А. С. ПУШКИН «ИСТОРИЯ ПУГАЧЕВА»[
Оценка 4.9

А. С. ПУШКИН «ИСТОРИЯ ПУГАЧЕВА»[

Оценка 4.9
Рабочие тетради +1
docx
русская литература
7 кл
23.02.2020
А. С. ПУШКИН  «ИСТОРИЯ ПУГАЧЕВА»[
Пугачев... Рев адской вьюги... Как в глуши забытых мест Веры, долга мирны слуги Шли с семьянами на крест... Н. Чаев. «Священной памяти Александра Сергеевича Пушкина (1799—1899)» Цели урока: — формирование целостного восприятия образа Поэта — А. С. Пушкина; — повторение и закрепление исторических и культурологических сведений, полученных учащимися на уроках истории, краеведения, МХК и литературы; — закрепление знаний восьмиклассников по истории России; — углубление представления школьников о жанровом многообразии русской литературы XIX века; — развитие читательских умений учеников; — развитие эмоционального восприятия подростками исторического прошлого страны; — воспитание уважительного отношения к прошлому русского народа. Форма урока: синтетический урок с элементами интеграции знаний по истории, этнографии, географии и литературе, включающий в себя слово учителя и/или работу с учебником, сообщения учащихся (возможна презентация или показ фрагментов кинофильма), чтение фрагментов произведения, беседу о прочитанном и услышанном.
УРОК - копия (13).docx

А. С. ПУШКИН 
«ИСТОРИЯ ПУГАЧЕВА»[
2]
УРОК 28

Пугачев... Рев адской вьюги... 
Как в глуши забытых мест 
Веры, долга мирны слуги 
Шли с семьянами на крест... 
Н. Чаев. «Священной памяти Александра Сергеевича Пушкина (1799—1899)»


Цели урока:
— формирование целостного восприятия образа Поэта — А. С. Пушкина;
— повторение и закрепление исторических и культурологических сведений, полученных учащимися на уроках истории, краеведения, МХК и литературы;
— закрепление знаний восьмиклассников по истории России;
— углубление представления школьников о жанровом многообразии русской литературы XIX века;
— развитие читательских умений учеников; 
— развитие эмоционального восприятия подростками исторического прошлого страны;
— воспитание уважительного отношения к прошлому русского народа. 

Форма урока: 
синтетический урок с элементами интеграции знаний по истории, этнографии, географии и литературе, включающий в себя слово учителя и/или работу с учебником, сообщения учащихся (возможна презентация или показ фрагментов кинофильма), чтение фрагментов произведения, беседу о прочитанном и услышанном.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Слово учителя (частично под запись; возможна презентация).

II. Работа с учебником. 


1. Чтение статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин» (с. 95—96; 
см. также текст статьи ниже).

2. Работа с вопросами и заданиями на с. 96.

III. Беседа с классом. 

— Вспомните, что вы ранее узнали о жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Какой образ Поэта сформировался в вашем воображении? Опишите этот образ. Как вы думаете, почему в нашем образе Поэта всегда присутствует элемент вымысла, фантазии? С чем это связано?

— Расскажите, что вас заинтересовало в поэзии или прозе А. С. Пушкина.

— Какое впечатление сложилось у вас о личности юного Саши Пушкина?

— Что вы помните о начале его творческого пути?

— Чем прославился А. С. Пушкин еще в Царскосельском лицее?
(Своим поэтическим даром, честностью и прямотой характера, правдолюбием, умением дружить.) 

— Расскажите, что вы знаете о раннем творчестве поэта. Каким предстает А. С. Пушкин в своей лирике?

— Что вы помните об отношении Александра Пушкина к истории своего Отечества? Что нового узнали из только что прочитанной статьи учебника? 

— Какой образ зрелого А. С. Пушкина возникает в нашем воображении? 

— Каким было отношение Александра Пушкина к известным историческим деятелям? Расскажите об этом. Приведите примеры.

— Как вы полагаете, почему поэт и писатель часто говорил о народности произведений? Что, по-вашему, он имел в виду?

— За что ценили А. С. Пушкина его современники-читатели?

— Почему потомки говорят о непреходящем значении творчества А. С. Пушкина?

IV. Сообщения учащихся.

Сообщение 1. 
Пушкин и История. 

Сообщение 2. 
Работа А. С. Пушкина над «Историей Пугачевского бунта». 

V. Чтение произведения.

Чтение отрывков из «Истории Пугачевского бунта» (с. 97—102 учебника).
В слабом и/или плохо читающем классе фрагменты произведения А. С. Пушкина озвучивает сам учитель или же каждый фрагмент читается одним учеником.

