Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Петровская общеобразовательная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО МО учителей начальных классов Протокол № __ от ________
|
УТВЕРЖДЕНО Директор КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа – интернат» Комарова О.Л.приказом от _______ № ___
|
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
ДЛЯ 1 КЛАССА
НА 2022 - 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Разработчик: Хуснулина Е.А.,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана на основе:
· Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
· ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
· Учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ.
М.Ю. Рау М.А. Зыкова «Изобразительное искусство для 1 класса для образовательных организаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение», 2017
В системе воспитания учащихся вспомогательной школы существенное место принадлежит урокам изобразительного искусства. В процессе занятий по этому предмету осуществляется всестороннее развитие, обучение и воспитание учащихся – сенсорное, умственное, эстетическое, трудовое, нравственное, физическое.
Уроки изобразительного искусства обеспечивают богатые возможности для исправления недостатков развития умственно отсталых детей. Коррекционная направленность занятий – обязательное условие учебного процесса.
Программа учитывает особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников:
· недостаточное предварительное осмысление особенностей наглядно воспринимаемого объекта (образца), отсутствие умения устанавливать определенные связи и отношения между отдельными частями;
· недостаточно развитое умение исполнять образец и недостатки планирования при построении рисунка;
· нарушение самоконтроля, неумение самостоятельно исправлять свои действия в соответствии с требованиями изобразительной задачи;
· шаблонное использование ранее усвоенного способа рисования при выполнении нового задания.
Цель: создать условия для всестороннего развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве.
Задачи:
Образовательные
· создать условия для существенного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы;
· находить в изображаемом предмете существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
· содействовать развитию умения сравнивать, обобщать;
· ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
· исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
· дать знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
Коррекционно-развивающие
· способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания и развития правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
· развивать речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Воспитательные
· воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
Основные направления коррекционной работы:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
· развитие восприятия, представлений, ощущений, памяти, внимания, пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
· наглядно-образного, словесно-логического.
Развитие основных мыслительных операций:
· умение сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
· умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
· развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
· формирование адекватности чувств;
· формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция - развитие речи:
· коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.
Коррекция мелкой моторики.
Технологии:
· разноуровневого и дифференцированного подхода;
· здоровьесберегающие;
· игровые;
· личностно-ориентированные;
· информационно-коммуникативные.
Методы
Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
· словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
· практический метод;
· наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
· методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
· методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
Формы обучения:
· урок
· индивидуальная работа
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в обязательную часть учебного плана и относится к предметной области «Искусство».
Данная программа учебного предмета рассчитана на 1 год (33 учебные недели) Продолжительность учебных занятий в 1 классе составляет 35 минут.
Учебный предмет |
Часов в неделю |
Год |
Изобразительное искусство |
1 час |
33 часа |
Обучающиеся 1 класса характеризуются следующими особенностями:
· замедленный темп усвоения программного материала;
· затруднение в различении речевых и неречевых звуков;
· трудности в дифференциации речевых звуков и выделение их из потока речи;
· нарушения развития слухового внимания;
· нарушение звукопроизношения, несформированность языковых и речевых средств
· нарушения развития мелкой моторики;
· нарушение пространственной ориентировки;
· несформированность каллиграфических умений.
В связи с данными особенностями обучающихся 1 класса можно разделить на 4 группы:
Уровни овладения предметными результатами |
Группы обучающихся по уровням овладения предметными результатами |
Характеристика выполнения заданий |
Достаточный уровень |
1 группа |
Обучающиеся правильно решают предъявляемые задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала. |
2 группа |
Темп усвоения учебного материала замедленный. Обучающиеся успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности затруднены. С основными требованиями программы справляются. |
|
Минимальный уровень |
3 группа |
Обучающиеся отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к ошибкам при решении задач, примеров и других заданий. |
4 группа |
Учебную программу в соответствии с требованиями не осваивают. Обучение по специальной индивидуальной программе. |
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее – БУД) реализуется в 1 классе, что конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой для разработки программ учебных дисциплин. Формирование и развитие БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.
Основная цель реализации деятельности по формированию БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки и самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачами формирования и развития БУД являются:
формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
· овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
· развитие умения принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организованную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих задач необходимо:
· определить функции и состав БУД, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
· определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.
