А. С. ПУШКИН — ИСТОРИК И БЫТОПИСАТЕЛЬ. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» (
Оценка 4.6

А. С. ПУШКИН — ИСТОРИК И БЫТОПИСАТЕЛЬ. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» (

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
23.02.2020
А. С. ПУШКИН — ИСТОРИК И БЫТОПИСАТЕЛЬ. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» (
Имя девицы Мироновой вымышлено. Роман мой основан на предании, некогда слышанном мною... Пушкин — Корсакову. 1836. 25 октября[21] Цели уроков: — знакомство с вершинным произведением прозы А. С. Пушкина — повестью «Капитанская дочка»; — повторение и закрепление исторических и культурологических сведений, полученных учащимися на уроках истории, краеведения, МХК и литературы; — формирование умения анализировать читаемое произведение (пообразный и проблемный анализ текста); — развитие читательских умений учеников; — развитие эмоционального восприятия подростками исторического прошлого страны. Форма уроков: синтетические уроки с элементами интеграции знаний по истории, этнографии, географии и литературе, включающие в себя слово учителя и/или работу с учебником, сообщения учащихся (возможна презентация или показ фрагментов кинофильма), чтение фрагментов произведения, беседу о прочитанном и услышанном.
УРОК - копия (14).docx

А. С. ПУШКИН — ИСТОРИК И БЫТОПИСАТЕЛЬ.
«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» (2 часа)
УРОКИ 29—30 


...Имя девицы Мироновой вымышлено. Роман мой
основан на предании, некогда слышанном мною... 
Пушкин — Корсакову. 1836. 25 октября
[
21

Цели уроков: 
— знакомство с вершинным произведением прозы А. С. Пушкина — повестью «Капитанская дочка»; 
— повторение и закрепление исторических и культурологических сведений, полученных учащимися на уроках истории, краеведения, МХК и литературы;
— формирование умения анализировать читаемое произведение (пообразный и проблемный анализ текста);
— развитие читательских умений учеников; 
— развитие эмоционального восприятия подростками исторического прошлого страны. 

Форма уроков:
синтетические уроки с элементами интеграции знаний по истории, этнографии, географии и литературе, включающие в себя слово учителя и/или работу с учебником, сообщения учащихся (возможна презентация или показ фрагментов кинофильма), чтение фрагментов произведения, беседу о прочитанном и услышанном.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

1. Слово учителя
 (частично под запись). 

«Капитанская дочка» — одно из последних произведений А. С. Пушкина, крупнейшее явление его прозы. Повесть появилась 22 декабря 1836 года в четвертом номере пушкинского журнала «Современник». Уже 26 декабря Владимир Федорович Одоевский написал автору: «Вы знаете всё, что я об Вас думаю и к Вам чувствую, но вот критика не в художественном, но в читательском отношении: Пугачев слишком скоро, после того как о нем в первый раз говорится, нападает на крепость; увеличение слухов не довольно растянуто — читатель не имеет времени побояться за жителей Белогорской крепости, когда она уже и взята»[22].

Писателя В. Ф. Одоевского поразила и лаконичность прозы Пушкина, и быстрота сюжетных поворотов, и композиционная динамичность, которая была несвойственна романтическим историческим произведениям.

Но проза А. С. Пушкина уже была другой прозой — прозой реалистической. Именно поэтому новизна формы и содержания этого произведения до сих пор тревожит умы читателей и исследователей.

Реали́зм (от лат. realis — вещественный) — один из творческих методов в литературе и искусстве. Реализм в искусстве — это верность изображения характеров персонажей, их психологии, психологии их среды, времени и места обитания.

Во-первых, до сих пор нет устоявшейся точки зрения на жанр «Капитанской дочки»: одни говорят, что это повесть, другие утверждают, что роман. Веские аргументы приводят и те и другие, но читателям важно не это. «Капитанская дочка» — просто очень интересное произведение, не оставляющее равнодушными даже читателей. Те исследователи, кто отстаивает жанр повести, часто указывают на небольшой объем произведения, имеющего несколько сюжетных линий, главная из которых — сюжетная линия «Пугачев — Гринев». Но при сравнительно малом объеме все сюжетные линии глубоко и полно раскрывают перед нами картину жизни России XVIII столетия в переломный для нее период — период проверки на жизнестойкость существующей государственной системы, абсолютной монархии.