VI. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

— Что рассказывает нам Пушкин-историк о появлении Емельяна Пугачева в «Истории Пугачевского бунта»? 

— Как вы думаете, почему появление Емельяна Пугачева сразу обросло множеством слухов? 

— Какую черту характера «неизвестного бродяги» сразу же подчеркивает автор исторического исследования?
(«Свидетель мятежа» — сам, скорее всего, участник этого мятежа; «дерзость речей»; подстрекательство на противоправные действия как черта характера данной личности. В психологии — «протестная личность».)

— Как относятся к «неизвестному бродяге» окружающие? Почему то одни, то другие желают сдать его «в комендантскую канцелярию»? «Послушные казаки» боятся царя или войска?
(Времена диких набегов казаков на города и поселения, грабежей на дорогах и водных торговых путях закончились: казаки стали свободным сословием, защищающим границы империи, сословием законопослушным и обласканным государством: они обладали многими правами, которых не было и не могло быть ни у крепостных крестьян, ни у «инородцев» — исконных жителей заселяемых казаками земель, ни даже у горожан. За свою службу казаки получали земельные наделы, помощь государства, за военные действия — награды и почести. К тому же, будучи православными, казаки давали клятву на верность Богу, Царю и Отечеству, и для большинства из них эта клятва не была пустым звуком. Недаром после революционного переворота в октябре 1917 года казаки дольше всех сопротивлялись большевикам, а затем советской власти: все мужское население казачества давало клятву верности власти Государевой, отступивший от клятвы считался предателем — клятвопреступником.
Однако в казачьей среде в XVIII столетии живы были еще воспоминания о казацкой вольнице, о 
Ермаке и других выдающихся казаках, поэтому не хватало только харизматичной личности, которая повела бы часть казаков за собой: недовольные всегда были, есть и будут, чем пользуются и предводители всевозможных восстаний, и политики, главное — найти общий «предмет», или повод для недовольства.

Хари́зма (от др.-греч. χαρισμα — милость, дар свыше) — особая притягательность человека, его магнетизм, выражающийся в легкости приобретения сторонников[
3]. В отрывке из второй главы пушкинской «Истории Пугачевского бунта» видно, что смутьян — человек, сеющий смуту, раздор, — сначала пытался подкупить казаков, обещая деньги за службу или райскую жизнь на службе у какого-то не то паши, не то султана; затем запугивал войсками из Москвы (живы были еще воспоминания о подавлении казацкой вольницы на Волге в XVI веке), якобы идущими на подавление казаков. Возникает вопрос: за какие грехи? Значит, часть казаков все-таки совершала набеги? Например, на тюркские поселения.

Яицкий рубеж — важное стратегическое направление, поэтому никому не известно, в чьих интересах действовал «бродяга» Емельян Пугачев. Отсюда такое негативное отношение к нему автора исторического исследования. (Давайте забудем на время, что автор этот — Александр Сергеевич Пушкин, так как он старался быть беспристрастным.)

— Почему автор исследования подчеркивает, что «яицкие бунтовщики были тогда не редки»?
(На Урал и в Зауралье бежали от рабства крепостные крестьяне, там же скрывались от службы беглые солдаты и ссыльные, часто сбежавшие каторжники (недаром в «Капитанской дочке» Пугачев говорит Гриневу, что терять ему нечего — с каторги сбежал, поэтому уже прощения не будет). Часто они сбивались в воровские шайки, вот их-то и вылавливали военные и сами казаки.)

— Опишите неизвестного смутьяна. Что в его облике подчеркивает автор? 
(Все среднее: рост, внешность, приметы как у большинства, грамоты не знал. В то же время автор говорит, что «крестился по-раскольничьи», а отметины имел бойцовские. Это объясняет, и почему жена выдала его казачьему «обществу» на расправу, и поведение станичников: Емельян сын Иванов (отец Иван сын Михайлов) и заповеди церковные не соблюдал, и буйным нравом отличался, и воровством промышлял, о чем его соплеменники хорошо знали, иначе бы не потребовали документа на лошадь, — иными словами, будущий «Пугачев» (явно кличка) не жил по Закону Божьему и по законам казачества. (Например, какой же казак так поздно женится — почти в 30 лет? Значит, до этого времени не заслужил семейной жизни ни поведением богобоязненным, ни службой царевой, ни жизнью крестьянской.)

— Что говорит А. С. Пушкин о причинах побега казака Емельяна с Дона? Почему тот вдруг оказался в Польше, всегда враждовавшей с Украиной, а потом с Россией?
(Даже когда Польша вошла в состав Российской империи.)

