9 класс. План-конспект урока по русской литературе. Тема: Чацкий - один в поле не воин. "Мильон терзаний Чацкого"
Оценка 4.9

9 класс. План-конспект урока по русской литературе. Тема: Чацкий - один в поле не воин. "Мильон терзаний Чацкого"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
11.02.2024
9 класс. План-конспект урока по русской литературе. Тема: Чацкий - один в поле не воин. "Мильон терзаний Чацкого"
Чацкий - один в поле воин 9 класс ксп.docx

 Раздел 3

 Сатира на общество

ФИО педагога

 Сафронова Анастасия Денисовна

Дата:

09.02.2024

Класс:  9

Количество присутствующих

Количество отсутствующих

Тема урока № 6

 Чацкий – один в поле воин. «Мильон терзаний» Чацкого

Цели обучения в соответствии с учебной программой

9.2.5.1. характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий

9.2.7.1. определять способы выражения авторского отношения к героям

Цели урока

Учащиеся будут:

- Характеризовать Чацкого, его портрет, характер

- Отвечать на вопрос: как автор относится к герою?

Ход урока

Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

I. Организационно-мотивационный этап

7 мин

 

1. Приветствие

2. Проверка домашнего задания.

- Что такое ум по вашему мнению?

3. Актуализация знаний

- Как вы думаете, почему ум становится частью заглавия?

- Почему произведение раньше называлось «Горе уму»? Сравните два названия: «Горе от ума» и «Горе уму»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Кого же мы можем назвать самым умным персонажем в комедии? Почему?

- Итак, сегодня мы поговорим о Чацком. Запишите число и тему урока.

 

 

 

 

 

- ум – способность мыслить, анализировать, иметь свое мнение….

- Первоначально пьеса называлась   "Горе уму". При изменении названия произошло и изменение идеи произведения. В первом названии ум пассивен, он ничего не может изменить - отсюда драматический конфликт. Во втором названии ум активен, он сам навлекает на себя горе и поэтому смешон. Грибоедов противопоставляет несколько типов ума, а главную проблему освещает с точки зрения России. Автор показывает, что смешным может быть и умнейший Чацкий, и неглупая Софья. Грибоедов хотел показать, что и умный человек бывает одинок и глубоко несчастен»

 

 

Чацкого, потому что он анализирует ситуацию (например, в России) не со стороны инфантильности, а со стороны здравого смысла. Он верен только самому себе и своим мыслям, он идет против общественного мнения, которое зачастую и в наше время бывает неправильным.

 

 

Середина урока III. Информационно- деятельностный

этап

 

1. «Мозговой штурм». (3 мин)

(понимание и ответы)

- Давайте вспомним значение пословицы «Один в поле не воин». В каких ситуациях употребляют данную пословицу?

- Тема нашего урока содержит антонимичное значение данной пословицы, именно такой смысл заложил И.А. Гончаров: «Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий».

- Как вы понимаете данное высказывание?

2. Характеристика Чацкого. (Устно) Работа с текстом (10 мин)

(анализ и интерпретация)

2.1. Авторская характеристика:

А) Портрет

Б) Характер

Портрет

Действие 2. Явление 5.

Фамусов

(Скалозубу)

Позвольте, батюшка. Вот-с — Чацкого, мне друга,

Андрея Ильича покойного сынок:

Действие 3. Явление 21.

«По матери пошел, по Анне Алексевне…»

Действие 1. Явление 5.

«…Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли:

Привычка вместе быть день каждый неразлучно

Связала детскою нас дружбой…»

Действие 1. Явление 5.

«…Слезами обливался,

Я помню, бедный он, как с вами расставался. –

Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь…

А он в ответ: «Недаром, Лиза, плачу:

Кому известно, что найду я воротясь?

И сколько, может быть, утрачу!

Бедняжка будто знал, что года через три…»

Действие 3. Явление 21.

«Хлестова

…имел душ сотни три

Фамусов

Четыре…»

Черты характера.

Действие 1. Явление 5

«Кто так чувствителен, и весел, и остер,

Как Александр Андреич Чацкий!..»

