: «Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель»
Оценка 4.8

: «Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
03.03.2017
: «Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе  А.И. Куприна «Белый пудель»
Цели урока: Обучающие: • формировать умение находить основные темы художественного произведения на примере рассказа «Белый пудель» А.И. Куприна, • отрабатывать умения анализировать эпизод художественного текста, • обучать составлению характеристик художественных образов героев рассказа, • учить определять особенности сюжета и композиции художественного произведения, • продолжить работу над формированием умения находить средства выразительности художественного текста, • учить пересказывать текст от лица героя произведения; • обеспечить повторение теории литературы: конфликт, портрет, художественная деталь. Развивающие: развивать • читательские навыки, • умения устанавливать причинно-следственную связь событий произведения, • навыки комментированного чтения, • умения исследовательской работы с текстом, Воспитывающие: воспитывать: • доброту и сострадание к окружающему миру, • любовь к животным, • ценностное отношение к дружбе. Тип урока: изучения нового материала. Методы организации учебной деятельности учащихся: словесный, практический, самостоятельная работа, индуктивный, продуктивный и репродуктивный метод. Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая. Технологии: информационно-коммуникационная, технологии развития критического мышления.
урок 71.doc
Тема: «Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе  А.И. Куприна «Белый пудель» Цели урока: Обучающие:  формировать   умение   находить   основные   темы   художественного произведения на примере рассказа «Белый пудель» А.И. Куприна,  отрабатывать умения анализировать эпизод художественного текста,  обучать   составлению  характеристик  художественных   образов   героев рассказа,  учить определять особенности сюжета и композиции художественного произведения,  продолжить   работу   над   формированием   умения   находить   средства выразительности художественного текста,  учить пересказывать текст от лица героя произведения;  обеспечить   повторение   теории   литературы:   конфликт,   портрет, художественная деталь. Развивающие: развивать  читательские навыки,  умения   устанавливать   причинно­следственную   связь   событий произведения,  навыки комментированного чтения,  умения исследовательской работы с текстом, Воспитывающие: воспитывать:  доброту и сострадание к окружающему миру,  любовь к животным,  ценностное отношение к дружбе. Тип урока: изучения нового материала. Методы  организации  учебной  деятельности  учащихся:  словесный, практический,  самостоятельная  работа,  индуктивный,   продуктивный  и репродуктивный метод. Формы  организации  учебной  деятельности  учащихся:  индивидуальная, групповая. Технологии:  информационно­коммуникационная,  технологии  развития критического мышления. Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Цель Время № п/п 1. Организационн ый Создать положительную эмоциональную атмосферу Определить тему  урока, поставить  цели работы. 1 мин. 2 мин 4 мин ­   Добрый   день,  ребята.  Улыбнитесь  мне, улыбнитесь  друг  другу.  Я  рада  нашему очередному сотрудничеству и уверена, что работа на уроке будет интересной и продуктивной. ­   Назовите  произведение   и   автора  данного отрывка. «Тропинка  шла  вдоль  высокого  прибрежного обрыва,  извиваясь  в  тени  столетних  маслин. Море  иногда  мелькало  между  деревьями,  и тогда казалось, что, уходя вдаль, оно в то же время  подымается  вверх  могучей  спокойной стеной.  И  цвет  его  был  синее,  еще  гуще  в узорчатых  прорезах,  среди  серебристо­зеленой листвы». Укажите в тетради и на доске: 1. тему урока; ­   Как   называется   литературный   термин, обозначающией   то,   о   чем   говорится   в произведении? ­ О ком рассказывается в данном произведении? Кто такие дедушка Лодыжкин, Сережа, Трилли и другие (герои или образы)? ­ Сформулируйте тему урока. 2. основные   литературные   понятия   для усвоения на уроке. ­ Итак, сегодня на уроке нам нужно определить особенности   сюжета,   в   чем   заключается конфликт рассказа, какова идея произведения. ­   Какой   необычный   герой   нам   встречается   в рассказе? Ответы учащихся «Белый пудель». А.И. Куприн. Строят   кластер   (на   доске   и   втетрадях): автор,   сюжет, произведение, композиция, герои, конфликт   рассказ,   темы, главные     Пудель Арто. 2 Целеполагание 3 Проверка домашнего задания ­ По  словам  дочери  Куприна, отец  был  великим «зверолюбом»,   он   действительно  любил  и понимал животных, вникал в их мир и сердце. ­  А  на  основе  чего  был  создан  рассказ  «Белый пудель» мы сейчас послушаем. 