III. Выяснение основных проблем романа:
1. Слово учащихся. Беседа.
2. Отрывки из сочинений учащихся.
3. Чтение наизусть сочинения – стихотворения Юлии К.
4. Обращение к доске (эпиграфы, вопросы – проблемы).
IV. Обсуждение основных проблем:
1. Экологическая проблема.
2. Проблема богоискательства.
3. Проблема наркомании.
4. Проблема вседозволенности.
5. Проблема совести.
Начало урока. Строки из сочинений читает учитель:
Ах, какая может быть тревога?
Сыты все и равнодушны все.
Но куда же нас ведет дорога
По широкой жизни полосе?
Ты попробуй, посмотри на завтра,
Если так спокойно на душе.
Человек, очнись, ну что ж ты замер,
Неужели понял все уже?
…Страшная картина всем открылась.
Долго жили, как под пеленой.
Знаю, что с тобой сейчас творится:
То же, вероятно, что со мной.
Вся планета превратилась в Моюнкумы,
Шприц с наркотиком воткнут в земли клубок,
Вот когда пришел черед Христосу,
О котором первым вспомнил Блок.
Он шагнул не с бабкиных иконок,
Он из душ потерянныцх шагнул,
Чтобы каждый видел: есть на свете
С Авдием распятый саксаул!
Нужно, люди, срочно просыпаться,
Преодолевая даже дикий страх,
Чтобы свей Земле не оказаться
У сухого саксаула на руках!III. Выяснение основных проблем романа:
1. Слово учащихся. Беседа.
2. Отрывки из сочинений учащихся.
3. Чтение наизусть сочинения – стихотворения Юлии К.
4. Обращение к доске (эпиграфы, вопросы – проблемы).
IV. Обсуждение основных проблем:
1. Экологическая проблема.
2. Проблема богоискательства.
3. Проблема наркомании.
4. Проблема вседозволенности.
5. Проблема совести.
Начало урока. Строки из сочинений читает учитель:
Ах, какая может быть тревога?
Сыты все и равнодушны все.
Но куда же нас ведет дорога
По широкой жизни полосе?
Ты попробуй, посмотри на завтра,
Если так спокойно на душе.
Человек, очнись, ну что ж ты замер,
Неужели понял все уже?
…Страшная картина всем открылась.
Долго жили, как под пеленой.
Знаю, что с тобой сейчас творится:
То же, вероятно, что со мной.
Вся планета превратилась в Моюнкумы,
Шприц с наркотиком воткнут в земли клубок,
Вот когда пришел черед Христосу,
О котором первым вспомнил Блок.
Он шагнул не с бабкиных иконок,
Он из душ потерянныцх шагнул,
Чтобы каждый видел: есть на свете
С Авдием распятый саксаул!
Нужно, люди, срочно просыпаться,
Преодолевая даже дикий страх,
Чтобы свей Земле не оказаться
У сухого саксаула на руках!
11 класс . Урок литературы по роману чингиза
Айтматова «Плаха»
Парфенова Надежда Михайловна, учитель русского
языка и литературы
Разделы:литература
Цели урока:
1. Обсудить с учащимися 11 класса некоторые “болевые”
проблемы нового романа и нашего общественного
сознания.
2. Учить ребят высказывать свою точку зрения, а на
основании этого учить монологическому ответу.
3. Воспитание нравственности текстом романа (через
решаемые на уроке проблемы).
Оборудование урока: 3 эпиграфа – плаката, вопросы,
портрет писателя, рисунки – иллюстрации к роману самих
учащихся и картина Н.Н. Ге “Что есть истина? Христос и
Пилат”.
План урока.
I. Вступительное слово учителя.
II. Слово о Ч. Айтматове.
III. Выяснение основных проблем романа:
1. Слово учащихся. Беседа.
2. Отрывки из сочинений учащихся.
3. Чтение наизусть сочинения – стихотворения Юлии К.4. Обращение к доске (эпиграфы, вопросы – проблемы).
IV. Обсуждение основных проблем:
1. Экологическая проблема.
2. Проблема богоискательства.
3. Проблема наркомании.
4. Проблема вседозволенности.
5. Проблема совести.
Начало урока. Строки из сочинений читает учитель:
Ах, какая может быть тревога?
Сыты все и равнодушны все.
Но куда же нас ведет дорога
По широкой жизни полосе?
Ты попробуй, посмотри на завтра,
Если так спокойно на душе.
Человек, очнись, ну что ж ты замер,
Неужели понял все уже?
…Страшная картина всем открылась.
Долго жили, как под пеленой.
Знаю, что с тобой сейчас творится:
То же, вероятно, что со мной.
