Рабочая программа 9 класс по информатике. 34 часа.
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ильинская средняя общеобразовательная школа»
ОреховоЗуевского муниципального района Московской области
«Утверждаю»
Директор школы: ________________
/ Приказ № 80ш от
«31 » августа 2018 г
Печать
Рабочая программа
ПРЕДМЕТ ______________ информатика и ИКТ_______
Класс
Составитель:
_9_
Куранова Т.А.
Категория
20182019 учебный год Пояснительная записка
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным,
предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД)
для основного общего образования. Положения о порядке разработки и утверждения рабочих учебных
программ по предметам, элективным учебным предметам, курсам по выбору, и разработана на
основе Программы базового курса информатики, разработанной авторами учебников Семакиным
И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В., содержание которой согласовано с
содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ,
рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Рабочая программа по информатике ориентирована на использование базового учебника по
информатике для 9 классов: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Руссакова С.В., Шестакова Л.А.
Информатика и ИКТ Учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014,
рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Цели и задачи.
Предметный курс, для обучения которому предназначена завершенная предметная линия
учебников, разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), с учетом требований к
результатам освоения основной образовательной программы, а также возрастных и психологических
особенностей детей, обучающихся на ступени основного общего образования.
В соответствии с ФГОС изучение информатики в основной школе должно обеспечить:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления
о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и
умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм,
модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в
современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного
исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и
операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими
структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать
способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики,
диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и
права.
По программе на изучение информатики отводится в 9 классах 34 часа (т.е. 1 час в неделю).
Количество часов.
Содержание курса.
Поскольку курс информатики для основной школы носит общеобразовательный характер, то
его содержание должно обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
В соответствии с авторской концепцией в содержании предмета должны быть сбалансировано
отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики:
2 теоретическая информатика,
информационные технологии) и социальная информатика.
прикладная информатика
(средства информатизации и
Поэтому, авторский курс информатики основного общего образования включает в себя
следующие содержательные линии:
Информация и информационные процессы;
Представление информации;
Компьютер: устройство и ПО;
Формализация и моделирование;
Системная линия;
Логическая линия;
Алгоритмизация и программирование;
Информационные технологии;
Компьютерные телекоммуникации;
Историческая и социальная линия.
Фундаментальный характер предлагаемому курсу придает опора на базовые научные
представления предметной области: информация, информационные процессы, информационные
модели.
В основе ФГОС лежит системнодеятельностный подход, обеспечивающий активную учебно
познавательную деятельность обучающихся. Учебники содержат теоретический материал курса.
Весь материал для организации практических занятий (в том числе, в компьютерном классе)
сосредоточен в задачникепрактикуме, а также в электронном виде в комплекте ЦОР. Содержание
задачникапрактикума достаточно обширно для многовариантной организации практической работы
учащихся.
Учебники обеспечивают возможность разноуровневого изучения теоретического содержания
наиболее важных и динамично развивающихся разделов курса. В каждой книге, помимо основной
части, содержащей материал для обязательного изучения (в соответствии с ФГОС), имеются
дополнения к отдельным главам под заголовком «Дополнение к главе…»
9 класс
Общее число часов: 34 ч.
Управление и алгоритмы 8 ч
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя
система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блоксхем, учебный алгоритмический язык). Линейные,
ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные
алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных,
ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со
сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
1.
Введение в программирование 18 ч
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод
данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы
на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов:
присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы
описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация,
алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод,
трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и
циклических программ; программирование обработки массивов.
3 2. Информационные технологии и общество 8 ч
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных
ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном
обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной
сфере.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов
связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций,
файловых архивов и др;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» —
WWW.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять обмен информацией с файлсервером локальной сети или с рабочими станциями
одноранговой сети;
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиентпрограммы;
осуществлять просмотр Webстраниц с помощью браузера;
осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
работать с одной из программархиваторов.