4 5 Актуализация знаний, подготовка  изучению нового материала к Изучение нового материала   хорошо   знакомое   в ­   Какое   животное, повседневной   жизни,   часто   бывает   артистом   в цирке? ­   В   каких   произведениях   вы   встречали   героев, которые являются артистами? ­   Посмотрите   на   иллюстрации   и   вспомните художественные произведения. Работа в группах. Группы получают задания: 1 группа. (вопросы к 1­2главам) –  Найдите  в  тексте  слова,  рисующие,  как выглядела труппа бродячих артистов? – Почему писатель говорит о дедушке «плёлся»? Какое   значение   имеет   эта   художественная деталь? – Что заставляло старого шарманщика и Серёжу бродить  по  «горным  тропинкам  от  одного дачного  –  Какие  отношения  сложились  между  ними? Почему? ­   Оформите   свой   ответ:  «Бродячая  труппа Аристов» Словарная работа другого»?  посёлка  до  Пересказ   (или   выразительное чтение)   учащегося   статьи   о реальной   основе   сюжета   (из воспоминаний   дочери   А.И. Куприна) Ответы учащихся Знакомство с  реальной основой  сюжета 2 мин   к Подготовка изучению   нового материала 2 мин Работа в группах Подбор  ответов  на  вопросы  с подтверждением из текста. (Арто, дедушка Лодыжкин   –   маленькая   труппа артистов. Они любят и ценят друг друга,   ощущают   себя   единым целым. Жизнь у них нелегкая.)   Сережа,   6 мин Развитие   умения анализировать сюжет   рассказа, составлять характеристику героев Ответы учащихся Обогащение 2 ­   На   каком   инструменте   играет   дедушка Лодыжкин? ­   Что   такое   шарманка?   (небольшой   переносный орган,   музыкальный   духовой   инструмент;   звуки извлекаются подвертыванием ручки) (Демонстрация игры шарманки) 2 группа (вопросы по 2­3 главам) –  Какое  «неожиданное  и  странное  зрелище привлекло внимание» артистов на даче? –  Найдите  в  тексте  слова,  характеризующие поведение мальчика Трилли? Почему он так себя ведёт? – Как отнеслись взрослые к его поведению? – Что общего между обитателями дачи? ­   Оформите   свой   ответ:  «Обитатели  дачи «Дружба» Выступление групп. ­  По  мере  выступления  групп,  вторая  группа должна  на  основе  услышанного  сделать  записи  о бродячей  труппе  артистов  группа),  об обитателях дачи «Дружба» (1 группа) Фронтальная   –   Оправдывают   ли   обитатели   дачи   название, данное автором «Дружба»? ­ Почему Куприн называет дачу именно так? ­   Какое   предложение   сделала   красивая   дама дедушке Лодыжкину? ­ Права лиона, говоря, что «нет вещи, которая бы не продавалась»? – Почему дедушка отказался продать Арто? Кем была собака для дедушки и Серёжи? ­ Ребята, можем ли мы сказать, в чем заключается     работа (2  словарного запаса мин Работа в группах Подбор  ответов  на  вопросы  с подтверждением из текста (Богатая   семья   с   прислугой.   Все ведут   себя   грубо,   невоспитанно. Взрослые   стараются   угодить капризному, эгоистичному мальчику).   Развитие   умения анализировать сюжет   рассказа, составлять характеристику героев Определение конфликта произведения 2 мин Ответы  учащихся:  обитатели  дачи хотели  купить  собаку,  бродячие артисты не выполнили их прихоть. Записи в тетради: «Нет  продавалась» «Не  покупается» вещи,  которая  то  продается,  все  бы  ни что конфликт в рассказе? ­ Какое мнение было у обитателей дачи? А какое ­ у артистов? ­ Как вы думаете, в жизни все можно приобрести за деньги? Физкультминутка «Цирковая зарядка»     работа       с     текстом Исследовательская   –  Найдите  в  третьей  главе  описание  наружности дворника. – Какое впечатление он производит? ­ Какими качествами наделил дворника Куприн? – Объясните, можно ли считать дворника только подневольным исполнителем воли барыни? ­  Как  вы  считаете,  чем  объясняется  его поведение? ­ Как вы думаете, в жизни все можно приобрести за деньги? Пересказ   Арто»       (от         эпизода     лица        и      возвращение      «Похищение       Сережи)       (на      выбор)     2     вопроса Самостоятельная работа: по  – Какие события заставили Серёжу повзрослеть? –  Найдите  слова,  раскрывающие  переживания мальчика. ­ Какие чувства борются с Сережей той ночью? – Почему Серёжа решил выкрасть Арто? – Как характеризует Серёжу его поведение в эту ночь? ­ В чем заключается внутренний конфликт  Ответы учащихся: Не  только  богатые  люди  считают, что  в  жизни  все  покупается. Дворник хочет угодить и хозяевам, и их сыну Трилли, у него такое же мнение   ­   за   деньги   можно приобрести все. Пересказ ученика Ответы  учащихся  на  вопросы, исследовательская с текстом  работа  1 мин 3 мин Снятие напряжения Развитие   умения составлять характеристику героя Развитие   умения высказывать   свою точку   зрения   по предложенной проблеме. 