Организатор: Левина Н.В.
МКОУ «В(С)ОШ №10»-учитель обществознания
Обществознание
Дата проведения
Слайд 1Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономический рост и развитие»
Учебник «Обществознание», под ред. Л.Н. Боголюбова,
А.Ю. Лазебниковой, В.А.Литвинова, Москва «Просвещение» 2019г.
Интернет- ресурсы:
https://axd.semestr.ru/econ/vvp.php
"Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений"
Я. А.Каменский .
Слайд2
Цель урока:
· Закрепление предметных знаний, формирование УУД
Участники: обучающиеся 10 классов.
Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
• В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
• Осуществляется практический, деятельностный подход.
• Урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
Задача учителя — помогать в обобщении и систематизации знаний, и направлять учебный процесс.
I. Требования к результатам изучения темы
Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов: личностных:
— готовность к рациональному экономическому поведению в условиях как подъёма, так и спада экономической активности в стране;
метапредметных:
— умение анализировать экономические данные с целью выявления иллюстрируемых ими тенденций;
— умение давать обоснованные оценки отдельным событиям, отражающим прогрессивные или регрессивные тенденции в экономическом развитии страны;
— умение использовать наглядные формы представления информации в качестве источника социально-экономических знаний;
— критическое восприятие и осмысление экономической информации, отражающей различные подходы в освещении и интерпретации экономических событий, формулирование собственных заключений и оценочных суждений;
предметных:
— овладение понятиями «экономический рост», «экономическое развитие», «экономический цикл»;
— осознание зависимости благосостояния граждан от темпов экономического роста в стране;
— умение определять и оценивать последствия цикличности развития экономики для личности и общества;
— умение искать и использовать информацию, характеризующую уровень благосостояния граждан.
Задачи:
образовательные
Упрочение умений и навыков.
Систематизация, обобщение знаний.
Тренировочные работы учащихся.
воспитательные:
воспитывать общую культуру,
эстетическое восприятие окружающего,
создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
развивающие:
умение выявлять связи,
формулировать выводы
развивать коммуникативные навыки при работе в группах,
развивать познавательный интерес
развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.
II. Место темы в системе учебных занятий
В учебном процессе используется материал предыдущего параграфа об измерителях экономической деятельности: ВНП и ВВП, об их номинальной и реальной оценке, о ВВП на душу населения как одном из основных показа-телей уровня жизни граждан.
Усвоение содержания данной темы является условием адекватного восприятия последующих разделов курса. Так, цикличность экономического развития предполагает определённую динамику всех макроэкономических показателей, прежде всего темпов роста инфляции и уровня безработицы. Содержание данной темы также формирует основу для понимания целей и инструментов экономической политики государства.
Примеры конкретных проявлений экономических циклов, кризисов и пиков экономического развития отдельных стран можно почерпнуть из учебных пособий по истории.
Тип урока:Повторительно-обобщающий урок
Методы урока: аналитический, объяснительно-иллюстративный.
Формы работы: повторительно-обобщающий урок; групповая работа, коллективная, индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: презентация к уроку, «Словарь терминов и понятий по обществознанию», тетради, раздаточный материал.
Программноеобеспечение: Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Word, web-сайтыИнтернета.
Оборудование: кабинет информатики (ПК по количеству рабочих групп, проектор, экран).
Тезаурус:
Валовой внутренний продукт – это рыночная стоимость всех товаров, произведенных за определенный временной отрезок на территории конкретной страны.
Валовой национальный продукт — это совокупная рыночная стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг за один год как внутри страны так и за ее пределами.
Номинальный ВВП – это стоимость всех произведенных обществом конечных товаров и услуг в определенный период времени, обычно за год и выраженный в текущих ценах;
Реальный ВВП – это сумма конечных стоимостей всей произведенной в стране продукции, выраженная в реальных ценах периода, который выбран в качестве базового.
Интенсивный путь экономического роста – это увеличение выпуска за счет качественного улучшения используемых факторов производства.
