8 класс. Материал для учащихся к уроку "Музыканты извечные маги"
Оценка 4.6

8 класс. Материал для учащихся к уроку "Музыканты извечные маги"

Оценка 4.6
Разработки уроков
pdf
музыка
8 кл
30.03.2024
8 класс. Материал для учащихся  к уроку "Музыканты извечные маги"
для изучения темы урока дома.
8-3-17 - Музыканты извечные маги.pdf

«Музыканты - извечные маги»

    Вы уже не раз встречались в учебнике с понятиями «традиции» и «новаторство».

Видео- урок https://rutube.ru/video/eaf62d007e65a45cbc162557b7fadef0/  

 Традиция (от лат. traditio — передача) и новаторство (от лат. novatio — обновление и изменение) — это два полюса, между которыми рождается искусство любой эпохи. 

Традиция — это память культуры, присутствие прошлого в настоящем, которое проявляется в преемственности. Любое художественное произведение несёт в себе нечто новое, исключительное, опираясь на известные закономерности. Современное искусство развивается во взаимодействии с художественным наследием, непреходящими ценностями прошлого, имеющими общечеловеческую значимость. Культура всегда помнит и хранит то, что нужно современности, но «помнит» в преобразованном виде. Новаторство опирается на традицию, требуя бережного отношения к художественному наследию. 

Так композиторы, разворачивая перед нами художественную картину мира, утверждают непреходящую ценность таких человеческих качеств, как верность, любовь, преданность. Это традиционные основы человеческой жизни, которым следовали многие поколения людей. Композиторы переосмысливают вечные проблемы искусства, создают новую художественную действительность. Она проявляется в многообразии созданных произведений, своеобразии их интонационно-мелодической основы, в гармонии ритмических построений, формы и пр. Элементарные частицы музыки (звуки, их длительности, высота, тембр, динамика), из которых складываются произведения композиторов, одни и те же. Но подходы к применению, использованию музыкально-выразительных средств различны. 

 

     Убедительными примерами синтеза традиций и новаторства могут служить оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, «Юнона и Авось» А. Рыбникова, «Преступление и наказание» Э. Артемьева, балет «Каменсюита» Р. Щедрина, «Фрески Софии Киевской» В. Кикты и «Фрески Дионисия» Р. Щедрина, «Симфония №7» («Ленинградская») Д. Шостаковича и многое другое. Эти произведения опираются на глубокие традиции классической музыки и вместе с тем используют достижения современного музыкального языка.      По способам изложения, музыкальному языку, особенностям музыкальной формы мы узнаем почерк композитора, его индивидуальность, стиль, то неповторимое «я», которое отличает его от других композиторов, выявляет новаторство его творчества. 

      В классической музыке как бы ни были ярки контрасты, композиторы исхолят из представления о мире как о стройном и внутренне гармоничном целом. Каждая деталь музыкальной формы в этом случае находит свое место в обшей композиции, в которой нет ничего незавершенного. 

Для музыки композиторов-классиков характерно правдивое воплощение жизни. Певуче-лирическая черта музыки русских композиторов - от тысячелетней певческой культуры России, от особенностей национального характера. 

Современное музыкальное искусство отличается многообразием стилей и направлений, подчас очень разных по духу и техническим приемам. В целом стиль определяется не конкретными элементами музыкальною языка (лад. мелодия, ритм повторяются в музыке Глинки и Гершвина, Бородина и Тищенко), а их соотношениями, которые образуют сложное и неповторимое целое. 

В современной музыке классической традиции часто употребляют термин полистилистика — сочетание в одном сочинении несовместимых или резко различных, разнородных элементов, предполагающее неожиданное включение цитат из других произведений. 

На примере музыки композиторов XX—XXI вв. вы познакомились с такими особенностями музыки, как резкие контрасты, которые можно сравнить с принципом монтажа в кино, частой сменой «музыкальных кадров» (как в клипе), с кинематографическим видением мира. В наше время возникают все новые и новые возможности для музыкально-драматического воплощения вечных тем: войны и мира, жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти.  На серебряной тонкой бумаге 

Под серебряной мглой облаков  Музыканты — извечные маги  Вызывают виденья веков. 

И проходят века вереницей,  И валторны и скрипки звучат:  То былое в мелодиях снится,  То в грядущее тянется взгляд. 

И то грозно, то ласково медлят,  Словно вечность заполнят собой.  Вздохи бронзы и выдохи меди  И напевы струны золотой. 

А всего-то в высокой отваге 

Мгле забвения наперекор 

На серебряной тонкой бумаге 

Образ музыки вывел гравер.       Б. Дубровин 

«Музыка — это огромный мир, окружающий человека...»

Развивая свою мысль о значении музыки, Р. Щедрин пишет: «Музыка — это огромный мир, окружающий человека... как воздушное пространство, как солнечная система, — такой же необозримый и бескрайний. Мы иногда даже не осознаём, какое большое место занимает музыка в нашей жизни. Не будь её, человек просто не смог бы выразить всего богатства своих чувств, всей сложности и многонветности их — от яркой, ослепительной радости до глубокой и безысходной скорби». 

Слушая, исполняя музыкальные произведения, мы постоянно задумываемся о том, как композиторы в своих сочинениях раскрывают жизненные проблемы, дают им свою оценку и какими при этом руководствуются принципами. Общий настрой творчества современных композиторов, как и композиторов-классиков, един и заключается в утверждении духовно-нравственного начала, вечной ценности добра, стремления к любви к идеалу. Всё это традиционно определяет и направляет развитие художественного творчества, музыкального искусства. Постигая эти ценности, мы открываем для себя возможности углублённого диалога с самим собой, с природой, обществом. 

Печальна и чиста, как жизнь, людьми любима, 

Как жизнь, ты не проста, как жизнь, непостижима 

Музыка...      /Кайсын Кулиев (в переводе Н. Гребнева)/ 

 

Музыканты - извечные маги»

Музыканты - извечные маги»

Для музыки композиторов-классиков характерно правдивое воплощение жизни

Для музыки композиторов-классиков характерно правдивое воплощение жизни

Как жизнь, ты не проста, как жизнь, непостижима

Как жизнь, ты не проста, как жизнь, непостижима
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2024