У А. С. Пушкина, в последние годы жизни постоянно интересовавшегося не только историей, но и разинско-пугачевским фольклором, тема крестьянских восстаний прошлых столетий все время переплеталась с осмыслением событий, ему современных, — крестьянских волнений во многих губерниях, выступления декабристов в 1825 году, несостоявшихся реформ императора Александра I. Лишь на втором плане произведения проходит любовная сюжетная линия «Маша Миронова — Петр Гринев», хотя название вроде бы говорит об ином. Кроме проблем нравственных и духовных, эта линия раскрывает «мысль семейную», как это позднее назвал Лев Толстой, — показывает не только и не столько быт мелкопоместных дворян, сколько их миропонимание, жизненные устои, на которых и держится государство, с точки зрения автора. Все остальные сюжетные линии лишь дополняют, как бы отсвечивают главную, чтобы полнее и ярче раскрыть авторский замысел. Отсюда и лаконизм пушкинского слога.

Идейно-художественная позиция самого А. С. Пушкина изложена довольно четко в его набросках о литературе, в частности в «Начале статьи о русской прозе»: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат; стихи дело другое (впрочем, в них не мешало бы нашим поэтам иметь сумму идей гораздо позначительнее, чем у них обыкновенно водится. С воспоминаниями о протекшей юности литература наша далеко вперед не подвинется). Вопрос, чья проза лучшая в нашей литературе? — Ответ: Карамзина. Это еще похвала не большая...»[
23]. 

Однако впервые в русской литературе XIX столетия поднятая тема и широта охвата исторических событий впечатляют не объемом, а глубиной и оценкой исторических событий, так или иначе выводящих нас на понятие романа.

Рома́н (от фр. roman — первоначально произведение на романских языках) — большая форма эпического жанра литературы Нового времени. Его наиболее общие черты:
изображение человека в сложных формах жизненного процесса, 
многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц,
многоголосие, 
отсюда большой объем сравнительно с другими жанрами[
24].

Во-вторых, спорят и о характере взаимодействия между «Историей Пугачевского бунта» и «Капитанской дочкой»: «Процесс создания „Капитанской дочки“ — поразительный пример взаимодействия образно-художественной и исследовательской мысли. Развитие художественного замысла привело на определенном этапе к историческим изучениям, из которых возникла „История Пугачева“. Работа историка откорректировала работу художника и дала ей новое направление»[
25]. «Накаленная общественная обстановка вызывала постоянные споры писателей пушкинского круга о путях дальнейшего развития России. Естественно, что в ходе этих непрерывных историко-философских дебатов Пушкин начинает проявлять все больший интерес к изучению и осмыслению истории России XVIII века... Его очень занимает правление Екатерины II — ведь именно в годы ее царствования происходило восстание Пугачева, одно из наиболее мощных социальных движений второй половины XVIII столетия. Призрак новой пугачевщины стимулировал обращение Пушкина к истории пугачевского восстания, к фигуре его вождя — Емельяна Пугачева, одного из главных действующих лиц „Капитанской дочки“...»[26].

Изучение разных планов исторического романа о Пугачеве, составленных Пушкиным, показало, как менялся взгляд автора на прошедшие события: сначала интересовал дворянин, перешедший на сторону восставших (Шванвич); затем — Пугачев и его взаимоотношения с этим дворянином-предателем (уже Валуевым); позднее — история попавшего в плен к Пугачеву капитана Башарина, помилованного по просьбе его солдат; и лишь после написания «Истории Пугачевского бунта» — история юного Петра Гринева, не ставшего предателем и добровольно отправившегося в стан врага спасать свою невесту. Это дало возможность писателю взглянуть «глазами Гринева» на обе борющиеся стороны и показать, какую школу нравственного и общественного воспитания проходит юный представитель «хорошего» дворянского рода во время пугачевщины.

Как писал литературовед Евгений Маймин, «создавая „Капитанскую дочку“, Пушкин испытывал любовь и к своему дворянскому герою Гриневу, и к добродушным и нравственно-высоким Мироновым, и особенным образом к Пугачеву»[
27]. Итак, если верить критику, взгляд Пушкина-историка на личность Пугачева кардинально изменился после написания «Истории Пугачевского бунта». Так ли это? Давайте постепенно в этом разбираться.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 

Произведению А. С. Пушкина 
«Капитанская дочка» в школьном изучении повезло и не повезло одновременно, так как на протяжении XX века создавалось несколько вариантов его изучения, систем работы и путей анализа[28]. 

