Цели: повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Природа и мы»; развить речь, мышление, навыки сравнения, сопоставления, память; воспитывать бережное отношение к животным, птицам, природе
Оборудование: карточки, ПК, мультимедийный проектор, крестики и нолики.
Ход урока.
I. Орг момент.
Приветствие. Создание эмоциональной обстановки.
- Урок я хочу начать с чтения стих-я.
Чтение стих-я.
Был маленький рыжий комочек,
Едва только ползать он мог -
Недавно родился щеночек,
Дворняжки бездомной сынок.
И мать его нежно любила,
Как может любить только мать,
Заботилась, грудью кормила,
Старалась собой согревать.
Но мама однажды пропала.
Что делать щенку одному?
Он плакал и полз из подвала
На улицу, в стужу, в зиму:
За что вы жестоки так, люди?
Никто не услышал мальца:
Пусть вечным укором вам будет
Замерзший щенок у крыльца...
Урок литературного чтения.
Тема: « Обобщающий урок по разделу : «Природа и мы» ».
Цели: повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Природа и мы»;
развить речь, мышление, навыки сравнения, сопоставления, память; воспитывать бережное
отношение к животным, птицам, природе
Оборудование: карточки, ПК, мультимедийный проектор, крестики и нолики.
Ход урока.
I. Орг момент.
Приветствие. Создание эмоциональной обстановки.
Урок я хочу начать с чтения стихя.
Чтение стихя.
Был маленький рыжий комочек,
Едва только ползать он мог
Недавно родился щеночек,
Дворняжки бездомной сынок.
И мать его нежно любила,
Как может любить только мать,
Заботилась, грудью кормила,
Старалась собой согревать.
Но мама однажды пропала.
Что делать щенку одному?
Он плакал и полз из подвала
На улицу, в стужу, в зиму:
За что вы жестоки так, люди?
Никто не услышал мальца:
Пусть вечным укором вам будет
Замерзший щенок у крыльца...
II. Сообщение темы и целей.
О ком это стихе? ( о щенке)
Кого осуждают в этом стихии? (людей)
Почему? ( Бывает, зачастую люди очень жестоки к беззащитным животным,
птицам, насекомым. Они совершают гнусные и бездушные поступки по отношению к
ним. И это очень грустно, печально и больно).
Не зря я прочитала именно это стихе.
Вспомните, о ком мы читали произведения на предыдущих уроках?
(мы читали произведения о животных, птицах, о взаимоотношениях между ними и
человеком)
Слайд № 1
Посмотрите на этот слайд. О чем вам говорит это высказывание? (дружба может быть не
только между людьми, но и между животными и людьми; животные тоже могут любить
крепко и быть преданными)
Вспомните, какие произведения мы читали в этом разделе и ответьте на вопрос:
«Что их объединяет? Какая общая тематика?» (живая природа)
Как называется наш раздел? «Природа и мы»
Слайд № 2
Обратите внимание на этот слайд. Как изображена здесь природа?
Скажите, а действительно ли природа находится в руках человека? Почему?
( Человек существенно влияет на состояние природы в ходе своей деятельности, и мы
должны стремиться к тому, чтобы изменения были положительные, а не губительные)
Сегодня на уроке мы проведем конкурс на лучшего знатока раздела, который нами уже
изучен.Урок наш будет проходить в форме игры «Крестики и Нолики».
III. Работа по теме урока.
1. Введение
а) деление на команды.
б) выбор капитанов.
в) объяснение правил игры « Крестики и Нолики»
Правила в том или ином конкурсе я буду объяснять в ходе урока.
2. Слайд № 3
Конкурс «Найди пару» (1 мин)
Соедините автора с его произведением.
Д.Н.Мамин – Сибиряк «Выскочка»
А.И.Куприн «Кабан»
В.П.Астафьев «Приемыш»
Е.И.Чарушин «Стрижонок Скрип»
М.М.Пришвин «Барбос и Жулька»
Если справились с заданием раньше, поднимите руку.
Капитаны меняются ответами и выполняют проверку (на экране ответы).
По наибольшему количеству правильных ответов дается х или о.
3. Конкурс «Назовите произведение» (2 мин) (Анологично)
Какое произведение открывает раздел? (Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш»)
В этом произведении сорока лишилась хвоста. (М.М.Пришвин «Выскочка»)
Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя. (Е.И.Чарушин
«Кабан»)
Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей.