— Как вы думаете, почему смутьяну не сиделось в Польше? Зачем он подался на Урал? 
(Да, мы не знаем истинных причин появления Пугачева на Урале, но можем судить по его характеру, хорошо описанному Пушкиным, что этот человек нигде и никогда не смог бы жить спокойно, — авантюрный и провокационный тип личности[
4]. К сожалению, такие люди были и есть всегда, во все времена и у всех народов. В конце XVIII столетия в России все сошлось воедино: недовольство части яицких казаков; праздношатающиеся воровские банды, жаждущие наживы; угнетенные местные племена и беглые крепостные крестьяне; смерть императора Петра III; появление харизматичной авантюрной личности Пугачева, умеющего и любящего воевать.)

— Для чего, с вашей точки зрения, Пугачев пошел на Волгу?

— Что об этом рассказывает беспристрастный Пушкин-историк?

— Как вели себя дворяне, казаки и крестьяне при подходе Пугачева?
(Каждый поступал, исходя из своих убеждений и своего воспитания, — трусы были всегда и везде, но многие вступали в войско Пугачева, искренне веря, что он законный император Петр III, свергнутый супругой-царицей. Другие видели в Пугачеве «народного заступника», желавшего отменить крепостное право, а местному населению вернуть исконные земли и право исповедовать свою религию, чаще всего язычество.)

— Давайте прочитаем последний фрагмент — «Пугачев пойман». Как здесь объясняется появление такого фено́мена, как Пугачев, и причины действительно «широкомасштабной войны под предводительством Емельяна Пугачева», как писали раньше в учебниках по истории?
(«Богу было угодно наказать Россию через мое окаянство».)

Фено́мен (от др.-греч. — кажущееся, видимое) — необычное, очень редкое явление или человек, наделенный уникальными способностями (Новейший словарь иностранных слов и выражений. — М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. — С. 839.).

— Как характеризуют эту «крестьянскую войну» слова А. С. Пушкина: «Народ живо еще помнит кровавую пору, которую — так выразительно — прозвал он пугачевщиною». 

— Какое на вас произвело впечатление описание пугачевщины? Обоснуйте свой ответ, опираясь при этом на текст произведения.

VI. Работа по группам (cooperative learning). 

Класс разбивается на 4—5 групп, каждая группа получает задание на карточке, после выполнения которого представитель(и) группы озвучивает(ют) и само задание, и текст, предложенный для анализа, и сам анализ прочитанного (групповая работа с незнакомыми текстами — художественными и научно-популярными).
За выполнение или невыполнение заданий каждая группа и каждый член группы получают очки (баллы, карточки разного цвета или разной «стоимости»), бонусы.
Побеждает та команда, которая набрала больше всего очков (баллов, карточек) плюс определенное количество бонусов, при этом каждый ученик решает для себя сам: «активировать» свои очки и бонусы на этом уроке или, по накопительной системе, чуть позже.

Содержание карточек, а также вопросы и задания примерно одинаковые, так как здесь главным являются два момента:

1) приобщение всех учащихся к работе с незнакомым текстом, интеллектуальный и читательский индивидуальный рост каждого ученика;
2) показ точки зрения А. С. Пушкина на историю и современность, цели и задачи исторической прозы.

КАРТОЧКА 1 

1. Прочитайте текст. Определите его основную мысль.
 
«В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании. Вальтер Скотт увлек за собою целую толпу подражателей. Но как они все далеки от шотландского чародея!.. B век, в который хотят они перенести читателя, перебираются они сами с тяжелым запасом домашних привычек, предрассудков и дневных впечатлений. Под беретом, осененным перьями, узнаете вы голову, причесанную вашим парикмахером; сквозь кружевную фрезу à la Henri IV[
5] проглядывает накрахмаленный галстух нынешнего dandy. Готические героини воспитаны у Madame Campan, а государственные люди XVI-го столетия читают Times и Journal des débats[6]. Сколько несообразностей, ненужных мелочей, важных упущений! сколько изысканности! а сверх всего, как мало жизни! Однако ж сии бледные произведения читаются в Европе. Потому ли, что люди, как утверждала Madame de Staël[7], знают только историю своего времени и, следовательно, не в состоянии заметить нелепости романтических анахрони́змов[8]? потому ли, что изображение старины, даже слабое и неверное, имеет неизъяснимую прелесть для воображения, притупленного однообразной пестротою настоящего, ежедневного? Спешим заметить, что упреки сии вовсе не касаются „Юрия Милославского“. Г-н Загоскин точно переносит нас в 1612 год. Добрый наш народ, бояре, козаки, монахи, буйные шиши — все это угадано, все это действует, чувствует, как должно было действовать, чувствовать в смутные времена Минина и Авраамия Палицына. Как живы, как занимательны сцены старинной русской жизни! сколько истины и добродушной веселости в изображении характеров...» А. С. Пушкин. «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году»[9]. 

