9 класс Рабочая программа
Оценка 4.6

9 класс Рабочая программа

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
информатика
9 кл
05.09.2018
9 класс Рабочая программа
Рабочая программа 9 класс по информатике. 34 часа. Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
Информатика_9 кл_р.п._34 ч_Куранова_2018-2019.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ильинская средняя общеобразовательная школа» Орехово­Зуевского муниципального района Московской области               «Утверждаю» Директор школы: ________________                                     / Приказ № 80­ш   от «31 » августа  2018 г                                                                                  Печать Рабочая программа ПРЕДМЕТ ______________  информатика и ИКТ_______ Класс Составитель: _9_ Куранова Т.А. Категория             2018­2019 учебный год Пояснительная записка Программа   по   информатике   для   основной   школы   составлена   в   соответствии   с:   требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. Положения о порядке разработки и утверждения рабочих учебных программ   по   предметам,   элективным   учебным   предметам,   курсам   по   выбору,  и   разработана   на основе Программы базового курса  информатики, разработанной  авторами учебников   Семакиным И.Г.,   Залоговой Л.А.,   Русаковым   С.В.,   Шестаковой Л.В.,   содержание   которой   согласовано   с содержанием   Примерной   программы   основного   общего   образования   по   информатике   и   ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.          Рабочая программа   по информатике ориентирована на  использование   базового учебника по информатике   для   9   классов:   Семакин   И.Г.,   Залогова   Л.А.,   Руссакова   С.В.,   Шестакова   Л.А. Информатика   и   ИКТ   Учебник   для   9   класса.   –   М.:БИНОМ.   Лаборатория   знаний,   2014, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Цели и задачи. Предметный   курс,   для   обучения   которому   предназначена   завершенная   предметная   линия учебников,   разработан   в   соответствии   с   требованиями   Федерального   государственного образовательного   стандарта   основного   общего   образования   (ФГОС),   с   учетом   требований   к результатам освоения основной образовательной программы, а также возрастных и психологических особенностей детей, обучающихся на ступени основного общего образования. В соответствии с ФГОС изучение информатики в основной школе должно обеспечить: ­ формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;  ­ формирование   представления   об   основных   изучаемых   понятиях:   информация,   алгоритм, модель – и их свойствах;  ­ развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном   обществе;   развитие   умений   составить   и   записать   алгоритм   для   конкретного исполнителя;   формирование   знаний   об   алгоритмических   конструкциях,   логических   значениях   и операциях;   знакомство   с   одним   из   языков   программирования   и   основными   алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; ­ формирование умений формализации и структурирования  информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; ­ формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. По программе  на изучение информатики отводится в 9 классах ­ 34 часа (т.е. 1 час в неделю).  Количество часов. Содержание курса. Поскольку курс информатики для основной школы носит общеобразовательный характер, то его содержание должно обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. В   соответствии   с   авторской   концепцией   в   содержании   предмета   должны   быть   сбалансировано отражены   три   составляющие   предметной   (и   образовательной)   области   информатики: 2 теоретическая   информатика, информационные технологии) и социальная информатика.  прикладная   информатика  (средства   информатизации   и Поэтому,   авторский   курс   информатики   основного   общего   образования   включает   в   себя следующие содержательные линии: ­ Информация и информационные процессы; ­ Представление информации; ­ Компьютер: устройство и ПО; ­ Формализация и моделирование; ­ Системная линия; ­ Логическая линия; ­ Алгоритмизация и программирование; ­ Информационные технологии; ­ Компьютерные телекоммуникации; ­ Историческая и социальная линия. Фундаментальный   характер   предлагаемому   курсу   придает   опора   на   базовые   научные представления предметной области:  информация, информационные процессы, информационные модели. В основе ФГОС лежит системно­деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно­ познавательную   деятельность   обучающихся.  Учебники   содержат   теоретический   материал   курса. Весь   материал   для   организации   практических   занятий   (в   том   числе,   в   компьютерном   классе) сосредоточен в задачнике­практикуме, а также в электронном виде в комплекте ЦОР. Содержание задачника­практикума достаточно обширно для многовариантной организации практической работы учащихся.  Учебники обеспечивают возможность разноуровневого изучения  теоретического содержания наиболее важных и динамично развивающихся разделов курса. В каждой книге, помимо основной части,   содержащей   материал   для   обязательного   изучения   (в   соответствии   с   ФГОС),     имеются дополнения к отдельным главам под заголовком «Дополнение к главе…»  9 класс Общее число часов: 34 ч.  Управление и алгоритмы  8 ч  Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие   алгоритма   и   его   свойства.   Исполнитель   алгоритмов:   назначение,   среда   исполнителя система команд исполнителя, режимы работы. Языки   для   записи   алгоритмов   (язык   блок­схем,   учебный   алгоритмический   язык).   Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов;   составление линейных, ветвящихся   и   циклических   алгоритмов   управления   исполнителем;   составление   алгоритмов   со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). 1. Введение в программирование  18 ч  Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.  Языки программирования  высокого уровня (ЯПВУ), их классификация.  Структура программы на   языке   Паскаль.   Представление   данных   в   программе.   Правила   записи   основных   операторов: присваивания,   ввода,   вывода,   ветвления,   циклов.   Структурный   тип   данных   –   массив.   Способы описания и обработки массивов. Этапы   решения   задачи   с   использованием   программирования:   постановка,   формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция   и   исполнение   данной   программы;   разработка   и   исполнение   линейных,   ветвящихся   и циклических программ; программирование обработки массивов. 3 2. Информационные технологии и общество 8 ч  Предыстория информационных  технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов.   Информационные   ресурсы   современного   общества.   Понятие   об   информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере. Требования к уровню подготовки обучающихся Предметные результаты. Учащиеся должны знать:  что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;  назначение   основных   технических   и   программных   средств   функционирования   сетей:   каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;  назначение   основных   видов   услуг   глобальных   сетей:   электронной   почты,   телеконференций, файловых архивов и др;  что такое Интернет;  какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина»  — WWW. Учащиеся должны уметь:  осуществлять обмен информацией с файл­сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;  осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент­программы;  осуществлять просмотр Web­страниц с помощью браузера;  осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;  работать с одной из программ­архиваторов. Учащиеся должны знать:  что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;  какие   существуют   формы   представления   информационных   моделей   (графические,   табличные, вербальные, математические). Учащиеся должны уметь:  приводить примеры натурных и информационных моделей;  ориентироваться в таблично организованной информации;  описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев; Учащиеся должны знать:  что такое база данных, СУБД,  информационная система;  что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи);  типы и форматы полей;   структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;   что такое логическая величина, логическое выражение;  что такое логические операции, как они выполняются. Учащиеся должны уметь:  открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;  организовывать поиск информации в БД;  редактировать содержимое полей БД;  сортировать записи в БД по ключу;  добавлять и удалять записи в БД;  создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД. Учащиеся должны знать:  что такое электронная таблица и табличный процессор;  основные   информационные   единицы   электронной   таблицы:   ячейки,   строки,   столбцы,   блоки   и способы их идентификации;  какие   типы   данных   заносятся   в   электронную   таблицу;   как   табличный   процессор   работает   с формулами; 4  основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;   графические возможности табличного процессора. Учащиеся должны уметь:  открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;  редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;  выполнять   основные   операции   манипулирования   с   фрагментами   ЭТ:   копирование,   удаление, вставка, сортировка;  получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;  создавать электронную таблицу для несложных  расчетов. Учащиеся должны знать:  что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;  сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;  что такое  алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;  в чем состоят  основные свойства алгоритма;  способы записи алгоритмов: блок­схемы, учебный алгоритмический язык;  основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;  назначение   вспомогательных   алгоритмов;   технологии   построения   сложных   алгоритмов:   метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод. Учащиеся должны уметь:  при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;  пользоваться   языком   блок­схем,   понимать  описания  алгоритмов  на  учебном   алгоритмическом языке;  выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;  составлять     линейные,   ветвящиеся   и   циклические   алгоритмы   управления   одним   из   учебных исполнителей;  выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы. Учащиеся должны знать:  основные виды и типы величин;  назначение языков программирования; что такое трансляция;  назначение систем программирования; правила оформления программы на Паскале; правила представления данных и операторов на Паскале; последовательность выполнения программы в системе программирования.. Учащиеся должны уметь:  работать с готовой программой на Паскале;  составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;  составлять несложные программы обработки одномерных массивов;  отлаживать, и исполнять программы в системе программирования. Учащиеся должны знать:    основные   этапы   развития   средств   работы   с   информацией   в   истории   человеческого общества;  основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;   в чем состоит проблема безопасности информации;   какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов. . Учащийся должен уметь:  регулировать   свою   информационную   деятельность   в   соответствие   с   этическими   и правовыми нормами общества. 