9 класс. План-конспект урока по русской литературе. Тема: Чацкий - один в поле не воин. "Мильон терзаний Чацкого"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.02.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Чацкий - один в поле воин 9 класс ксп.docx

 Раздел 3

 Сатира на общество

ФИО педагога

 Сафронова Анастасия Денисовна

Дата:

09.02.2024

Класс:  9

Количество присутствующих

Количество отсутствующих

Тема урока № 6

 Чацкий – один в поле воин. «Мильон терзаний» Чацкого

Цели обучения в соответствии с учебной программой

9.2.5.1. характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий

9.2.7.1. определять способы выражения авторского отношения к героям

Цели урока

Учащиеся будут:

- Характеризовать Чацкого, его портрет, характер

- Отвечать на вопрос: как автор относится к герою?

Ход урока

Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

I. Организационно-мотивационный этап

7 мин

 

1. Приветствие

2. Проверка домашнего задания.

- Что такое ум по вашему мнению?

3. Актуализация знаний

- Как вы думаете, почему ум становится частью заглавия?

- Почему произведение раньше называлось «Горе уму»? Сравните два названия: «Горе от ума» и «Горе уму»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Кого же мы можем назвать самым умным персонажем в комедии? Почему?

- Итак, сегодня мы поговорим о Чацком. Запишите число и тему урока.

 

 

 

 

 

- ум – способность мыслить, анализировать, иметь свое мнение….

- Первоначально пьеса называлась   "Горе уму". При изменении названия произошло и изменение идеи произведения. В первом названии ум пассивен, он ничего не может изменить - отсюда драматический конфликт. Во втором названии ум активен, он сам навлекает на себя горе и поэтому смешон. Грибоедов противопоставляет несколько типов ума, а главную проблему освещает с точки зрения России. Автор показывает, что смешным может быть и умнейший Чацкий, и неглупая Софья. Грибоедов хотел показать, что и умный человек бывает одинок и глубоко несчастен»

 

 

Чацкого, потому что он анализирует ситуацию (например, в России) не со стороны инфантильности, а со стороны здравого смысла. Он верен только самому себе и своим мыслям, он идет против общественного мнения, которое зачастую и в наше время бывает неправильным.

 

 

Середина урока III. Информационно- деятельностный

этап

 

1. «Мозговой штурм». (3 мин)

(понимание и ответы)

- Давайте вспомним значение пословицы «Один в поле не воин». В каких ситуациях употребляют данную пословицу?

- Тема нашего урока содержит антонимичное значение данной пословицы, именно такой смысл заложил И.А. Гончаров: «Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий».

- Как вы понимаете данное высказывание?

2. Характеристика Чацкого. (Устно) Работа с текстом (10 мин)

(анализ и интерпретация)

2.1. Авторская характеристика:

А) Портрет

Б) Характер

Портрет

Действие 2. Явление 5.

Фамусов

(Скалозубу)

Позвольте, батюшка. Вот-с — Чацкого, мне друга,

Андрея Ильича покойного сынок:

Действие 3. Явление 21.

«По матери пошел, по Анне Алексевне…»

Действие 1. Явление 5.

«…Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли:

Привычка вместе быть день каждый неразлучно

Связала детскою нас дружбой…»

Действие 1. Явление 5.

«…Слезами обливался,

Я помню, бедный он, как с вами расставался. –

Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь…

А он в ответ: «Недаром, Лиза, плачу:

Кому известно, что найду я воротясь?

И сколько, может быть, утрачу!

Бедняжка будто знал, что года через три…»

Действие 3. Явление 21.

«Хлестова

…имел душ сотни три

Фамусов

Четыре…»

Черты характера.

Действие 1. Явление 5

«Кто так чувствителен, и весел, и остер,

Как Александр Андреич Чацкий!..»

«…Он славно

Пересмеять умеет всех;

Болтает, шутит…»

«Остер, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив…»

«Лечился, говорят, на кислых он водах,

Не от болезни, чай, от скуки…»

Действие 1. Явление 7.

«Ах! к воспитанью перейдем.

Что нынче, так же, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки,

Числом поболее, ценою подешевле?

Не то, чтобы в науке далеки;

В России, под великим штрафом,

Нам каждого признать велят

Историком и географом!..»

«Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья!»

Действие 1. Явление 7.

На съездах, на больших, по праздникам приходским

Господствует еще смешенье языков:

        Французского с нижегородским?

Действие 1. Явление 7.

«И день и ночь по снеговой пустыне,

Спешу к вам, голову сломя.

И как вас нахожу? в каком-то строгом чине!

Вот полчаса холодности терплю!

Лицо святейшей богомолки!.. –

И все-таки я вас без памяти люблю…»

Действе 3. Явление 1

«Заметно, что вы желчь на всех излить готовы…»

«Зачем же быть, скажу вам напрямик,

Так невоздержну на язык?

В презреньи к людям так нескрыту?

Что и смирнейшему пощады нет!.. чего?