3 мин 3 мин Развитие   умения творчески пересказывать эпизод  Развитие   умения анализировать поступки   героев, находить причину. рассказа? Работа в группе 1. Составление плана произведения. Выполнение задания   практического 6 7 Проверка первичного усвоения материала ­ Какова основная мысль рассказа? Этап контроля Мини     тест   1. Определите основные темы рассказа  «Белый пудель» 1) О братьях наших меньших – животных. 2) О взаимоотношении людей и животных. 3) О жизни людей до революции. 4) О дружбе и преданности. 2. Какова главная мысль этого произведения? Выступление у доски 1  ч.  Бродячая  труппа  артистов. Маленькая труппа. 2 ч. День выдался неудачный  3  ч.  На  даче  Дружба.  «Хочу! Собаку­у­у!» 4  ч.  «Не  все  то  продается,  что покупается»  5  ч.  Пропажа  друга. Арто украден! 6  ч.  Спасение  собаки.  Счастливое освобождение. Ответы  в  жизни человека  самое  главное  –  это дружба.  Настоящего  друга  за деньги  купить  нельзя,  пускай  твой друг и не человек. Взаимопроверка учащихся:  3 мин 3 мин Развитие   умения анализировать композиционное построение произведения, составлять план. Развитие   умения представлять результат   своей работы,   проверка первичного усвоения материала Определение   идеи произведения 1 мин 3 мин Определение усвоения учащимися   нового материала 1) Добиваться цели нужно любыми способами. 2) Купить можно все, были бы деньги. 3) Преданность, верность, дружба – это самое  главное в жизни человека. 3. Кто из перечисленных литературных героев  не является героем рассказа «Белый пудель»? 1) Арто 2) дедушка Лодыжкин 3) мальчик Сережа 4) Каштанка Выставление оценок Задания по выбору 1. Подготовить ответы на вопросы 1­4 на с.142. 2. Выполнить задания 1­4, с.143. 3. учит читателей рассказ А.И. Куприна «Белый пудель»? ­   Откройте   кластеры,   составленные   в   начале урока. ­ Назовите  произведение, над которым работали на уроке? ­ Какие задачи стояли перед нами? ­ Что такое сюжет произведения, композиция? ­ В чем конфликт рассказа? ­ Что в жизни не продается и не покупается? ­ К чему призывает автор своих читателей? Составление синквейна (по выбору) ­ О каких чувствах говорится в рассказе? ­ Составьте синквейны по одному из этих слов.   Написать   мини­сочинение  «Чему  8 9 Домашнее задание Итог урока 10 Рефлексия 1 мин Ответы   учащихся   по   кластеру, составленному в начале урока. Подведение итогов работы 1 мин Составление синквейнов: Доброта. Чуткая, сердечная. Жалеет, сочувствует, помогает. Доброта – лучше красоты. Сострадание. Дружба. 2 мин Выявление чувственного восприятия произведения учащимися Истинная, крепкая. Беречь, заботиться, любить. Друг в беде не бросит. Преданность. 1. Учебник   «Литература.   6   класс»   автор   Г.С.   Меркин,   Москва,   изд. Используемая литература: «Русское слово», 2008. 2. Программа   по   литературе   для   5­11   классов»   автор­составитель   Г.С. Меркин, М.: изд. «Русское слово», 2011. 3. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература 6 класс» (авт.­сост. Г.С. Меркин): методическое пособие/под ред. Г.С. Меркина. – 3 изд. –М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. 4. Соловьева   Ф.Е.   Рабочая   тетрадь   к   учебнику   «Литература.   6   класс» (авт.­сост.   Г.С.   Меркин)   в   2   ч,   под   ред.   Г.С.   Меркина   –   М.:   ООО «Русское слово – учебник», 2012.

: «Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель»

: «Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе  А.И. Куприна «Белый пудель»

: «Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель»

: «Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе  А.И. Куприна «Белый пудель»

: «Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель»

: «Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе  А.И. Куприна «Белый пудель»

: «Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель»

: «Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе  А.И. Куприна «Белый пудель»

: «Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель»

: «Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе  А.И. Куприна «Белый пудель»

: «Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель»

: «Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе  А.И. Куприна «Белый пудель»

: «Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель»

: «Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе  А.И. Куприна «Белый пудель»

: «Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель»

: «Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе  А.И. Куприна «Белый пудель»

: «Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель»

: «Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе  А.И. Куприна «Белый пудель»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2017