: Реализация межпредметных связей в процессе обучения в начальной школе.
Оценка 4.8

: Реализация межпредметных связей в процессе обучения в начальной школе.

Оценка 4.8
Семинары
docx
русский язык +1
1 кл—7 кл
18.02.2020
: Реализация межпредметных связей в процессе обучения в начальной школе.
Новые требования, предъявляемые ФГОС образовательными стандартами второго поколения ,заставляют учителя строить обучение таким образом, чтобы у ребенка складывалось не фрагментарное представление о мире, а общая картина мира, в котором все взаимосвязано.Межпредметные связи – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.Межпредметные связи являются основой интеграции.Межпредметные связи позволяют: - научить ребёнка самостоятельно добывать знания; - развивать интерес к учению; - повышать его интеллектуальный уровень.
Межпредметные связи в процессе обучения в начальной школе.docx

   Выступление на районной учительской конференции

Тема: Реализация межпредметных связей в процессе обучения в начальной школе.

 

                Учитель первой квалификационной категории : Своровская Р. Н.

 

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

 Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.

 Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения изучаемых предметов. 

       Новые требования, предъявляемые ФГОС образовательными  стандартами второго поколения ,заставляют учителя строить обучение таким образом, чтобы у ребенка складывалось не фрагментарное представление о мире, а общая картина мира, в котором все взаимосвязано.

Все в мире цепью связано нетленной.

 Все включено в один круговорот:

 Сорвешь цветок,

 А где-то во Вселенной

 В тот миг звезда взорвется и умрет…

                                  Л. Куклин (поэт)

Межпредметные связи – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Проблема: Низкий уровень межнаучных связей в учебном процессе. Отсюда,  снижение качества обучения, развития логического мышления и творческих способностей.

Форма проведения межпредметных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов уроков благотворно влияет на развитие познавательных др. интересов учащихся.

Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.

Межпредметные связи являются основой интеграции.

Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Чем это интересно? С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Так, например, окружающий мир объединяет 7 областей знаний, математика - 3 и т.д. Следовательно, объективно заложенные внутрипредметные связи между различными областями могли бы способствовать и естественному установлению межпредметных связей с целью интеграции знаний при рассмотрении определенных объектов, явлений, процессов. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний.

Как известно, метод обучения грамоте, созданный К.Д. Ушинским посредством интеграции письма и чтения, оказался столь хорош, что в основе своей используется и поныне.

 В программе «Школа России» интеграция чтения и письма заложена в основу, урок обучения грамоте проводится парой, на протяжении которой  письмо и чтение чередуются и  дополняют друг друга. Но, кроме этих близких областей знаний, на уроках обучения грамоте в 1 классе интегрируются и материалы ИЗО, окружающему миру, истории.

 Литературное  чтение как предмет включает помимо литературных текстов материалы по истории, природоведению; возможно интегрирование с русским языком, ИЗО и технологией.

  Окружающий мир включает сведения из географии, биологии, ботаники, астрономии, физики, экологии, ОБЖ. Можно интегрировать с: краеведением, ОБЖ, историей, ИЗО, музыкой, технологией, литературным чтением.

 Межпредметные связи  позволяют:

-  научить ребёнка самостоятельно добывать знания;

- развивать интерес к учению;

- повышать его интеллектуальный уровень.

 В начальных классах эти уроки  имеют  свои особенности и носят обобщающий характер, т.е. "немного обо всём". Дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления. По мере обучения они получают всё новые и новые знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся.

Математика содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы. Возможно сочетание с историей, окружающим миром, с технологией, чтением.

Межпредметная связь математики и литературного чтения

1.В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Иван-царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван-царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаем это, выполнив первое задание.

 Расположите числа в порядке возрастания и переверните их.

 

 

 

 

 

2

 

4

 

7

 

9

 

10

к

о

щ

е

И

 

2.Игра «Вспомни сказку» 2 команды

Составить из букв название сказки «ПАКЕР», «ОКОКЛБО»

 

- Расположитесь друг за другом по сюжету сказки

(Дед, бабка ,внучка, Жучка, кошка, мышка)

(Бабушка, дедушка, медведь, волк, заяц, лиса)

 

2.Исторические сведения, вводимые в урок, являются особым стимулом развития интереса к математике. Таких уроков уче­ники ждут с нетерпением.

