А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». РОССИЙСКОЕ ДВОРЯНСТВО В XVIII СТОЛЕТИИ
Оценка 4.9

А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». РОССИЙСКОЕ ДВОРЯНСТВО В XVIII СТОЛЕТИИ

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
23.02.2020
А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». РОССИЙСКОЕ ДВОРЯНСТВО В XVIII СТОЛЕТИИ
В «Капитанской дочке» больше истории, чем в «Истории Пугачевского бунта». В. О. Ключевский Цели уроков: — формирование навыка художественного пересказа текста; — совершенствование умения анализировать читаемое произведение; — повторение и закрепление исторических и культурологических сведений, полученных учащимися на уроках истории, краеведения, МХК и литературы; — развитие эмоционального восприятия читаемого. Форма уроков: уроки-практикумы, включающие в себя сообщения учащихся, чтение и анализ фрагментов произведения, групповую работу и беседу с классом.
УРОК - копия (15).docx

А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА».
РОССИЙСКОЕ ДВОРЯНСТВО В XVIII СТОЛЕТИИ (2 часа)
УРОКИ 31—32 


В «Капитанской дочке» больше истории,
чем в «Истории Пугачевского бунта».
В. О. Ключевский
 

Цели уроков: 
— формирование навыка художественного пересказа текста;
— совершенствование умения анализировать читаемое произведение;
— повторение и закрепление исторических и культурологических сведений, полученных учащимися на уроках истории, краеведения, МХК и литературы;
— развитие эмоционального восприятия читаемого.

Форма уроков: 
уроки-практикумы, включающие в себя сообщения учащихся, чтение и анализ фрагментов произведения, групповую работу и беседу с классом.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ 

I. Проверка домашнего задания. 

II. Сообщения учащихся. 

Сообщение 1.
 
Понятие долга и чести в российской дворянской офицерской среде. 

Сообщение 2.
Православные традиции в дворянских семьях России XVIII—XIX веков. 

III. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования. 

— Расскажите, в каких поступках Петра Гринева, описанных 
во второй главе, обнаружились положительные черты его характера. 
(Привязанность и любовь к своему крепостному дядьке. Чувство благодарности и признательности к человеку, оказавшему услугу. Твердость характера.) 

— Какие черты Гринева-младшего характеризуют его как представителя дворянского сословия? Приведите примеры.

— В каких чертах дан портрет вожатого? Что в этом портрете указывает на выдающиеся свойства его характера? 

— Случайно ли вожатый (вожак? предводитель?) появляется среди бурана? Какой смысл несет в себе такое появление в произведении нового персонажа? 

— Какое переносное значение имеют поговорки, которыми обмениваются друг с другом хозяин постоялого двора и вожатый?

— Что заподозрил мудрый Савельич? Как на это отреагировал хозяин постоялого двора?
(Постоялый двор стоял далеко от жилья, напоминая место сходок «воров», т. е. разбойников, разного беглого люда. Почувствовав опасения дядьки и боясь доноса, хозяин взял с Гринева умеренную плату, тем самым умаслив Савельича.)

— В каких поступках Пугачева обнаруживается его сметливость, смелость, знание людей и умение с ними ладить?

— В чем и как противопоставлены Савельич с ямщиком и вожатый с хозяином постоялого двора? 
(Первые законопослушны, трудолюбивы, работают на хозяина и на себя. Вторые самостоятельны, свободолюбивы, не зависят ни от чьего мнения, поэтому легко друг друга понимают.)

— Для чего во второй главе дан 
эпизод «Буран в степи»
(Пейзаж как одно из средств построения сюжета: буран был причиной того, что кибитка Гринева сбилась с пути и произошла встреча двух героев — Гринева и Пугачева, определившая их дальнейшие взаимоотношения.)

— Определите значение 
сна Гринева. С какими последующими событиями связано содержание этого сна? 

— Каково художественное значение этой части главы?

— Каково значение 
эпиграфа ко второй главе?

— Что вы можете сказать об 
эпиграфах к главе третьей? Как они соотносятся с содержанием главы?

— Расскажите, что происходит в 
главе III «Крепость»

— Как вы думаете, для чего Швабрин изначально представил Машу Миронову «совершенною дурочкой»?

— Расскажите, как развивались взаимоотношения Гринева со Швабриным. 

— Какие черты характера Швабрина подчеркивает автор?

— Когда и где завязалась сюжетная линия «Маша Миронова — Петр Гринев»?

— Как развивалось действие этой сюжетной линии до начала пугачевщины?

IV. Групповая работа (cooperative learning). 

Класс разбивается на 3 группы , каждая группа получает задание на карточке — охарактеризовать персонажа повести, после выполнения этого задания представитель(и) группы озвучивает(ют) и задание, и анализ прочитанного с характеристикой данного группе персонажа (групповая работа с уже прочитанным текстом — вторичное прочтение).
Оценка работы, как и на предыдущих занятиях, с использованием метода cooperative learning.
Каждой группе можно выдать план характеристики персонажа: 

— в табличном варианте; 

— в записи (см. нашу книгу «Уроки литературы в 7 классе»).

Кроме характеристики образа персонажа, учащиеся подбирают цитаты к каждому пункту плана. 

В конце урока в тетрадях все заполняют общую таблицу:

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗА
 

1-я группа

2-я группа

3-я группа

Петр Гринев

Швабрин

Маша Миронова

1. Портрет, возраст

1. Портрет, возраст

1. Портрет, возраст

2. Происхождение

2. Происхождение

2. Происхождение

3. Воспитание и образ жизни

3. Воспитание и образ жизни

3. Воспитание и образ жизни


ЧЕРТЫ СХОДСТВА 

1-я группа

2-я группа

3-я группа

Петр Гринев

Швабрин

Маша Миронова

4. Дворянин, офицер

4. Дворянин, офицер

4. Жизненные устои дворянства XVIII в.

