Ц е л и : познакомить с творчеством А. И. Куприна; формировать умение анализировать эмоциональное состояние героев; учить давать характеристику персонажам рассказа; совершенствовать навыки самостоятельного чтения и чтения по ролям; воспитывать доброту, чувство сопереживания.
I. Постановка темы занятия.
На доске портрет А. И. Куприна и даты его жизни.
– Знаком ли вам этот писатель?
– Какие произведения А. И. Куприна вы читали?
– О ком любил писать Куприн?
– Кого из его героев звали Изумруд? Ю-ю? Арто? (Лошадь, кошку, собаку-пуделя).
– Что отличает его рассказы о животных?
– Посмотрите на даты жизни Куприна и назовите писателей, его современников.
– Кто из них писал о животных?
– Рассмотрите иллюстрацию (учебник, с. 208).
– Как вы думаете, о чем будет это произведение?
– Почему рассказ включен в этот раздел учебника? (Он о животном и создан писателем XIX века.)
А. И. КУПРИН.
«СЛОН»
Ц е л и : познакомить с творчеством А. И. Куприна; формировать умение
анализировать эмоциональное состояние героев; учить давать характеристику
персонажам рассказа; совершенствовать навыки самостоятельного чтения и
чтения по ролям; воспитывать доброту, чувство сопереживания.
Х о д у р о к а
I. Постановка темы занятия.
На доске портрет А. И. Куприна и даты его жизни.
– Знаком ли вам этот писатель?
– Какие произведения А. И. Куприна вы читали?
– О ком любил писать Куприн?
– Кого из его героев звали Изумруд? Юю? Арто? (Лошадь, кошку, собаку
пуделя).
– Что отличает его рассказы о животных?
– Посмотрите на даты жизни Куприна и назовите писателей, его
современников.
– Кто из них писал о животных?
– Рассмотрите иллюстрацию (учебник, с. 208).
– Как вы думаете, о чем будет это произведение?
– Почему рассказ включен в этот раздел учебника? (Он о животном и
создан писателем XIX века.)
II. Работа с текстом во время чтения.
1. Ч т е н и е в с л у х 1 й ч а с т и .
– Что произошло с маленькой девочкой?
– Почему к ней ходят доктора?
– Какой диагноз ставит доктор девочке? Как предлагает лечить?
2. С а м о с т о я т е л ь н о е ч т е н и е 2 й ч а с т и .
– Какой вы представили себе Надю? Ответьте словами автора.
– Прочитайте по ролям разговор мамы и Нади. Какие чувства мамы и девочки
надо передать при чтении?
– Докажите, что Надя не притворяется, не капризничает, а ей действительно
очень плохо? (Сон девочки.)– Прочитайте, какие чувства испытывает отец.
– Как вы можете охарактеризовать семью Нади?
3. Ч т е н и е в с л у х 3 й ч а с т и .
– Что приснилось Наде? Почему она проснулась бодрее обычного?
– О чем попросила девочка?
– Как папа выполнил ее просьбу?
– Почему так подробно описана игрушка?
– Как вы думаете, почему Наде приснился именно слон?
– Почему девочку нельзя свозить в зверинец?
– Почему резко меняется состояние папы?
– Как вы думаете, кто из родителей будет решительно действовать в трудную
минуту?
III. Итог урока.
– Какой вы представили Надю? Опишите ее.
– Что бы вы посоветовали родителям Нади, как помочь девочке?
Домашнее задание: прочитать 4–5ю части текста.А. И. КУПРИН. «СЛОН»
Ц е л и : продолжить знакомство с творчеством А. И. Куприна; формировать
умение анализировать эмоциональное состояние героев; учить давать
характеристику персонажам рассказа; совершенствовать навыки выразительного
чтения; обогащать словарный запас; воспитывать доброту,
чувство
сопереживания.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
– Куда отправился папа?
– О чем попросил папа хозяина зверинца?
– Почему хозяин зверинца согласился помочь?
– Удалось ли папе привезти слона домой?
II. Работа с текстом во время чтения.
1. Ч т е н и е в с л у х 4 й ч а с т и .
– Сколько времени папа добирался до зверинца? Как вы думаете, почему?
– Что больше всего заинтересовало папу? Прочитайте.
– Почему папу так заинтересовал рост слонов?
– Как Надиному папе удалось убедить немца?
– Как вы думаете, легко ли привезти слона в дом? Что для этого необходимо?
– Каким предстал пред нами Надин папа? хозяин зверинца?
2. Ч т е н и е в с л у х 5 й ч а с т и .
– Почему слона ведут ночью?
– Удалось ли его провести незамеченным?
– Какие строчки вы при этом вспомнили? («По улице слона водили…».)
– Прочитайте, как слона заманили на лестницу.
III. Итог урока.
– Видели ли вы настоящего слона? Расскажите о своих впечатлениях.
– Представьте, что вы один из зевак, наблюдавших за шествием слона на
улице. Расскажите, что вы видели?
Домашнее задание: читать 6ю часть.А. И КУПРИН. «СЛОН»
Ц е л и : развивать умение выражать свои чувства по отношению к
прочитанному; формировать познавательный и эмоциональный интерес к работе
с текстом; совершенствовать речевые навыки, внимание к слову, мышление;
способствовать нравственному воспитанию.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
1. Б е с е д а .
– Как вы думаете, кто же главный герой рассказа?
– Милый лиричный рассказ Куприна «Слон» одновременно реален и нереален.
Почему?
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я 1 (тетрадь, с. 67).
– Восстановите последовательность событий, которые отражены в плане.
II. Работа с текстом.
1. Ч т е н и е в с о о т в е т с т в и и с п л а н о м .
Дети самостоятельно находят границы частей.
2. Б е с е д а п о с л е ч т е н и я .
1я ч а с т ь :
– Почему Надя проснулась «чуть свет»?
– Каким Надя представляет слона?
2я ч а с т ь :
– Что поразило Надю, когда она увидела слона?
– Испугалась ли она его?
3я ч а с т ь :
– Как Надя обращается к слону?
4я ч а с т ь :
– Что очень любит Томми?
– Как он ест булки?
5я ч а с т ь :
– С кем знакомит Томми девочка?
– Как она рассказывает ему о куклах?6я ч а с т ь :
– Почему девочку не оторвать от слона на обед?
– Как придумал обедать немец?
– Как чувствовали себя за обедом девочка и слон?
7я ч а с т ь :
– Как чувствовали себя папины знакомые, увидев в доме слона?
8я ч а с т ь :
– Что снится Наде? Почему?
9я ч а с т ь :
– С каким настроением проснулась девочка?
– Что помогло ей поправиться?
III. Итог урока.
– Почему Куприн не стал описывать, как выводили слона?
1. Р а б о т а п о в о п р о с а м 1 – 3 у ч е б н и к а .
– Как вы думаете, как это происходило?
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я 2 (тетрадь, с. 68).
– Почему игрушка не смогла помочь девочке?
Домашнее задание: выполнить задания 3, 4 (тетрадь, с. 68).