История линейки

—  Знаете ли вы, что в 1989 году у ли­нейки был юбилей. Ей исполнилось 200 лет. Однако линейкой пользовались и в более ранние времена. В Средневековье, например, немецкие монахи для разметки линий на листках пергамента (так называ­лась бумага) пользовались тонкими свин­цовыми пластинками. А в ряде стран Евро­пы, в том числе и в Древней Руси, для этих
целей применялись
железные прутья. Их называли шильцами. В разных странах лю­ди измеряли одно и то же расстояние по-разному. Это было очень неудобно. Нако­нец, во Франции в 1789 году решено было ввести единую систему мер. В Париже из­готовили платиновые линейки с деления­
ми, которые стали образцами мерок для всего мира. По их образцу изготовили де­ревянные линейки. В Россию линейка по­пала после войны 1812 года в качестве во­енного трофея.

3. Так, на уроке математики изучается тема “Симметрия тел”. На уроке окружающего мира “Осень пришла” демонстрируются фотографии, гербарии листьев, растений (клена, ясеня и т.п.) и обсуждаются вопросы: “В чем красота листьев? Какое значение имеет симметрия? Что симметрично?”. Это помогает учащимся увидеть и понять, что факты симметрии имеют место не только в математике, но и в природе, и в изобразительном искусстве, и в технологии изготовления.

 

4.Использование малых форм фольклора в обучении математике.

Из опыта своей работы с детьми, испытывающими трудности в обучении математике, положительный результат оказывает использование малых форм фольклора. Учитель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с

чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей.

Так, загадка может служить исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (цифра, число, отношение, величина и т.д.). Например, при знакомстве с числом и цифрой 5 можно использовать такую загадку:

Что стоит в конце страницы. Украшая всю тетрадь? Чем вы можете гордиться? Ну, конечно, цифрой... (Пять.)

Еще один вид малых форм фольклора – скороговорка, соревновательное и игровое начало которой очевидно и привлекательно для детей. Велика польза скороговорки как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. Например, при знакомстве детей с числом и цифрой 3 можно предложить такую скороговорку:

Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня,
Три – вчера,
Три – еще позавчера.

5. Математика и элементы азбуки.

Задания для устного счета по математике: 


А) Посчитайте количество букв в алфавите. 
Б) Назовите букву, которая стоит между восьмой и десятой буквами. 
В) Назовите букву, которая стоит по счету 16-ой. 
Г) Назовите 25-ую букву. 
Д) Назовите букву, предшествующую 17-ой. 
Е) Назовите букву, следующую за 11-ой. 
Ж) Назовите соседей буквы К. Какие они по счету? 
З) Перечислите первых пять гласных по порядку. 
И) Всегда твердые согласные? 3 (ж, ш, ц), всегда мягкие согласные? 3(й, ч, щ). 
Что можно сказать о них? 

К) Игра «Расшифруй слово». 
Какие слова здесь зашифрованы, если учесть, что числа в клетках 
обозначают номер буквы в алфавите? 

12 1 9 1 23 19 20 1 15 

(Казахстан) 

18 16 5 10 15 1 

(Родина) 

6.Урок математики можно интегрировать с уроками изобразительного искусства и музыки .

 Например: 
1. Рисование цветка из букв. 
2. Рисование цветка из цифр. 
3.Рисование картины из букв. 
4.Рисование животных и птиц из цифр. 
5. Пение алфавита под мелодию «В лесу родилась ёлочка». 


Использование вышеназванных заданий на уроках математики помогает детям быстро усвоить алфавит, вызывает у детей огромный интерес, стремление к познанию нового, раскрывает творческий потенциал учащихся, музыкальный слух и эстетический вкус.

На интегрированных уроках русского языка и природоведения в начальных классах чувственное восприятие предметов и явлений природы все время сопровождается работой по развитию речи детей. Учитель учит их правильно называть растения, животных, части тела, предлагает рассказать о результатах наблюдений. Возможно сочетание русского языка с ИЗО, музыкой.

         Благодаря такой работе новые слова, которыми овладевают дети, соединяются в их сознании с конкретными представлениямио предметах и явлениях природы, наполняются богатым жизненным содержанием.  Все это подготавливает детей к сознательному чтению рассказов, статей, стихотворений, посвященных описанию природы. Дети с большим интересом читают и лучше понимают то, что перед этим сами видели, о чём беседовали с учителем.