5. Служба в дальнем гарнизоне

5. Служба в дальнем гарнизоне

5. Жизнь в дальнем гарнизоне

6. Храбрость, ловкость

6. Храбрость, ловкость

6. Жизненная твердость, переходящая в храбрость

7. Увлечение жизнью и обычаями русского офицерства

7. Увлечение жизнью и обычаями русского офицерства

7. Жизнь по традициям патриархального дворянства

8. Увлечение одной и той же девушкой

8. Увлечение одной и той же девушкой

8. Выбор себе подобного жениха

9. Уважительное отношение к окружающим

9. Внешне уважительное отношение к окружающим

9. Уважительное отношение к окружающим


ЧЕРТЫ РАЗЛИЧИЯ 

1-я группа

2-я группа

3-я группа

Петр Гринев

Швабрин

Маша Миронова

10. Чувство долга — дворянского и христианского

10. Несформированное чувство долга: внешнее важнее внутреннего; соблюдение традиций, ритуалов без веры в них

10. Взаимоотношения со Швабриным, четкое представление о девичьей чести, долге невесты

11. Сила воли

11. Безволие

11. Сила воли (отношение со Швабриным, к Пугачеву)

12. Доброта и бескорыстие

12. Эгоцентризм

12. Мотивы, побудившие ехать в Санкт-Петербург, к императрице, — доброта, чувство долга, бескорыстная любовь

13. Горячая любовь к Родине, готовность жизнь свою отдать на благо Родины, императрицы, за Веру

13. Измена Родине ради личных целей

13. Черты характера, удивившие императрицу Екатерину II, повлиявшие на ее решение, — любовь к Родине, жениху, вера в его невиновность и праведный суд императрицы

14. Любовь и преданность семье, уважение к старшим

14. Полностью забыл о своей семье — живет только для себя и во имя себя

14. Уважение к старшим, любовь в семье

15. Любовь и преданность невесте, желание защитить близкого человека

15. Женщина — игрушка для мужчины, а красивую игрушку иметь приятно и престижно

16. Любовь и преданность жениху, желание защитить близкого человека и свое счастье

16. Горячность, свойственная возрасту (17—18 лет), преобладание чувств над рассудком

16. Излишняя рассудительность, циничный расчет

16. Чувствительность и рассудительность одновременно

17. Характер дан в развитии

17. Характер статичен

17. Характер дан в развитии



18. ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К ПЕРСОНАЖАМ 

V. Беседа с классом. 

— Какие основные черты характера Швабрина подчеркивает автор? Приведите цитаты. 

— Какие черты характера Петра Гринева проявились в Белогорской крепости?

— Как они затем отразились на его поведении в Оренбурге и в ставке Пугачева? Приведите цитаты.

— Случайно ли имя у Гринева-младшего? 
(Петр — камень.)

— Кто из двух офицеров, на ваш взгляд, более соответствует представлениям капитана Миронова (и самого Пушкина) о дворянине — защитнике Отечества и доблестном воине? Почему? 

— Есть ли в произведении противопоставление двух офицеров? Найдите эти фрагменты.

— Докажите, что образы Петра Гринева и Маши Мироновой даны в развитии. 

— Какой персонаж нравится вам больше всего — Петр Гринев, Швабрин или Маша Миронова? Почему? Аргументируйте свой ответ.

— В ком из анализируемых сегодня персонажей наиболее ярко воплотились типичные черты русского дворянства XVIII века? 

VI. Домашнее задание.

Для всего класса:
— дочитать повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» до конца;
— подготовить цитаты для характеристики образа Пугачева. 

Индивидуальные задания: 
— подготовить рассказ-описание «Лагерь императорских войск» или «Лагерь восставших»;
— написать сочинение-размышление «Мое представление о том, что такое пугачевщина».


А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА».
ПУГАЧЕВЩИНА (1—2 часа)
УРОКИ 33—34 


Вот мой Пугач: при первом взгляде 
Он виден — плут, казак прямой! 
В передовом твоем отряде 
Урядник был бы он лихой. 
А. С. Пушкин — Д. В. Давыдову


Цели уроков: 
— развитие читательских умений учеников;
— развитие эмоционального восприятия подростками исторического прошлого страны.

Форма уроков:
уроки-практикумы, включающие в себя чтение и анализ произведения, групповую работу (cooperative learning).

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

I. Проверка домашнего задания.

II. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.


— Расскажите, что узнал юный Гринев о восставших казаках и убийстве генерал-майора Траубенберга. Чей голос слышит читатель за строками повествования Петруши Гринева?
(Несобственно-прямая речь: явно сначала «говорит» автор, затем неплавный переход — «Обращаюсь к своему рассказу». После этого — повествование «бытового свойства» Петруши Гринева.)

— Как Белогорская крепость готовилась к сражению с войском Пугачева? Словообразовательная цепочка: Пугачев < Пугач < пугать. Вспомним, что предводитель крестьянского восстания — Емельян сын Иванов, т. е. по всем правилам образования русских фамилий должен был стать Ивановым. Кстати, брата его, также участника восстания, никто Пугачевым или Пугачом не называл, и имя его упоминается редко. 

— Почему комендант крепости скрывает от цивильных новости о приближении восставших казаков и крестьян? Чего он боится? Аргументируйте свой ответ. 

— Почему его супруга нападения на крепость «всяких там киргизсцев» называет «такими пустяками»? 

— Для чего в оренбургской степи были поставлены небольшие крепости наподобие Белогорской? 

— Дает ли автор повести объяснения по поводу «незаконопослушного» поведения казаков и некоторой части местного населения, в основном башкир? Как вы думаете почему? 
(Установка на то, что у читателя возникнут вопросы; желая получить на них ответы, он откроет либо «Историю Пугачевского бунта», либо другую литературу. Тем самым автор учит читателя задумываться над читаемым.) 

— Как раскрываются характеры персонажей во время подготовки к отражению войск Пугачева? Что доминирует в характере капитана Миронова?

— Прочитайте фрагмент повести на с. 147—151 учебника. Что мы можем сказать о характере комендантши? 
(«Что смеет еще нам предлагать? ...Да разве не знает он, что мы уже сорок лет в службе и всего, слава Богу, насмотрелись?»
Перед нами верная жена-соратница, тип настоящей офицерской жены, для которой служба ее мужа одновременно и ее служба. Следовательно, и клятвы, которые давал ее муж, его присяги — это и ее клятвы и присяги. Миронова не боится ни «киргизцев», ни Пугачева, так как привыкла жить в ожидании военных действий. Живя интересами мужа и семьи, Василиса Егоровна отказывается покинуть крепость перед ее осадой: для нее муж и жена — одна судьба. На таких простых и верных царю дворянских семьях и держались армия, само Отечество.) 

— Встречаются ли в этой главе нравоучения взрослого рассказчика, отражающие мысли автора? Если да, зачитайте их.
(«Молодой человек! если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».) — Согласны ли вы с этим высказыванием? 

— Что происходит в самой Белогорской крепости? Почему так неоднозначно восприятие пугачевщины людьми разных сословий и национальностей? 

— Как проявляется характер Петра Гринева во время ожидания нападения на крепость?

— Каково его отношение к Маше Мироновой?

— О чем говорят молодые люди при прощании? Как это их характеризует? 