Учащиеся должны знать:
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные,
вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
Учащиеся должны знать:
что такое база данных, СУБД, информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу;
добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Учащиеся должны знать:
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и
способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с
формулами;
4 основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление,
вставка, сортировка;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Учащиеся должны знать:
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной
связи в этой схеме;
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блоксхемы, учебный алгоритмический язык;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод
последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
пользоваться языком блоксхем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом
языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных
исполнителей;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Учащиеся должны знать:
основные виды и типы величин;
назначение языков программирования;
что такое трансляция;
назначение систем программирования;
правила оформления программы на Паскале;
правила представления данных и операторов на Паскале;
последовательность выполнения программы в системе программирования..
Учащиеся должны уметь:
работать с готовой программой на Паскале;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.
Учащиеся должны знать:
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого
общества;
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
в чем состоит проблема безопасности информации;
какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.
. Учащийся должен уметь:
регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и
правовыми нормами общества.
5 При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются
следующие личностные результаты:
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики.
Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения.
Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину
мира, вводит их в область информационной деятельности людей. В этом смысле большое значение
имеет историческая линия в содержании курса. Ученики знакомятся с историей развития средств
ИКТ, с важнейшими научными открытиями и изобретениями, повлиявшими на прогресс в этой
области, с именами крупнейших ученых и изобретателей. Ученики получают представление о
современном уровне и перспективах развития ИКТотрасли, в реализации которых в будущем они,
возможно, смогут принять участие. Историческая линия отражена в следующих разделах учебников:
9 класс, § 22 «Предыстория информатики» раскрывается история открытий и изобретений средств и
методов хранения, передачи и обработки информации до создания ЭВМ.
9 класс , § 23 «История ЭВМ», § 24 «История программного обеспечения и ИКТ», раздел 2.4
«История языков программирования» посвящены современному этапу развития информатики и ее
перспективам.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественнополезной, учебно
исследовательской, творческой деятельности.
В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на
коллективное обсуждение, дискуссии, выработку коллективного мнения.
В задачникепрактикуме, входящим в состав УМК, помимо заданий для индивидуального
выполнения в ряде разделов (прежде всего, связанных с освоением информационных технологий)
содержатся задания проектного характера (под заголовком «Творческие задачи и проекты»). В
методическом пособии для учителя даются рекомендации об организации коллективной работы над
проектами. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками – исполнителями
проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования,
контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы
предусматривается процедура зашиты проекта перед коллективом класса, которая также
направлена на формирование коммуникативных навыков учащихся
3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Все большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными
заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами
безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. Учебник для 7 класса начинается
с раздела «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК». Эту тему поддерживает
интерактивный ЦОР «Техника безопасности и санитарные нормы» (файл 8_024.pps). В некоторых
обучающих программах, входящих в коллекцию ЦОР, автоматически контролируется время
непрерывной работы учеников за компьютером. Когда время достигает предельного значения,
определяемого СанПИНами, происходит прерывание работы программы и ученикам предлагается
6 выполнить комплекс упражнений для тренировки зрения. После окончания «физкультпаузы»
продолжается работа с программой.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются
следующие метапредметные результаты:
1.
Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
В курсе информатики данная компетенция обеспечивается алгоритмической линией, которая
реализована в учебнике 9 класса, в главе 1 «Управление и алгоритмы» и главе 2 «Введение в
программирование». Алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных
ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд
исполнителя). С самых первых задач на алгоритмизацию подчеркивается возможность построения
разных алгоритмов для решения одной и той же задачи (достижения одной цели). Для
сопоставления алгоритмов в программировании существуют критерии сложности: сложность по
данным и сложность по времени. Этому вопросу в учебнике 9 класса посвящен § 2.2. «Сложность
алгоритмов» в дополнительном разделе к главе 2.
2.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения
В методику создания любого информационного объекта: текстового документа, базы данных,
электронной таблицы, программы на языке программирования, входит обучение правилам
верификации, т.е. проверки правильности функционирования созданного объекта. Осваивая
создание динамических объектов: баз данных и их приложений, электронных таблиц, программ (8
класс, главы 3, 4; 9 класс, главы 1, 2), ученики обучаются тестированию. Умение оценивать
правильность выполненной задачи в этих случаях заключается в умении выстроить систему тестов,
доказывающую работоспособность созданного продукта. Специально этому вопросу посвящен в
учебнике 9 класса, в § 29 раздел «Что такое отладка и тестирование программы».