Экономический цикл – промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями деловой активности.
Экономическая деятельность - совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами.
Экономический рост — это процесс увеличения объема национального дохода государства.
Экстенсивный путь экономического роста – это увеличение выпуска продукции за счет количественного расширения используемых факторов производства.
Система национальных счетов – это совокупность статистических экономических показателей, характеризующих величины совокупного продукта и совокупного дохода и позволяющих оценить состояние экономики страны.
Ключевые слова
Валовый внутренний продукт, валовый национальный продукт, экономический цикл, экономический рост, экономическая деятельность.
Словарь
Неравномерность экономического развития — тенденция развития экономики, связанная с нерегулярным распределением факторов производства и производительных сил.
Межпредметные связи:
• история;
• право;
• социология;
• обществознание.
Слайд 3
План урока:
1) Организационный этап. -1 мин.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.-3 мин.
3) Актуализация знаний.-3 мин.
4) Обобщение и систематизация знаний -10 мин.
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации -15 мин.
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.-5 мин.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия) -5 мин.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Учитель:
Учитель приветствуют присутствующих.
Проверка готовности класса, эмоциональный настрой на урок.
Обучающимся напоминаются правила техники безопасности работы за компьютером. Подготовка рабочего места. Обучаемым раздаю
напечатанный раздаточный материал.
Слайд 4
II 2 Постановка цели и задач урока: мотивация учебной деятельности обучающихся.
Мотивационный этап
«Существование долговременных экономических «подъёмов» и «падений» не вызывает никаких сомнений. История любой страны, взятая за достаточно длинный промежуток времени, показывает это с высокой степенью достоверности».
П. А. Сорокин (1889—1968), российский и американский социолог
«Мы скорее предпочитаем верить мифу о том, что тысячелетняя социальная эволюция наконец создала идеальную экономическую систему, чем признать, что мы поверили ложной концепции и воспринимаем ее как Евангелие. Мы убедили себя, что экономический рост приносит пользу человечеству и что чем больше этот рост, тем лучше для человечества».
Джон ПеркинсЦитатаиз «Исповедь экономического убийцы»
Вопрос обучающимся:
С какими основными понятиями вы познакомились при изучении темы «Экономический рост и развитие»?
Обучающиеся перечисляют:
Экономический рост. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Факторы экономического роста. Экономическое развитие. Экономические циклы. Причины циклического развития.
Сегодня мы завершаем изучение темы «Экономический рост и развитие».Мы изучили основные понятия темы «Экономический рост и развитие», а теперь закрепим наши знания.
Учитель «Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?»
Ученики формулируют тему урока. /После обсуждения учитель уточняет тему урока
Слайд 1. Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономический рост и развитие»и переходит к дальнейшему ведению урока/.
Учитель. Какой результат мы должны получить в конце урока, по вашему мнению?
УченикиУпрочение умений и навыков./ Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач/
Целевое назначение/целеполагание/: Закрепление предметных знаний.
( формирование УУД-универсальных учебных действий (решение предметных задач))
Учитель. Сформулируйте цель урока.
Ученики Цель урока – выявить и ликвидировать пробелы в знаниях по теме.
3. Актуализация знаний.
Просмотр фильма «Экономический рост и развитие».
Постановка проблемного вопроса.
Какая взаимосвязь между: доходами и благосостоянием граждан, их знаниями и умениями и темпом экономического роста(см.учебник стр.31 практические выводы)
Ответ: (2балла)
Доходы и благосостояние граждан во многом зависят от темпов экономического роста в стране, который, в свою очередь, в значительной степени определяется качеством «человеческого капитала», т. е. знаниями и умениями людей, накопленными в процессе обучения и практического
опыта. Следует расширять свои знания и умения для совершенствования труда, повышения его производительности и эффективности.