— Понимают ли все офицеры, какая надвигается на них опасность? Аргументируйте свой ответ. 

III. Работа по группам (cooperative learning). 

Класс разбивается на 4—5 групп, каждая группа получает задание по работе с текстом повести, после выполнения которого представитель(и) группы озвучивает(ют) и задание, и текст, предложенный для анализа, и анализ прочитанного (групповая работа с уже прочитанным текстом — вторичное прочтение).

ЗАДАНИЕ 1

1. Перечитайте 
главу VII «Приступ».

2. Расскажите о мыслях, чувствах и переживаниях Петра Гринева во время штурма Белогорской крепости.

3. Как вели себя офицеры, солдаты и жители во время штурма и после захвата Белогорской крепости?

4. Опишите сцену благословения комендантом своей семьи. Какие чувства вызвала у вас эта сцена? Что вам кажется главным, значимым в этом эпизоде? Аргументируйте свой ответ, приводя цитаты из текста.

5. Расскажите, как вели себя царские офицеры во время казни. О чем думал и что пережил Петр Гринев? Почему никто, кроме Швабрина, до казни офицеров не пошел на службу к Пугачеву? 

6. Какая участь постигла Василису Егоровну? Как она вела себя перед смертью? Изменилось ли что-нибудь в ее характере от страха и унижения? Почему? Обоснуйте свой ответ. 

ЗАДАНИЕ 2 

1. Перечитайте 
главу VIII «Незваный гость».

2. Расскажите, как вели себя пугачевцы после захвата Белогорской крепости. Похожи ли восставшие на идейных борцов с самодержавием? Случайно ли такое подробное описание мародерства[
42]? Можем ли мы утверждать, что в этом описании скрыта точка зрения автора на происшедшие события? 

3. Как характеризует Савельича его поведение после захвата крепости? Почему именно Савельич, а не Гринев узнал в Пугачеве вожатого? Правдоподобно ли такое поведение персонажей? 

4. Какие «знаки отличия» были выколоты на груди Пугачева? Как вы думаете, о чем они говорят? 

5. Охарактеризуйте внезапно возникшие отношения между предводителем восставших и офицером Гриневым. Что поражает в этих отношениях? Почему? Аргументируйте свой ответ.

ЗАДАНИЕ 3 

1. Перечитайте 
главу IX «Разлука».

2. Расскажите о необычном в такой ситуации поведении Савельича. Как оно его характеризует? Случайно ли Гринев-старший сделал когда-то Савельича наставником своего сына? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры.

3. Что переживает Петр Гринев, помилованный самозванцем? Какие думы его терзают? Что его больше всего угнетает?
(«Состояние бедной, беззащитной сироты, оставленной посреди злобных мятежников, собственное мое бессилие устрашали меня. Швабрин, Швабрин пуще всего терзал мое воображение».) 

4. Расскажите, как ведет себя Пугачев по отношению к Гриневу и его дядьке Савельичу. В чем причина такого благодушия очень жестокого человека? Как это характеризует предводителя мятежников? 

5. Создайте упрощенный портрет предводителя крестьянского восстания:

ТАБЛИЦА
Упрощенный портрет предводителя крестьянского восстания

Внешность

Поведение, черты характера

1. ...

1. ...

2. ...

2. ...

3. ...

3. ...



ЗАДАНИЕ 4

1. Перечитайте те эпизоды повести, в которых появляется или упоминается Пугачев.
 Выпишите цитаты, характеризующие личность и поведение предводителя крестьянского восстания. 

2. Сравните портреты Пугачева, созданные А. С. Пушкиным, сделав упор на портретах в главах 
«Вожатый»,«Приступ» и «Незваный гость». Как меняется внешность Пугачева в зависимости от обстоятельств? Что остается неизменным? 

3. В чем проявляется незаурядный ум, личное мужество и военно-организаторские способности Емельяна Пугачева? Как эти качества оценивает Гринев-рассказчик? Как к ним относится Пушкин-историк?

4. Какие поступки Пугачева характеризуют его как человека великодушного, справедливого? 

5. Письменно на основе цитат, выписанных при выполнении заданий 1 и 2, создайте обобщенный портрет Емельяна Пугачева. Подумайте над тем, что выделяет, подчеркивает автор в этом образе, каково авторское отношение к персонажу.

ЗАДАНИЕ 5

1. Перечитайте 
главу X «Осада города»

2. Объясните, почему старый боевой генерал принял неверное решение — выбрал «тактику оборонительную». К каким последствиям это привело?

3. Почему Пушкин-прозаик ничего не пишет о многодневной осаде Оренбурга? На чем более важном и необходимом для понимания психологии восставших и обороняющих останавливает наше внимание автор? 
(«Не стану описывать оренбургскую осаду, которая принадлежит истории, а не семейственным запискам...» — пишет Гринев-рассказчик, читай: Пушкин. И наступавшие, и обороняющиеся зачастую хорошо знали друг друга, многие были в родственных связях — Пушкин-историк рисует уже войну гражданскую, между гражданами одного государства, а потому бессмысленную и беспощадную. В то же время Максимыч, урядник, часто видевший Гринева, видимо, по-доброму сетовал, что прапорщик себя в бою не бережет, да и письмо взялся передать от Марьи Ивановны. Война не отменила простых человеческих отношений, человеческой симпатии и желания помочь друг другу. В этом и заключаются парадоксы[
43] войны.) 

4. Расскажите, что случилось с Машей Мироновой. Почему она просит помощи именно у Гринева? Почему не просит милости у «императора Петра III», т. е. у Пугачева? Обоснуйте свой ответ.

5. Какие черты характера обнаружил Гринев в своих отношениях с Машей Мироновой? Свой ответ подтверждайте цитатами из текста.

4. Обобщение после отчета групп о выполнении заданий. 

5. Домашнее задание. 

Для всего класса: 
— перечитать 
главы XI—XIII;
— прочитать статью В. И. Коровина «Исторический труд А. С. Пушкина» (с. 212—215 учебника); 
— ответить на вопросы и выполнить задания 1—2 на с. 215. 

Индивидуальные задания:
— подобрать цитаты для характеристики Пугачева, Швабрина, Екатерины II.


А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». 
ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ (1—2 часа)
УРОКИ 35—36 


...Правильная художественно-нравственная мера. 
Аполлон Григорьев
[
44]

Цели уроков:
— развитие читательских умений учеников; 
— развитие эмоционального восприятия подростками исторического прошлого страны.

Форма уроков:
уроки-практикумы, включающие в себя чтение и анализ произведения, групповую работу (cooperative learning).