2. Один ученик подготовит выразительное чтение этого фрагмента текста. 

3. Расскажите, какой видел историческую прозу А. С. Пушкин.
 Что он считал недопустимым в художественном произведении на историческую тему? Что высмеивал Пушкин-историк в современной ему европейской исторической прозе? Почему?

*4. Как вы полагаете, почему А. С. Пушкин называет Вальтера Скотта[
10] чародеем? Если вы читали произведения В. Скотта, обоснуйте свой ответ, опираясь на прочитанное, приводя цитаты. 

5. Согласны ли вы с точкой зрения писателя-историка? 

КАРТОЧКА 2 

1. Прочитайте текст. Определите его основную мысль.
 

«Главная прелесть романов Walter Scott состоит в том, что мы знакомимся с прошедшим временем, не с enflure[
11] французских трагедий, — не с чопорностью чувствительных романов — не с dignite[12] истории, но современно, но домашним образом — Ce qui me dégoûte c’est ce que[13] — Тут наоборот се qui nous voyons —Sh, Гете, Walter Scott[14] не имеют холопского пристрастия к королям и героям. — Они не походят (как герои французские) на холопей, передразнивающих la dignité et la nobllesse — Ils sont familiers dans les circonstances ordinaries de la vie, le ur parole n’a rien d’affecté, de théâtral meme dans les cir constances solennelles — car les grandes circonstances leur sont familières...[15]» А. С. Пушкин. «О романах Вальтера Скотта»[16]

*2. Подготовьте выразительное чтение данного фрагмента из заметок А. С. Пушкина, заменив французские слова и фразы комментариями по-русски. 

3. Как вы думаете, почему часть чернового текста А. С. Пушкина написана на французском языке?Почему, как правило, в беловом варианте французский текст заменялся писателем на русский? Как это характеризует автора заметок о литературе? Обоснуйте свой ответ.

4. В чем А. С. Пушкин видит достоинство романов Вальтера Скотта? Для чего противопоставляет их истории, т. е. историческим хроникам, летописям, исторической науке в целом?

*5. Для чего, по мнению Пушкина, необходимо читать исторические романы?

6. Согласны ли вы с точкой зрения писателя-историка? 


КАРТОЧКА 3 

1. Прочитайте фрагмент текста. Определите его основную мысль.
 

«...Приношу искреннюю мою благодарность <...> за утешительное ободрение моему историческому отрывку. Его побранивают и поделом: я писал его для себя, не думая, чтобы мог напечатать, и старался только об одном ясном изложении происшествий, довольно запутанных. Читатели любят анекдоты, черты местности и пр.; а я все это отбросил в примечания. Что касается до тех мыслителей, которые негодуют на меня за то, что Пугачев представлен у меня Емелькою Пугачевым, а не Байроновым Ларою[17], то охотно отсылаю их к г. Полевому, который, вероятно, за сходную цену, возьмется идеализировать это лицо по самому последнему фасону. <...>» Пушкин — Дмитриеву. 1835. 26 апреля[18] 

2. Подготовьте выразительное чтение данного фрагмента. 

3. Объясните, почему А. С. Пушкин называет предводителя крестьянского восстания не Пугачевым, а «Емелькой Пугачевым».
 Как в этом выражается авторское отношение и к самому историческому персонажу, и к восстанию как таковому? Аргументируйте свой ответ.

4. Почему, на ваш взгляд, Пушкин иронизирует и по поводу вкусов современников-читателей, и по поводу исторической прозы Николая Полевого? Что не устраивало писателя-историка во взглядах его современников на историческую прозу?

*5. О каких анекдотах упоминает А. С. Пушкин в этом письме? 

Анекдо́т (от греч. anekdotos — неопубликованный) — занимательный рассказ о незначительном, но характерном происшествии, особенно из жизни исторических лиц. «Anecdota» назывался тайный исторический труд византийского писателя Прокопия Кесарийского (ок. 550), направленный против Юстиниана и содержавший подробное описание нравов и обычаев[19].

КАРТОЧКА 4

1. Прочитайте текст. Определите его основную мысль.


«...Я думал некогда написать исторический роман, относящийся ко времени Пугачева, но, нашед множество материалов, я оставил вымысел и написал „Историю Пугачевщины“. <...> <...> Не знаю, можно ли мне будет ее напечатать, по крайней мере я по совести исполнил долг историка: изыскивал истину с усердием и излагал ее без криводушия, не стараясь льстить ни силе, ни модному образу мыслей». Пушкин — Бенкендорфу. 1833. 6 декабря[20]

2. Подготовьте выразительное чтение данного фрагмента из заметок А. С. Пушкина.

