Раздел 3 |
Сатира на общество |
||||
ФИО педагога |
Сафронова Анастасия Денисовна |
||||
Дата: |
09.02.2024 |
||||
Класс: 9 |
Количество присутствующих |
Количество отсутствующих |
|||
Тема урока № 6 |
Чацкий – один в поле воин. «Мильон терзаний» Чацкого |
||||
Цели обучения в соответствии с учебной программой |
9.2.5.1. характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий 9.2.7.1. определять способы выражения авторского отношения к героям |
||||
Цели урока |
Учащиеся будут: - Характеризовать Чацкого, его портрет, характер - Отвечать на вопрос: как автор относится к герою? |
||||
Ход урока |
|||||
Этап урока/время |
Действия педагога |
Действия учеников |
Оценивание |
Ресурсы |
|
Начало урока I. Организационно-мотивационный этап 7 мин |
1. Приветствие 2. Проверка домашнего задания. - Что такое ум по вашему мнению? 3. Актуализация знаний - Как вы думаете, почему ум становится частью заглавия? - Почему произведение раньше называлось «Горе уму»? Сравните два названия: «Горе от ума» и «Горе уму»
- Кого же мы можем назвать самым умным персонажем в комедии? Почему? - Итак, сегодня мы поговорим о Чацком. Запишите число и тему урока.
|
- ум – способность мыслить, анализировать, иметь свое мнение…. - Первоначально пьеса называлась "Горе уму". При изменении названия произошло и изменение идеи произведения. В первом названии ум пассивен, он ничего не может изменить - отсюда драматический конфликт. Во втором названии ум активен, он сам навлекает на себя горе и поэтому смешон. Грибоедов противопоставляет несколько типов ума, а главную проблему освещает с точки зрения России. Автор показывает, что смешным может быть и умнейший Чацкий, и неглупая Софья. Грибоедов хотел показать, что и умный человек бывает одинок и глубоко несчастен»
Чацкого, потому что он анализирует ситуацию (например, в России) не со стороны инфантильности, а со стороны здравого смысла. Он верен только самому себе и своим мыслям, он идет против общественного мнения, которое зачастую и в наше время бывает неправильным.
|
|
||
Середина урока III. Информационно- деятельностный этап |
1. «Мозговой штурм». (3 мин) (понимание и ответы) - Давайте вспомним значение пословицы «Один в поле не воин». В каких ситуациях употребляют данную пословицу? - Тема нашего урока содержит антонимичное значение данной пословицы, именно такой смысл заложил И.А. Гончаров: «Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий». - Как вы понимаете данное высказывание? 2. Характеристика Чацкого. (Устно) Работа с текстом (10 мин) (анализ и интерпретация) 2.1. Авторская характеристика: А) Портрет Б) Характер Портрет Действие 2. Явление 5. Фамусов (Скалозубу) Позвольте, батюшка. Вот-с — Чацкого, мне друга, Андрея Ильича покойного сынок: Действие 3. Явление 21. «По матери пошел, по Анне Алексевне…» Действие 1. Явление 5. «…Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли: Привычка вместе быть день каждый неразлучно Связала детскою нас дружбой…» Действие 1. Явление 5. «…Слезами обливался, Я помню, бедный он, как с вами расставался. – Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь… А он в ответ: «Недаром, Лиза, плачу: Кому известно, что найду я воротясь? И сколько, может быть, утрачу! Бедняжка будто знал, что года через три…» Действие 3. Явление 21. «Хлестова …имел душ сотни три Фамусов Четыре…» Черты характера. Действие 1. Явление 5 «Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!..» «…Он славно Пересмеять умеет всех; Болтает, шутит…» «Остер, умен, красноречив, В друзьях особенно счастлив…» «Лечился, говорят, на кислых он водах, Не от болезни, чай, от скуки…» Действие 1. Явление 7. «Ах! к воспитанью перейдем. Что нынче, так же, как издревле, Хлопочут набирать учителей полки, Числом поболее, ценою подешевле? Не то, чтобы в науке далеки; В России, под великим штрафом, Нам каждого признать велят Историком и географом!..» «Как с ранних пор привыкли верить мы, Что нам без немцев нет спасенья!» Действие 1. Явление 7. На съездах, на больших, по праздникам приходским Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским? Действие 1. Явление 7. «И день и ночь по снеговой пустыне, Спешу к вам, голову сломя. И как вас нахожу? в каком-то строгом чине! Вот полчаса холодности терплю! Лицо святейшей богомолки!.. – И все-таки я вас без памяти люблю…» Действе 3. Явление 1 «Заметно, что вы желчь на всех излить готовы…» «Зачем же быть, скажу вам напрямик, Так невоздержну на язык? В презреньи к людям так нескрыту? Что и смирнейшему пощады нет!.. чего? Случись кому назвать его: Град колкостей и шуток ваших грянет. Шутить! и век шутить! как вас на это станет!..» Давайте сделаем вывод по авторской характеристике: как относится сам автор к Чацкому?