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

I. Проверка домашнего задания (для всего класса).

II. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
 

— Расскажите о встрече Петра Гринева и Маши Мироновой в Белогорской крепости.

— Опишите несчастную сироту. На что сразу же обращает наше внимание автор?
(«...На полу, в крестьянском оборванном платье, сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба...») 

— Какие черты характера проявились у Маши Мироновой во время заточения в доме Швабрина? Можем ли мы сказать, что характер ее изменился или она выросла, стала немного иной? В чем именно? Свой ответ подтверждайте цитатами из текста.

— Как ведет себя Пугачев по отношению к Маше Мироновой? Почему?
(По христианским законам обидеть сироту — смертный грех. По нравственным законам Швабрин заслужил наказание и за ложь начальству, и за незаконное пленение человека цивильного, не врага, и за насилие над личностью. Хорошо, что он не опустился до уровня большинства пугачевцев, убивавших и насиловавших женщин, девиц и даже детей в захваченных городках и крепостях.) 

— Какие чувства испытывает Гринев по отношению к Швабрину? Можно ли утверждать, что духовно Петр Гринев возмужал? Зачитайте то место в тексте, где об этом четко говорит рассказчик.
(«...В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева...») 

— Расскажите, как расстаются Петр Гринев и Пугачев. За что они друг другу благодарны?
(Гринев за спасение жизни — своей, Маши Мироновой и Савельича, Пугачев — за человечное отношение, за возможность быть рядом с Гриневым самим собой — не играть роль, не бояться опростоволоситься, проявлять доброту и природное благородство.)

— Итак, перед нами реалистическое историческое произведение. О каких чертах реализма мы можем говорить применительно к персонажам повести
1. Психологизм изображения характеров.
2. Динамика развития характеров Петра Гринева и Маши Мироновой: та Маша, что показана в самом начале повести, никогда бы не отправилась в Петербург спасать своего жениха; только пройдя через все испытания и унижения, возмужав, она поняла, что за жизнь близкого человека надо бороться до конца. 
3. Передача мыслей, чувств персонажей, изменения их настроений и хода мыслей. 
4. Живая разговорная речь, соответствующая социальному статусу, возрасту, полу и образованию персонажа. 

III. Групповая работа (cooperative learning).

Класс разбивается на 4 группы, каждая группа получает задание по работе с текстом повести, после выполнения которого представитель(и) группы озвучивает(ют) и задание, и текст, предложенный для анализа, и анализ прочитанного (групповая работа с уже прочитанным текстом — вторичное прочтение). 

ЗАДАНИЕ 1 

1. Охарактеризуйте поведение Петра Гринева в XI главе.
 Что вы можете сказать о его отношении к Савельичу, Пугачеву и пугачевщине? 

2. Изменяет ли Савельич своим нравственным принципам? Докажите это, опираясь на текст.

3. Подумайте и объясните, служит Савельич Гриневым верой и правдой потому, что он в душе раб, или потому, что считает своих бар близкими людьми. Обоснуйте свой ответ. 

ЗАДАНИЕ 2 

1. Опишите сцену встречи Гринева и Пугачева в Бердской слободе.
 Как воспринял появление юноши атаман мятежников?

2. Подумайте и ответьте, изменился ли Петр Гринев за последние перед этой встречей месяцы. Свой ответ подтверждайте цитатами из текста. 

3. Перескажите сказку о вороне и орле. Каков ее аллегорический смысл?

Аллего́рия (от греч. allеgoria — иносказание) — иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного жизненного образа.

ЗАДАНИЕ 3 

1. Опишите поведение Швабрина при приезде Пугачева в Белогорскую крепость.
 Какая черта характера Швабрина сразу бросается в глаза Гриневу? О чем это говорит?

2. Как проявляет себя Пугачев во время «суда» над Швабриным? По какому праву или закону он выносит приговор? 

3. Можем ли мы определить авторское отношение к Пугачеву? Аргументируйте свой ответ. Приведите примеры или цитаты из текста.

ЗАДАНИЕ 4

1. Расскажите, как показан Пугачев в роли полководца.
 

2. Каково отношение народа к Пугачеву? 3. Охарактеризуйте речь Пугачева. Найдите цитаты, говорящие о его умении «живописно выражаться» (А. С. Пушкин). 

4. Найдите в тексте повести эпизод, в котором ясно видно, что Пугачев не умеет читать. Откуда тогда у него такой гладкий слог, образные выражения, меткие и красочные эпитеты? Обоснуйте свой ответ.

IV. Самостоятельная работа.

Составление характеристики персонажа по вариантам. В конце урока в тетрадях все заполняют общую таблицу:


ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗА 

I вариант

II вариант

Пугачев

Екатерина II

1. Портрет, возраст

1. Портрет, возраст

2. Происхождение

2. Происхождение

3. Воспитание и образ жизни

3. Воспитание и образ жизни


ЧЕРТЫ СХОДСТВА 

I вариант

II вариант

Пугачев

Екатерина II

4. Ум, проницательность, знание жизни и людей

4. Ум, проницательность, знание жизни и людей

5. Любовь к власти

5. Любовь к власти

6. Желание общаться с людьми ниже по званию и проявлять к ним свою благосклонность (гордыня). 
Пугачев — «устроитель человеческого счастья» Петра Гринева и Маши Мироновой, но он ничего не требует взамен

6. Желание общаться с людьми ниже по званию и проявлять к ним свою благосклонность (гордыня).
Екатерина II — также «устроительница человеческого счастья» Петра Гринева и Маши Мироновой, за что их потомки будут служить верой и правдой всем российским императорам.

7. Простота в обращении с людьми

7. Высокомерие, скрываемое под маской этикета

8. Живая, образная русская речь, раскрывающая живой характер, ум и наблюдательность. Любовь к фольклору, особенно к русской народной песне

8. Речь протокольная, нейтральная, сухая. Это может говорить и о равнодушии персонажа,и о его недостаточном знании языка, тем более языка народного

Умеет признавать свои ошибки (согласился со своими соратниками, что зря назначил Швабрина комендантом Белогорской крепости, и т. д.)

9. Уверена в своей непогрешимости («— Как неправда! — возразила дама, вся вспыхнув...»)

10. Эмоционален, часто импульсивен, открыт

10. Сдержанна, суха и внешне приветлива, никак не выражает свои чувства, только на словах («Я рада, что смогла...»)

