А.Блок и М.Врубель. Стихотворение А.Блока "Незнакомка"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

А.Блок и М.Врубель. Стихотворение А.Блока "Незнакомка" Цель урока: рассмотреть связь картин Врубеля и стихотворения Блока “Незнакомка”, дать анализ стихотворения. Оборудование: репродукции картин Врубеля, компьютер. К уроку подготовлены индивидуальные задания: – Слово о Врубеле и его картинах; – Предыстория “Незнакомки”; – Звукопись стихотворения; – Художественное творчество (авторские иллюстрации) по теме урока.
Иконка файла материала А.Блок и М.Врубель.doc
А.Блок и М.Врубель. Стихотворение А.Блока "Незнакомка" Цель урока: рассмотреть связь картин Врубеля и стихотворения Блока “Незнакомка”, дать анализ стихотворения. Оборудование: репродукции картин Врубеля, компьютер. К уроку подготовлены индивидуальные задания: – Слово о Врубеле и его картинах; – Предыстория “Незнакомки”; – Звукопись стихотворения; – Художественное творчество (авторские иллюстрации) по теме урока. Ход урока I. Слово учителя. Тема города, социальной несправедливости, непривычные для раннего поэта, появляются в последнем разделе I книги  А.Блока. Лирика II тома отразила изменения блоковского мировосприятия. События окружающей жизни вторгаются в сознание поэта.  Он изображает сложный, противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы, и ощущает себя причастным ко всему  происходящему. В душе автора происходит некое раздвоение. Он замкнут в себе, теряет связь с миром. Память не хочет  подчиняться бездушным законам, хранит высоту, красоту идеала. Душа ищет способа восстановления связей с миром.  Возникает образ “Незнакомки”. На протяжении многих столетий художники, поэты, музыканты обращались к образу Незнакомки, прекрасной женщины,  идеала. У некоторых он оставался в мечтах, иные переносили свои фантазии на полотна. Всмотримся в картины известных художников и отметим яркую особенность: образы на них разные, но есть общее – личное,  выношенное и выстраданное, что останется на века запечатленным, – прекрасный образ. Слайд 3, 4. А.Блок нашел свой идеал в картинах Врубеля. II. Слово о Врубеле (индивидуальное задание). Гениальный русский художник рубежа XIX–XX веков Михаил Александрович Врубель – мастер универсальных  возможностей. Прославившего свое имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике,  декоративной скульптуре, театрально – декорационном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен,  декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций. Слайд 6–7. III. Предыстория стихотворения А.Блока “Незнакомка” (индивидуальное задание). В начале 1906 года Блок написал “Незнакомку”. Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам.  Молодой литератор Евгений Иванов 9 мая 1906 года записал в своем дневнике рассказ о поездке с Блоком за город. Блок  повез его в Озерки – дачный поселок возле станции Финляндской железной дороги. Взявшись быть гидом в этой литературной  прогулке по пыльным улочкам дачного поселка, Блок и своему приятелю, и себе доказывал реальность собственных  вымыслов. Разумеется, особую, чисто духовную – но все – таки несомненную достоверность описанного им фантастического  события. Впоследствии Блок объяснил, где он видел въявь свою незнакомку – оказывается, на картинах Врубеля. Слайд 8–10. IV. Стихотворение А.А.Блока “Незнакомка”. 1. Чтение учителем стихотворения. 2. Анализ стихотворения: – Особенности композиции стихотворения (состоит из 13 катренов, само произведение делится на две части:  описание реальной обстановки (1–6 строфы) и часть, связанная с появлением Незнакомки (7–12 главы). Обе  части объединены чувствами, отношениями лирического героя к изображаемому. Стихотворение построено на  контрасте картин и образов, противопоставленных и отраженных друг в друге). – Определить ключевые образы мира реального и отношение к ним автора. А) рестораны, горячий воздух, окрики пьяных, дух весенний и тлетворный; Б) пыль, скука, крендель, детский плач; В) вечер, шлагбаумы, канавы, испытанные остряки с дамами; Г) озеро, уключины, женский визг, в небе диск; Д) вечер, стакан­друг, влага терпкая и таинственная;Е) соседние столики, сонные лакеи, пьяницы с глазами кроликов. – Что можно сказать об этом мире и отношении к нему автора? Вывод 1. Перед нами картина разнузданной пошлости, которая заражает все вокруг. Обстановка нагнетается и при помощи  режущих звуков. Даже луна становится бездушным диском, как и шутки испытанных остряков. – Каким предстает мир мечты, мир воображаемый? Назовите его ключевые образы. А) вечер, час назначенный, сон, девичий стан, шелка; Б) духи, туманы, одна; В) древние поверья, шелка, шляпа с перьями, узкая рука в кольцах; Г) вуаль, берег, даль; Д) тайны, солнце, душа, излучины, вино; Е) перья страуса, мозг, очи, берег. – Что можно сказать о лексическом пласте 2­й части? Вывод 2.   Лексика высокая, ритм завораживающий. Здесь возникает заглавный образ – Незнакомка. Стремительно    врывающаяся, она как бы застывает в раме окна. В дальнейшем действие характеризует лишь лирического героя. Образ Незнакомки исполнен поэтической прелести. Она чужда окружающей реальности. Одиночество Незнакомки и лирического героя выделяет их из толпы, притягивая друг к другу. Красота, истина, поэзия оказываются в неразделимом единстве. V. Звукопись стихотворения. Интересный подход в решении задачи создания образного строя использует А.Блок. В 1­й части стихотворения умышленное нагромождение труднопроизносимых согласных звуков. Слайд 11. Лексика этой части подчеркнуто “заземлена”, оценки носят отрицательный характер. Отличие 2­й части от 1­й видно уже на уровне звуков. Поэт сводит к минимуму трудные согласные, отдавая предпочтение  сонорным звукам. Появление героини сопровождается редкой по красоте аллитерацией и ассонансами, создающими ощущение легкости  образа. Слайд 12. VI. Заключение. Авторские работы ученицы Седаковой Лены – “Какой я себе представляю “Незнакомку” А.Блока”. Слайд 13–16. VII. Домашнее задание. Выучить стихотворение.

Посмотрите также