А.А. Фет. Судьба поэта. Основные темы и мотивы лирики.
Оценка 4.6

А.А. Фет. Судьба поэта. Основные темы и мотивы лирики.

Оценка 4.6
Рабочие тетради +1
docx
русская литература
10 кл—11 кл
27.11.2020
А.А. Фет.  Судьба поэта. Основные темы и мотивы лирики.
А.А. Фет. Судьба поэта. Основные темы и мотивы лирики. «Мир как красота» в поэзии А.А. Фета. Поэтика времени: миг и вечность. Новаторство поэтической лирики. А.А. Фет глазами современников. Его поэзия в оценках поэтов и литературоведов ХХ в.
А.А. Фет. Судьба поэта. Основные темы и мотивы лирики. .docx

Дисциплина: Русская литература   

Преподаватель: Омарбекова А..Ж. 

Класс:10                                                     

 

Тема: А.А. Фет.  Судьба поэта. Основные темы и мотивы лирики. «Мир как красота» в поэзии А.А. Фета. Поэтика времени: миг и вечность. Новаторство поэтической лирики.  А.А. Фет глазами современников. Его поэзия в оценках поэтов и литературоведов ХХ в.

 

1. Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) родился 29 октября (по новому стилю 10 ноября) 1820 года в Орловской губернии, недалеко от города Мценска. Отец будущего поэта был человеком сдержанным, суровым по отношению к жене и детям.

Мать Фета, в девичестве Шарлотта Беккер, принадлежала по рождению к немецкой зажиточной бюргерской семье. После принятия православия она получила имя Елизавета Петровна. Таинственна история ее замужества. Шеншин был вторым ее мужем. До 1820 года она жила в Германии, в Дармштадте, в доме отца. Видимо, уже после развода с первым мужем, Иоганном Фетом, она встретилась с сорокачетырехлетним Афанасием Феофитовичем Шеншиным. Он привез ее в Россию.

 

Жизнь и творчество А.А.Фета.

Основное:

Тайна рождения. В 14 лет будущий поэт теряет титул русского дворянина. Отсюда трагическое восприятие действительности, склонность к меланхолии.

«Это несомненное дарование» (Н.В. Гоголь) - с 1839 г. Фет начинает отсчет своей творческой биографии.

1840 - первый сборник стихов «Лирический пантеон», одобренный Белинским.

Военная служба в надежде получить чин, дающий право на потомственное дворянство, однако дослужиться не удалось - ирония судьбы. Выходит в отставку.

Встреча с Марией Лазич, ее трагическая смерть.

Середина 1850-х гг. Сближение с кругом журнала «Современник», растет популярность поэта.

С 1860 г. становится помещиком: «Я люблю землю, черную, рассыпчатую, ту, которую я теперь рою, в которой я буду лежать».

В 1873 г., после 40-летних мытарств, Фету возвращают «родовое имя» - фамилию Шеншин и восстанавливают во всех утраченных правах.

«Как Фет, вы имели имя; как Шеншин, вы имеете только фамилию». (И.С. Тургенев)

Два существа, жившие в нем: прозаический, суетливый человек и тончайший лирик:

Я между плачущих Шеншин,

И Фет я только средь поющих.

21 ноября 1892 г. Тайна смерти. Все чаще впадая в мрачную меланхолию, внутренне глубоко переживая противоречия между обыденной жизнью и творчеством, Фет при попытке самоубийства скончался от разрыва сердца.

 

2. Ответьте на вопросы :

1.Какие факты биографии А.А. Фета вам запомнились? Почему?

2.Какие факты биографии А.А. Фета оказали наиболее сильное влияние на его творчество? 3.С кем дружил поэт в юные и зрелые годы?  4.Что связывало и разделяло поэта с Толстым и Тургеневым? 5. Как складывался творческий путь поэта?

 

3.  Эстетическая позиция А.А.Фета. Теория «чистого искусства».

А.А. Фет относился к сторонникам «чистого искусства» и считал, что литература не должна жить гражданскими проблемами, что главной ценностью является красота.

А.А. Фет писал: «У всякого предмета тысячи сторон, но художнику дорога одна сторона предметов: их красота, точно так же, как математику дороги их очертания или численность». Эти слова точнее всего выражают главную особенность поэтического мироощущения Фета – чувство красоты, восторг перед божьим миром. В самой будничной, повседневной жизни поэт находит загадочно-прекрасное и умеет передать это чувство. Фет противопоставил себя господствующему направлению 60-х годов - гражданскому направлению. По его мнению, поэт - служитель красоты, жрец. Главная задача поэта - сохранить красоту.

 

Основные темы лирики А.А.Фета:  любовная лирика, пейзажная лирика, философская лирика

 

1. Любовь к Марии Лазич.  Чтение и анализ стихотворения «Только встречу улыбку твою...» (1873). По-пушкински возвышенными и мудрыми были стихи Фета о любви. Не случайно многие из них стали романсами, исполнение которых и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека. Почти все стихи о любви написаны от первого лица, в форме монолога, как воспоминание о любви, оставшейся в прошлом.

 2. Пейзажная лирика А.А. Фета

- Любовь и природа - любимые темы А. Фета. Неброская красота русской природы отражена в его поэзии своеобразно. Фет замечает неуловимые ее переходные состояния: как художник-пейзажист, он «рисует» словами, находя все новые и новые оттенки и звуки.

Для поэта природа - источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий.

3. Философская лирика А.А.Фета.

- Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Через природу Фет постигает тончайшую психологическую правду о человеке. В этом смысле характерно стихотворение «Учись у них - у дуба, у березы»:

Учись у них - у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

 

 В чем видит Фет задачу искусства? Задача искусства – воспевание красоты.

Домашнее задание:

1. Выучить наизусть стихотворения А.А.Фета: «Шепот, робкое дыханье…», «Я пришел к тебе с приветом», «Весенний дождь».

2. Подготовить рассказ о жизни и творчестве Фета на основе тезисного плана.

 

Литература: Русская классическая литература и современность: Учебник для 10 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения общественно-гуманитарного направления, Г. Г.Лукпанова, В.В. Савельева, Г.М.Мучник, Г.М. Камбарбаева. и др.

Изд. «Атамура», Алматы, 2015.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Дисциплина: Русская литература

Дисциплина: Русская литература

А.А. Фет писал: «У всякого предмета тысячи сторон, но художнику дорога одна сторона предметов: их красота, точно так же, как математику дороги их очертания или…

А.А. Фет писал: «У всякого предмета тысячи сторон, но художнику дорога одна сторона предметов: их красота, точно так же, как математику дороги их очертания или…

А.А. Фет. Судьба поэта. Основные темы и мотивы лирики.

А.А. Фет.  Судьба поэта. Основные темы и мотивы лирики.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2020