Случись кому назвать его:

Град колкостей и шуток ваших грянет.

Шутить! и век шутить! как вас на это станет!..»

Давайте сделаем вывод по авторской характеристике: как относится сам автор к Чацкому?

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Характеристика критиков. (Групповая работа) (15 мин)

(оценка и сравнительный анализ)

Разделитесь на группы по 4 человека

Сейчас я вам предлагаю прочитать мнения критиков о персонаже. На листах А4 начертите таблицу в два столбика, где в первом будут положительные черты, а во втором – отрицательные.

- Запишите в тетради 1 высказывание, которое больше всего вам понравилось. Объясните почему вы записали именно это высказывание. На это задание вам 10 минут

А) И. А. Гончаров:  «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи» . Драма Чацкого в том, что он видит трагизм в судьбе общества, но повлиять ни на что не может.

Б) А. С. Пушкин: «Что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями… Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и ему подобными» .

В) А. Григорьев:  Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы…, честная и деятельная натура, при том еще натура борца.

Г) В. Г. Белинский: «Мальчик на палочке верхом, крикун, фразёр, идеальный шут, драма Чацкого – буря в стакане воды» .

Д) А. И. Герцен: «Чацкий – идеальный герой, взятый автором из самой жизни… Реальный положительный герой русской литературы. Энтузиаст Чацкий – декабрист в глубине души» .

Е) М. А. Дмитриев: Чацкий… есть не что иное, как сумасброд, который находится в обществе людей совсем не глупых, но необразованных, и который умничает перед ними, потому что считает себя умнее.

Ж) М. Дунаев:  «В чем горе Чацкого? В роковом несоответствии системы его жизненных ценностей с теми, с которыми он сталкивается в доме Фамусова. Он - один. И его - не понимают. И у него - изнемогает рассудок. И для него здесь гибель, горе, "мильон терзаний". А внутренняя причина - в нем самом. Ибо горе - от его ума. Точнее: от своеобразия его ума».

- Как вы думаете, почему у критиков разное мнение по отношению к Чацкому?

- Чацкий – особый персонаж, взятый из “реального мира”, в котором жил Грибоедов. Он один и против всех, у него свое мнение, он ни за кем не следует и живет по своим принципам. Он наделен своеобразием ума. Но значит ли это то, что остальные персонажи глупы?

- Ответьте на вопрос: на какие две группы можно разделить персонажей произведения?

 

- Как вы думаете, правильно ли поступал Чацкий, когда пытался что-либо доказать Фамусовскому обществу, или “метал бисер”? Как Фамусовское общество реагировало на его высказывания? К чему это привело?

 

- Сейчас, каждый у себя в тетради сделайте синквейн «Чацкий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Почему же Чацкий – один в поле воин?  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Итак, Чацкий одинок в своих суждениях, но не сдается под натиском Фамуского общества. Мы слышали уже сегодня выражение “Мильон терзаний”. Как вы думаете, что это значит? Что такое «терзание»? Что можно отнести к терзаниям Чацкого?

3. Чтение статьи в учебнике, заполнение таблицы. (самостоятельная работа). 10 мин

(понимание и ответы на вопросы)

- Откройте учебник на странице 181. Вам нужно законспектировать данную статью в виде таблицы, которую вы видите на доске.

(если не успеют, то дз)

 

1.

- данная пословица употребляется в таких ситуациях, когда нужна общая работа, а один человек сделать ничего не может

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отец – Андрей Ильич. Чацкий остался без отца

Мать – Анна Алексевна

 

После смерти отца Чацкий жил в доме Фамусова и воспитывался вместе с Софией

 

 

 

 

Чацкий покидает дом Фамусовых на 3 года. Особенно тяжело ему далась разлука с Софьей.

 

 

 

Чацкий – дворянин, довольно богатый помещик, который владеет сотнями крестьян.

 

 

Чацкий – остроумный, веселый, способен всех рассмешить, красноречивый, чувствует себя комфортно в компании единомышленников

 

 

Чацкий не любит скуку

 

 

 

 

Чацкий осуждает систему образования в России, направленность дворянства на все Западное.

 

 

 

 

 

Чацкий с сарказмом относится к моде смешивать Французский язык с Русским.

 

 

 

Чацкий любит Софью и тяжело переживает ее равнодушие

 

 

 

 

 

 

Чацкий – язвительный человек, готовый высмеивать человеческие пороки.

 

 

 

К Чацкому Грибоедов относится с уважением, так как Чацкий представитель "века нынешнего" и у него правильные представление о чести, морали и т. п. ОБраз Чацкого он создал как образец для дворянства тех времен, когда менялись представления о мире в обществе.