11. 11. Живой человек со всеми присущими человеку достоинствами и недостатками. В то же время «образ Пугачева в „Капитанской дочке“ весь овеян легендарностью, поэзией, сказочностью, богатырской силой, романтикой...» (В.Ермилов)

11. Человек-схема, нарочито идеализированный образ, явно противопоставленный образу Пугачева. Литературовед В. Ермилов утверждал, что образ Екатерины дан Пушкиным демонстративно в точности по известному портрету, чтобы тем самым подчеркнуть казенность всего финала[45]

12. Характер статичен, но показан разнопланово, с разных точек зрения и в разных ситуациях

12. Характер статичен, показан «плоскостно», театрально, нарочито идеализированно



ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К ПЕРСОНАЖАМ 

I вариант

II вариант

Пугачев

Екатерина II

1. Явная симпатия автора к данному персонажу, в то же время попытка понять причины, приведшие Пугачева в стан мятежников, и причины самого мятежа. 
«...К Пугачеву Пушкин испытывал „влеченье — род недуга“, как позднее Тургенев к Базарову. Пушкина привлекала в его герое диковатая сила, огромность и незаурядность его человеческой натуры, своеобразная поэзия бунта и вольницы. Свою художественную историю Пушкин пишет, как Пимен, — внутренне свободно, подчиняясь единой только истине. И его любовь к героям тоже неразлучна с истиной.
Сочувственный интерес Пушкина к Пугачеву заметно возрастал в процессе создания повести. Образ Пугачева далеко не сразу сделался центральным в романе. На начальном этапе развития замысла он занимал второстепенное, эпизодическое место. Но затем он выдвинулся на первый план. Это и было выражением все большей заинтересованности Пушкина личностью Пугачева, все растущим к нему авторским расположением и сочувствием»[
46]

2. За внешней простотой и холодностью скрывается негативное отношение и к личности императрицы, и к ее политике, хотя в данный момент она творит благое дело. 
Это отношение более явно видно в следующем: Екатерина II пообещала Маше Мироновой ее облагодетельствовать — «Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить Ваше состояние», а потомки Петра Гринева и Марии Мироновой «благоденствуют в Симбирской губернии... село, принадлежащее десятерым помещикам».


V. Обобщение работы по группам. 

— Итак, что мы можем сказать об образе Пугачева в повести А. С. Пушкина? Свой ответ подтверждайте цитатами из текста.

«Пушкин не мог и не хотел изобразить Пугачева врагом любви и счастья, как естественно было бы ожидать в том случае, если бы он хотел своею повестью принизить образ Пугачева. Поэт не мог сделать этого по той простой причине, что он любил Пугачева и втайне гордился им <...> Пушкин не сомневался в том, что „Пугач“ был бы славным воякой в Отечественной войне (
см. стихотворение-послание к Д. Давыдову). 
Как и в повести, он подчеркивает в стихотворении открытую прямоту характера, всего облика Пугачева, твердость, лихость, умное лукавство, чудесные свойства народного характера. Пугачев — мощная и трагическая фигура в изображении Пушкина: в нем, бунтаре, организаторе мужицкого бунта, воплотились гнев народный, боль народная, мщение за все чудовищные насилия над народом <...> Пугачев в „Капитанской дочке“ — величественный, эпический образ; каждое движение, каждое его слово полно богатырской поэзии, уводит наше воображение ко всему самому сильному, что порождено народной фантазией, народным художественным творчеством <...>» (А. А. Липаев)[
47]

— Как изображает А. С. Пушкин императрицу Екатерину II? Что поражает в этих описаниях? Обоснуйте свой ответ.

— Подумайте и ответьте: какова тема прочитанного произведения? 

— Что вы можете сказать об его идее?

Идея — это то, что хотел сказать автор по обозначенному в его произведении поводу, та мысль, ради которой это произведение и написано.

— Какие нравственные уроки можно вынести из чтения повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?

VI. Обобщение изученного.

Обобщение наблюдений учащихся над композиционными элементами произведения. Работа по парам (I—II варианты): одна пара — I вариант, следующая пара — II вариант и т. д. 

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

I вариант

II вариант

Значение эпиграфов в повести

Две сюжетные линии в повести

1. Вспомните, какие эпиграфы мы анализировали и почему

1. Проследите эпизоды сюжетной линии Гринев — Пугачев. (Встреча во время бурана. Получение Пугачевым в подарок заячьего тулупчика. Помилование Гринева и т. д.)

2. Как каждый эпиграф связан с содержанием главы?

2. Какой из этих эпизодов можно назвать завязкой, кульминацией и развязкой развития сюжета?

3. Проанализируйте эпиграфы к VII и X главам и установите их связь с содержанием

3. Проследите вторую сюжетную линию Гринев — Маша

4. Дайте анализ эпиграфа ко всей повести. С какой идеей и с каким героем он связан?

4. Найдите в этой сюжетной линии основные этапы развития действия

5. Как проявилось авторское отношение к описываемым событиям при подборе эпиграфов?

5. Где (в каких эпизодах) объединяются обе сюжетные линии?

6. Для чего служит каждая из этих сюжетных линий? Какие стороны характера Гринева раскрываются в каждой из этих линий?



— Какие взгляды Пушкина-историка выражены при общей характеристике причин восстания? 

— Почему в XX веке повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» называли истинно народным произведением? Аргументируйте свой ответ.

VII. Домашнее задание.

Для всего класса: 

— написать домашнее сочинение проблемного характера «Почему повесть А. С. Пушкина называется „Капитанская дочка“, если главными героями ее являются Пугачев и Петр Гринев?».

Следующие уроки: 
М.Ю.Лермонтов – "мыслитель и духовидец" >>>

Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2009.



1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Е. Кутейникова. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с. 
Пособие разработано к программе по литературе для 8 класса под редакцией В. Я. Коровиной, полностью соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану.
Пособие предполагает вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений, исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.
Материал каждого урока однозначно не может быть вмещен в 40—45 минут учебного времени, он дан в пособии в качестве примерного минимума или максимума для изучения по данной теме.
Главная особенность предложенных поурочных разработок для 8 класса — включение в них уроков внеклассного чтения по подростковой литературе, в том числе и современной. (
вернуться)

2. Емельян Иванович Пугачёв (1742 – 10 (21) января 1775, Москва) – донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773–1775 годов в России. Пользуясь слухами, что император Пётр III жив, Пугачёв назвался им; он был одним из нескольких десятков самозванцев, выдававших себя за Петра, и самым удачливым из них.
«История Пугачёва» («История Пугачёвского бунта») — историческое сочинение А. С. Пушкина о событиях крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва.
Пушкин приступил к поиску материалов по истории Петра в библиотеке Эрмитажа и в правительственных архивах с начала 1832 года, но вскоре его внимание заняла другая тема — тема народного восстания времён Екатерины II. Этому способствовали прокатившаяся по России волна народных выступлений 1830—1831 годов — холерные бунты и восстания военных поселенцев, а также революционные события в Европе, особенно Французская революция 1830 года. (
вернуться)

3. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. — М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. — С. 875. (
вернуться)

4. Авантюри́ст (от слова авантю́ра) — искатель приключений. 
Авантю́ра (от фp. avanture — приключение) — 1) приключение; похождение; 2) рискованное начинание; предприятие, которое кажется неосуществимым и рассчитанным на случайный успех (Новейший словарь иностранных слов и выражений. — М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. — С. 11). (
вернуться)

5. à la Henri IV — В духе Генриха IV (франц.). (
вернуться)

6. Times и Journal des débats — «Время» (англ.). и «Газета прений» (франц.). (
вернуться)

7. Madame de Staël — французская писательница, теоретик литературы, публицист, имевшая большое влияние на литературные вкусы Европы начала XIX века. (
вернуться)

8. Анахрони́зм (от др.-греч. — обратно, назад, — время) — 
1) ошибка против хронологии, отнесение какого-либо события; 
2) намеренное внесение в изображение эпохи несвойственных ей черт; 
3) пережиток старины, не вяжущийся с современным укладом жизни; бросающийся в глаза устарелый взгляд или обычай (Новейший словарь иностранных слов и выражений. — М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. — С. 57). (
вернуться)

9. Пушкин А. С. Мысли о литературе. — М.: Современник, 1988. — С. 105.
«Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» — роман Михаила Загоскина (1829).
Михаил Николаевич Заго́скин (1789, село Рамзай, Пензенская губерния — 1852, Москва) — русский писатель и драматург, директор московских театров и московской оружейной палаты. Действительный статский советник в звании камергера.
Прославился в начале 1830-х годы как автор первых в России исторических романов. Один из популярнейших писателей своего времени, Загоскин при жизни имел славу «русского Вальтер Скотта». (
вернуться)

10. Сэр Ва́льтер Скотт (англ. Walter Scott, /ˈwɔːltə skɒt/; 15 августа 1771, Эдинбург — 21 сентября 1832, Эбботсфорд, похоронен в Драйбургском аббатстве[en]) — всемирно известный шотландский прозаик, поэт, историк, собиратель древностей, адвокат. Считается основоположником жанра исторического романа. (
вернуться)

11. с enflure — С напыщенностью. (
вернуться)

12. с digniteЗевс — С достоинством. (
вернуться)

13. Ce qui me dégoûte c’est ce que — То, что меня отталкивает, это... (
вернуться)

14. се qui nous voyons — Sh, Гете, Walter Scott — Что нас очаровывает в историческом романе — это то, что историческое в них есть подлинно то, что мы видим, — Шекспир, Гете, Вальтер Скотт.
(вернуться)

15. la dignité et la nobllesse — Ils sont familiers dans les circonstances ordinaries de la vie, le ur parole n’a rien d’affecté, de théâtral meme dans les cir constances solennelles — car les grandes circonstances leur sont familières...
Достоинство и благородство. — Они просты в повседневных случаях жизни, в их речах нет ничего приподнятого, театрального, даже в торжественных обстоятельствах, так как великие события для них привычны. (вернуться)

16. — Пушкин А. С. Полн. собр. соч. В 6 т. Т. 6. — М.: Художественная литература, 1936. — С. 53—54. (
вернуться)

17. Байроновым Ларою — «Лара» — произведение из цикла «Восточные поэмы» всемирно известного английского поэта Джорджа Байрона (англ. George Noel Gordon Byron, 1788 – 1824). (
вернуться)

18. С. Пушкин об искусстве. В 2 т. Т. 1 / Сост., предисл. и коммент. А. А. Вишневского. — М.: Искусство, 1990. — С. 267. (
вернуться)

19. См.: Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М.: Интелвак, 2001. — Стб. 34. (
вернуться)

20. А. С. Пушкин об искусстве. В 2 т. Т. 1 / Сост., предисл. и коммент. А. А. Вишневского. — М.: Искусство, 1990. — С. 266. (
вернуться)

21. А. С. Пушкин об искусстве. В 2 т. Т. 1 / Сост., предисл. и коммент. А. А. Вишневского. — М.: Искусство, 1990. — С. 267. (
вернуться)

22. Гиллельсон М. И., Мушина И. Б. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий: Пособие для учителя. — Л.: Просвещение, 1977. — С. 23. (
вернуться)

23. Пушкин А. С. Полн. собр. соч. В 6 т. Т. 6. — М.: Художественная литература, 1936. — С. 27. (
вернуться)

24. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М.: Интелвак, 2001. — Стб. 889. (
вернуться)

25. Петрунина Н. Н., Фридлендер Г. М. Над страницами Пушкина. — Л., 1974. — С. 117. (
вернуться)

26. Гиллельсон М. И., Мушина И. Б. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий: Пособие для учителя. — Л.: Просвещение, 1977. — С. 12. (
вернуться)

27. Маймин Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество. — М.: Наука, 1982. — С. 191. (
вернуться)

28. Имеются в виду разные системы работы, созданные к единой «Программе по литературе» (1971—1980-е годы). Здесь не рассматриваются варианты изучения произведения А. С. Пушкина в рамках различных современных программ по литературе. (
вернуться)

29. Пушкин в школе: Сб. статей. — М.: Изд-во АПН СССР, 1951. — С. 488. (
вернуться)

30. Дегожская А. С. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении: Пособие для учителя. — Л.: Просвещение, 1971. — С. 6—7. (
вернуться)

31. Бочаров Г. К. Система уроков по изучению повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» / Литература в школе. — 1952. — № 4. — С. 40—53. (
вернуться)

32. Качурин М.Г., Шнеерсон М.А. Изучение языка писателей. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. — М: Учпедгиз, 1961. — С. 104—134. (
вернуться)

33. Беленький Г. И. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для 7 класса. — М.: Просвещение, 1969. — С. 27. (
вернуться)

34. Система работы Г. И. Беленького над повестью А. С. Пушкина «Капитанская дочка» представлена в «Методическом руководстве к учебнику-хрестоматии для VIII класса» (М.: Просвещение, 1974).
Беленький Г. И. Теория литературы в средней школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1976. — С. 17. (
вернуться)

35. Цит. по: Борев Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. — М.: Астрель; ACT, 2003. — С. 373. (
вернуться)

36. Борев Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. — М.: Астрель; ACT, 2003. — С. 372. (
вернуться)

37. Там же. — С. 299. (
вернуться)

38. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М.: Дрофа, 2000. — С. 423—424. (
вернуться)

