А. Барто «Жук», Н. Сладков «На одном бревне»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 17.docx
У р о к  17 ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНЫХ (СТИХОТВОРЕНИЯ, РАССКАЗЫ). А. БАРТО «ЖУК», Н. СЛАДКОВ «НА ОДНОМ БРЕВНЕ» Цель   деятельности   педагога:  создать   условия   для   ознакомления   с произведениями   А.   Барто   «Жук»,   Н.   Сладкова   «На   одном   бревне»,   для формирования   положительного   отношения   к   учению,   развития   умения рассказывать по плану близко к тексту, развития познавательной  активности, читательского   интереса,   внимания,   наблюдательности,   ответственности; содействовать воспитанию бережного отношения к природе. Планируемые результаты (УУД):  личностные:  различают  основные   нравственно­этические   понятия, воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;  метапредметные:  –   анализируют  р е г у л я т и в н ы е   эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают  их влияние   на   настроение   человека,   оценивают  уровень   владения   тем   или   иным учебным   действием   (отвечают   на   вопрос   «Чего   я   не   знаю   и   не   умею?»); п о з н а в а т е л ь н ы е   –   высказывают  предположения,   обсуждают  проблемные вопросы,   устанавливают  причинно­следственные   связи   и   зависимости   между объектами; текст   с   учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, описывают героев произведения: передают внешние характеристики, используя выразительные средства языка;   к о м м у н и к а т и в н ы е   –   воспринимают  предметные:  научатся  определять   и   называть   жанры   и   темы   изучаемых  получат   возможность произведений,   различать   стихотворение,   сказку; научиться находить в тексте информацию о героях произведений. С ц е н а р и й   у р о к а I. Организационный момент. Сообщение темы урока. −   Ребята,   по­вашему,   что   такое   чудо?  (Что­то   необыкновенное, сверхъестественное.) –   Девиз   нашего   урока:   «Способность   видеть   в   обыкновенном   чудесное   – признак мудрости!».Сегодня вы начинаете знакомиться с произведениями нового раздела, и если кто­то из вас увидит в них чудесное, мы в конце урока сможем назвать себя мудрыми. II. Знакомство с новым разделом. Изучение нового материала. 1. Р а б о т а   п о   т е м е  урока. − Прочитайте название нового раздела.  − Откройте содержание книги и прочитайте названия и авторов произведений такого же раздела, которые вы уже читали. Какие из них вам понравились и запомнились? Какие стихи вы можете прочитать наизусть? Изучение нового раздела мы начинаем с чтения стихотворения А. Барто и сказки Н. Сладкова. Что вы знаете о Барто, о её творчестве?  (Барто писала стихи для детей.) С л о в о   о б   а в т о р е . Агния Львовна Барто родилась в Москве в 1906 году. Она мечтала стать балериной   и   училась   в   балетном   училище.   Но   увлеклась   поэзией   и   решила сменить профессию. Цикл стихотворений «Игрушки» появился в 1936 году. В годы Великой Отечественной войны Агния Барто ездила на фронт – выступала перед бойцами, писала для газет. А в эвакуации, в городе Свердловске, работала на заводе в токарном цехе. Конец войны связан в семье Барто с горем – в мае 1945 года погиб ее сын. Но Агния Барто не перестала писать стихи для детей и о детях. Она очень много сделала для детей, стала вести на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Сейчас   на  телевидении   есть   передача  «Жди   меня».  Она   похожа   на   передачу «Найти человека», только та шла по радио. Шла она в течение 9 лет и соединила за это время 927 семей! Агния Барто верила в людей, в их доброту, душевную чуткость. − Что интересного вы узнали о жизни А. Барто? А р т и к у л я ц и о н н а я   р а з м и н к а . Эта буква широка и похожа на жука И при этом, точно жук, издаёт жужжащий звук: Р е ч е в а я   з а р я д к а . Ж­ж­ж­ж­ж­ж­ж! ЖУК (считалочка)«Жу» да «жу» – слетелись в круг Майский жук, июньский жук,  Жук­носорог, жук­плавунец,  Жук­сынок и жук­отец,  Жужелица, жук­жучок – Все попались в мой сачок! 2. Р а б о т а   с о   с т и х о т в о р е н и е м  А. Барто «Жук». Учитель выразительно читает стихотворение. – Какое это стихотворение? Понравилось ли оно вам? Почему? − Сравните модели обложек книг А. Барто. Н а   д о с к е   образцы   обложек   книг   А.   Барто,   которые   отличаются цветом треугольника: один жёлтый, другой зелёный. − К какой модели относится стихотворение «Жук»? (Дети определяют, что это стихотворение о животных, доказывают свой выбор.) С а м о с т о я т е л ь н о е   ч т е н и е   стихотворения   с   соблюдением   знаков препинания. – Каким   голосом   вы   будете   читать   начало   стихотворения   и   его   конец? Поработаем над логическими ударениями и паузами в стихотворении. Учитель читает стихотворение вместе с детьми, расставляя логические ударения и паузы по строчкам. уа еа еа аа Я нашла себе жукаа аа На большой ром шке. // аа Не мог  держать в рук х, / уа П сть сидит в карм шке. // аа Лапок ш сть, / а глаза дв , / Тр щинка на спинке. // − Вот хорошая трав , /аа аа Н , / по шь травинку! // Ах, уп л, уп л из рук! // оа // Н с измазал пылью!  