Статья об адаптации учащихся младшего школьного возраста к обучению в образовательном учреждении. Методы и приемы работы с детьми в первый год обучения.
Учителя и родители могут оказать ребёнку существенную помощь в процессе школьной адаптации, поэтому обсуждение вопросов адаптации и поиск способов преодоления трудностей является столь важным.
Школьная адаптация - приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.
адаптация статья.doc
«Адаптация первоклассников к обучению в
школе»
Лукина Е.С.
МАОУ «СОШ № 34»
Великий Новгород 2018 г. Начало школьного обучения – сложный и важный этап в жизни любого ребёнка.
Одни достаточно легко и быстро привыкают к школьной атмосфере, другие
мучительно входят в новую жизнь, испытывая сильнейшее душевное напряжение
и тем самым осложняя свои отношения с близкими людьми. В среднем
привыкание ребёнка к школе имеет продолжительность от 3 месяцев до
полутора лет. Этот период и принято называть адаптационным. Механизмы
адаптации ребёнка к школе имеют многообразие аспектов. Традиционно
наиболее значимыми, считается физиологическая и социально психологическая
адаптация к школе.
Процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ученика.
Учитель должен строить свою деятельность с учётом степени и длительности
адаптации первоклассников к школе. Ему необходимо быть сдержанным,
спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить
отношения со сверстниками.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки на уроке провожу
динамические паузы и гимнастику для глаз при обучении письму, чтению,
математики. А также слежу за осанкой. На каждом уроке письма и математики
проговариваются правила посадки: расстояние от груди до стола должно быть с
кулачок, расстояние от глаз до тетради, спина прямая.
В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной
жизни стала наиболее актуальной, так как стандарт впервые определяет такую
составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших
результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве
приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Для
сохранения здоровья введён курс кружковой деятельности «Здоровым быть
здорово!», где я знакомлю ребят с правилами гигиены, устройством своего
организма и рассказываю о том, как сохранить своё здоровье. Так же на занятиях
кружка провожу подвижные игры и тренинги общения.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является
реализация развивающего потенциала начального общего образования, главной
задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как
психологической составляющей ядра образования. Обучение ориентировано на
развитие учащихся, учёт их способностей и всестороннее раскрытие их
интеллектуального и личностного потенциала.
В соответствии с новыми ФГОС период адаптации к школе первоклассников
обеспечивает знакомство ребенка с одноклассниками и педагогом, со школьным
пространством и организацией времени, с системой школьного оценивания, с
нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения; прививает навыки
индивидуальной, парной и коллективной работы; обучает элементарным
приёмам обратной связи, развивает внимание, память, мышление, воображение;
формирует классный коллектив.
Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало
школьного обучения кардинальным: образом меняет его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру
сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и
ограничений: теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, соблюдать
режим дня, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять требования
учителей, выполнять домашние задания.
В это же период преобразуется личность ребенка, его познавательные и
умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Переживание ребёнком этих изменений, даже если он их не совсем осознает,
всегда заметно: он гордится тем, что стал школьником. Это верный признак
того, что у ребёнка формируется «внутренняя позиция школьника».
Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое
значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолеть превратности
школьной жизни, выполнять новые обязанности.
Эти трудности настолько существенны, что в первые недели школьной жизни
организм первоклассника работает в таком же режиме, как организм
космонавта, находящего в состоянии невесомости. Такая интенсивность
психофизиологических процессов вызвана тем, что активно протекает период
школьной адаптации. Как правило, школьная адаптация занимает не один месяц
и завершается в среднем не раньше, чем к концу первой четверти.
Учителя и родители могут оказать ребёнку существенную помощь в процессе
школьной адаптации, поэтому обсуждение вопросов адаптации и поиск способов
преодоления трудностей является столь важным.
Школьная адаптация приспособление ребенка к новой системе социальных
условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму
жизнедеятельности.
Существует четыре вида адаптации:
физиологическая (взаимодействие различных систем организма);
биологическая (изменение в обмене веществ и функциях органов
соответственно жизненному значению воздействий);
психологическая (приспособление человека к условиям, задачам на уровне
психических процессов, свойств, состояний);
социальнопсихологическая (приспособление к взаимоотношениям в новом
коллективе, усвоение норм и ценностей образовательного пространства, а также
изменения, преобразования среды в соответствии с новыми условиями и целями
деятельности).
Эти виды адаптации взаимодействуют и могут проявляться одновременно.
Таким образом, под адаптацией мы понимаем не только приспособление ребенка
к успешному функционированию в данной среде (приспособление к новой
системе отношений, социальных условий, новым требованиям, видам
деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д., причем, без серьезных
внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки), но и
способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Возрастные особенности первоклассников.
Давайте рассмотрим, какие возрастные особенности характерны для
первоклассников.
1.Активно формируется главное новообразование внутренняя позиция
школьника
2. Внимание непроизвольное, необходима частая смена деятельности
3. Память непроизвольна, начинает развиваться способность к произвольному
запоминанию
мышление
5. В стадии формирования находится способность к произвольному поведению:
к эмоциональному контролю, следованию правилам, инструкциям. Но зачастую
поведение пока определяется эмоциональным состоянием ребенка
6. Ведущая деятельность меняется с ролевой игры на учебу, но в 1м классе,
скорее, представляет собой обучающую игру
7. Первокласснику пока сложно регламентировать свою деятельность, важна
роль учителя
8. Учитель становится самой значимой фигурой, его похвала или порицание
часто более важны, чем родительские.
Признаки дезадаптации.
Сколько всего нового происходит в жизни первоклассника. Многое нужно
освоить, усвоить, ко многому нужно привыкнуть.
При нарушении привыкания к условиям школьного обучения, т.е. адаптации,
возникает дезадаптация. Если в этот период ребёнку не будет оказана
необходимая помощь со стороны родителей, учителей, у ребёнка может
возникнуть школьный невроз или психосоматические заболевания. Для того,
чтобы этого не произошло, необходимо вовремя распознать признаки
дезадаптивного состояния.
Признаки дезадаптации.
1.Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
2.Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
3.Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание
на другие темы.
4.Нежелание выполнять домашние задания.
5.Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
6.Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
7.Беспокойный сон.
8.Трудности утреннего пробуждения, вялость.
9.Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
10.Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя,
грубость.
11.Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
12.Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе. Кризисные периоды адаптации.
Существуют кризисные периоды адаптации, когда могут проявляться признаки
дезадаптации в той или иной степени.
Кризисные периоды:
первые 46 недель ( сентябрь октябрь)
середина декабря;
неделя после каникул в феврале;
середина марта (особенно после каникул).
Признаки успешной адаптации
Как же определить, что период адаптации проходит успешно?
Удовлетворенность процессом обучения: ему нравится в школе, он не
испытывает неуверенности и страхов.
Насколько легко справляется с программой: очень важно вселить в школьника
уверенность в успехе, т.е. создавать ситуацию успеха.
степень самостоятельности при выполнении учебных заданий; (готовность
прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание
самому).
удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и
учителем;
соблюдение школьных правил;
умение ориентироваться в новых ситуациях.
Методы, приемы и игры для учащихся первых классов в период адаптации.
Адаптация первоклассников к обучению в школе.
Адаптация первоклассников к обучению в школе.
Адаптация первоклассников к обучению в школе.
Адаптация первоклассников к обучению в школе.
Адаптация первоклассников к обучению в школе.
Адаптация первоклассников к обучению в школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.