Повезло в том смысле, что современный учитель имеет возможность выбрать тот путь изучения произведения, который ему кажется наиболее приемлемым в данном классе. Не повезло, потому что право выбора — самое трудное из прав, данных человеку.

Чаще всего анализировалось данное произведение как повесть. Все пути анализа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» так или иначе упор делали на главном — эстетическом воздействии произведения на ученика. При этом чаще всего главы произведения и фрагменты из него прочитывались в классе, особый упор был сделан на первичное эмоциональное постижение читаемого на первом уроке по повести. Отсюда путь анализа «вслед за автором», т. е. по главам. 

Однако на такой вариант изучения необходимо не менее 10—11 часов, поэтому уже в 1950-е годы был предложен иной путь: «В статье, посвященной анализу повести, М. Н. Салтыкова приходит к выводу, что, устанавливая последовательность уроков по разбору повести, надо исходить из ее художественного своеобразия. „Это своеобразие, — пишет автор, — делает малоцелесообразным изучение «Капитанской дочки» по ходу действия благодаря наличию в повести двух сюжетных линий“[
29]». «Нельзя не согласиться с этим выводом, — утверждает А. С. Дегожская уже в 1971 году. — М. Н. Салтыкова предлагает разбирать повесть „по циклам глав“. Такая система уроков обладает преимуществом перед распространенным анализом по главам: учащиеся на уроке охватывают более обширную „площадь“ текста, что дает значительные возможности для сопоставлений, обращений к уже изученному материалу. Работа с циклами глав позволяет увеличить удельный вес самостоятельной работы учащихся»[30].

Примерно в это же время был предложен иной путь изучения пушкинского шедевра. Предлагалась следующая система занятий: 

«1. Предварительное усвоение текста (с заранее предложенными вопросами). 
2. Вступительные занятия. Историческое содержание повести и ее герои.
3. Изображение Пугачева. 
4. Характеристика Гринева.
5. Второстепенные образы дворян — защитников крепостного строя. Маша Миронова, Савельич.
6. Идейное содержание и значение повести.
7. Разбор сочинений»[
31]. 

В системе Г. К. Бочарова акцент сделан на анализе основных компонентов повести как исторического произведения, поэтому вполне логично на первом месте рассмотрение образа Пугачева. Такая система работы над произведением вполне подходит и для современной школы, однако занятия под № 5 необходимо и переосмыслить, и назвать иначе: здесь речь идет не только об оренбургских чиновниках и военных, но и о капитане Миронове и его инвалидной команде, до конца защищавшей не крепостной строй, а конкретную Белогорскую крепость, Веру, Царя и Отечество. Капитана Миронова нельзя назвать «второстепенным персонажем», так как он в центре сюжетных линий «Мироновы — Гриневы» и «Военные чиновники — истинные защитники Отечества».

М. А. Шнеерсон и М. Г. Качурин также предлагали рассматривать «Капитанскую дочку» как историческое произведение: 

«1. Изображение в повести Пугачевского восстания. Образ Пугачева.
2. Изображение в повести картин быта и нравов дворян XVIII века. Семья Мироновых. Семья Гриневых. Савельич. Образ Петра Гринева. Образ Швабрина.
3. Итоговая беседа: значение повести „Капитанская дочка“»[
32]. 

Ленинградские методисты направляли мысль учителя на создание уроков, построенных на сопоставлении, например: «Семья Мироновых и Гриневых», «Гринев и Швабрин». При этом предлагали максимально сосредоточить внимание детей на языке произведения.