Вся планета превратилась в Моюнкумы,
Шприц с наркотиком воткнут в земли клубок,
Вот когда пришел черед Христосу,
О котором первым вспомнил Блок.
Он шагнул не с бабкиных иконок,
Он из душ потерянныцх шагнул,
Чтобы каждый видел: есть на свете
С Авдием распятый саксаул!
Нужно, люди, срочно просыпаться,
Преодолевая даже дикий страх,Чтобы свей Земле не оказаться
У сухого саксаула на руках!
Ученица: “…Трудно жить людям совестливым…”, “…Акбаре
нет места в жизни, ее отовсюду гонят, как гонят в
современном мире совесть”.
Ученица: “…Таким людям, как Бостон в жизни никогда не
везет. Им приходится страдать. Таким честным и
справедливым людям, как Бостон, всегда вставляют “палки в
колеса” такие, как Базарбай.”
Подобная мысль в сочинении Натальи Н.
Ученик (говорит об идее вседозволенности).
Сегодня на уроке, ребята, мы обсудим некоторые проблемы
романа Ч. Айтматова “Плаха”. Роман, появившись в 1986 году
в журнале “Новый мир” вызвал много разных споров. Споры
не стихают до сих пор. Как все неординарное, и этот роман
вызывает у читателей разную реакцию. От реакции восторга
до полного отрицания как в смысле художественности, так и
правдивости некоторых образов, обвиняют в
бескомпозиционности роман, в бессюжетности. Много
споров вызывает образ Авдия. Приписывают надуманность и
ненужность линии Понтий Пилат – Христос.
Считают самым слабым произведением писателя. Что
касается первых утверждений, то они спорны. А то, что
роман этот поднимает актуальные проблемы современности
– это бесспорно. Ну, а что касается утверждения о “слабом
произведении”, то писатель сам сказал так: эпиграфы (все
три).
Все это имеет место, как в ранних произведениях, так и в
последнем.
В гости к Чингизу Айтматову приезжал знаменитый
кинорежиссер Микеланджело Антониони. На родине
итальянского гостя айтматовские повести “Ранние журавли”
и “Пегий пес, бегущий краем моря” удостоены почетнойпремии “За глубокий гуманизм и раскрытие величия
человеческого духа”. Этим гуманизмом дышат все
произведения писателя.
Как и в прежних своих работах, Айтматов и в “Плахе” не
только не отвращает взора от “болевых точек” нашего
времени, но, пожалуй, еще обостреннее рассматривает их в
близком соседстве друг с другом. Главные герои упорно
размышляют об истоках человеческой несправедливости, о
природе подлости и жестокости… Ответов на многие
вопросы не находят. Но на то они и “вечные” эти вопросы (о
добре и зле).
Но они касается всех, и нас в том числе. Еще в “Буранном
полустанке” писатель сказал: “Все касается всех”. С этих
позиций давайте попытаемся поговорить и о романе “Плаха”.
Прежде всего, несколько слов о самом писателе. Сообщение
ученицы.
Учитель: А теперь обратимся к “болевым точкам” романа.
Экологическая проблема.
Писатель признается, что “хотел бы отразить всю сложность
мира, чтобы читатель вместе со мной прошел через большие
духовные пространства и поднялся на более высокую
ступень. Я хотел бы разбудить совесть в людях, глубокие
мысли, с тем чтобы люди лучше понимали свое время, свою
жизнь. Они не должны себя защищать ни в раю, ни в аду.
Они должны действительно понимать реальность, и именно
для этого им нужна литература”.
Своеобразие задач вызвало и своеобразие поэтики романа.
Глобальность замысла не укладывалась ни в рамки
“обличительной”, ни “экологической”, ни традиционной
социальноаналитической прозы. История волков была
воспринята читателем благожелательно, эта линия
повествования захватывала своей художественной мощью.
Волки здесь не проходные, а может быть даже главные,
либо в ряду главных, образы – характеры.Журнал “Москва” стр. 196, текст.
1) Слово по этому вопросу предоставляется Тамаре Р.
2) Самое яркое и сильное в романе – начало. Сцена бойни
сайгаков, когда, подобно пожару в Африке, мчатся рядом
леопард, антилопа, тигр – все рядом, потому что общая беда
гонит. Здесь то же самое – сайгаки, волки – все вместе,
гонит общая беда – человек. Эти сцены блестяще написаны.
Елена П. (отрывок из начала и проблема)
3) Анализ иллюстраций детей к роману и комментарии самих
авторов.
4) Случайно ли введены в роман волки?
(Волки для тюрков – тотемные животные. И сами имена их:
Акбара – “великая”, Ташчайнар – “переламывающий камни” –
означают силу, уничтожающую все перед собой. У
Айтматова всегда все ощущения точны, все продумано. И
всетаки в этом произведении Айтматов – художник
традиционный. Он работает в киргизской, казахской
традициях. Образы животных проходят почти через все
произведения Ч. Айтматова, восходят к народно –
поэтическому эпосу.