/Актуальность данной темы заключается в том, что экономический рост является фактором повышения уровня благосостояния, он позволяет увеличивать потребление благ./
IV Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
(работа с учебником стр.33)
Документ
Из статьи «Идеологический кризис западного капитализма» американского экономиста Дж. Стиглица (род.в 1943 г.).
Сам по себе экономический рост увеличивает доходы от налогообложения и сокращает необходимость в расходах на социальные нужды, таких, как пособия по безработице. А уверенность, что это произойдёт, приведёт к ещё большему дальнейшему росту.
Вопросы и задания к документу
1. Чем характеризуется экономический рост?
(перечислите факторы экономического роста, от каких факторов еще зависит также рост, за счет чего осуществляется экономический рост).
Ответ(3б)
Факторами экономического роста являются:
• количество и качество природных ресурсов;
• количество и качество трудовых ресурсов — производительность труда, образование и профессиональная подготовка;
• объем основного капитала;
• новые технологии.
Перечисленные факторы способствуют физическому росту производства, но также необходимо, чтобы происходило использование, или потребление, возросшего ВВП. Поэтому рост зависит также от факторов спроса (повышение уровня совокупных расходов) и факторов распределения (эффективное использование ограниченных ресурсов в различных отраслях).
Экономический рост осуществляется за счет инвестиций в производство.
2. Увеличивает ли экономический рост доходы от налогообложения? За счёт чего?
Ответ:(1б)
Сам по себе экономический рост увеличивает доходы от налогообложения и сокращает необходимость в расходах на социальные нужды, таких, как пособия по безработице.
3. Каким образом экономический рост сокращает необходимость в расходах на социальные нужды?
Ответ:(1б)
За счет того, что создаются новые рабочие места, безработица снижается.
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
. Подумайте, как могут повлиять на темпы роста реального ВВП на душу населения следующие факторы:
а) средний темп прироста населения;
б) степень охвата населения средним образованием;
в) доля инвестиций в ВВП;
г) неравенство в распределении доходов;
д) военные pacxoды.
Ответы.(5б)
а) общий объем дохода при быстро растущем населении приходится распределять междувсе большим числом людей, и душевой доход растет медленнее (отрицательное влияние);
б) этот показатель косвенно характеризует качество трудовых ресурсов, поскольку отражает общий уровень образованности основной части работников (положительное влияние);
в) доля инвестиций в ВВП напрямую влияет на рост капитала, а значит, и на увеличение выпуска продукции (положительное влияние);
г) факты свидетельствуют о том, что неравенство в распределении доходов отрицательно воздействует не только на рост, но и на другие показатели, характеризующие благосостояния (продолжительность жизни, уровень образования, калорийность питания);
д) эмпирические данные говорят о том, что небольшие военные расходы (до 9-10% ВВП) могут положительно влиять на темпы роста, тогда как более высокие оказывают отрицательное воздействие. Передовые технологии и нововведения, распространяясь впоследствии и на гражданское производство, стимулируют его pocт, и в этом плане государственные расходы на военные заказы оправдываются. Но чрезмерное отвлечение средств на военные нужды лишает значительных ресурсов гражданские отрасли и сдерживает их рост.
VПрименение знаний и умений в новой ситуации /учащиеся решают задания индивидуально/
Задание 1.5 (15 пр-5б; 14 - 12пр-4б; 11-7пр-3б; 6-4пр-2б; 3-0пр. -0б )
Факторы экономического роста
Разнесите по столбцам: открытие месторождений, технический прогресс,
рост добычи полезных ископаемых, повышение производительности труда,
совершенствование управления производством, установка оборудования, улучшение распределения ресурсов, открытие дополнительного цеха, повышение профессионального уровня кадров, увеличение рабочего времени, освоение новых земель, рост количества трудовых ресурсов, повышение общеобразовательного уровня, научная организация труда, импортные ресурсы, эффективное государственное регулирование.