При повторении темы "Предложение" ведётся разговор о русской белоствольной берёзе. Даётся словесное описание, определяется цвет, форма листа (у каждого на парте лист берёзы), обращается внимание на яркую белизну ствола, на его красоту. Затем с помощью магнитофонной записи прослушивается шелест листвы при дуновении ветра. После этого учащиеся составляют повествовательное, восклицательное и вопросительное предложения о берёзе. Лучшие записываются на доске и в тетрадях. Одно из них дети разбирают по членам предложения. Урок проходит живо и интересно, учащиеся быстро повторяют материал о предложении. Итогом работы является разговор и русский берёзе, о её удивительной красоте, о бережном отношении человека, как к берёзе, так и к другим деревьям.

Помня о том, что развитие речи - это принцип работы, как по чтению, так и по русскому языку, при обучении связной речи, при изучении темы "Текст" можно пользоваться сочинениями, на материале которых воспитывается в детях любовь к природе. Такие сочинения можно проводить один раз в неделю (от пяти до двадцати минут), объём составляет примерно 5-15 предложений. Сочинения воспитывают у детей любовь к природе, помогают им осознать нравственные требования современности. В свои рассказы дети вводят (в меру!) цитаты, создают яркие словесные зарисовки, вклеивают иллюстрации. Цель такой работы – создать художественную эмоционально- конкретную словесную картину о природе.

Также детям можно предложить коллективно составить небольшие рассказы по картине. В таком рассказе непременно бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Сколько возможностей таят в себе такие уроки!

В качестве методов, используемых на таких уроках и осуществляющих интегральный подход, выступают:

- эвристические беседы;

- экскурсии;

- творческие работы по развитию речи, написание их по

материалам природоведческого характера, наблюдение как на уроках русского языка, так и на природоведении;

- словесное рисование, выразительное чтение пейзажных описаний;

- написание диктантов, изложений природоведческого содержания.

Приведём пример: по предмету природоведения дети знакомятся с перелетными птицами: с внешним видом журавлей, дикой утки, ласточки, грача и других, с тем, как и чем питаются эти птицы , почему улетают в тёплые края, когда улетают, как готовятся к перелёту, как летят, в какой последовательности, когда и где выводят птенцов. По чтению дети в ряде произведений читают об этих же птицах: "Серая Шейка" Д. Мамина-Сибиряка,"Журка" Н. Бельева об отлёте журавлей, ласточек, диких гусей, грачей говорится в ряде стихотворений: "Осень" Трутнева, "Осеннее" И.Исаковского, "Уж небо осенью дышало" А. Пушкина.

На интегрированном уроке природоведения учащиеся получают научные знания в доступней, интересной для них форме. Они узнают, что птицы наши друзья, которые уничтожают вредных насекомых, оберегают урожай.

Поэтому нельзя убивать птиц, разорять их гнёзда, подбирать выпавших из гнёзд здоровых птенцов и приносить их домой.Воздействуя на чувства детей, художественные произведения воспитывают у них бережное отношение к природе.

 Эти уроки позволяют учителю:

1.     - сократить сроки изучения отдельных тем;

2.     - ликвидировать дублирование материала по разным предметам;

3.     - уделить больше внимания (в разнообразных формах) тем целям, которые . учитель выделяет в данный момент обучения

4.      (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого   потенциала)

5.     - снять утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с    одного вида  деятельности на другой.

 С психолого-педагогической точки зрения :

1.-  способствует активизации познавательной деятельности школьников;

2.- стимулирует их познавательную активность;

3.- является условием успешного усвоения учебного материала;

4.-расширяют их кругозор;

5.-способствуют целостному восприятию мира.

 Таким образом, подводя итог, хочется сказать, что  задуматься над тем, что межпредметные связи  в современной школе - реальная потребность времени, эти  уроки в начальной школе призваны научить ребенка с самых первых шагов в школе представлять мир как единое целое, в котором всё взаимосвязано. 


 

Выступление на районной учительской конференции

Выступление на районной учительской конференции

Форма проведения межпредметных уроков нестандартна, интересна

Форма проведения межпредметных уроков нестандартна, интересна

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется…

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется…

Это было очень неудобно. Нако­ нец, во

Это было очень неудобно. Нако­ нец, во

А) Посчитайте количество букв в алфавите

А) Посчитайте количество букв в алфавите

Возможно сочетание русского языка с

Возможно сочетание русского языка с

Приведём пример: по предмету природоведения дети знакомятся с перелетными птицами: с внешним видом журавлей, дикой утки, ласточки, грача и других, с тем, как и чем…

Приведём пример: по предмету природоведения дети знакомятся с перелетными птицами: с внешним видом журавлей, дикой утки, ласточки, грача и других, с тем, как и чем…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2020