(“Прощай, Гульсары” – “великий конь” Гульсары,
“Буранный полустанок” – верблюд Коронар,
“Белый пароход” – рогатая мать – олениха).
5) С образами волков связана в романе и проблематика
человечности. Многие критики пытались говорить, что
Айтматов пытается осмыслить старый тезис “человек
человеку – волк”, а может быть, наоборот волк волку –
человек? А мотив совести разве не проходит через
синеглазую, очеловеченную волчицу Акбару?
Животные из киргизского эпоса в произведениях Ч.
Айтматова, в частности волки, тесно связаны с родом
человеческим. Мир природы и мир социальный
взаимосвязаны. Вооружаемый научно – техническойреволюцией и лишенный исторической памяти,
природного чувства и социального разума человек
обрекает природу, а значит и самого себя, на
уничтожение – на смерть.
Сайгаки – ровесники динозавров. Об этом пишут ученые. В
роман вошли публицистические факты, картинки.
С образами животных связаны и многие легенды у
Ч.Айтматова.
6) А вообще, какова роль легенд в произведениях Ч
Айтматова?
Обратимся к самым ярким.
“Белый пароход” (Елена В.)
“Буранный полустанок” (Анжела К.)
“Плаха” (“Шестеро и седьмой”)
В “Белом пароходе” легенда становится концептуальной
основой повести – это образное выражение нашей
“родственной связи” с матерью природой, напоминание об
ответственности ныне живущих и будущих поколений за ее
сбережение. Легенда о “манкурте”.
Ракетный “Обруч” вокруг чела Земли – это ведь некий
аналог того “шири” из сыромятной кожи, который по мере
усыхания на голове человека – раба сдавливал ее с такой
силой, что начисто лишал памяти. Ракеты – роботы вышли на
перекрестные околоземные орбиты, мы боимся, что они
также сдавят нашу прекрасную Землю, как эти “шири”. И мы
должны спасти землю от ядерных ракет, взрывов. Это
главная экологическая проблема. Спасти Землю.
Проблема наркомании и тесно связанная с ней
тема вседозволенности.
Эта проблема (наркомании) в романе считается
“молодежной”. Эта конкретная проблема обращена к
конкретной болевой точке нашего общественного бытия. Вромане начат (проблема, естественно, не решена какимито
рекомендациями – рецептами) разговор о наркомании, о
разветвленной системе самообслуживания в этой уголовно
наказуемой области. Эта проблема, как и проблема
алкоголизма, волнует всех: общество в целом, родителей;
нас, учителей и, конечно вас. С болью мы восприняли в
прошлом году весть о токсикоманах в школе и начали
решительную борьбу с этим. Могла трагедией закончится и
история с нашей выпускницей Лилей Б., если бы ни класс, ни
В.А. Новикова, не стали за нее бороться. В прошедшее
воскресенье был сход граждан. Решали вопрос о том, быть
ли нашему селу зоной трезвости или нет? И был выпущен
плакат – некролог “Они погибли от водки” (наши
односельчане, их 38человек). И стоял вопрос “А кто
следующий?”. Страшно и жутко.
Еще страшнее становится от публикаций в газетах и
журналах, связанных с проблемой наркомании. Вопрос очень
актуальный и болевой.
1) Что вы знаете о проблеме, о фактах? (из газетно
журнальных статей)
2) А как решается эта проблема в
романе? (характеристика группы Гришана) Волчица в
конопле.
Сегодня мы говорим Ч. Айтматову Большое спасибо за то,
что он одним из первых поднял в художественной
литературе тему наркомании, мы смотрим не только на
факты, но на то, какая философская глубина за этим
романом.
Тема вседозволенности.
Писатель видит внутреннюю связь между уголовниками –
наркоманами, убивающими Авдия и считающими для все
дозволенным. Сближает их равнодушие к человеку, их
нравственная неполноценность. Резко прорезаются
конфликты времени.По этому вопросу выступают:
Андрей К., Елена В., Татьяна Т. (журнал “Москва”,
“Студенческий меридиан”)
Сегодня бытует идея вседозволенности. (Обер–Кандалов,
Гришан, Базарбай).
3) Как вы понимаете ее? Есть ли примеры в классической
литературе? (Образ Раскольникова) Ницше – Гитлер.
4) Чем страшна эта идея в современной литературе?
Гришан и ОберКандалов – бандитские лидеры. Гришан не
лишен претензий на роль сатаны, а Кандалов – на роль
выразителя традиций “работяги” – винтика.