Г. И. Беленький во главу анализа повести поставил образ рассказчика — Петра Гринева: «Гринев показан в развитии. Решающим в его духовном созревании были месяцы крестьянского мятежа и встречи с Пугачевым. Ни один человек (кроме Маши Мироновой) не сыграл такой роли в жизни Гринева, как Пугачев»[
33]. С этим можно поспорить, так как Гринева-младшего воспитала в первую очередь семья и среда, поэтому он не перешел на сторону восставших, за что его, кстати, и уважает предводитель этого восстания: цельность характера, верность дворянскому и христианскому долгу, своим принципам — главное в личности Петра Гринева, несмотря на юный возраст и иногда безалаберные поступки. Однако встречи и беседы с Пугачевым — ярчайшее воспоминание в жизни Гринева, школа его гражданского взросления. Именно это взросление и помогло Гриневу увидеть все сильные и слабые стороны двух противостоящих лагерей: пугачевщины и защитников империи. Очень важно умение устанавливать границы частных картин внутри сложного художественного единства. Такой подход к произведению основан на относительной самостоятельности его компонентов и приобретает смысл в том случае, если выясняется функциональная роль выделенной части в художественном целом. Так, «определив, что главный герой „Капитанской дочки“ — Пугачев, ученики с помощью учителя намечают в повести своеобразные циклы глав (эпизодов), воссоздающих картины жизни и быта людей XVIII века: „До Пугачевского восстания“, „Пугачевское восстание“, „После Пугачевского восстания“[34]...»

Исходя из современной ситуации в школе, мы можем выбрать несколько путей прочтения и анализа произведения А. С. Пушкина, но все они так или иначе будут зависеть от количества выделенного на его изучение времени. Можно пойти следующим путем:

1. А. С. Пушкин — историк и бытописатель. Изображение в повести картин быта и нравов дворян XVIII века. Семья Мироновых. Семья Гриневых. Савельич. 

2. Российское дворянство в XVIII столетии. Образ Петра Гринева. Образ Швабрина. Маша Миронова. 

3. Пугачевщина. Изображение в повести Пугачевского восстания. Два лагеря — лагерь восставших и лагерь императорских войск. Образ Пугачева.

4. Характеристики образов персонажей: Пугачев, Гринев, Швабрин, Маша Миронова, Екатерина II.

5. Идейное содержание и значение повести. 

Даже при таком раскладе, исключающем и работу с языком произведения, и анализ пушкинских пейзажей (кроме фрагмента «Буран в степи») и предполагающем поверхностное знакомство с точкой зрения автора, на изучение повести «Капитанская дочка» должно уйти 7—8 часов. При планировании уроков в расчете на 68 часов в год — 4—5 часов. Дополнительные часы можно взять либо из резерва (планирование на 68 часов в год), либо при замене изучения комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» на изучение сентиментальной повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь».

II. Сообщения учащихся.

Сообщение 1.
 
Историческая проза А. С. Пушкина.

Сообщение 2. 
Быт и нравы российских дворян XVIII века. 

Сообщения готовятся учениками самостоятельно по любому источнику, в том числе и по книгам: 
1. Дегожская А. С. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении: Пособие для учителя. — Л.: Просвещение, 1971. (см. 
страницу «Повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка"»
2. Короткова М. В. Быт и культура русского города. — М.: Дрофа, 2006. 
3. Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. — М.: Дрофа, 2006.
4. А. С. Пушкин: Школьный энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Коровина. — М.: Просвещение, 1999. 
5. Пушкин в школе: Пособие для учителей / Сост. В. Я. Коровина. — М.: Просвещение, 1978. 
6. Рябцев Ю. С. Путешествие в историю русской жизни. — М.: Русское слово, 2006. 

III. Чтение фрагментов произведения.

Чтение учащимися 
повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» проходит в основном дома, в классе мы имеем возможность прочитать и проанализировать сразу после чтения лишь фрагменты произведения. 
Цель фрагментарного чтения — привлечь внимание восьмиклассников к тем или иным картинам, образам и идеям произведения, показать путь анализа и мотивировать их дальнейшее чтение дома повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Первый урок естественно начать с чтения первой главы — «Сержант гвардии». В слабо подготовленном классе главу или фрагменты из нее читает сам учитель. Если главу читают ученики, они получают задание читать в спокойной повествовательной манере. Всему классу объясняется, что в окончательный вариант повести не вошло предисловие, из которого было видно, что все повествование обращено к внуку Петра Гринева, т. е. перед нами воспоминания деда о прошедшей жизни с наставлениями внуку. Хорошо бы на первом уроке прочитать и разобрать вторую главу — «Вожатый».