39. Там же. — С. 251. (
вернуться)

40. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М.: Интелвак, 2001. — Стб. 752. (
вернуться)

41. Маймин Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество. — М.: Наука, 1982. — С. 192—193. (
вернуться)

42. Мародёр (фр. maraudeur) —
1) человек, похищающий с поля сражения вещи, находящиеся на убитых и раненых; 
2) лицо, грабящее мирное население во время войны; 
3) человек, похищающий имущество людей, вынужденно оставивших свои дома — из-за военных действий, эпидемии, стихийного бедствия, угрозы взрыва и т. п. (Новейший словарь иностранных слов и выражений. — М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. — С. 502). (
вернуться)

43. Парадо́кс (от др.-греч. παραδοξος — неожиданный) —
1) неожиданное, своеобразное мнение (утверждение, рассуждение, вывод), резко расходящееся с общепринятым, противоречащее (часто только внешне) здравому смыслу; 
2) неожиданное, казавшееся прежде невозможным явление (Новейший словарь иностранных слов и выражений. — М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. — С. 604) (
вернуться)

44. Григорьев А. Литературная критика. — М., 1967. — С. 168. (
вернуться)

45. Подробнее см.: Ермилов В. Наш Пушкин. — М.: Госполитиздат, 1949. (
вернуться)

46. Маймин Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество. — М.: Наука, 1982. — С. 191—192. (
вернуться)

47. Литературное чтение в школе: Метод. пособие. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. — С. 511—512. (
вернуться)


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

История была неотъемлемой частью жизни и творчества поэта. Пушкину органически присущ историзм, включающий память его собственных предков, прошлое народа, место и роль России в мировой цивилизации и раздумья о ее будущем.

Пушкина интересовали важнейшие проблемы истории: народные движения, историческая роль царей, трагизм столкновения государственного и личного начал в истории. Его привлекали переломные моменты российской истории, яркие исторические личности, исторические события, насыщенные глубоким содержанием. Пушкинское отношение к истории было лишено черно-белых оценок и подходов.

Большое значение он придает силе народного мнения. В 
«Борисе Годунове» даже измученные голодом и поборами люди из народа способны не только на скорую расправу с ненавистными боярами, но и на сочувствие погибшим родственникам Годунова. Пушкин симпатизирует руководителям народных восстаний (Разин, Пугачев), но отрицает бунт «бессмысленный и беспощадный». Он показывает Петра I как гениального реформатора, гениального полководца, основателя Петербурга, радетеля о науке и культуре, но, с другой стороны, сочувствует «маленькому человеку», незащищенному и страдающему («Медный всадник»). Понимая величие Петровских реформ и их историческую необходимость, Пушкин не мог смириться с подавлением личности и свободы простого человека.

Пушкин выступает не только автором художественных произведений на историческую тему (
«Капитанская дочка»"Медный всадник" и др.), но также историком («История Пугачевского бунта», «История Петра» и др.). По сути, он был первым историком крестьянской войны под предводительством Пугачева.

Пушкин внимательно изучает исторические документы (летописи, исторические повести и т.д.), над которыми трудится «ревностно и добросовестно». Источником его исторических взглядов были и устные исторические предания.

В то же время А. С. Пушкин следил за современной ему исторической наукой, откликаясь на груды русских историков. Он обращался к античной и всемирной истории. Все это помогло ему осознать место России в мировом историческом процессе.
Е. Иванов

Вопросы и задания

1. Какие проблемы истории интересовали Пушкина? Как поэт относился к истории? Какие произведения на исторические темы, созданные Пушкиным, вам известны? Каким событиям они посвящены?

2. Как вы понимаете высказывание поэта: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»?

3. «В творчестве Шекспира, Гёте, Скотта Пушкина привлекало, - пишет литературовед Л. Фридман, - умение передать историческую действительность как подлинно жизненную правду». Как вы понимаете эти слова?

4. В каком произведении, изученном вами в 7-м классе, Пушкин рассказывает об одном из события Древней Руси и отталкивается при этой от летописного источника? Расскажите об этом. В каком из произведений поэта идет диалог двух героев в келье Чудова монастыря? Кто эти герои и о чем они ведут разговор? О каком труде «усердном, безымянном» идет речь и с какой целью создаются «правдивые сказанья»? Из каких произведений эти строки?

Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещйй язык
И с волей небесною дружен...

...Младая кровь играет;
Смиряй себя молитвой и постом,
И cны твои видений легких будут
Исполнены...
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил. (
вернуться к уроку)


ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА, РАЗВИТАЯ В ВЫМЫШЛЕННОМ ПОВЕСТВОВАНИИ

А. С. Пушкин заинтересовался событиями Пугачевского бунта (судя по его письму к брату) в 1824 году, во время михайловской ссылки; просил прислать известный, даже модный (хотя, как оказалось, полный нелепостей и вздора) роман «Ложный Петр III, или Жизнь и похождения бунтовщика Емельяна Пугачева».

Летом 1832 года {или, как полагают пушкинисты, несколько раньше) Пушкин набросал первый известный нам план повести или романа, в котором угадываются черты будущей «Капитанской дочки». Через некоторое время появился второй, а потом и третий; под ним — дата: «31 янв. 1833», но роман «не шел»... Почему? — Одну из причин видим в том, что Пушкин, скорее всего, не столь хорошо знал эпоху Пугачевского бунта, чтобы писать исторический роман.

Пушкин изучил газеты и книги и вскоре уже знал «все, что было обнародовано правительством касательно Пугачева».

В начале февраля 1833 года Пушкин обратился к военному министру графу Александру Ивановичу Чернышеву с просьбой о разрешении пользоваться материалами военного архива. Свое желание объяснил намерением писать «Историю генералиссимуса князя Италийского графа Суворова-Рымникского», но занимал Пушкина не блистательный полководец, а запрещенный «мужицкий царь» Емелька Пугачев: истинные намерения до поры до времени приводилось скрывать.

Ответ пришел быстро — разрешение было получено. В конце февраля — начале марта Пушкин уже знакомился с материалами Секретной экспедиции Военной коллегии, архивными материалами Главного штаба, а в апреле приступил к 
«Истории Пугачева» и всего за пять недель завершил работу. Такая быстрота объясняется тем, что «История» задумывалась, вероятно, как введение к роману, однако стремительно перерастала в самостоятельное исследование, не перечеркивающее замысел романа, но составляющее его выверенную историческую основу.

В сентябре Пушкин побывал в местах Пугачевского бунта в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Оренбурге, Уральске, опрашивал стариков, современников и свидетелей крестьянской воины, записывал их рассказы, предання, песни; собирал материалы в провинциальных архивах.