5 При изучении курса «Информатика»  в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты: 1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному   уровню развития науки и общественной практики.     Каждая   учебная   дисциплина   формирует   определенную   составляющую   научного   мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей.  В этом смысле большое значение имеет историческая линия в содержании курса. Ученики знакомятся с историей развития средств ИКТ, с важнейшими   научными открытиями и изобретениями, повлиявшими на прогресс   в этой области,   с   именами   крупнейших   ученых   и   изобретателей.   Ученики   получают   представление   о современном уровне и перспективах развития ИКТ­отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие. Историческая линия отражена в следующих разделах учебников: 9 класс, § 22 «Предыстория информатики» раскрывается история открытий и изобретений средств и методов хранения, передачи и обработки информации до создания ЭВМ. 9 класс , § 23   «История ЭВМ»,   § 24 «История программного обеспечения и ИКТ»,     раздел 2.4 «История языков программирования» посвящены современному этапу развития информатики и ее перспективам. 2.  Формирование     коммуникативной  компетентности  в  общении  и сотрудничестве  со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно­полезной, учебно­ исследовательской, творческой деятельности.  В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии,  выработку коллективного мнения.   В   задачнике­практикуме,   входящим   в   состав   УМК,     помимо   заданий   для   индивидуального выполнения в ряде разделов (прежде всего, связанных с освоением информационных технологий) содержатся   задания проектного характера (под заголовком «Творческие задачи и проекты»). В методическом пособии для учителя даются рекомендации об организации коллективной работы над проектами.   Работа   над   проектом   требует   взаимодействия   между   учениками   –   исполнителями проекта, а также  между  учениками и  учителем,   формулирующим задание  для проектирования, контролирующим   ход   его   выполнения,   принимающим   результаты   работы.   В   завершении   работы предусматривается   процедура   зашиты     проекта   перед   коллективом   класса,     которая     также направлена на формирование коммуникативных навыков учащихся 3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.   Все большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями).   Поэтому   для   сохранения   здоровья   очень   важно   знакомить   учеников   с   правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. Учебник для 7 класса начинается с   раздела   «Техника   безопасности   и   санитарные   нормы   работы   за   ПК».   Эту   тему   поддерживает интерактивный ЦОР «Техника безопасности и санитарные нормы» (файл 8_024.pps). В некоторых обучающих   программах,   входящих   в   коллекцию   ЦОР,   автоматически   контролируется   время непрерывной   работы   учеников   за   компьютером.     Когда   время   достигает   предельного   значения, определяемого СанПИНами, происходит прерывание работы программы и ученикам предлагается 6 выполнить   комплекс   упражнений   для   тренировки   зрения.   После   окончания   «физкульт­паузы» продолжается работа с программой. При изучении курса «Информатика»  в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты: 1. Умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   цели,   в   том   числе альтернативные,   осознанно   выбирать   наиболее   эффективные   способы   решения учебных и познавательных задач. В   курсе   информатики   данная   компетенция   обеспечивается   алгоритмической   линией,   которая реализована   в   учебнике   9   класса,   в   главе   1   «Управление   и   алгоритмы»   и   главе   2   «Введение   в программирование».   Алгоритм   можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов   (исходных   данных)   и   ограниченных   возможностей   исполнителя   (системы   команд исполнителя). С самых первых задач на алгоритмизацию подчеркивается возможность построения разных   алгоритмов   для   решения   одной   и   той   же   задачи   (достижения   одной   цели).     Для сопоставления   алгоритмов   в   программировании   существуют   критерии   сложности:   сложность   по данным и сложность по времени. Этому вопросу в учебнике 9 класса посвящен  § 2.2. «Сложность алгоритмов» в дополнительном разделе к главе 2. 2. Умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи,   собственные возможности ее решения В   методику   создания   любого   информационного   объекта:   текстового   документа,   базы   данных, электронной   таблицы,   программы   на   языке   программирования,     входит   обучение   правилам верификации,   т.е.   проверки     правильности   функционирования     созданного   объекта.   Осваивая создание динамических объектов: баз данных и их приложений, электронных таблиц, программ (8 класс,   главы   3,   4;   9   класс,   главы   1,   2),     ученики   обучаются     тестированию.   Умение   оценивать правильность выполненной задачи в этих случаях заключается в умении выстроить систему тестов, доказывающую   работоспособность   созданного   продукта.   Специально   этому   вопросу   посвящен   в учебнике 9 класса, в § 29  раздел «Что такое отладка и тестирование программы». 