3.
Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать прчинноследственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы.
Формированию данной компетенции в курсе информатики способствует изучение системной линии.
В информатике системная линия связана с информационным моделированием (8 класс, глава
«Информационное моделирование»). При этом используются основные понятия системологии:
система, элемент системы, подсистема, связи (отношения, зависимости), структура, системный
эффект. Эти вопросы раскрываются в дополнении к главе 2 учебника 8 класса, параграфы 2.1.
«Системы, модели, графы», 2.2. «Объектноинформационные модели». В информатике логические
умозаключения формализуются средствами алгебры логики, которая находит применение в
разделах, посвященных изучению баз данных (8 класс, глава 3), электронных таблиц (8 класс, глава
4), программирования (9 класс, глава 2)
4.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач.
Формированию данной компетенции способствует изучение содержательных линии «Представление
информации» и «Формализация и моделирование». Информация любого типа (текстовая, числовая,
7 графическая, звуковая) в компьютерной памяти представляется в двоичной форме – знаковой форме
компьютерного кодирования.
В информатике получение описания исследуемой системы (объекта) в знаковосимвольной форме (в
том числе – и в схематической) называется формализацией. Путем формализации создается
информационная модель, а при ее реализации на компьютере с помощью какогото
инструментального средства получается компьютерная модель. Этим вопросам посвящаются: 8
класс, глава 2 «Информационное моделирование», а также главы 3 и 4, где рассматриваются
информационные модели баз данных и динамические информационные модели в электронных
таблицах.
5.
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ
компетенции).
Перечень учебнометодического обеспечения
I.
Учебнометодический комплект
1. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый
курс: Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
II. Литература для учителя
1. Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе»,
URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar
2. Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию»,
URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar
3. Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 89 классы
Государственному образовательному стандарту. URL:
4. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу
Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных
учреждений. Информатика. 211 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2012.
III. ЭОР
1. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР
(http://school-collection.edu.ru/).
2. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в
поддержку курса «Информатика и ИКТ. 79 класс». URL:
3. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar
8 Календарнотематический план 9 класс
Тема урока
Кол
во
часов
Дата
план
факт
№
ур
ок
а
1.
2.
Техника безопасности в кабинете информатики.
Кибернетическая модель управления. Управление без
обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства.
Управление с обратной связью. Язык блоксхем.
Использование циклов с предусловием.
3. Определение и свойства алгоритма
Графический учебный исполнитель
Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы
Работа с циклами. Выполнение практического задания .
Ветвления. Использование двухшаговой детализации.
Тест по теме «Управление и алгоритмы».
Что такое программирование
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Алгоритмы работы с величинами
11. Линейные вычислительные алгоритмы
12.
Знакомство с языком Паскаль
13. Алгоритмы с ветвящейся структурой
14. Программирование ветвлений на Паскале
15. Программирование диалога с компьютером
16. Программирование циклов
17. Алгоритм Евклида
18. Таблицы и массивы
19. Массивы в Паскале
20. Одна задача обработки массива
21. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива
22. Сортировка массива
23. Сложность алгоритмов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 24. О языках программирования и трансляторах
25. История языков программирования
Тест по теме «Программное управление работой
компьютера».
Предыстория информационных технологий. История
чисел и систем счисления
26.
27.
28. История ЭВМ и ИКТ.
29. История программного обеспечения и ИКТ
29. Основы социальной информатики
30. Информационные ресурсы современного общества
31. Проблемы формирования информационного общества
32. Информационная безопасность
33.
Тест по теме «Информационные технологии и
общество».
34. Подведение итогов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
РАССМОТРЕНО на ШМС
Протокол № 1
от «30» августа_2018 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР:
___________________/А.А. Широнина/
«31» августа 2018 г.
9 класс Рабочая программа
9 класс Рабочая программа
9 класс Рабочая программа
9 класс Рабочая программа
9 класс Рабочая программа
9 класс Рабочая программа
9 класс Рабочая программа
9 класс Рабочая программа
9 класс Рабочая программа
9 класс Рабочая программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.