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 

В эпическом роде литературы выделяют три основных жанра (таблица заполняется учащимися в течение всего учебного года):

РОМАН ПОВЕСТЬ РАССКАЗ 

Все они повествуют нам о действительности. Многие исследователи считают, что роман — это крупный жанр повествования, который позволяет нарисовать жизнь наиболее полно. 

«Задача романа проста: описать мир или фрагмент мира так, как они есть» (Брох)[
35]. Ученый Ю. Б. Борев считает, что «роман (фр. roman; первоначально произведение на романских языках) [жанр литературы] — тип литературного произведения... эпос нового времени. Обычно произведение с разветвленным сюжетом и втянутыми в действие многими персонажами. Роман — история всей жизни героя и связанных с ним персонажей, в то время как повесть — история большой части жизни героя...»[36]. Повесть он назвал «средним повествовательным жанром», который более широко, чем рассказ, представляет действительность, а предметом и темой повести, по его мнению, является эпизод или эпизоды из жизни человека[37]. Известный в прошлом литературовед А. П. Квятковский считал, что «эпос — один из трех основных родов поэзии (эпос, лирика, драма), литературное произведение объективно-повествовательного характера... В расширительном смысле к эпосу относятся такие произведения индивидуального творчества, как роман, повесть, сказка, рассказ»[38]. Он же уточнял: «Повесть — литературное произведение описательно-повествовательного жанра; по своим размерам и, главное, быстроте развертывания эпизодов повесть ближе к рассказу, чем к роману, которому присущи многоплановость и более подробная характеристика событий и персонажей...»[39].

В принципе все исследователи согласны с формулировкой термина «роман», изложенного на с. 180 данного пособия. С. И. Кормилов охарактеризовал повесть следующим образом: «Повесть — в современной русской теории литературы средний по объему текста или сюжета эпический прозаический жанр, промежуточный между рассказом и романом. 

В мировой литературе чаще всего четко не вычленяется»[
40]. 

IV. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

— Что мы узнаем о семействе Гриневых из 
первой главы?
(Типичное провинциальное дворянское семейство XVIII века, живущее в своей небольшой усадьбе, патриархальное и набожное.) 

— Кто такой Андрей Петрович Гринев? Каково его социальное положение? 
(Андрей Петрович Гринев — помещик Симбирской губернии, отставной премьер-майор.) 
— Что автор говорит о матушке Петра Гринева?
(Мать Гринева была дочерью бедного дворянина, т. е. отец на ней женился не из-за приданого, а по взаимной приязни. Матушка родила девятерых детей, но все, кроме Петра, умерли во младенчестве. Это говорит о том, что семья была православная, верующая: сколько Бог давал детей, столько и рожали.) 

— Как родители Гринева относятся друг к другу? Найдите примеры в тексте главы.
(Любят, уважают и заботятся друг о друге.) 

— Что мы узнаем из этой главы о Петре Гриневе?

— Опишите жизнь провинциального дворянского недоросля.

— Как Петр Гринев относится к своим родителям?
(Проявляет чувство искренней любви и признательности, послушания и верности заветам своих родителей.) 

— Расскажите, кто такой Савельич. Почему именно его Андрей Петрович Гринев приставил дядькой к единственному сыну-наследнику?

— От чьего имени ведется повествование? Каким перед нами предстает рассказчик?
(Рассказчик — человек явно преклонных лет, с живым умом и хорошим чувством юмора. Как видно из его повествования, эти его качества проявились уже в юности, когда он покинул родной дом, отправляясь на службу. Далее в повести будет чередование: рассказчик юный и он же, но уже по прошествии многих десятилетий. Но оценку всем событиям дает взрослый Гринев-рассказчик, часто его речь сливается с авторским повествованием или рассуждением — несобственно-прямая речь. В начале XIX века такой стилистический прием был внове.)

Рассказчик — условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. Рассказчик может быть представлен автором как участник событий, или свидетель, или же человек, которому о событиях кто-то поведал. Иногда рассказчик очень близок автору по мировосприятию, иногда — вовсе нет. В любом случае рассказчик — это не автор, а определенная «маска», которую писатель или поэт использует в своих творческих целях.

— Какие заветы дает Андрей Петрович Гринев своему сыну? Объясните, как вы их понимаете.

— Каковы первые шаги Петруши Гринева в самостоятельной жизни? Расскажите, что произошло в Симбирске. 