3. Умения   определять   понятия,   создавать   обобщения,   устанавливать   аналогии, классифицировать, устанавливать прчинно­следственные связи, строить логическое рассуждение,   умозаключение   (индуктивное,   дедуктивное   и   по   аналогии)   и   делать выводы. Формированию данной компетенции в курсе информатики способствует изучение системной линии. В   информатике   системная   линия   связана   с   информационным   моделированием   (8   класс,   глава «Информационное   моделирование»).   При   этом   используются   основные   понятия   системологии: система,   элемент   системы,   подсистема,   связи   (отношения,   зависимости),   структура,   системный эффект. Эти вопросы раскрываются   в дополнении к главе 2 учебника 8 класса, параграфы   2.1. «Системы, модели, графы»,  2.2. «Объектно­информационные модели».  В информатике логические умозаключения   формализуются   средствами   алгебры   логики,   которая   находит   применение   в разделах,  посвященных изучению  баз данных (8 класс, глава 3), электронных таблиц   (8 класс, глава 4), программирования (9 класс, глава 2) 4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Формированию данной компетенции способствует изучение содержательных линии  «Представление информации» и «Формализация и моделирование».  Информация любого типа (текстовая, числовая, 7 графическая, звуковая) в компьютерной памяти представляется в двоичной форме – знаковой форме компьютерного кодирования.  В информатике получение описания исследуемой системы (объекта) в знаково­символьной форме (в том   числе   –   и   в   схематической)   называется   формализацией.     Путем   формализации   создается информационная   модель,   а   при   ее   реализации   на   компьютере   с   помощью   какого­то инструментального средства получается компьютерная модель. Этим вопросам посвящаются:     8 класс,   глава   2   «Информационное   моделирование»,   а   также   главы   3   и   4,   где   рассматриваются информационные   модели   баз   данных   и   динамические   информационные   модели   в   электронных таблицах. 5. Формирование   и   развитие   компетентности   в   области   использования     ИКТ   (ИКТ­ компетенции).  Перечень учебно­методического обеспечения I. Учебно­методический комплект 1. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. II. Литература для учителя 1. Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar  2. Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar  3. Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8­9 классы Государственному образовательному стандарту. URL:  4. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования   России   от   05.03.04   №   1089)   /   Программы   для   общеобразовательных учреждений. Информатика. 2­11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. III.  ЭОР 1. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).  2. Семакин   И.Г.,   Залогова   Л.А.,   Русаков   С.В.,   Шестакова   Л.В.   Локальная   версия   ЭОР   в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 7­9 класс». URL: 3. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar  8 Календарно­тематический план  9 класс Тема  урока Кол­ во часов Дата план факт № ур ок а 1. 2. Техника безопасности в кабинете информатики.  Кибернетическая модель управления. Управление без  обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства.  Управление с обратной связью. Язык блок­схем.  Использование циклов с предусловием. 3. Определение и свойства алгоритма Графический учебный исполнитель Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы Работа с циклами. Выполнение практического задания . Ветвления. Использование двухшаговой детализации. Тест  по теме «Управление и алгоритмы». Что такое программирование 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Алгоритмы работы с величинами 11. Линейные вычислительные алгоритмы 12. Знакомство с языком Паскаль 13. Алгоритмы с ветвящейся структурой 14. Программирование ветвлений на Паскале 15. Программирование диалога с компьютером 16. Программирование циклов 17. Алгоритм Евклида 18. Таблицы и массивы 19. Массивы в Паскале 20. Одна задача обработки массива 21. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива 22. Сортировка массива 23. Сложность алгоритмов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24. О языках программирования и трансляторах 25. История языков программирования Тест по теме «Программное управление работой  компьютера». Предыстория информационных технологий. История  чисел и систем счисления 26. 27. 28. История ЭВМ и ИКТ. 29. История программного обеспечения и ИКТ 29. Основы социальной информатики 30. Информационные ресурсы современного общества 31. Проблемы формирования информационного общества 32. Информационная безопасность 33. Тест по теме «Информационные технологии и  общество». 34. Подведение итогов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 РАССМОТРЕНО на ШМС Протокол № 1 от «30» августа_2018 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР: ___________________/А.А. Широнина/ «31» августа 2018 г.

9 класс Рабочая программа

9 класс Рабочая программа

9 класс Рабочая программа

9 класс Рабочая программа

9 класс Рабочая программа

9 класс Рабочая программа

9 класс Рабочая программа

9 класс Рабочая программа

9 класс Рабочая программа

9 класс Рабочая программа

9 класс Рабочая программа

9 класс Рабочая программа

9 класс Рабочая программа

9 класс Рабочая программа

9 класс Рабочая программа

9 класс Рабочая программа

9 класс Рабочая программа

9 класс Рабочая программа

9 класс Рабочая программа

9 класс Рабочая программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.09.2018