"А. Блок "Двенадцать": цветопись душевного состояния".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"А. Блок "Двенадцать": цветопись душевного состояния". Урок-исследование Цель: развитие умения анализировать художественный текст на основе ассоциативного мышления Задачи: образовательные: • определить соответствие звукоцвета психологическому состоянию поэта; • показать особенность восприятия поэтом революции Задачи развития: • развитие образного мышления, воображения воспитательные: • воспитание любви к слову, способности сопереживать, сострадать Место урока в системе знаний: • после первичного самостоятельного прочтения поэмы учащимися, в начале его текстуального изучения на уроке. Основные понятия: • АНЕСТЕЗИЯ • СИНЕСТЕЗИЯ • ЗВУКОЦВЕТ
Иконка файла материала А. Блок Двенадцать.doc
"А. Блок "Двенадцать": цветопись душевного состояния". Урок­ исследование Цель: развитие умения анализировать художественный текст на основе ассоциативного мышления Задачи: образовательные:   определить соответствие звукоцвета психологическому состоянию поэта; показать особенность восприятия поэтом революции Задачи развития:  развитие образного мышления, воображения воспитательные:  воспитание любви к слову, способности сопереживать, сострадать Место урока в системе знаний:  после первичного самостоятельного прочтения поэмы учащимися, в начале его текстуального изучения на уроке. Основные понятия:  АНЕСТЕЗИЯ   СИНЕСТЕЗИЯ ЗВУКОЦВЕТ I. Столкновение с проблемой Здравствуйте, ребята! ХОД УРОКА Во многих областях современной жизни: науке, искусстве, литературе, психологии активно используются слова со  значением цвета. Психологи отмечают связь цвета с эмоциями, т.е. каждый цвет вызывает определенную эмоцию. Сравните репродукции. Какая из них понятна, позволяет увидеть эмоции, чувства? СЛАЙД 1 (1 ­ наполнена смыслом, цветом, передает настроение, 2 ­ бесцветна). Бесцветная картина ­ непонятна, оставляет зрителя равнодушным.Отсутствие эмоций, чувств ­ бесчувственность называется АНЕСТЕЗИЯ. Закрепляю на доске: АНЕСТЕЗИЯ Смешение чувств, например: слышим звук ­ видим цвет ­ представляем образ носит название СИНЕСТЕЗИЯ. Закрепляю на доске: СИНЕСТЕЗИЯ (СИНЕСТЕЗИЯ ­ это психологическая соотносимость цвета, звука, слова) Основополагающий вопрос: Каким мы видим мир? (Ярким, цветным, в зависимости от настроения). Использование черно­белой гаммы усиливают сходство с документальной фотографией, напоминают кадры немого кино  (такой палитрой пользуется А.Блок в поэме "Двенадцать"). ЦВЕТ ­ один из факторов, определяющих состояние нашей психики. Гипотеза исследования: Мироощущение Блока через призму душевных терзаний исследованы недостаточно.  Анализ поэмы на основе СИНЕСТЕЗИИ позволит определить психологическое состояние А. Блока в момент создания поэмы  "Двенадцать". ТЕМА УРОКА: А. Блок "ДВЕНАДЦАТЬ": цветопись душевного состояния Поэма А. Блока "Двенадцать" создана почти 100 лет назад в январе 1918 года. СЛАЙД 2 Почему? Ответ определим в конце урока. Двенадцать. С чем ассоциируется это слово? Ответы: В поэме 12 красногвардейцев, 12 глав;    12 часов ­ полночь; 12 месяцев ­ конец года. 12 ­ символ конца дня, года, а также начало нового, шаг в неизвестное будущее: II. Выдвижение рабочей версии : СЛАЙД 3Поэты­символисты знали, что звуки речи окрашены и зависят от смысла слова. СЛАЙД 4   Звукобуква ассоциируется с цветом ­ это звукоцвет (раздать карточки) см. Слайд 4 На доске: ЗВУКОЦВЕТ ­ цвет, соответствующий звуку Проблемный вопрос: Существуют ли звуко­цветовые соответствия в поэме А.Блока? III этап. Исследование художественного текста через призму рабочей версии.  Определите звукоцвет 1 главы поэмы "Двенадцать".  