Развитие традиций оперного спектакля.
Опера "Порги и Бесс."
Видео-урок: https://www.youtube.com/watch?v=_e_9dzihDuQ
Обратившись к оперному жанру, Гершвин новаторски обогатил его, раздвинул рамки его выразительности и в то же время остался верным традициям. Это проявилось как в оркестровых, сольных номерах оперы, так и в трактовке массовых сцен. Здесь композитор, безусловно, опирался на опыт русских композиторов, которых очень ценил.
Гершвин, «подслушав» выкрики уличных торговцев (типичные для негритянского квартала восклицания), многоголосицу толпы, мастерски воплотил их в характерных ритмоинтонациях.
Следование традициям жанра проявилось у Гершвина и в использовании интонаций негритянского фольклора, и в классической отточенности мелодических партий, и в широком привлечении речитатива. Образы героев оперы в каждом действии раскрываются с разных сторон. При этом Гершвин не делит своих персонажей на отрицательных и положительных. Их характеры, как это часто бывает в жизни, сотканы из различных черт, раскрываются в различных по стилистике вокальных номерах.
Во II действии оперы представлены главные герои — Порги, Бесс и Спортинг Лайф. В песне Порги «Богатство бедняка» слышатся типично блюзовые интонации (блюзовые ноты и синкопы). Интересно, что в состав аккомпанирующего оркестра Гершвин впервые в истории оперы ввёл банджо — инструмент, который ассоциируется с исполнением негритянских блюзов, а также «белых» ковбойских песен.
В то же время проникновенный дуэт Порги и Бесс «Бесси, ты моя жена» выдержан в классическом оперном стиле. Мелодия дуэта, которой Гершвин был особенно доволен, раскрывает всю глубину любовных переживаний героев.
Яркой сценой является хор «Я не могу сидеть». Оживлённый темп и танцевальные ритмы, ансамблевые вставки (вплетение голосов Марии, Бесс, Порги) рисуют сцену народного веселья.
- Какими чувствами наполнена музыка дуэта Порги и Бесс? К какой музыке — серьёзной или лёгкой — можно отнести этот дуэт? Следующей звучит песенка Спортинг Лайфа «Это совсем не обязательно так». Спортинг Лайф — циник, негодяй, но с обаятельной, щегольской внешностью, сумевший соблазнить Бесс. Его песенка игрива и незамысловата. В ней он издевается над религиозными чувствами прихожан общины. «Всё, что я вам проповедую, и всё, о чём говорит Библия, — всё это необязательно, так и есть на самом деле». В музыкальную ткань этого номера вплетены выкрики толпы, контрастирующие с красивой мелодичной средней частью и кодой, завершающейся словами «вовсе не, вовсе не».
https://www.youtube.com/watch?v=FNdnE7JK4s0
Развёрнутые вокальные мелодии чередуются с речитативными вставками, полифоническим переплетением голосов поющих в любовном дуэте Порги и Бесс «Я люблю тебя, Порги», проникнутом нежным лиризмом.
Слушателей не оставляет равнодушными вторая песня Спортинг Лайфа «Пароход, отправляющийся в Нью-Йорк». Она насыщена обольстительными интонациями, ритмами размеренного неторопливого движения. Герой любуется собой, явно подчёркивая своё превосходство над другими. Это яркий пример конфликтного развития драматургии характера одного из действующих лиц.
Центральными драматургическими моментами III действия можно считать две арии Порги и финальный хор народа.
Ария Порги «О, Бесс, где моя Бесс» темпераментна, эмоциональна, поражает глубиной переживания, в ней с особой силой чувствуется горечь от утраты Бесс. Музыка проникнута глубоким чувством нежности и любви к героине оперы.
Финальные ария Порги и хор «О, Господи, я на своём пути...» https://www.youtube.com/watch?v=66FLyouCfXs почти оптимистичны. Когда Порги с наивной серьёзностью осведомляется о том, где находится Нью-Йорк, и выражает немедленную готовность «проползти» на своей запряжённой козой тележке тысячу километров, отделяющих его от Бесс, слушатели поражаются мужеству и оптимизму этого человека. В мелодике замечательного хора явно чувствуются интонации духовного гимна, которым собравшиеся провожают Порги.
Опера «Порги и Бесс» стала национальным достоянием Америки и вошла в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Особенности негритянского фольклора, джазовую стилистику Гершвин сумел преломить в традиционные для оперного жанра формы. Они засверкали новыми красками, раскрывая по законам музыкального театра драму жизни простых людей из негритянского посёлка.
Послушайте арии Порги из III действия оперы. https://www.youtube.com/watch?v=22oGSz2gazU
Проверочное задание:
ответы по желанию, отправлять через Сетевой город.
ФАЙЛ НЕ ПРИКРЕПЛЯТЬ!!!
1.Как
называется произведение Дж. Гершвина, ставшее первой американской оперой? А)
«Рапсодия в блюзовых тонах» Б) «Американец в Париже» В)«Порги и Бесс»
2. Этот номер – «Колыбельная Клары» из первого действия оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс». Она стала культовой композицией, благодаря исполнению Луи Армстронга и Эллы Фицджеральд.
А) «Yesterday» Б) «Summertime»
В) «Love Me Tender»
3. Главным
принципом сценической драматургии оперы является контраст. Какие два
центральных образа олицетворяют собой две стороны драматического конфликта? А)
Порги и Краун Б) Бесс и Клара В) Спортинг-Лайф и Порги
4. Музыкальный колорит какого направления лег в основу оперы «Порги и Бесс»? А) Кантри Б) Шансона В) Рока Г) Джаза
5. Джордж Гершвин органично соединил негритянские мелодии с симфоническими идеями, создав:
А) Джаз Б) Симфоджаз В)Кантри
Сцены из оперы "Порги и Бесс"
1.Выход (Порги и Бесс) https://www.youtube.com/watch?v=uUV7GEu4VC8
4.Хор He's gone - https://www.youtube.com/watch?v=eNPeQVY_TpE
7.Ария Порги https://www.youtube.com/watch?v=oJ1Pv69CNR8
8.Дуэт Порги и Бесс https://www.youtube.com/watch?v=sc2bzFl1fM0
9.Хор Oh, I can't sit down https://www.youtube.com/watch?v=ee7GfmIeyag
10.Куплеты Спортинг Лайфа https://www.youtube.com/watch?v=QJRBhvoBs50
11.Дуэт Бесс и Порги https://www.youtube.com/watch?v=8cGlzfoG4oY
12.Хор Кто стучися https://www.youtube.com/watch?v=0PIjYc5qYIs
13.Ария Спортинг Лайфа о Нью-Йорке https://www.youtube.com/watch?v=FNdnE7JK4s0
14.Трио Порги https://www.youtube.com/watch?v=f1GOCKnEoq0
15.Финальный хор https://www.youtube.com/watch?v=66FLyouCfXs
ОПЕРА "ПОРГИ И БЕСС" - https://www.youtube.com/watch?v=zpdhWYUNDDE&t=4181s
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.