Улет л зелёный жук, / Улет л на крыльях! // еа еа еа аа аа Далее выразительное хоровое чтение учеников вслед за учителем. − Кто герой этого стихотворения – мальчик или девочка?  В ы п о л н е н и е  з а д а н и й  учебника.− Как, по­вашему, девочка относится к жуку? Какова главная мысль в этом стихотворении? –  Какие   другие   стихи   Агнии   Барто   вы   знаете?  («Веревочка»,   «Резиновая Зина», «Уехали», «Катя», «Мы с Тамарой», «Сверчок», «Всё на всех».) В ы п о л н е н и е  з а д а н и й  в тетради (под руководством учителя). − Каких насекомых вы знаете? Тонко­тонко запищит И куснёт до боли. Восвояси улетит, Как напьётся крови.  (Комар.) Всё стрекочет он в траве, Усики на голове, А заметен­то едва – Весь зелёный, как трава.  (Кузнечик.) Кто летит, как вертолёт? Чей стремительный полёт? Чьи огромные глаза? Это чудо – … (стрекоза). Он живёт в семье большой, Тащит всех к себе домой: И личинку, и жука,  Муху или паука. Нет его в труде шустрей – Это рыжий … (муравей). Нам сыграет вечерком, Сидя под своим листком, Лишь возьмётся за смычок, Этот музыкант – … (сверчок). Для защиты – жало  Поострей кинжала. Полосатая краса,  С тонкой талией … (оса).Б е с е д а  об опасных насекомых. − А могут ли насекомые быть опасными, они ведь такие маленькие? Многие насекомые переносят инфекции, укус некоторых из них может быть ядовит или вызовет очень сильную аллергию. −   Как   защитить   себя   от   укусов   насекомого?   Прочитайте  памятку  (н а с л а й д е ): •  Не приближайтесь, особенно в жаркие дни, к пчелиным ульям. Вблизи них не делайте резких движений. •  Не разоряйте осиные гнёзда. •  Если насекомое залетело в комнату, не гоняйтесь за ним. Откройте пошире окно и подождите, когда насекомое улетит. •   Помните: насекомые просто так не нападают на человека. Они кусаются или жалят для самозащиты. Учитель читает стихотворение.  Если очень шуметь около берлоги, То придётся потом уносить вам ноги. И пчела просто так тоже не пристанет. Ведь ни жалить, ни рычать зря никто не станет. Ни к чему обижать бабочку на ветке, Веселее в лесу от её расцветки. Не пугайте жуков с длинными усами, И поверьте, что жуки вас не тронут сами! М. Пляцковский ЖУК На лужайке по ромашкам Жук летал в цветной рубашке. – Жу­жу­жу, жу­жу­жу  (дети показывают полёт жука), Я с ромашками дружу, Тихо по ветру качаюсь  (дети машут руками), Низко­низко наклоняюсь.  (Нагибаются.)3. Р а б о т а   с   п р о и з в е д е н и е м  Н. Сладкова «На одном бревне». − Что можно узнать о произведении до чтения? Прочитайте фамилию автора. Прочитайте   заголовок.   Можно   ли   по   данному   названию   определить,   что   это будет – сказка или рассказ? Проверим ваши предположения. Ч т е н и е  с к а з к и  Н. Сладкова «На одном бревне» п о   а б з а ц а м . Л е к с и ч е с к а я   р а б о т а . Прибывает − приближается. Сиганула − прыгнула. Хорошо устроилась − удобно устроилась. Оскалила зубы − обнажила зубы. Зловредная − очень вредная, пагубная. − Объясните значения слов, найдите их в тексте и прочитайте предложения с этими словами. − Докажите, что это сказка.  С л о в о   о б   а в т о р е . Творчество Н. Сладкова интересно тем, что он законы природы показывает в сказочной   форме.   Его   сказки­несказки   полны   загадок,   юмора,   там   много «звериных» диалогов. Часто писатель осуждает охоту – любовь к природе «с ружьём в руках».  «Природа волновала и влекла меня всю жизнь, – говорит он, – её красота, тайна,   обаяние,   удивительная   стройность   и   слаженность,   неисчерпаемость познания поражали воображение и влекли сердце. Поэтому все книги мои о ней». В ы с т а в к а  к н и г . (Учитель делает краткий обзор книг Н. Сладкова.) В ы п о л н е н и е   з а д а н и й  1, 2, 3 в учебнике. С о с т а в л е н и е  плана и обучение подробному пересказу. − На сколько частей можно разделить сказку? Что главное в каждой части? Перескажите подробно одну из частей сказки. В ы п о л н е н и е  з а д а н и я  1 в тетради (под руководством учителя). −   Кто   в   сказке   положительный   герой,   а   кто   отрицательный?   Дайте характеристику героям сказки. Какие поступки они совершали? − Какое событие главное в сказке? Прочитайте. − Какое настроение вызвало у вас прочитанное? Р а б о т а  н а д   п о с л о в и ц а м и . В ы п о л н е н и е  з а д а н и я  2 в тетради (под руководством учителя). У п р а ж н е н и е   в   правильном   и   выразительном   чтении   пословиц   и выполнение заданий в учебнике.− Какой совет даёт вам Н. Сладков, сочинив сказку «На одном бревне»? Т в о р ч е с к а я   р а б о т а   ( задание 3 в тетради). III. Итог урока. − Чему полезному вы научились сегодня на уроке? Что вам понравилось на уроке? Что вы запомнили?  Д л я   с а м о с т о я т е л ь н о й   р а б о т ы :   познакомиться   с   книгами   Н. Сладкова и А. Барто.