«…Он славно

Пересмеять умеет всех;

Болтает, шутит…»

«Остер, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив…»

«Лечился, говорят, на кислых он водах,

Не от болезни, чай, от скуки…»

Действие 1. Явление 7.

«Ах! к воспитанью перейдем.

Что нынче, так же, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки,

Числом поболее, ценою подешевле?

Не то, чтобы в науке далеки;

В России, под великим штрафом,

Нам каждого признать велят

Историком и географом!..»

«Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья!»

Действие 1. Явление 7.

На съездах, на больших, по праздникам приходским

Господствует еще смешенье языков:

        Французского с нижегородским?

Действие 1. Явление 7.

«И день и ночь по снеговой пустыне,

Спешу к вам, голову сломя.

И как вас нахожу? в каком-то строгом чине!

Вот полчаса холодности терплю!

Лицо святейшей богомолки!.. –

И все-таки я вас без памяти люблю…»

Действе 3. Явление 1

«Заметно, что вы желчь на всех излить готовы…»

«Зачем же быть, скажу вам напрямик,

Так невоздержну на язык?

В презреньи к людям так нескрыту?

Что и смирнейшему пощады нет!.. чего?

Случись кому назвать его:

Град колкостей и шуток ваших грянет.

Шутить! и век шутить! как вас на это станет!..»

Давайте сделаем вывод по авторской характеристике: как относится сам автор к Чацкому?

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Характеристика критиков. (Групповая работа) (15 мин)

(оценка и сравнительный анализ)

Разделитесь на группы по 4 человека

Сейчас я вам предлагаю прочитать мнения критиков о персонаже. На листах А4 начертите таблицу в два столбика, где в первом будут положительные черты, а во втором – отрицательные.

- Запишите в тетради 1 высказывание, которое больше всего вам понравилось. Объясните почему вы записали именно это высказывание. На это задание вам 10 минут

А) И. А. Гончаров:  «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи» . Драма Чацкого в том, что он видит трагизм в судьбе общества, но повлиять ни на что не может.

Б) А. С. Пушкин: «Что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями… Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и ему подобными» .

В) А. Григорьев:  Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы…, честная и деятельная натура, при том еще натура борца.

Г) В. Г. Белинский: «Мальчик на палочке верхом, крикун, фразёр, идеальный шут, драма Чацкого – буря в стакане воды» .

Д) А. И. Герцен: «Чацкий – идеальный герой, взятый автором из самой жизни… Реальный положительный герой русской литературы. Энтузиаст Чацкий – декабрист в глубине души» .

Е) М. А. Дмитриев: Чацкий… есть не что иное, как сумасброд, который находится в обществе людей совсем не глупых, но необразованных, и который умничает перед ними, потому что считает себя умнее.

Ж) М. Дунаев:  «В чем горе Чацкого? В роковом несоответствии системы его жизненных ценностей с теми, с которыми он сталкивается в доме Фамусова. Он - один. И его - не понимают. И у него - изнемогает рассудок. И для него здесь гибель, горе, "мильон терзаний". А внутренняя причина - в нем самом. Ибо горе - от его ума. Точнее: от своеобразия его ума».

- Как вы думаете, почему у критиков разное мнение по отношению к Чацкому?

- Чацкий – особый персонаж, взятый из “реального мира”, в котором жил Грибоедов. Он один и против всех, у него свое мнение, он ни за кем не следует и живет по своим принципам. Он наделен своеобразием ума. Но значит ли это то, что остальные персонажи глупы?

- Ответьте на вопрос: на какие две группы можно разделить персонажей произведения?

 

- Как вы думаете, правильно ли поступал Чацкий, когда пытался что-либо доказать Фамусовскому обществу, или “метал бисер”? Как Фамусовское общество реагировало на его высказывания? К чему это привело?

 

- Сейчас, каждый у себя в тетради сделайте синквейн «Чацкий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Почему же Чацкий – один в поле воин?  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Итак, Чацкий одинок в своих суждениях, но не сдается под натиском Фамуского общества. Мы слышали уже сегодня выражение “Мильон терзаний”. Как вы думаете, что это значит? Что такое «терзание»? Что можно отнести к терзаниям Чацкого?

