« Обобщающий урок по разделу : «Природа и мы» ».

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Природа и мы»; развить речь, мышление, навыки сравнения, сопоставления, память; воспитывать бережное отношение к животным, птицам, природе Оборудование: карточки, ПК, мультимедийный проектор, крестики и нолики. Ход урока. I. Орг момент. Приветствие. Создание эмоциональной обстановки. - Урок я хочу начать с чтения стих-я. Чтение стих-я. Был маленький рыжий комочек, Едва только ползать он мог - Недавно родился щеночек, Дворняжки бездомной сынок. И мать его нежно любила, Как может любить только мать, Заботилась, грудью кормила, Старалась собой согревать. Но мама однажды пропала. Что делать щенку одному? Он плакал и полз из подвала На улицу, в стужу, в зиму: За что вы жестоки так, люди? Никто не услышал мальца: Пусть вечным укором вам будет Замерзший щенок у крыльца...
Иконка файла материала 1 (35).doc
Урок литературного чтения. Тема: « Обобщающий урок по разделу : «Природа и мы» ». Цели: повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Природа и мы»;  развить речь, мышление, навыки сравнения, сопоставления, память; воспитывать бережное  отношение к животным, птицам, природе Оборудование: карточки, ПК, мультимедийный проектор, крестики и нолики. Ход урока. I. Орг момент. Приветствие. Создание эмоциональной обстановки. ­ Урок я хочу начать с чтения стих­я. Чтение стих­я. Был маленький рыжий комочек,  Едва только ползать он мог ­  Недавно родился щеночек,  Дворняжки бездомной сынок.  И мать его нежно любила,  Как может любить только мать,  Заботилась, грудью кормила,  Старалась собой согревать.  Но мама однажды пропала.  Что делать щенку одному?  Он плакал и полз из подвала  На улицу, в стужу, в зиму:  За что вы жестоки так, люди?  Никто не услышал мальца:  Пусть вечным укором вам будет  Замерзший щенок у крыльца...  II. Сообщение темы и целей. ­ О ком это стих­е? ( о щенке) ­ Кого осуждают в этом стих­ии? (людей) ­ Почему?  ( Бывает, зачастую люди очень жестоки к беззащитным животным,  птицам, насекомым. Они совершают гнусные и бездушные поступки по отношению к  ним.  И это очень грустно, печально и больно). ­ Не зря я прочитала  именно это стих­е.  ­ Вспомните, о ком мы читали произведения на предыдущих уроках?  (мы читали произведения о животных, птицах, о взаимоотношениях между ними и  человеком) Слайд № 1 ­ Посмотрите на этот слайд. О чем  вам говорит это высказывание? (дружба может быть не  только между людьми, но и между животными и людьми; животные тоже могут любить  крепко и быть преданными) ­ Вспомните, какие произведения мы читали в этом разделе и ответьте на вопрос: «Что их объединяет? Какая общая тематика?» (живая природа) Как называется наш раздел? «Природа и мы» Слайд № 2 Обратите внимание на этот слайд. Как изображена здесь природа? Скажите, а действительно ли природа находится в руках человека? Почему?  ( Человек существенно влияет на состояние природы в ходе своей деятельности, и мы  должны стремиться к тому, чтобы изменения были положительные, а не губительные) Сегодня на уроке мы проведем конкурс на лучшего знатока раздела, который нами уже  изучен.Урок наш будет проходить в форме игры «Крестики и Нолики». III. Работа по теме урока. 1. Введение а) деление на команды. б) выбор капитанов. в) объяснение правил игры « Крестики и Нолики» Правила в том или ином конкурсе я буду объяснять в ходе урока. 2. Слайд № 3 Конкурс «Найди пару» (1 мин) ­ Соедините автора с его произведением. Д.Н.Мамин – Сибиряк                         «Выскочка» А.И.Куприн                                          «Кабан» В.П.Астафьев                                       «Приемыш» Е.И.Чарушин                                         «Стрижонок Скрип» М.М.Пришвин                                      «Барбос и Жулька» Если справились с заданием раньше, поднимите руку. Капитаны меняются ответами и выполняют проверку (на экране ответы). По наибольшему количеству правильных ответов дается х или о. 3. Конкурс «Назовите произведение» (2 мин) (Анологично) ­ Какое произведение открывает раздел? (Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш»)         ­ В этом произведении сорока лишилась хвоста. (М.М.Пришвин «Выскочка») ­  Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя. (Е.И.Чарушин  «Кабан») ­ Этому герою пришлось учиться  жизни самому, без помощи родителей.  (В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»)           ­ Они были разными, но дружба их крепкой. (А.И.Куприн «Барбос и Жулька») 4. Слайд № 4 Конкурс «Бюро находок» (2 мин) Узнайте, из каких произведений эти предметы.  ­ Норка (В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип») ­ Рога (Е.И.Чарушин «Кабан») ­ Хвост (М.М.Пришвин «Выскочка») ­ Миска (А.И.Куприн «Барбос и Жулька») ­ Лодка (Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш»)         ­ Метла (Е.И.Чарушин «Кабан») 3 предмета для 1 команды, 3 предмета для другой. Затем капитаны встают и отвечают. По наибольшему количеству правильных ответов дается х или о. 5. Слайд № 5  Конкурс капитанов. «Узнай по описанию» Встают капитаны и зачитывают свои задания на карточке поочередно, затем  отвечают. Если неправильно, автоматически право ответа переходит к  капитану сопернику. По наибольшему количеству правильных ответов дается х или о. ­ Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где – нибудь непорядок – суета или драка,  он, не торопясь, пришагает и ткнет кого надо клювом. Начальник – птица! (Это серый  журавль. Из рассказа Е.И.Чарушин «Кабан».)­ Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами  над бровями и на груди. (Жулька из рассказа А.И.Куприн «Барбос и Жулька») ­ Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнет кричать. Да  ведь так жалобно кричит… (Лебедь из рассказа Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш»)          ­ Ей было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать. (Мама –  стрижиха из рассказа В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип») ­ Веселая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки  беленькие, как чеснок. ( Собака Вьюшка из рассказа М.М.Пришвин «Выскочка») ­ Летом он постоянно  с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами»,  осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув,  превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. (Барбос из рассказа  А.И.Куприн «Барбос и Жулька») IV. Физминутка. Потрудились – отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. V. Продолжение по теме урока. 6. Слайд № 6 Конкурс. «Найди лишнее. Объясни почему».  (На скорость) Капитаны команд выбирают участника для этого конкурса. Кто первый будет готов к  ответу, тот и отвечает, если неправильно, право ответа передается команде соперников. Выскочка, Барбос и Жулька, Приемыш, Стрижонок Скрип. 7 конкурс. «Карточки» (2 мин) Определите, из какого рассказа этот текст. У каждой команды свой текст. По истечению времени заслушиваем капитанов. Карточка № 1. Я тут князь князем живу. Все у меня есть… И птица всякая, и рыба, и трава.  Конечно, говорить они не умеют, да я­то понимаю все. Сердце радуется в другой раз  посмотреть на Божью тварь… У всякой свой порядок и свой ум. Ты думаешь, зря рыба плавает в воде или птица по лесу летает? Нет, у них заботы не меньше нашего… Ответ: Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш» Карточка №2. Танцуют журавли­красавчики, подпрыгивают,  вертятся. А наш серый журавль их  унимает. Баловства не любит. Чуть где­нибудь непорядок – суета или драка,­ он не  торопясь пришагает и ткнет кого надо клювом. Начальник­птица! За это его и на  птичьих дворах часто держат начальником. Ответ: Е.И.Чарушин «Кабан» 8. Слайд № 7 конкурс «Загадки в пословицах и поговорках» (3 мин)У каждой команды по 3 пословицы. По истечению времени, капитаны отвечают,  сверяясь с экраном (правильные ответы). По наибольшему количеству правильных ответов дается х или о. И собака старое добро помнит. Белый лебедь серому гусю не товарищ. У ребенка заболит пальчик, а у матери ­ сердце. Не имей 100  руб, а имей 100 друзей. Лепечет все подряд, что сорока. Лучше синицу в руке, что журавль в небе.  VI. Итог. ­ В итоге урока мне бы хотелось, чтобы вы просмотрели небольшой клип. Названия у него нет, но это неспроста. Вы должны дать название. Фильм «Просьба» Слайд № 8 Обратите внимание. Прочтите. Как вы это высказывание понимаете? (Немаловажно общаться по­доброму, по ­ человечески, гуманно не только людям  между собой, но и не забывать ни в коем случае про птиц, животных.  Они заслуживают так же, как и все внимания, любви и ласки. ) Можно ли назвать человека гуманным, если он относится человечно только к людям? Подведение итогов. Определение команды – победительницы. Выставление оценок. VII. Слайд № 9 Д/З. стр 110­112 (отвечать на вопросы)

Посмотрите также