Писатель стремится досказать, довыразить то, что в жизни
иногда выступает в стертом виде, не всегда формируется,
он докапывается до дна – до идеологической сути
наблюдаемого явления.
Чем опасны Гришаны, ОберКандаловы, Координаторы,
Кочкорбаевы в нашем обществе?
У нас в стране идет процесс перестройки, особенно опасны
такие, как Кочкорбаев. Идея, оторвавшаяся от живой
реальности, жизни человека, общества, идея, безразличная
к жизни, к живым нуждам человека, общества, будь она
самая гуманная в своих истоках,
перерождается, превращается в преступный тормоз
развивающейся жизни, эволюции самого человека.Вот
он, главный конфликт романа, – противостояние
застылости и трепетной жизни, догматизма и творческого
начала.
В мире, где ни на миг не утихает борьба идеологий,
миропониманий, мироотношений, писатель защищает
приоритет мысли, опирающейся на живые реальности
человеческого бытия, приоритет творческой
гуманистической мысли.Когда угасает творческое начало, разрывается связь мысли
и реальности, наступает застой в обществе, чреватый
пагубными последствиями не только в экономической, но и
социальнонравственной сферах жизни. Это случилось и в
последнее десятилетие в нашей стране.
5) Почему появились в обществе ОберКандаловы,
Гришаны?
В подобной обстановке безвременья появляются и начинают
процветать такие преступные “функционеры”, как Гришан,
вербующий и развращающий неоперившихся юнцов; в эту
пору преуспевают такие типы, как бандит ОберКандалов,
спаивающий современный деклассированный люд,
толкающий их на убийство.
Эти характеры имеют реальных прототипов и идут от нашей
действительности.
Проблема богоискательства.
(“Москва”, “Литературная Россия”)
1) Зачем Ч. Айтматов обратился к христианству?
Как вы понимаете эту проблему?
Он обратился к максимально возможному мифу, ему нужен
был рассуждающий Христос, философ, который сам
объясняет свое учение , который увидел пророческим
взглядом обезлюдевшую землю: люди сами себя могут
уничтожить… И иные мысли очень глубоки в философском
смысле, например, о жертве, как о форме существования
идей.
Может быть, плаха есть форма существования
сверхидей, недаром и социальные идеи утверждаются
жертвенной кровью?
Линия Понтия Пилата и Христа. Чтобы до конца понять
необходимость ее включения в роман, надо очень
внимательно читать диалог Пилата и Христа. Это же диалог
о соотносительности Добра и Зла!С этой проблемой тесно связан образ Авдия.
В романе Ч. Айтматова есть внутренняя проблематика, а не
только внешнее опоясывание, прошитое волками.
Главная проблема, как поступать, какому закону
подчиняться – закону свободы личности (линия Авдия,
Христа) или закону рока, судьбы (линия Бостона). Судьба
или свобода – это главное, что связует роман. Поэтому
даже и последняя часть, написанная в духе других
айтматовских произведений, читается только на фоне
предыдущего табло.
Там было “не убий”, здесь разыгрывается трагедия рока.
Линию “не убий” проводит писатель через образ Авдия.
Образ Авдия; Наталья Н. журнал “Москва”.
2) Реалистичен ли образ Авдия?
Возможны ли в жизни такие люди? Как им живется? Не
встречали ли вы подобных среди современной
молодежи? Какие чувства он у вас вызывает?
(скептицизм, жалость, недоверчивость, опасность и т.д.)
Проблема совести решается через любимый образ писателя
Бостона (Татьяна Л., Ирина Т, Елена Е., Сергей Н.).
Существует в критике мнение, что герои Ч. Айтматова в
“Плахе” – жертвы рока.
1) Считаете ли вы Бостона жертвой рока?
Против чего он борется? И кого? (Он не с роком борется, не
с судьбой! Он выступает против универсальной развратной
религии вооруженного превосходства. Ему противостоит
совхозный парторг Кочкорбаев, тоскующий по былым
временам; подлец Базарбай). Это тот же Едигей, который
хочет честно жить и работать, не более того. Однако
жестокий, чуждый, враждебный мир приходит к Бостону
– не за его грехи, за чужие.Приходит трагедия, в которой он не виноват, а
расплачиваться – ему.
Он восходит на свою плаху.
2) Как вы понимаете смысл названия “Плаха”?
Повторным обращением к стихотворению Юлии К.
заканчивается урок.
Использованная литература:
1. Ч. Айтматов “Плаха”.
2. “Правда” от 22 декабря 1986г.
3. “Литературная Россия” от 28 ноября 1986 г.
4. “Литературная газета” от 15 октября 1986 г.
5. “Москва” № 5 – 1987 г.
6.