3. Чтение статьи в учебнике, заполнение таблицы. (самостоятельная работа). 10 мин

(понимание и ответы на вопросы)

- Откройте учебник на странице 181. Вам нужно законспектировать данную статью в виде таблицы, которую вы видите на доске.

(если не успеют, то дз)

 

1.

- данная пословица употребляется в таких ситуациях, когда нужна общая работа, а один человек сделать ничего не может

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отец – Андрей Ильич. Чацкий остался без отца

Мать – Анна Алексевна

 

После смерти отца Чацкий жил в доме Фамусова и воспитывался вместе с Софией

 

 

 

 

Чацкий покидает дом Фамусовых на 3 года. Особенно тяжело ему далась разлука с Софьей.

 

 

 

Чацкий – дворянин, довольно богатый помещик, который владеет сотнями крестьян.

 

 

Чацкий – остроумный, веселый, способен всех рассмешить, красноречивый, чувствует себя комфортно в компании единомышленников

 

 

Чацкий не любит скуку

 

 

 

 

Чацкий осуждает систему образования в России, направленность дворянства на все Западное.

 

 

 

 

 

Чацкий с сарказмом относится к моде смешивать Французский язык с Русским.

 

 

 

Чацкий любит Софью и тяжело переживает ее равнодушие

 

 

 

 

 

 

Чацкий – язвительный человек, готовый высмеивать человеческие пороки.

 

 

 

К Чацкому Грибоедов относится с уважением, так как Чацкий представитель "века нынешнего" и у него правильные представление о чести, морали и т. п. ОБраз Чацкого он создал как образец для дворянства тех времен, когда менялись представления о мире в обществе.

 

 

Делятся на группы по 4 человека

 

 

 

 

 

 

 

Плюсы Чацкого: обличитель лжи, честный человек, пылкий, благородный, добрый малый, умный, верен только себе, герой литературы, деятельный борец, идеальный герой из жизни, положительный герой, энтузиаст

Минусы: крикун, фразер, шут, делает из мухи слона, сумасброд, умничает, считает себя самым умным, завышенная самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Потому что Чацкий очень противоречивый герой. Кто-то считает его гением, а кто-то – высокомерным человеком, который хочет показаться умнее всех

 

 

- умные и неумные\век нынешний и век минувший

 

- Фамусовскому обществу это не  нравилось. это привело к тому, что Чацкого объявили сумасшедшим

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл 5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

 

Потому что Чацкий, несмотря на видимый внешний урон, которое наносит ему московское общество, остается им не побежденным, ни на миллиметр не сдвигается он в своих убеждениях, не меняет свою систему жизненных ценностей. Это редчайшее свойство человеческой души - не поддаваться влиянию общества, обычно оно все же оказывается сильнее отдельной личности.

 

- терзание – нравственное страдание\мучение

- отношение общества к нему, невзаимная любовь, предательство Софьи, объявление его сумасшедшим и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерий: характеризовать героя на основе высказываний критиков

Дескрипторы:

1. Определяет плюсы Чацкого в соответствии с высказываниями критиков;

2. Определяет минусы Чацкого в соответствии с высказываниями критиков;

3. Выписывает одно понравившееся высказывание в тетрадь, объясняя свой выбор.

ФО: две звезды – одно пожелание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерий: Характеризовать Чацкого, его портрет, характер

Дескрипторы:

1. Указывает два прилагательных, описывающее героя;

2. Указывает три глагола в соответствии с действиями героя;

3. Выписывает фразу, характеризующуу героя

4. Подбирает синоним, описывающий героя

ФО: комментарий учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерий: работать с текстом, отвечать на тонкие и толстые вопросы

Дескрипторы:

1. Дает ответы на поставленные вопросы

2. Выполняет конспект в виде таблицы

ФО: комментарий учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Конец урока

III. Рефлексивно-оценочный этап

 

 

 

 

Домашнее задание

 

Доделать таблицу

 

 

 

Приложение 1.