Послушаем 1 главу в исполнении И. Кваши: (4:10) Ответ: (преобладающие звуки О, А, Э, У окрашены в темные и светлые тона, напоминают образ ВЕТРА). СЛАЙД 5Поработаем в группах. Определите, какова СИНЕСТЕЗИЯ других     глав:     1 группа ­ главы № 2,3,4 2 группа ­ главы № 5,6 3 группа ­ главы № 7,8 4 группа ­ главы № 9,10,11 12 главу рассматриваем совместно, читает учитель: Схема текста: на доске Какова СИНЕСТЕЗИЯ текста:  Звуки  Цвет  Образы? СЛАЙД 6 Ответ: (Поэма построена на противопоставлении двух цветов ­ белого и черного, двух миров ­ старого и нового). Черный вечер. Белый снег.  Ветер, ветер!       На ногах не стоит человек.      Ветер, ветер ­      На всем Божьем свете. Учитель: Обилие черного в этой поэме можно трактовать не только как символическое отображение темного, злого начала, но и как  хаос, победу стихийных сил не только в мире, но и в человеке. Возможно, именно стихийные силы нашли свое проявление и  воплощение в отряде из двенадцати человек. Бывшие каторжники, "голытьба", нынче они ­ защитники революции. Черный цвет символизирует и бездуховность, внутреннюю пустоту этих людей, которые отреклись от всего, что было для них святым: ...И идут без имени святого Все двенадцать ­ вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль... Они готовы стрелять из винтовки и в самое дорогое для поэта: Пальнем­ка пулей в святую Русь В кондовую, В избяную, В толстозадую!На данный момент эти защитники революции не видят ничего перед собой: впереди тьма, над ними ­ "черное, черное небо", в  груди ­ "черная злоба, святая злоба". Еще одна краска достаточно часто появляется в поэме, какая? Ответ: (Красная. Это символ кровопролития). СЛАЙД 7 В очи бьётся Красный флаг. Это ­ ветер с красным флагом Разыгрался впереди... Красный ­ это цвет боевых знамен революции, победно развевающихся над идущими "державным  шагом" двенадцатью красногвардейцами. Черный, белый и красный цвет в поэме не столько передают картину всероссийских событий, сколько картину "мирового  пожара"). Блок воспринял революцию как разрушительную стихию, пришедшую на смену обветшалой культуре. Гибель старой  культуры, цивилизации, всего старого мира. И все же, несмотря ни на что, А. Блок верит в революцию, в то, что ее участники и защитники со временем сумеют  преобразовать не только окружающий мир, но и себя, и научатся строить. Эта надежда воплощена в белом цвете, который  всегда был символом чистоты, духовности, света. Белый снег падающий на город, сопровождающий солдат, неслышно и  ненавязчиво обновляет все вокруг. Квинтэссенцией святого, светлого, очищающего начала, лежащего в основах революции,  является образ Исуса Христа, появляющийся в последних строках поэмы: Впереди ­ с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз ­ Впереди ­ Исус Христос. Белый венчик из роз в 12 главе, белый снег в начале поэмы ­ сомкнулся круг, состоящий из 12 глав поэмы. Образ Иисуса  Христа для Блока являлся вестником нового мироустройства, где люди будут жить категориями равенства, братства,  свободы. Такой увидел Блок­поэт революцию, обратите внимание на видение революции Блока художником Ю. Анненским, его  иллюстрации понравились Блоку. (см. слайды № 8,9,10) (схематичны, отсутствие ярких красок, черно­белый вариант сходство с документальным кино). СЛАЙД 8СЛАЙД 9   СЛАЙД 10   СЛАЙД 11Предпочтение ЧЕРНОГО, БЕЛОГО, КРАСНОГО цветов в поэме согласно теории французского психолога Макса Люшера,  означает: СЛАЙД 12 Оправдались ли надежды Блока на революцию? Почему он хотел, чтобы поэму прочли когда­нибудь не в его время? (Вслед за поэмой "Двенадцать" Блок создает стихотворение "Скифы", затем поэтического взлета не будет. Блок разочарован,  поэтическая тишина, молчание:) А. Блок ­ на самом деле величайший поэт, ведь в поэме "Двенадцать" он сумел передать музыку цвета, которая и помогла ему  воплотить в жизнь свой грандиозный авторский замысел. Рефлексия: какой цвет сейчас предпочитаете Вы, поднимите карточки звукоцвет. Это ваше психологическое состояние, восприятие урока, ваши чувства, эмоции. Спасибо за сотрудничество!

Посмотрите также