(В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»)
Они были разными, но дружба их крепкой. (А.И.Куприн «Барбос и Жулька»)
4. Слайд № 4
Конкурс «Бюро находок» (2 мин)
Узнайте, из каких произведений эти предметы.
Норка (В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»)
Рога (Е.И.Чарушин «Кабан»)
Хвост (М.М.Пришвин «Выскочка»)
Миска (А.И.Куприн «Барбос и Жулька»)
Лодка (Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш»)
Метла (Е.И.Чарушин «Кабан»)
3 предмета для 1 команды, 3 предмета для другой. Затем капитаны встают и
отвечают. По наибольшему количеству правильных ответов дается х или о.
5. Слайд № 5
Конкурс капитанов. «Узнай по описанию»
Встают капитаны и зачитывают свои задания на карточке поочередно, затем
отвечают. Если неправильно, автоматически право ответа переходит к
капитану сопернику.
По наибольшему количеству правильных ответов дается х или о.
Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где – нибудь непорядок – суета или драка,
он, не торопясь, пришагает и ткнет кого надо клювом. Начальник – птица! (Это серый
журавль. Из рассказа Е.И.Чарушин «Кабан».) Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами
над бровями и на груди. (Жулька из рассказа А.И.Куприн «Барбос и Жулька»)
Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнет кричать. Да
ведь так жалобно кричит… (Лебедь из рассказа Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш»)
Ей было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать. (Мама –
стрижиха из рассказа В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»)
Веселая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки
беленькие, как чеснок. ( Собака Вьюшка из рассказа М.М.Пришвин «Выскочка»)
Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами»,
осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув,
превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. (Барбос из рассказа
А.И.Куприн «Барбос и Жулька»)
IV. Физминутка.
Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
V. Продолжение по теме урока.
6. Слайд № 6
Конкурс. «Найди лишнее. Объясни почему». (На скорость)
Капитаны команд выбирают участника для этого конкурса. Кто первый будет готов к
ответу, тот и отвечает, если неправильно, право ответа передается команде соперников.
Выскочка, Барбос и Жулька, Приемыш, Стрижонок Скрип.
7 конкурс. «Карточки» (2 мин)
Определите, из какого рассказа этот текст.
У каждой команды свой текст. По истечению времени заслушиваем капитанов.
Карточка № 1.
Я тут князь князем живу. Все у меня есть… И птица всякая, и рыба, и трава.
Конечно, говорить они не умеют, да ято понимаю все. Сердце радуется в другой раз
посмотреть на Божью тварь… У всякой свой порядок и свой ум. Ты думаешь, зря рыба
плавает в воде или птица по лесу летает? Нет, у них заботы не меньше нашего…
Ответ: Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш»
Карточка №2.
Танцуют журавликрасавчики, подпрыгивают, вертятся. А наш серый журавль их
унимает. Баловства не любит. Чуть гденибудь непорядок – суета или драка, он не
торопясь пришагает и ткнет кого надо клювом. Начальникптица! За это его и на
птичьих дворах часто держат начальником.
Ответ: Е.И.Чарушин «Кабан»
8. Слайд № 7
конкурс «Загадки в пословицах и поговорках» (3 мин)У каждой команды по 3 пословицы. По истечению времени, капитаны отвечают,
сверяясь с экраном (правильные ответы).
По наибольшему количеству правильных ответов дается х или о.
И собака старое добро помнит.
Белый лебедь серому гусю не товарищ.
У ребенка заболит пальчик, а у матери сердце.
Не имей 100 руб, а имей 100 друзей.
Лепечет все подряд, что сорока.
Лучше синицу в руке, что журавль в небе.
VI. Итог.
В итоге урока мне бы хотелось, чтобы вы просмотрели
небольшой клип.
Названия у него нет, но это неспроста. Вы должны дать
название.
Фильм «Просьба»
Слайд № 8
Обратите внимание.
Прочтите.
Как вы это высказывание понимаете?
(Немаловажно общаться подоброму, по человечески, гуманно не только людям
между собой, но и не забывать ни в коем случае про птиц, животных.
Они заслуживают так же, как и все внимания, любви и ласки. )
Можно ли назвать человека гуманным, если он относится человечно только к людям?
Подведение итогов.
Определение команды – победительницы.
Выставление оценок.
VII. Слайд № 9
Д/З. стр 110112 (отвечать на вопросы)