2.2. Характеристика критиков. (Групповая работа) (15 мин) (оценка и сравнительный анализ) Разделитесь на группы по 4 человека Сейчас я вам предлагаю прочитать мнения критиков о персонаже. На листах А4 начертите таблицу в два столбика, где в первом будут положительные черты, а во втором – отрицательные. - Запишите в тетради 1 высказывание, которое больше всего вам понравилось. Объясните почему вы записали именно это высказывание. На это задание вам 10 минут А) И. А. Гончаров: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи» . Драма Чацкого в том, что он видит трагизм в судьбе общества, но повлиять ни на что не может. Б) А. С. Пушкин: «Что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями… Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и ему подобными» . В) А. Григорьев: Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы…, честная и деятельная натура, при том еще натура борца. Г) В. Г. Белинский: «Мальчик на палочке верхом, крикун, фразёр, идеальный шут, драма Чацкого – буря в стакане воды» . Д) А. И. Герцен: «Чацкий – идеальный герой, взятый автором из самой жизни… Реальный положительный герой русской литературы. Энтузиаст Чацкий – декабрист в глубине души» . Е) М. А. Дмитриев: Чацкий… есть не что иное, как сумасброд, который находится в обществе людей совсем не глупых, но необразованных, и который умничает перед ними, потому что считает себя умнее. Ж) М. Дунаев: «В чем горе Чацкого? В роковом несоответствии системы его жизненных ценностей с теми, с которыми он сталкивается в доме Фамусова. Он - один. И его - не понимают. И у него - изнемогает рассудок. И для него здесь гибель, горе, "мильон терзаний". А внутренняя причина - в нем самом. Ибо горе - от его ума. Точнее: от своеобразия его ума». - Как вы думаете, почему у критиков разное мнение по отношению к Чацкому? - Чацкий – особый персонаж, взятый из “реального мира”, в котором жил Грибоедов. Он один и против всех, у него свое мнение, он ни за кем не следует и живет по своим принципам. Он наделен своеобразием ума. Но значит ли это то, что остальные персонажи глупы? - Ответьте на вопрос: на какие две группы можно разделить персонажей произведения?
- Как вы думаете, правильно ли поступал Чацкий, когда пытался что-либо доказать Фамусовскому обществу, или “метал бисер”? Как Фамусовское общество реагировало на его высказывания? К чему это привело?
- Сейчас, каждый у себя в тетради сделайте синквейн «Чацкий»
- Почему же Чацкий – один в поле воин?
- Итак, Чацкий одинок в своих суждениях, но не сдается под натиском Фамуского общества. Мы слышали уже сегодня выражение “Мильон терзаний”. Как вы думаете, что это значит? Что такое «терзание»? Что можно отнести к терзаниям Чацкого? 3. Чтение статьи в учебнике, заполнение таблицы. (самостоятельная работа). 10 мин (понимание и ответы на вопросы) - Откройте учебник на странице 181. Вам нужно законспектировать данную статью в виде таблицы, которую вы видите на доске. (если не успеют, то дз) |
1. - данная пословица употребляется в таких ситуациях, когда нужна общая работа, а один человек сделать ничего не может
Отец – Андрей Ильич. Чацкий остался без отца Мать – Анна Алексевна
После смерти отца Чацкий жил в доме Фамусова и воспитывался вместе с Софией
Чацкий покидает дом Фамусовых на 3 года. Особенно тяжело ему далась разлука с Софьей.
Чацкий – дворянин, довольно богатый помещик, который владеет сотнями крестьян.
Чацкий – остроумный, веселый, способен всех рассмешить, красноречивый, чувствует себя комфортно в компании единомышленников
Чацкий не любит скуку
Чацкий осуждает систему образования в России, направленность дворянства на все Западное.
Чацкий с сарказмом относится к моде смешивать Французский язык с Русским.
Чацкий любит Софью и тяжело переживает ее равнодушие
Чацкий – язвительный человек, готовый высмеивать человеческие пороки.
К Чацкому Грибоедов относится с уважением, так как Чацкий представитель "века нынешнего" и у него правильные представление о чести, морали и т. п. ОБраз Чацкого он создал как образец для дворянства тех времен, когда менялись представления о мире в обществе.