На уроках формируются следующие БУД:
Личностные базовые учебные действия (далее по тексту – ЛУД)
|
· осознание себя как ученика, заинтересованного · посещением школы; · способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика; · самостоятельность в выполнении учебных заданий; · самостоятельность в выполнении поручений; · стремление к безопасному поведению в природе и обществе. |
Регулятивные базовые учебные действия (далее по тексту – РУД)
|
· самостоятельно организовывать своё рабочее место; · элементарным умениям самостоятельного выполнения работ; · элементарной самооценке результатов своей деятельности; · воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. |
Познавательные базовые учебные действия (далее по тексту – ПУД)
|
· ориентироваться в учебнике; · отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; · выполнять действия анализа, сравнения, классификации, обобщения на основе наглядно-образного мышления; · делать элементарные выводы под руководством учителя; · использовать повторение при запоминании. |
Коммуникативные базовые учебные действия (далее по тексту – КУД) |
· высказывать свое мнение при обсуждении задания. · работать индивидуально, в паре; · участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других; · читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное. |
В процессе необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного предмета
Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.
Предметные результаты освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению обучения по данному варианту программы. В случае, если обучающийся не достигает минимального уровня по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласием родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант 2 образовательной программы.
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
· знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; · знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; · знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»; · пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; · знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; · знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.; · организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; · следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; · владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); · рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; · применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; · ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; · адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
· узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. |
· знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.); · знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); · знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; · знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.; · знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.; · знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); · знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); · нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради; · следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; · оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); · использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; · применение разных способов лепки; · рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению; · различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу; · различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства; · различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
|
Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
АООП определяет личностные результаты овладения учебным предметом:
· положительное отношение и интерес к урокам развитие речи на основе предметов и явлений окружающей действительности;
· обогащение словаря учащегося;
· элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание ответственности за проделанную работу;
· осознание важности учёбы и познания нового (мотивация к учению);
· уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей;
· ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей
Календарно-тематический план
1 класс
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
дата |
Коррекционные цели |
оборудование |
|
1 –я четверть |
8 |
|
|
|
1. |
Осень золотая наступает. Осенний листопад. Цвета осени. Аппликация |
1 |
2.09 |
Коррекция внимания на основе упр-й. |
цв.бумага, клей образец |
2. |
Солнце на небе. Травка на земле. Забор. Рисование |
1 |
9.09 |
Коррекция мелкой моторики на основе упр-й. |
Альбомы, цв. карандаши |
3. |
Фрукты, овощи разного цвета. Рисование |
1 |
16.09 |
Коррекция мышления и внимания на основе упр-й. |
Муляжи фруктов и овощей Альбомы, цв. карандаши |
4. |
Простые формы предметов. Сложные формы. Рисование |
1 |
23.09 |
Учить использовать трафарет простой формы для создания более сложной формы. Учить создавать изображение на основе простых и сложных форм |
Альбомы, цв. карандаши |
5. |
Линия. Точка. Пятно. Рисование |
1 |
30.09 |
Учить использовать линию, точку, пятно как основу изобразительного образа, создавать изображение на основе линии, точки, пятна. |
Альбомы, цв. карандаши |
6. |
Изображаем лист сирени. Рисование |
1 |
7.10 |
Учить сравнивать форму листа сирени с другими формами, находить природные узоры и более мелкие формы. Анализировать предметы с точки зрения строения их формы. |
Альбомы, цв. карандаши |
7. |
Лепим лист сирени |
1 |
14.10 |
Учить сравнивать форму листа сирени с другими формами, находить природные узоры и более мелкие формы. |
Пластилин , образец |
8. |
Лепим. Матрешка |
1 |
21.10 |
Учить первичными навыкам изображения в объѐме. Изображать в объѐме способами вдавливания и размазывания. |
