Тема: Как накапливались сведения о Земле?
Цели урока:
• выяснить, как изменялись
представления людей об облике Земли;
• раскрыть
значимость открытий великих мореплавателей и путешественников.
Оборудование:
физическая карта полушарий, карта «Географические открытия», портреты великих
мореплавателей, контурная карта полушарий.
Понятийно-категориальный
аппарат усвоения: Освоение Земли. Великие географические открытия.
Великие мореплаватели и путешественники.
Способы
действий учащихся: изучить текст учебника; анализировать рисунки
учебника; выяснить вклад великих мореплавателей и путешественников в освоение Земли;
изучить маршруты путешествий по карте учебника; высказывать свое мнение о роли
путешественников и мореплавателей в истории географических открытий.
Ценностный
компонент урока: оценить вклад великих мореплавателей и
путешественников в открытие неизвестных земель; выявить значение эпохи Великих
географических открытий для человечества; раскрыть ценность идей изменения
образа мира по мере освоения Земли.
Работа
с учебником: комментированное чтение; составление плана фрагмента
«Что дала человеку эпоха Великих географических открытий?».
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания. Повторение изученного.
- Что такое география?
- Кто первым сформулировал понятие о географии?
- Какие типы географий вы знаете?
- Какие задачи стоят перед наукой сегодня?
- Вы изучили § 1 учебника. Что у вас вызвало интерес при изучении? Что вызвало затруднение?
3. Изучение нового материала
- Посмотрите на тему сегодняшнего урока и рисунки и фотографии, которые изображены на доске.
- Как вы думаете, связаны ли эти рисунки между собой? Как они связаны?
- Давайте подумаем и вспомним, что по этой теме вы уже знаете? Для этого я вам даю 2 минуты, вы в тетрадях тезисами записываете всё, что вспомните в первой колонке.
А что бы вы хотели узнать, исходя из темы сегодняшнего урока? (записать во второй столбик)
Объяснение нового материала (метод объяснения)
- Мы с вами знаем, что человечество не всегда знало о Земле столько, сколько знает сегодня. Человек всегда стремился как можно больше узнать о земной поверхности, о странах и людях, населяющих их, об окружающем мире, на бумаге изобразить очертания озёр, рек, морей, океанов, рельеф земной поверхности, населённые пункты, а также обозначить стороны горизонта: север, юг, запад, восток.
Большой вклад в географическую науку внесли очень многие люди. Появление на карте многих географических названий, в т.ч. частей света, связано с именами учёных и путешественников.
- Сравните карты тех времён и попытайтесь объяснить, почему очертания материков и океанов на древних картах не совпадают с нынешними. (ответы детей) (Анализ рисунков поможет учащимся сделать вывод о том, как постепенно менялся у людей образ мира.)
-А что вы знаете о том, как представляли мир древние люди? Например, жители Индии считали, что Земля в виде половины шара покоится на слонах, а те стоят на огромной черепахе. (ответы детей)
- В истории существует такой период, который называется «Эпоха Великих географических открытий». Как вы понимаете это понятие?
Чтение «с пометками».
- Сейчас вы самостоятельно будете читать пункты 2-4 §2. Но вы не просто будете читать. Вы будете читать с пометками. Это значит, что рядом с тем материалом, который вы знаете, вы будете ставить карандашом «Ѵ», если для вас материал оказался новым – «+». Если вы прочитали какую-то информацию и считаете, что она неверна, так как вы, возможно читали более новую и правильную на ваш взгляд информацию, ставим «?».
Работа с текстом. Обсуждение прочитанного.
Для углубления этого вопроса учащиеся выполняют задание в тетради, заполняя с помощью учителя таблицу.
Значение Великих географических открытий
Научное |
Практическое |
Социально-политическое |
Общечеловеческое (гуманистическое) |
Утверждение идеи шарообразности Земли, единства Мирового океана; развитие картографии, географии и других наук. Описание различных территорий суши, Мирового океана, жизни людей |
Совершенствовались древние карты; созданы первый глобус, навигационные приборы (компас, гномон, астролябия); открывались новые месторождения |
Мир поделили на Старый и Новый Свет |
Мир населен разнообразными народами, у каждого своя культура, обычаи, традиции, которые следует уважать, чтобы достичь взаимопонимания и осуществлять обмен товарами |
- А теперь ещё раз вспомните текст и скажите: как были открыты и исследованы материки? (составление плана в тетрадях)
1. Древняя Греция и Рим – составление первых карт (Птолемей)
2. Древнаяя Греция – введение понятий «части света», «Европа», «Азия», «Африка»
3. Эпоха Великих географических открытий.
· Мартин Бехайм – первый глобус
· Х. Колумб – открытие Центральной и Южной Америки (1492 год) (можно показать видео о мореплавателе)
· Васко да Гама – путь в Индию через Африку (1497-1499)
· Ф. Магеллан – первое кругосветное путешествие (1519-1522) (можно показать видео о путешественнике)
4.Исследования природы материков
Ш. Уалиханов – природа и культура народов Центральной Азии.
- А как вы думаете, актуальна ли география как наука в настоящее время? Ведь уже все материки открыты и изучены. (ответы детей)
Далее путем комментированного чтения учащиеся выясняют, какие исследования необходимы человеку в наше время. Учащимся предлагается установить, какова роль исследований в развитии географической науки.
- Какой можно сделать вывод из прочитанного? (сегодня человечеству необходимо непрерывное наблюдение за земной поверхностью.)
- Если вы внимательно читали, то должны были запомнить, каким образом сегодня собирают информацию о Земле. (заполнение таблицы)
Важно подчеркнуть, что исследование земной поверхности осуществляется различными способами. Учащимся необходимо показать космические снимки земной поверхности, сделанные с искусственных спутников Земли. (можно показать видео первого полёта человека в космос)
Возвращение к началу урока:
- Что же вы узнали нового сегодня на уроке?
Домашнее задание
1. Изучить § 2.
2. Ответить на вопросы 1—7.
3. Выполнить задание 5 (по выбору).
В заключение урока учащиеся работают с заданиями тренажера.
Обобщение по теме
Экспресс-контроль
|
1) Аристотель |
A) впервые употребил термин «география» |
|
2) Птолемей |
Б) первый достиг Северного полюса |
|
3) Р. Пири |
B) сделал вывод о шарообразности Земли |
|
4) Эратосфен |
Г) составил карту мира |
|
5) X. Колумб |
Д) открыл Америку |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.