Делятся на группы по 4 человека
Плюсы Чацкого: обличитель лжи, честный человек, пылкий, благородный, добрый малый, умный, верен только себе, герой литературы, деятельный борец, идеальный герой из жизни, положительный герой, энтузиаст Минусы: крикун, фразер, шут, делает из мухи слона, сумасброд, умничает, считает себя самым умным, завышенная самооценка
- Потому что Чацкий очень противоречивый герой. Кто-то считает его гением, а кто-то – высокомерным человеком, который хочет показаться умнее всех
- умные и неумные\век нынешний и век минувший
- Фамусовскому обществу это не нравилось. это привело к тому, что Чацкого объявили сумасшедшим 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл 5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Потому что Чацкий, несмотря на видимый внешний урон, которое наносит ему московское общество, остается им не побежденным, ни на миллиметр не сдвигается он в своих убеждениях, не меняет свою систему жизненных ценностей. Это редчайшее свойство человеческой души - не поддаваться влиянию общества, обычно оно все же оказывается сильнее отдельной личности.
- терзание – нравственное страдание\мучение - отношение общества к нему, невзаимная любовь, предательство Софьи, объявление его сумасшедшим и т.д. |
Критерий: характеризовать героя на основе высказываний критиков Дескрипторы: 1. Определяет плюсы Чацкого в соответствии с высказываниями критиков; 2. Определяет минусы Чацкого в соответствии с высказываниями критиков; 3. Выписывает одно понравившееся высказывание в тетрадь, объясняя свой выбор. ФО: две звезды – одно пожелание
Критерий: Характеризовать Чацкого, его портрет, характер Дескрипторы: 1. Указывает два прилагательных, описывающее героя; 2. Указывает три глагола в соответствии с действиями героя; 3. Выписывает фразу, характеризующуу героя 4. Подбирает синоним, описывающий героя ФО: комментарий учителя
Критерий: работать с текстом, отвечать на тонкие и толстые вопросы Дескрипторы: 1. Дает ответы на поставленные вопросы 2. Выполняет конспект в виде таблицы ФО: комментарий учителя |
Приложение 1 |
|
Конец урока III. Рефлексивно-оценочный этап |
|
|
|
|
|
Домашнее задание
|
Доделать таблицу |
|
|
||
Приложение 1.
Вопрос |
Ответ |
1. Как грибоедов высказывается о героях своей пьесы? |
|
2. Как можно описать среду, в которую попал Чацкий? |
|
3. Почему монологи и реплики Чацкого порой были наделены элементами несдержанности, раздраженности? |
|
4. Как Белинский критиковал Чацкого? |
|
5. Какова гражданская позиция Чацкого? С чьей позицией ее сравнивают? |
|
6. Почему Чацкий «натура страстная»? |
|
7. Как Софья относилась к Чацкому? Докажите цитатами из произведения |
|
8. Что удерживало Чацкого в фамусовском обществе? |
|
9. Как Чацкого настигает «Мильон терзаний»? |
|
10. Кого можно назвать прототипами Чацкого? (Перечислить фамилии) |
|
11. Какова роль всех Чацких? |
|
Ключ:
Вопрос |
Ответ |
1. Как грибоедов высказывается о героях своей пьесы? |
25 глупцов на одного здравомыслящего человека |
2. Как можно описать среду, в которую попал Чацкий? |
Не способна не только понять его, но и даже отнестись к нему серьезно – его просто считают безумным. |
3. Почему монологи и реплики Чацкого порой были наделены элементами несдержанности, раздраженности? |
По причине того, что он видит уродливые явления барской среды, у него обостряется восприятие неразделенного чувства |
4. Как Белинский критиковал Чацкого? |
«Мальчик на полочке верхом, который воображает, что сидит на лошади» |
5. Какова гражданская позиция Чацкого? С чьей позицией ее сравнивают? |
Протест против крепостного права, злоупотреблений в государственной и военной службе, идея личной свободы и независимости, борьба за национальное самосознание. С позицией декабристов. |
6. Почему Чацкий «натура страстная»? |
Чацкий – натура борца. Он наделен горечью, которой упрекают его все вокруг, и даже Софья обвиняет его во злости. |
7. Как Софья относилась к Чацкому? Докажите цитатами из произведения |
Ей противен Чацкий, она не хочет с ним быть, и не любит вовсе. «Смотреть на вас, вас слушать нету сил», об уме Чацкого: «скор, блестящ и скоро опротивит» |
8. Что удерживало Чацкого в фамусовском обществе? |
Любовь к Софье |
9. Как Чацкого настигает «Мильон терзаний»? |
Чацкий беспредельно одинок даже в большом обществе людей (еще более одинок), он узнает, что Софья предпочла Молчалина, затем его объявляет сумасшедшим, а этот слух распространила Софья, которую он очень любил. И в итоге он решил уехать, чтобы найти себя в этом мире, и чтобы избавиться от тех терзаний, которыми его наделило фамусовское общество. |
10. Кого можно назвать прототипами Чацкого? (Перечислить фамилии) |
Чаадаев, Белинский, Герцен |
11. Какова роль всех Чацких? |
Страдательная, успех всех Чацких – безнадежен, но они всегда остаются верны своим убеждениям. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.