Пластилин , образец |
9. |
Рисуем куклу-неваляшку |
1 |
28.10 |
Коррекция внимания на основе упр-й в сравнении. |
Альбомы, цв. карандаши |
10. |
Деревянный дом в деревне. Лепка |
1 |
11.11 |
Коррекция мышления на основе упр-й. |
Пластилин , образец |
11. |
Изобрази деревянный дом из бревен. Аппликация. |
1 |
18.11 |
Коррекция внимания на основе упр-й в сравнении. |
цв.бумага, клей образец |
12. |
Аппликация «Рыбки в аквариуме». |
1 |
25.11 |
Понимать выразительные возможности цветной бумаги, используя в технике бумагопластики, осваивать приѐмы аппликации |
цв.бумага, клей образец |
13. |
Зима. Снеговик. Праздник Новый год. Аппликация. Лепка. |
1 |
2.12 |
Развивать навыки работы в технике бумагопластики, конструировать из бумаги. |
цв.бумага, клей образец |
14. |
Новогодняя ёлка. Флажки на веревке для елки. Рисование. Аппликация. |
1 |
9.12 |
Коррекция внимания на основе упр-й в сравнении. |
цв.бумага, клей образец |
15. |
Лепим человека из пластилина. Голова, лицо человека |
1 |
16.12 |
Коррекция внимания на основе упр-й в сравнении. |
Пластилин , образец |
16. |
Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка. Изобрази зайку: слепи и нарисуй |
1 |
23.12 |
Закреплять навыки работы от общего к частному. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции. Развивать навык работы в технике рисунка и лепки. |
Пластилин , образец |
17. |
Рассматривание картин художников |
1 |
13.01 |
Рассматривать и сравнивать картины различных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передаѐт цветом. Знать имена художников, отвечать на вопросы по картине. |
презентация |
18. |
Пирамидка. Рыбка. Аппликация |
1 |
20.01 |
Овладевать техникой аппликации , создавать и изображать на плоскости средствами аппликации и графическими средствами, продолжать овладевать навыками работы карандашами, кистью, ножницами, понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна. |
цв.бумага, клей образец |
19. |
Ваза с цветами. Аппликация |
1 |
27.01 |
Анализировать форму частей, соблюдать пропорцию, развивать навыки работы в технике аппликации. |
цв.бумага, клей образец |
20. |
Колобок. Нарисуй картинку |
1 |
3.02 |
Анал-ть последовательность изображения головы, лиц героев. |
Альбомы, цв. карандаши |
21. |
Дома в городе. Аппликация |
1 |
10.02 |
Овладевать навыками конструирования из бумаги. Составлять и конструировать из простых геометрических форм в технике аппликации. |
цв.бумага, клей образец |
22. |
Одноэтажный дом. Трехэтажный дом. Лепка |
1 |
17.02 |
Развивать навыки работы с целым куском пластилина. |
Пластилин , образец |
23. |
Многоэтажный дом. Аппликация |
1 |
3.03 |
Развивать навык работы в технике бумагопластики |
цв.бумага, клей образец |
24. |
Весна пришла. Яркое солнце. Составить рассказ |
1 |
10.03 |
Рассматривать и сравнивать картины различных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передаѐт цветом. |
Альбомы, цв. карандаши |
25. |
Весна. Почки на деревьях. Рисование |
1 |
17.03 |
Продолжать осваивать приѐмы работы по образцу. |
Альбомы, цв. карандаши |
26. |
Весна пришла. Светит солнце. Бежит ручей. Плывет кораблик. Рисование |
1 |
7.04 |
Изображать характерные особенности деревьев весной, тщательно прорисовывать все детали рисунка. |
Альбомы, цв. карандаши |
27. |
Цветок. Ветка акации с листьями. Рисование |
1 |
14.04 |
Выделять этапы работы в соответствии с постоянной целью. Развивать навыки работы гуашью |
Альбомы, цв. карандаши |
28. |
Что украшают узором? Аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе. Аппликация |
1 |
21.04 |
Развивать декоративное чувство при рассматривании цвета, при совмещении материалов. |
цв.бумага, клей образец |
29. |
Весна. Праздник. Хоровод. Аппликация |
1 |
28.04 |
Понимать роль цвета в создании аппликации. |
цв.бумага, клей образец |
30. |
Изобрази дом в деревне. Деревья рядом с домом. Рисование. |
1 |
5.05 |
Выражать своѐ отношение к архитектуре деревянного деревенского дома. |
Альбомы, цв. карандаши |
31. |
Грибы. Грибы на пеньке. Аппликация. |
1 |
12.05 |
Понимать выразительные возможности цветной бумаги для создания художественного образа. |
цв.бумага, клей образец |
32. |
Придумай свой рисунок. Рисование. Наверху облака. Внизу цветы. Рисование. |
1 |
19.05 |
Понимать, что такое тематическое рисование. Уметь правильно располагать объекты. |
Альбомы, цв. карандаши |
33 |
Тематический рисунок «Ночь. Луна.Домик» |
1 |
26.05 |
Уметь правильно располагать объекты, выбранные для рисования |
Альбомы, цв. карандаши |
|
Итого |
33ч |
|
|
|
Тематическое планирование
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
1. |
Обучение композиционной деятельности. |
9 |
2 |
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. |
10 |
3
|
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов формирование умений передавать его в живописи. |
10 |
4 |
Обучение восприятию произведений искусства. |
3 |
Всего |
33 |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
1. Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-класса.
2. Учебное пособие «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида» под редакцией И.А. Грошенкова.
3. Методические рекомендации по интеграции изобразительной деятельности и технологии Т.Н.Просняковой.
4. Таблицы по изобразительному искусству
5. Видеофильм «Декоративно-прикладное искусство»
6. Видеофильм «Народное творчество
7. Копилка электронных презентаций по темам программы
8. Печатное пособие «Развиваем моторику»
9. Репродукции картин художников.
10. Фотоальбомы о художниках.
11. Печатное пособие «Детям о народном искусстве» Дороновой Г.Н.
12. Печатное пособие «Детям об искусстве» Дороновой Г.Н.
13. Рау М.Ю. «Изобразительное искусство», учебник для 1 класса коррекционной школы 8 вида
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.