уроке окружающего мира “Осень пришла” демонстрируются фотографии, гербарии листьев, растений (клена, ясеня и т.п.) и обсуждаются вопросы: “В чем красота листьев? Какое значение имеет симметрия? Что симметрично?”. Это помогает учащимся увидеть и понять, что факты симметрии имеют место не только в математике, но и в природе, и в изобразительном искусстве, и в технологии изготовления.
4.Использование малых форм фольклора в обучении математике.
Из опыта своей работы с детьми, испытывающими трудности в обучении математике, положительный результат оказывает использование малых форм фольклора. Учитель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с
чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей.
Так, загадка может служить исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (цифра, число, отношение, величина и т.д.). Например, при знакомстве с числом и цифрой 5 можно использовать такую загадку:
Что стоит в конце страницы. Украшая всю тетрадь? Чем вы можете гордиться? Ну, конечно, цифрой... (Пять.)
Еще один вид малых форм фольклора – скороговорка, соревновательное и игровое начало которой очевидно и привлекательно для детей. Велика польза скороговорки как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. Например, при знакомстве детей с числом и цифрой 3 можно предложить такую скороговорку:
Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня,
Три – вчера,
Три – еще позавчера.
5. Математика и элементы азбуки.
Задания для устного счета по математике:
А) Посчитайте количество букв в алфавите.
Б) Назовите букву, которая стоит между восьмой и десятой буквами.
В) Назовите букву, которая стоит по счету 16-ой.
Г) Назовите 25-ую букву.
Д) Назовите букву, предшествующую 17-ой.
Е) Назовите букву, следующую за 11-ой.
Ж) Назовите соседей буквы К. Какие они по счету?
З) Перечислите первых пять гласных по порядку.
И) Всегда твердые согласные? 3 (ж, ш, ц), всегда мягкие согласные? 3(й, ч,
щ).
Что можно сказать о них?
К)
Игра «Расшифруй слово».
Какие слова здесь зашифрованы, если учесть, что числа в клетках
обозначают номер буквы в алфавите?
12 1 9 1 23 19 20 1 15
(Казахстан)
18 16 5 10 15 1
(Родина)
6.Урок математики можно интегрировать с уроками изобразительного искусства и
музыки .
Например:
1. Рисование цветка из букв.
2. Рисование цветка из цифр.
3.Рисование картины из букв.
4.Рисование животных и птиц из цифр.
5. Пение алфавита под мелодию «В лесу родилась ёлочка».
Использование вышеназванных заданий на уроках математики помогает детям быстро
усвоить алфавит, вызывает у детей огромный интерес, стремление к познанию
нового, раскрывает творческий потенциал учащихся, музыкальный слух и
эстетический вкус.
На интегрированных уроках русского языка и природоведения в начальных классах чувственное восприятие предметов и явлений природы все время сопровождается работой по развитию речи детей. Учитель учит их правильно называть растения, животных, части тела, предлагает рассказать о результатах наблюдений. Возможно сочетание русского языка с ИЗО, музыкой.
Благодаря такой работе новые слова, которыми овладевают дети, соединяются в их сознании с конкретными представлениямио предметах и явлениях природы, наполняются богатым жизненным содержанием. Все это подготавливает детей к сознательному чтению рассказов, статей, стихотворений, посвященных описанию природы. Дети с большим интересом читают и лучше понимают то, что перед этим сами видели, о чём беседовали с учителем.
При повторении темы "Предложение" ведётся разговор о русской белоствольной берёзе. Даётся словесное описание, определяется цвет, форма листа (у каждого на парте лист берёзы), обращается внимание на яркую белизну ствола, на его красоту. Затем с помощью магнитофонной записи прослушивается шелест листвы при дуновении ветра. После этого учащиеся составляют повествовательное, восклицательное и вопросительное предложения о берёзе. Лучшие записываются на доске и в тетрадях. Одно из них дети разбирают по членам предложения. Урок проходит живо и интересно, учащиеся быстро повторяют материал о предложении. Итогом работы является разговор и русский берёзе, о её удивительной красоте, о бережном отношении человека, как к берёзе, так и к другим деревьям.
Помня о том, что развитие речи - это принцип работы, как по чтению, так и по русскому языку, при обучении связной речи, при изучении темы "Текст" можно пользоваться сочинениями, на материале которых воспитывается в детях любовь к природе. Такие сочинения можно проводить один раз в неделю (от пяти до двадцати минут), объём составляет примерно 5-15 предложений. Сочинения воспитывают у детей любовь к природе, помогают им осознать нравственные требования современности. В свои рассказы дети вводят (в меру!) цитаты, создают яркие словесные зарисовки, вклеивают иллюстрации. Цель такой работы – создать художественную эмоционально- конкретную словесную картину о природе.
Также детям можно предложить коллективно составить небольшие рассказы по картине. В таком рассказе непременно бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Сколько возможностей таят в себе такие уроки!
В качестве методов, используемых на таких уроках и осуществляющих интегральный подход, выступают:
- эвристические беседы;
- экскурсии;
- творческие работы по развитию речи, написание их по
материалам природоведческого характера, наблюдение как на уроках русского языка, так и на природоведении;
- словесное рисование, выразительное чтение пейзажных описаний;
- написание диктантов, изложений природоведческого содержания.
Приведём пример: по предмету природоведения дети знакомятся с перелетными птицами: с внешним видом журавлей, дикой утки, ласточки, грача и других, с тем, как и чем питаются эти птицы , почему улетают в тёплые края, когда улетают, как готовятся к перелёту, как летят, в какой последовательности, когда и где выводят птенцов. По чтению дети в ряде произведений читают об этих же птицах: "Серая Шейка" Д. Мамина-Сибиряка,"Журка" Н. Бельева об отлёте журавлей, ласточек, диких гусей, грачей говорится в ряде стихотворений: "Осень" Трутнева, "Осеннее" И.Исаковского, "Уж небо осенью дышало" А. Пушкина.
На интегрированном уроке природоведения учащиеся получают научные знания в доступней, интересной для них форме. Они узнают, что птицы наши друзья, которые уничтожают вредных насекомых, оберегают урожай.
Поэтому нельзя убивать птиц, разорять их гнёзда, подбирать выпавших из гнёзд здоровых птенцов и приносить их домой.Воздействуя на чувства детей, художественные произведения воспитывают у них бережное отношение к природе.
Эти уроки позволяют учителю:
1. - сократить сроки изучения отдельных тем;
2. - ликвидировать дублирование материала по разным предметам;
3. - уделить больше внимания (в разнообразных формах) тем целям, которые . учитель выделяет в данный момент обучения
4. (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала)
5. - снять утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.
С психолого-педагогической точки зрения :
1.- способствует активизации познавательной деятельности школьников;
2.- стимулирует их познавательную активность;
3.- является условием успешного усвоения учебного материала;
4.-расширяют их кругозор;
5.-способствуют целостному восприятию мира.
Таким образом, подводя итог, хочется сказать, что задуматься над тем, что межпредметные связи в современной школе - реальная потребность времени, эти уроки в начальной школе призваны научить ребенка с самых первых шагов в школе представлять мир как единое целое, в котором всё взаимосвязано.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.