Факторы |
|
Экстенсивный рост |
Интенсивный рост |
|
|
Ответ
Факторы |
|
Экстенсивный рост |
Интенсивный рост |
Открытие месторождений Рост добычи полезных ископаемых Совершенствование управления производством Установка оборудования Открытие дополнительного цеха Рост количества трудовых ресурсов Научная организация труда Импортные ресурсы |
Технический прогресс Повышение производительности труда Улучшение распределения ресурсов Повышение профессионального уровня кадров Увеличение рабочего времени Освоение новых земель Повышение общеобразовательного уровня Эффективное государственное регулирование |
Задание 2.5 (1б)
Впишите слово, пропущенное в таблице.
Экстенсивный путь экономического роста |
Увеличение выпуска продукции достигается за счет количественного расширения используемых факторов производства. |
…….путь экономического роста |
Увеличение выпуска достигается за счет качественного улучшения используемых факторов производства. |
Ответ Правильный вариант/варианты: интенсивный.
Задание 3.5Основные фазы экономического цикла, определите на соответствие:высшая точка экономического роста, характеризуется максимумом деловой активности; рост производства и занятости населения; самая низкая точка деловой активности, характеризуется минимальным уровнем производства и максимальной безработицей; снижение деловой активности, объемов производства и уровня инвестиций, ведущее к росту безработицы.
Подъем (оживление) |
|
Пик |
|
Спад (рецессия) |
|
Дно (депрессия) |
|
Ответ Основные фазы экономического цикла:(4пр.- 5б; 3пр.- 4б; 2пр- 2б; 1пр- 1б)
1. Подъем (оживление) – рост производства и занятости населения.
2. Пик – высшая точка экономического роста, характеризуется максимумом деловой активности.
3. Спад (рецессия) – снижение деловой активности, объемов производства и уровня инвестиций, ведущее к росту безработицы.
4. Дно (депрессия) – самая низкая точка деловой активности, характеризуется минимальным уровнем производства и максимальной безработицей.
Задание 4.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Валовой национальный продукт — это совокупная ________ (А) стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг за один год как внутри ______ (Б) так и за ее пределами. Конечного, то есть покупаемого для непосредственного _____________ (В), а не для перепродажи или дальнейшей обработки и переработки. При расчете ВНП на ____ (Г) населения становится понятным уровень жизни и благосостояния в регионе или в государстве в целом. Индикатор дает представление о количественных производственных критериях, рассчитанных на одного ______ (Д) государства. Простыми словами, элемент позволяет оценить величину дохода каждого гражданина страны, если бы весь национальный _______ (Е) был бы распределен между ними.
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Список терминов:
1 экономика 4) душа 7) страна;
2 использование 5) доход 8) рыночная
3 конкуренция 6) инфляция 9) продукт.
Ответ 4.5правильный вариант (6пр-5б, 5пр-4б, 4пр-3б, 3пр-2б, 2-0б): рыночная, страна, использование, душа, житель, продукт.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО ЗАДАНИЕ 5.5
Задание 5.5
Выберите верное суждение.
Экономический рост измеряется как:
а) увеличение реального объёма национального производства за определённый период времени;
б) увеличение реального объёма производства на душу населения за определённый временной период;
в) все ответы неверны.
Ответ 5
а) увеличение реального объёма национального производства за определённый период времени;
VI Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
VII Рефлексия (подведение итогов занятия)
Учитель:
Какой результат мы должны были получить в конце урока?
Цель достигнута?
Что получилось?
Что не получилось и почему?
Как и что сделать в следующий раз, чтобы результат был лучше?
Ученики: Решая задания, закрепили предметные знания. Упрочили умения и навыки.
Цель урока достигнута.
Учитель: проведите оценку своей работы на уроке.
Используйте документ в среде Word«Оценка работы на уроке»
Итого, считаем средний балл:
Сумма набранных балов, деленная на количество выполненных заданий.
29-21 баллов -5 отлично
20-12 балла- 4 хорошо
11 - 7 балла 3 удовлетворительно
6 -0 балла 2 неудовлетворительно
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.