— Как заканчивается первая глава? Перечитайте про себя 
два последних абзаца и ответьте, какие отношения связывали молодого барина Петра Гринева и его дядьку Савельича.

— Какие черты характера Гринева раскрываются в его отношении к Савельичу и крепостным крестьянам? Приведите примеры.

— Перечитайте 
эпиграф к первой главе. Объясните, как вы его поняли.

— Какое место из первой главы напоминает эпиграф?
(Беседу старших Гриневых во время написания сопроводительного письма начальнику Петруши.)

— Как относится старик Гринев к военной службе? Почему он не отсылает сына в гвардию, в Семеновский полк, квартировавший в Петербурге?
(Для Гринева-отца служба в армии — выполнение дворянского и гражданского долга, а не путь по карьерной лестнице или пустое времяпрепровождение.)

— Какие черты характера старшего Гринева раскрываются в этом эпизоде? (Независимость, честность, демократизм.) 

— Вспомните, что вы уже прочитали о коменданте Белогорской крепости — капитане Миронове. Подумайте и объясните, какие человеческие качества сближают двух незнакомых между собой людей — премьер-майора Гринева и капитана Миронова. Аргументируйте свой ответ.

— Как отнеслась комендантша к появлению в крепости юного офицера?
(Стала опекать по-матерински.)

— Почему Петр Гринев почти сразу стал чувствовать себя в семье Мироновых как дома? О чем это говорит?
(Доброжелательные и хлебосольные хозяева. Привычный домашний уклад жизни. Милая девушка — сначала почти друг, затем невеста. Сам Гринев добр и открыт, воспитан и четко представляет, как и где должно поступать.) 

— Какие общие черты старинного дворянского быта наблюдаем мы в семьях Гриневых и Мироновых? Расскажите об этом подробно.

«С любовью изображает Пушкин и картины старинного дворянского быта. Здесь все исполнено доброго юмора и знания, и авторского понимания: отношения в семействе Гриневых, сами старики Гриневы, удивительный Савельич и его завзятый враг мусье Бопре, картины домашнего воспитания. Все это изображено необычайно живо — и исторично. Все это не менее, чем сцены с Пугачевым, живая и самая доподлинная русская история. В Гриневых и еще более в Мироновых Пушкин показывает простых людей, простые добрые нравы. Удивительно простые. И то, что эти простые люди, самого мирного свойства, помимо своего желания и отчасти даже сознания, оказываются захваченными бурными историческими событиями и входят в большую историю, придает всему рассказу особенный драматизм. Драматическое начало повести, может быть, ярче всего проявляется в трагической и героической судьбе старших Мироновых. Мироновы — это старинно-русские, простодушные и возвышенные люди. Они нарисованы Пушкиным выпукло, скульптурно, ощутимо-живо. В них много наивного, пленительно-наивного — и это раскрывает их во всей красоте их нетронутых, цельных душ... В изображении Пушкина все эти люди прекрасны в своей непосредственности: они всегда по-своему и правильно думают, правильно живут и безропотно идут на смерть, верные тому, чему обязались служить и что считают своим долгом. Это незаметные и тихие герои — великие герои. Пушкин не просто их любит, но и любуется ими. Любуется ими вместе с автором и читатель — иначе и невозможно. За „старосветскими“ пушкинскими героями есть правда высокой нравственности, которая не может не привлекать»[
41].

— Перечитайте фрагмент второй главы, который принято называть 
«Буран в степи». Выделите композиционные части этого фрагмента:

1. Предвестие бурана. 
2. Описание бурана. 
3. Встреча с вожатым.
4. Сон Гринева. 
5. Прибытие на постоялый двор. 

— Какая картина предстает перед глазами юного Гринева в начале пути? Почему он стремится быстрее добраться до места службы?
(Унылая безбрежная степь, тоска из-за отсутствия людей и жилья, однообразный пейзаж, навевающий невеселые мысли.) 

— Какими эпитетами описывает автор степь? Найдите их в тексте. Какое настроение порождают эти слова? 
(Тоскливое, даже тревожное.)

Эпи́тет (от греч. epitheton — приложение) — слово, поясняющее, определяющее, характеризующее какое-либо свойство или качество понятия, явления, предмета.