3. Объясните, как понимал А. С. Пушкин долг историка. 
Чем, по его мнению, исторический труд отличается от исторической прозы?

4. Согласны ли вы с точкой зрения поэта? 

5. Как соотносится это высказывание с текстом произведения А. С. Пушкина «История Пугачевского бунта»?
 Аргументируйте свой ответ.

КАРТОЧКА 5 

1. Прочитайте выразительно текст:
 

Тебе, певцу, тебе, герою! 
Не удалось мне за тобою 
При громе пушечном, в огне 
Скакать на бешеном коне. 
Наездник смирного Пегаса, 
Носил я старого Парнаса
Из моды вышедший мундир: 
Но и по этой службе трудной,
И тут, о мой наездник чудный, 
Ты мой отец и командир. 
Вот мой Пугач: при первом взгляде 
Он виден — плут, казак прямой! 
В передовом твоем отряде 
Урядник был бы он лихой. 
Пушкин — Давыдову при посылке «Истории Пугачевского бунта». 1836

2. Вспомните, кто такой Денис Васильевич Давыдов. Почему А. С. Пушкин называет его и певцом, и героем? 

3. Какая антитеза присутствует в данном тексте?
(Противопоставление войны и мира, ратного труда и труда литературного: «гром пушечный» — Отечественная война 1812 года, героем которой был Денис Давыдов — поэт-партизан; «наездник смирного Пегаса» — человек, занятый поэтическим творчеством; Парнас — гора, на которой, по древнегреческой мифологии, обитали музы.)

4. Каков жанр данного стихотворения?
(Жанр послания.)

*5. Что говорит А. С. Пушкин в своем стихотворном письме об «Истории Пугачевского бунта»? Выражает ли он при этом свое отношение к Пугачеву? Аргументируйте свой ответ. 

VII. Обобщение.

— Расскажите, что нравилось А. С. Пушкину в романах Вальтера Скотта и М. Н. Загоскина. Почему роман М. Н. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» приятно порадовал серьезного критика — А. С. Пушкина?

— Какие особенности исторической прозы Вальтера Скотта подчеркивает А. С. Пушкин? Почему он противопоставляет прозу Скотта французским героическим трагедиям?

— Как А. С. Пушкин объясняет увлечение своих современников чтением низкопробных «исторических» романов? Существует ли сегодня такого рода «историческая» проза? Приведите примеры.

— Итак, А. С. Пушкин, собрав обширный исторический материал, сначала решил создать труд исторический, а лишь затем художественный. Как вы полагаете, для чего понадобилось такое разделение материала? Каковы были цели и задачи каждого из этих произведений — «Истории Пугачевского бунта» и «Капитанской дочки»?

VIII. Домашнее задание.

Для всего класса:
 
— читать повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка».


 

Скачано с www.znanio.ru

А. С. ПУШКИН «ИСТОРИЯ ПУГАЧЕВА»[ 2 ]

А. С. ПУШКИН «ИСТОРИЯ ПУГАЧЕВА»[ 2 ]

Работа с вопросами и заданиями на с

Работа с вопросами и заданиями на с

IV. Сообщения учащихся. Сообщение 1

IV. Сообщения учащихся. Сообщение 1

За свою службу казаки получали земельные наделы, помощь государства, за военные действия — награды и почести

За свою службу казаки получали земельные наделы, помощь государства, за военные действия — награды и почести

Капитанской дочке» Пугачев говорит

Капитанской дочке» Пугачев говорит

Что об этом рассказывает беспристрастный

Что об этом рассказывает беспристрастный

Содержание карточек, а также вопросы и задания примерно одинаковые, так как здесь главным являются два момента: 1) приобщение всех учащихся к работе с незнакомым текстом,…

Содержание карточек, а также вопросы и задания примерно одинаковые, так как здесь главным являются два момента: 1) приобщение всех учащихся к работе с незнакомым текстом,…

Юрий Милославский, или Русские в 1612 году»[ 9 ]

Юрий Милославский, или Русские в 1612 году»[ 9 ]

Согласны ли вы с точкой зрения писателя-историка?

Согласны ли вы с точкой зрения писателя-историка?

Согласны ли вы с точкой зрения поэта? 5

Согласны ли вы с точкой зрения поэта? 5

Скотта французским героическим трагедиям? —

Скотта французским героическим трагедиям? —
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2020