 

 

Делятся на группы по 4 человека

 

 

 

 

 

 

 

Плюсы Чацкого: обличитель лжи, честный человек, пылкий, благородный, добрый малый, умный, верен только себе, герой литературы, деятельный борец, идеальный герой из жизни, положительный герой, энтузиаст

Минусы: крикун, фразер, шут, делает из мухи слона, сумасброд, умничает, считает себя самым умным, завышенная самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Потому что Чацкий очень противоречивый герой. Кто-то считает его гением, а кто-то – высокомерным человеком, который хочет показаться умнее всех

 

 

- умные и неумные\век нынешний и век минувший

 

- Фамусовскому обществу это не  нравилось. это привело к тому, что Чацкого объявили сумасшедшим

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл 5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

 

Потому что Чацкий, несмотря на видимый внешний урон, которое наносит ему московское общество, остается им не побежденным, ни на миллиметр не сдвигается он в своих убеждениях, не меняет свою систему жизненных ценностей. Это редчайшее свойство человеческой души - не поддаваться влиянию общества, обычно оно все же оказывается сильнее отдельной личности.

 

- терзание – нравственное страдание\мучение

- отношение общества к нему, невзаимная любовь, предательство Софьи, объявление его сумасшедшим и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерий: характеризовать героя на основе высказываний критиков

Дескрипторы:

1. Определяет плюсы Чацкого в соответствии с высказываниями критиков;

2. Определяет минусы Чацкого в соответствии с высказываниями критиков;

3. Выписывает одно понравившееся высказывание в тетрадь, объясняя свой выбор.

ФО: две звезды – одно пожелание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерий: Характеризовать Чацкого, его портрет, характер

Дескрипторы:

1. Указывает два прилагательных, описывающее героя;

2. Указывает три глагола в соответствии с действиями героя;

3. Выписывает фразу, характеризующуу героя

4. Подбирает синоним, описывающий героя

ФО: комментарий учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерий: работать с текстом, отвечать на тонкие и толстые вопросы

Дескрипторы:

1. Дает ответы на поставленные вопросы

2. Выполняет конспект в виде таблицы

ФО: комментарий учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Конец урока

III. Рефлексивно-оценочный этап

 

 

 

 

Домашнее задание

 

Доделать таблицу

 

 

 

Приложение 1.

Вопрос

Ответ

1. Как грибоедов высказывается о героях своей пьесы?

 

2. Как можно описать среду, в которую попал Чацкий?

 

3. Почему монологи и реплики Чацкого порой были наделены элементами несдержанности, раздраженности?

 

4. Как Белинский критиковал Чацкого?

 

5. Какова гражданская позиция Чацкого? С чьей позицией ее сравнивают?

 

6. Почему Чацкий «натура страстная»?

 

7. Как Софья относилась к Чацкому? Докажите цитатами из произведения

 

8. Что удерживало Чацкого в фамусовском обществе?

 

9. Как Чацкого настигает «Мильон терзаний»?

 

10. Кого можно назвать прототипами Чацкого? (Перечислить фамилии)

 

11. Какова роль всех Чацких?

 

 

Ключ:

Вопрос

Ответ

1. Как грибоедов высказывается о героях своей пьесы?

25 глупцов на одного здравомыслящего человека

2. Как можно описать среду, в которую попал Чацкий?

Не способна не только понять его, но и даже отнестись к нему серьезно – его просто считают безумным.

3. Почему монологи и реплики Чацкого порой были наделены элементами несдержанности, раздраженности?

По причине того, что он видит уродливые явления барской среды, у него обостряется восприятие неразделенного чувства

4. Как Белинский критиковал Чацкого?

«Мальчик на полочке верхом, который воображает, что сидит на лошади»

5. Какова гражданская позиция Чацкого? С чьей позицией ее сравнивают?

Протест против крепостного права, злоупотреблений в государственной и военной службе, идея личной свободы и независимости, борьба за национальное самосознание. С позицией декабристов.

6. Почему Чацкий «натура страстная»?

Чацкий – натура борца. Он наделен горечью, которой упрекают его все вокруг, и даже Софья обвиняет его во злости.

7. Как Софья относилась к Чацкому? Докажите цитатами из произведения

Ей противен Чацкий, она не хочет с ним быть, и не любит вовсе.

«Смотреть на вас, вас слушать нету сил», об уме Чацкого: «скор, блестящ и скоро опротивит»

8. Что удерживало Чацкого в фамусовском обществе?

Любовь к Софье

9. Как Чацкого настигает «Мильон терзаний»?

Чацкий беспредельно одинок даже в большом обществе людей (еще более одинок), он узнает, что Софья предпочла Молчалина, затем его объявляет сумасшедшим, а этот слух распространила Софья, которую он очень любил. И в итоге он решил уехать, чтобы найти себя в этом мире, и чтобы избавиться от тех терзаний, которыми его наделило фамусовское общество.

10. Кого можно назвать прототипами Чацкого? (Перечислить фамилии)

Чаадаев, Белинский, Герцен

11. Какова роль всех Чацких?

Страдательная, успех всех Чацких – безнадежен, но они всегда остаются верны своим убеждениям.

 


 

Посмотрите также