В октябре приехал в Болдино; привел здесь в порядок бумаги, написал новое предисловие к "Истории Пугачева" и, вернувшись в Петербург, обратился к начальнику III отделения его императорского величества канцелярии генерал-адъютанту А. X. Бенкендорфу с письмом:

«Милостивый государь граф Александр Христофорович!

...Хотя я как можно реже старался пользоваться драгоценным мне дозволением утруждать внимание государя императора, но ныне осмеливаюсь просить на то высочайшего соизволения: я думал некогда написать исторический роман, относящийся ко времени Пугачева, но, нашед множество материалов, я оставил вымысел и написал историю Пугачевщины. Осмеливаюсь просить через Ваше сиятельство дозволения представить оную на высочайшее рассмотрение».

Царь рукопись прочитал, внес 23 поправки, заметил, что название «История Пугачева» лучше заменить на «Историю Пугачевского бунта» (с чем Пушкин согласился: «царское название, признаемся, точнее»), и не только разрешил печатать книгу, но и расходы по изданию отнес на свой счет: Пушкин заимообразно получил ссуду в 20 000 рублей.

В декабре 1834 года «История Пугачевского бунта» вышла в свет. Встретили книгу холодно. Тираж раскупался плохо, а министр народного просвещения Сергей Семенович Увароа «кричал» о ней «как о возмутительном сочинении». В пушкинское время слово «возмутить» имело следующее значение: «волновать, тревожить, беспокоить, побуждать к ропоту, неудовольствию, к мятежу, производить восстание».

Что же так взволновало, встревожило министра? Что «возмутительного» нашел он в «Истории Пугачевского бунта»? В чем вообще значение этого исторического труда великого Поэта России?

Пушкин первым пробил брешь в указе о предании вечному забвению самого имени Емельяна Пугачева. Он использовал не только официальные источники, малочисленные и откровенно враждебные бунтовщикам, но и неопубликованные, в том числе мемуарные, предоставленные друзьями, знакомыми, а также найденные или записанные им самим.

О восстании 1773—1774 годов Пушкин, гениальный ученик и последователь 
Николая Михайловича Карамзина, «рассказывал со всею верностию историка». Он создал первую в России научно-художественную летопись событий Пугачевского бунта, которая и по сей день не утратила своего значения; скорее, наоборот: исторических работ, объективно, без классовых или идеологических пристрастий анализирующих одну из самых трагичных страниц отечественной истории, у нас, к сожалению, нет до сих пор.

Пушкинское изображение мятежников и событии существенно отличалось от официальной точки зрения на восстание, потрясшее Россию, и Сергей Семенович Уваров о «возмутительном» характере «Истории Пугачевского бунта» «кричал» не случайно: пушкинский Пугачев не патологический изверг, вставший во главе людей, доведенных до крайности. Причины бунта (официальная историография их не называет) Пушкин склонен был видеть в произволе чиновников, утеснявших казаков, в непродуманных и жестоких действиях правительственной администрации, в отсутствии законов, несвободе закрепощенного народа, беззащитного и бесправного.

Написав «Историю Пугачевского бунта», Пушкин не упустил «случая, чтобы сделать добро». Научный труд стал основанием исторического романа, в котором социальные проблемы и сами события отступают на второй план, ибо писателя в первую очередь интересуют люди - их миропонимание, характеры, их представления о вечных ценностях - о Боге, добре и зле, долге, чести, совести, о смысле жизни.

Роман «Капитанская дочка» неразрывно связан с «Историей Пугачевского бунта», хотя чаще всего эти произведения противопоставляют друг другу, не замечая или не видя их внутреннего единства. 
Я. А. Кожевников
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

Постоялый двор стоял далеко от жилья, напоминая место сходок «воров», т

Постоялый двор стоял далеко от жилья, напоминая место сходок «воров», т

Уроки литературы в 7 классе»).

Уроки литературы в 7 классе»).

Петр Гринев Швабрин

Петр Гринев Швабрин

Какие основные черты характера

Какие основные черты характера

Форма уроков: уроки-практикумы, включающие в себя чтение и анализ произведения, групповую работу (cooperative learning)

Форма уроков: уроки-практикумы, включающие в себя чтение и анализ произведения, групповую работу (cooperative learning)

Пугачева, так как привыкла жить в ожидании военных действий

Пугачева, так как привыкла жить в ожидании военных действий

Изменилось ли что-нибудь в ее характере от страха и унижения?

Изменилось ли что-нибудь в ее характере от страха и унижения?

ЗАДАНИЕ 4 1. Перечитайте те эпизоды повести, в которых появляется или упоминается

ЗАДАНИЕ 4 1. Перечитайте те эпизоды повести, в которых появляется или упоминается

Какие черты характера обнаружил

Какие черты характера обнаружил

Как ведет себя Пугачев по отношению к

Как ведет себя Пугачев по отношению к

Обоснуйте свой ответ. ЗАДАНИЕ 2 1

Обоснуйте свой ответ. ЗАДАНИЕ 2 1

Портрет, возраст 1. Портрет, возраст 2

Портрет, возраст 1. Портрет, возраст 2

Характер статичен, но показан разнопланово, с разных точек зрения и в разных ситуациях 12

Характер статичен, но показан разнопланово, с разных точек зрения и в разных ситуациях 12

V. Обобщение работы по группам

V. Обобщение работы по группам

Вспомните, какие эпиграфы мы анализировали и почему 1

Вспомните, какие эпиграфы мы анализировали и почему 1

Государственного образовательного стандарта и

Государственного образовательного стандарта и

Пушкин А. С. Мысли о литературе

Пушкин А. С. Мысли о литературе

А. С. Пушкин об искусстве. В 2 т

А. С. Пушкин об искусстве. В 2 т

Борев Ю. Б. Эстетика. Теория литературы:

Борев Ю. Б. Эстетика. Теория литературы:

Пушкина интересовали важнейшие проблемы истории: народные движения, историческая роль царей, трагизм столкновения государственного и личного начал в истории

Пушкина интересовали важнейшие проблемы истории: народные движения, историческая роль царей, трагизм столкновения государственного и личного начал в истории

Чудова монастыря? Кто эти герои и о чем они ведут разговор?

Чудова монастыря? Кто эти герои и о чем они ведут разговор?

В сентябре Пушкин побывал в местах

В сентябре Пушкин побывал в местах

Россию, и Сергей Семенович Уваров о «возмутительном» характере «Истории

Россию, и Сергей Семенович Уваров о «возмутительном» характере «Истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2020