Вопрос

Ответ

1. Как грибоедов высказывается о героях своей пьесы?

 

2. Как можно описать среду, в которую попал Чацкий?

 

3. Почему монологи и реплики Чацкого порой были наделены элементами несдержанности, раздраженности?

 

4. Как Белинский критиковал Чацкого?

 

5. Какова гражданская позиция Чацкого? С чьей позицией ее сравнивают?

 

6. Почему Чацкий «натура страстная»?

 

7. Как Софья относилась к Чацкому? Докажите цитатами из произведения

 

8. Что удерживало Чацкого в фамусовском обществе?

 

9. Как Чацкого настигает «Мильон терзаний»?

 

10. Кого можно назвать прототипами Чацкого? (Перечислить фамилии)

 

11. Какова роль всех Чацких?

 

 

Ключ:

Вопрос

Ответ

1. Как грибоедов высказывается о героях своей пьесы?

25 глупцов на одного здравомыслящего человека

2. Как можно описать среду, в которую попал Чацкий?

Не способна не только понять его, но и даже отнестись к нему серьезно – его просто считают безумным.

3. Почему монологи и реплики Чацкого порой были наделены элементами несдержанности, раздраженности?

По причине того, что он видит уродливые явления барской среды, у него обостряется восприятие неразделенного чувства

4. Как Белинский критиковал Чацкого?

«Мальчик на полочке верхом, который воображает, что сидит на лошади»

5. Какова гражданская позиция Чацкого? С чьей позицией ее сравнивают?

Протест против крепостного права, злоупотреблений в государственной и военной службе, идея личной свободы и независимости, борьба за национальное самосознание. С позицией декабристов.

6. Почему Чацкий «натура страстная»?

Чацкий – натура борца. Он наделен горечью, которой упрекают его все вокруг, и даже Софья обвиняет его во злости.

7. Как Софья относилась к Чацкому? Докажите цитатами из произведения

Ей противен Чацкий, она не хочет с ним быть, и не любит вовсе.

«Смотреть на вас, вас слушать нету сил», об уме Чацкого: «скор, блестящ и скоро опротивит»

8. Что удерживало Чацкого в фамусовском обществе?

Любовь к Софье

9. Как Чацкого настигает «Мильон терзаний»?

Чацкий беспредельно одинок даже в большом обществе людей (еще более одинок), он узнает, что Софья предпочла Молчалина, затем его объявляет сумасшедшим, а этот слух распространила Софья, которую он очень любил. И в итоге он решил уехать, чтобы найти себя в этом мире, и чтобы избавиться от тех терзаний, которыми его наделило фамусовское общество.

10. Кого можно назвать прототипами Чацкого? (Перечислить фамилии)

Чаадаев, Белинский, Герцен

11. Какова роль всех Чацких?

Страдательная, успех всех Чацких – безнадежен, но они всегда остаются верны своим убеждениям.

 


 

Раздел 3 Сатира на общество

Раздел 3 Сатира на общество

Кого же мы можем назвать самым умным персонажем в комедии?

Кого же мы можем назвать самым умным персонажем в комедии?

Скалозубу) Позвольте, батюшка

Скалозубу) Позвольте, батюшка

Хлопочут набирать учителей полки,

Хлопочут набирать учителей полки,

Характеристика критиков. (Групповая работа) (15 мин) (оценка и сравнительный анализ)

Характеристика критиков. (Групповая работа) (15 мин) (оценка и сравнительный анализ)

Е) М. А. Дмитриев: Чацкий… есть не что иное, как сумасброд, который находится в обществе людей совсем не глупых, но необразованных, и который умничает перед…

Е) М. А. Дмитриев: Чацкий… есть не что иное, как сумасброд, который находится в обществе людей совсем не глупых, но необразованных, и который умничает перед…

Почему же Чацкий – один в поле воин? -

Почему же Чацкий – один в поле воин? -

Домашнее задание Доделать таблицу

Домашнее задание Доделать таблицу

Как Чацкого настигает «Мильон терзаний»? 10

Как Чацкого настигает «Мильон терзаний»? 10
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2024