05.03 4 класс литературное чтение
Тема. С.Я.Маршак. Двенадцать месяцев.
Цель урока: Расширение знаний детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака. Знакомство со сказкой – пьесой «Двенадцать месяцев»
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Задачи урока:
образовательные:
• раскрыть стороны профессиональной деятельности С.Я.Маршака;
• развивать умение работать со словарём;
• развивать навыки выразительного чтения, выборочного чтения;
развивающие:
• учить обобщать и делать выводы,
• развивать умение рассуждать ;
воспитательные:
• расширить круг нравственных представлений школьников на основе сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».
УУД, формируемые во время урока:
Личностные действия:
• умение выделять нравственный аспект поведения
Регулятивные действия:
• вырабатывать у учащихся умение планировать свою работу.
Познавательные действия:
• учить формулировать познавательную цель,
учить поиску информации, структурировать свои знания. Коммуникативные действия:
• вырабатывать умение учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, учить управлять поведением партнера.
Тип урока: Знакомство с новым материалом
Оборудование: портрет С.Я.Маршака, выставка книг.
1.Организационная часть. Проверка готовности к уроку./Целеполагание/.
- Готовясь к сегодняшнему уроку, я думаю, ребята, вы продолжили знакомство, а также вспомнили ранее изученные произведения С.Я.Маршака.
2.Артикуляционная подготовка.
- Прочитайте строки известного произведения С. Маршака. (Глазками ,базаром, выразительно, скороговоркой).
Дама сдавала багаж:
Диван, Чемодан, Саквояж,
Картину, Корзину, Картонку
И маленькую собачонку.
3. Введение в тему. Проблемная ситуация.
-С.Я.Маршак один из самых известных детских поэтов. Его стихи сопровождают нас изо дня в день. Только мы не всегда думаем об этом, не замечаем. Давайте совершим маленькое путешествие в самое раннее детство.
-Мама качает малыша и напевает колыбельную. Какие это могут быть строки, принадлежащие перу Самуила Яковлевича? /Сказка о глупом мышонке/
-Мы немного подрастаем, выходим играть во двор и вспоминаем считалки. /Мяч/
-Рвать цветы легко и просто Детям маленького роста, Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок. /Жираф/
-Чем являются эти знакомые строчки? /Загадка/
-Какие ещё загадки вы знаете? /Дети читают загадки /
-Несколько лет тому назад вы пришли на занятия в школу.
-С какими произведения Маршака знакомится каждый ребёнок, переступая порог школы? / Весёлый счёт. Путешествие от А до Я. /
-Какие ещё произведения С.Я.Маршака вы знаете, можете рассказать? /Дети наизусть читают знакомые отрывки из произведений Маршака/
5.Знакомство с биографией автора
С.М. Маршак родился в 1887 году в Воронеже. Рано, еще в детстве, начал писать стихи. Он вспоминал: “… пристрастие к стихам появилось у меня с самого раннего возраста. В сущности, “писать стихи я начал до того, как научился писать. Я сочинял двустишия устно, про себя, но скоро их забывал”. Читать он научился тоже рано, сидя во время занятий рядом с братом, с которым занимался учитель. Но Маршак был очень старательным и любил учиться. Учась в гимназии, он увлекался древними языками, литературой, и делал переводы. Много писал для детей стихи, сказки, загадки, пьесы. А знаете ли вы, каким человеком был Самуил Яковлевич Маршак? Люди, близко знавшие его, говорят, что Маршак, как все люди, был разным: добрым, веселым, сердитым, щедрым, строгим, взыскательным. Но все вспоминают о нем, как об очень талантливом и трудолюбивом человеке. Маршак и в своём творчестве был разным: поэтом, редактором журнала, переводчиком стихов, сатириком, драматургом. Невозможно на одном уроке познакомиться со всеми сторонами творчества поэта.
Сегодня мы говорим о нём как о поэте и о драматурге. Он писал пьесы для театра. Какие пьесы Маршака вы знаете?
-Это «Двенадцать месяцев».
Двенадцать месяцев — драматическая сказка Самуила Яковлевича Маршака, написанная в 1942—43 годах для МХАТа. Поставлена в Московском театре юного зрителя в 1947 году, во МХАТе в 1948 году. По мотивам повести в 1956 году на студии Союзмультфильм (Москва) был выпущен одноимённым мультфильм, пополнивший коллекцию классики советской мультипликации — см. Двенадцать месяцев (мультфильм). Режиссёр-постановщик мультфильма Иванов Иван Петрович.
-Давайте откроем учебник «Литературного чтения».
Попробуйте доказать, что «12 месяцев» это пьеса.
-Найдите толкование, что такое пьеса? Пьеса - 1. Драматическое произведение, предназначенное для театрального представления.
6.Словарная работа.
-В пьесе встретились незнакомые нам слова. Давайте поработаем над ними. Найдите в учебнике толкование слов:
КАНЦЛЕР
РЕЗОЛЮЦИЯ
ГЛАШАТАЙ
ХОДАТАЙСТВО
МАНТИЯ
МАСЛЕНИЧНЫЕ БАЛАГАНЫ
РЕСКРИПТ
ФАНФАРЫ
АСТРОЛОГ
КВАШНЯ
7. Проверка восприятия пьесы – сказки.
/Звучит пьеса П.И.Чайковского «Январь» из цикла «Времена года»/
-Какую картину можно представить, слушая эту музыку? - Какие чувства навеяла она? /Иллюстрация картины Краева «Зима», Шишкина «Зимний лес» /
-Как вы думаете, почему мы сейчас обратились к произведениям этих великих авторов?
- Где происходит действие? Наш лес, который мы только что нарисовали, подойдет?
- Кто оказался на поляне? - Зачем пришла падчерица в лес?
- Могут ли быть подснежники в лесу зимой?
1 группа: - Кто помог падчерице? а) Давайте проследим как братья – месяцы помогли Падчерице. Прочитайте отрывок. На доске написаны пословицы. …
2 группа: год кончает, зиму начинает. …
году начало, а зиме середина.
Вьюги да метели, под … полетели.
б) Определите, какая пословица о каком зимнем месяце? –
3 группа: Найдите в тексте пьесы и прочитайте.
Какой цветок распустился? - Для кого он распустился в этой сказке? - Какой мы видим падчерицу? - Как она одета? Прочитайте словами текста. - Каким трудом она занималась? - Почему братья – месяцы помогли падчерице? За что? Какой вы себе её представляете? - А кому симпатизируете? Почему?
8.Физминутка.
9. Работа с текстом Чтение сказки . / Дети выразительно читают сказку по ролям /
10.Подведение итога урока.
Произведения какого автора мы с вами читали? -Чему учит сказка? -Что хотел сказать автор? -Какое у вас настроение? Произведения Маршака воспевают добро, труд, отвагу и скромность, Любовь и уважение к людям, готовность помочь в беде, любви к природе. Его творчество всем понятно. О своем творчестве он сказал: Немало книжек выпущено мною, Но все они умчались, точно птицы. И я остался автором одной Последней, недочитанной страницы.
11. Рефлексия. Самооценка. -Ребята, а сейчас сами оцените свою работу. Возьмите подснежник и подарите его тому товарищу, кто на ваш взгляд очень хорошо работал на уроке.
12. Домашнее задание. Сделать рисунки для составления диафильма. Выучить волшебные слова Апреля.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.