— Как характеризует персонажей диалог ямщика и Гринева? Что потом думает о себе Гринев?
(Ямщик — опытный казак, знающий степь и природные явления этого края. Гринев затем осуждает себя за «неопытность, молодость, самонадеянность». Главное — юный барин из всего случившегося сделал выводы.)

— Опишите внезапно появившегося вожатого. Как вы думаете, что он делал в степи? Почему не скрылся до начала бурана? 

— Опишите само буйство метели, опираясь на текст произведения. 

— Почему ямщику неприятно вмешательство вожатого, его команды?

— Почему чувства ямщика разделяет и Савельич? Что отталкивает Савельича в незнакомце? Обоснуйте свой ответ.

— Как на все это реагирует вожатый? Трогают ли его чужие эмоции — ямщика, Савельича, даже Гринева?

— Объясните, что нам дает описание местности в начале этого фрагмента и в конце? 
(Во-первых, описание местности — фрагмент целостный, завершенный, может рассматриваться как текст.
Во-вторых, из данного эпизода логически вытекают все дальнейшие события повести: сон Гринева — пророческий; Пугачев запомнил Савельича только из-за его пререканий с юным барином и им самим; барину он благодарен не столько за подержанный заячий тулупчик, сколько за доброту и сочувствие.) 

V. Домашнее задание.

Для всего класса:

— читать повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: 
главы III, IV, V
— подготовить пересказ одной из глав на выбор; 
— подготовить рассказ на выбор:
«Жизнь семьи Гриневых в своем имении»,
«Жизнь семейства коменданта Белогорской крепости».

Индивидуальное задание: 
— художественный пересказ эпизода «Буран в степи».


 

Скачано с www.znanio.ru

А. С. ПУШКИН — ИСТОРИК И БЫТОПИСАТЕЛЬ

А. С. ПУШКИН — ИСТОРИК И БЫТОПИСАТЕЛЬ

Писателя В. Ф. Одоевского поразила и лаконичность прозы

Писателя В. Ф. Одоевского поразила и лаконичность прозы

Все остальные сюжетные линии лишь дополняют, как бы отсвечивают главную, чтобы полнее и ярче раскрыть авторский замысел

Все остальные сюжетные линии лишь дополняют, как бы отсвечивают главную, чтобы полнее и ярче раскрыть авторский замысел

Пушкин начинает проявлять все больший интерес к изучению и осмыслению истории

Пушкин начинает проявлять все больший интерес к изучению и осмыслению истории

Не повезло, потому что право выбора — самое трудное из прав, данных человеку

Не повезло, потому что право выбора — самое трудное из прав, данных человеку

В системе Г. К. Бочарова акцент сделан на анализе основных компонентов повести как исторического произведения, поэтому вполне логично на первом месте рассмотрение образа

В системе Г. К. Бочарова акцент сделан на анализе основных компонентов повести как исторического произведения, поэтому вполне логично на первом месте рассмотрение образа

Очень важно умение устанавливать границы частных картин внутри сложного художественного единства

Очень важно умение устанавливать границы частных картин внутри сложного художественного единства

Карамзина «Наталья, боярская дочь»

Карамзина «Наталья, боярская дочь»

Петра Гринева, т. е. перед нами воспоминания деда о прошедшей жизни с наставлениями внуку

Петра Гринева, т. е. перед нами воспоминания деда о прошедшей жизни с наставлениями внуку

В мировой литературе чаще всего четко не вычленяется»[ 40 ]

В мировой литературе чаще всего четко не вычленяется»[ 40 ]

Рассказчик — человек явно преклонных лет, с живым умом и хорошим чувством юмора

Рассказчик — человек явно преклонных лет, с живым умом и хорошим чувством юмора

Петербурге? (Для Гринева-отца служба в армии — выполнение дворянского и гражданского долга, а не путь по карьерной лестнице или пустое времяпрепровождение

Петербурге? (Для Гринева-отца служба в армии — выполнение дворянского и гражданского долга, а не путь по карьерной лестнице или пустое времяпрепровождение

Они нарисованы Пушкиным выпукло, скульптурно, ощутимо-живо

Они нарисованы Пушкиным выпукло, скульптурно, ощутимо-живо

Опишите внезапно появившегося вожатого

Опишите внезапно появившегося вожатого
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2020